ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КАЧЕСТВА ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКИ И НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НЕЮРИДИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ 7
1.1 Понятие качество образования и качество правовой подготовки 7
1.2. Подходы к определению качества правовой подготовки 9
1.3 Нормативно - правовая основа правовой подготовки студентов неюридических колледжей 10
ГЛАВА 2 НАЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ПРАВОВЫМ ДИСЦИПЛИНАМ ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЮРИДИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ. СРЕДСТВА ТЕХНОЛОГИЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ПО ПРАВОВЫМ ДИСЦИПЛИНАМ 14
2.1 Основные положения и определения фонда оценочных средств 14
2.2 Структура фонда оценочных средств 16
2.3 Контроль: виды и определения 18
2.4 Традиционные технологии 35
2.4.1. Тесты и виды тестов 35
2.4.2. Контрольная работа 39
2.4.3. Курсовая работа 40
2.5 Интерактивные технологии контроля 40
2.5.1. Метод «Case-study» 40
2.5.2. Обучающие игры- правовые игры 43
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ПРАВОВЫМ ДИСЦИПЛИНАМ ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЮРИДИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ
Современное развитие России в разных направлениях, формирует требования к качеству подготовки выпускников. Поэтому одна из главных целей в образовании-это подготовка работника, востребованного на рынке труда и свободно владеющего профессией. Для этого государственное законодательство проводит реформы в области образования, чтобы выделить совокупность показателей, с помощью которых можно охарактеризовать качества подготовки специалиста. Среди них можно выделить содержание образования, кадровый состав, материально- техническую базу и т.д.
Актуальность темы связанна с постоянными изменениями и введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) и это обостряет необходимость в разработке Фондов оценочных средств как основу для обеспечения реализации Основной профессиональной образовательной программы и оценивания качества подготовки выпускников. Так в ФГОС закреплены требования о качестве образования и соответствии персональных достижений, которые выражаются в мониторинге результатов обучения студентов, это объясняет создания фондов оценочных средств для текущей и промежуточной аттестации.
Становится актуальным рассмотреть методологию разработки и внедрения современной системы средств и технологий для текущей и промежуточной аттестации студентов по правовым дисциплинам.
Проблема подготовки методических разработок по фонду оценочных средств недостаточна изучена. На данную тематику представлена не так много работ, однако хочется выделить одну из немногих работ - это исследование Темняткиной Ольги Владимировны кандидата педагогических наук, доцент кафедры профессионального образования: «Методика разработки Фонда оценочных средств Основной профессиональной образовательной программы на основе ФГОС». Она рассматривает в широком смысле качество и оценку начального и общего профессионального образования, а в нашем исследовании целью является конкретизировать формирование фонда оценочных средств именно по правовым дисциплинам для студентов неюридических колледжей.
Объект - качество правовой подготовки.
Предмет - средства оценки этого качества.
Целью данной работы является: предложить методику разработки фонд оценочных средств по правовым дисциплинам студентов неюридических колледжей.
Для достижения цели необходимо выделить знание, умение и навыки подлежащие оценки в рамках правовых дисциплин. Рассмотреть средства оценки качества правовой подготовки, которые должны быть представлены в грамотно оформленном фонде оценочных средств по дисциплине. Фонд оценочных средств является инструментом, позволяющим выполнять требования ФГОС ориентированных на результаты образования.
Порядок формирования Фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов разрабатывается на основании следующих документов:
1. Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО);
3. Устава колледжа.
К числу основных задач относится:
1. Анализ теоретических подходов к определению качества правовой подготовки. Анализ нормативно правовой основы правовой подготовки студентов неюридических колледжей.
2. Рассмотреть средства технологий способа оценки качества подготовки по правовым дисциплинам. Определить назначение и структуру Фонда оценочных средств по правовым дисциплинам для аттестации студентов неюридических колледжей.
3. Разработать методические подходы формирование Фонд оценочных средств по правовым дисциплинам для аттестации студентов неюридических колледжей.
В качестве методов исследования применялись общие и частные, а именно анализ, дедукцию, конкретизация, системный анализ, логический подход, обобщение результатов исследования.
Вышеизложенный материал подтверждает, что тема актуальна, так как постоянные изменения в сфере образования, а также пробелы в законодательстве обостряет необходимость в разработке фондов оценочных средств для аттестации студентов неюридических колледжей.
Качество образования одно из важных направлений колледжей, так как оно выражается во взаимодействии с внешними партнерами, взаимодействии с родителями обучающихся, включение в различные виды деятельности, а также выражено в закреплённых обязанностях в законодательстве об образовании в части правовой подготовки студентов разных профессий и специальностей. Эта обязанность напрямую нашла отражение в компетенциях, закреплённых в федеральных государственных стандартах по ТОП-50 перспективных и востребованных профессий и специальностей: «ОК
11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере», поэтому не зная основ юриспруденции сложно пройти процедуру создания юридического лица или индивидуального предпринимателя, а так же для осуществления бизнеса необходимо знать основы гражданского, уголовного, бюджетного, налогового законодательства.
Далее были рассмотрены средства и технологии оценки качества образования по правовым дисциплинам, большинство технологий были разработаны самостоятельно и опробованы среди групп студентов, в частности были проведены технологии тестирования, кейс метод, игровое обучение. Студентам интересны интерактивные технологии, так как с помощью них легче вызвать интерес к дисциплине, у студентов появляется возможность проявить самостоятельность в поиске информации, сокращается время проверки знаний и оживляется учебный процесс. Даная форма наиболее активная, происходит взаимодействие не только между преподавателем и студентами, но и между студентами. Рассмотренные источники помогли структурировать фонд оценочных средств и в результате получилось разработать методические рекомендации подходов к формированию фонда для аттестации студентов по правовым дисциплинам.
Рекомендуем данную работу для использования преподавателям правовых дисциплин, а также студентам педагогических и правовых образовательных организаций.
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 1691.
2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017) // КонсультантПлюс.
3. «Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017) // КонсультантПлюс.
4. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017) // КонсультантПлюс.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 01.10.2017; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017) // КонсультантПлюс.
6. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 01.10.2017; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017) // КонсультантПлюс.
7. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» // КонсультантПлюс.
8. Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 N 1400 (ред. от 09.01.2017) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2014 N
31205) // КонсультантПлюс.
9. Приказ Росстата от 17.08.2016 N 429 (ред. от 08.09.2017) «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций, осуществляющих подготовку по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» // КонсультантПлюс.
10.Закон Свердловской области от 15.07.2013 N 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (принят Законодательным Собранием Свердловской области 09.07.2013) // КонсультантПлюс.
11. Рекомендации Федерального Института Развития Образования по формированию комплектов оценочных средств[Электронный ресурс] http: //www.firo .ru/
12. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: Изд - во Тюм. Гос. Унив., 2016.- 216 с.
13. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. М., 2015, - С. 65.
14. Высоковских А.С Методические рекомендации о применении технологий в образовании //Вестник образования России. 2017 http://www.vestnikedu.ru (дата обращения: 14.08.2017)
15. Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса. // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. М., 2016, с. 3 - 9.
16. Блинов В. И. Концептуальные основы разработки федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования нового поколения// Учительская газета. 2017 http://www.ug.ru/
17. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. // Педагогика, 2015, №10, с. 8 - 14.
18. Белоногова Л.А. Современные подходы к оценке качества образования // Педагогика № 6. 2016 с. 20-27
19. Белоусова А.Г Методические рекомендации по составлению олимпиад для студентов// Учительская газета. 2017 http://www.ug.ru/ (дата обращения: 10.09.2017)
20. Беспалъко В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Просвещение, 2015. - С. 115.
21. Вройенстийн А.И. Внешняя оценка качества образования: некоторые вопросы и ответы // Высшее образование в Европе. l.XYII. - №3. - 2015 г. - С. 66-88.
22. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 2016. — 112 с.
23. Давиденко В.Г Чем "кейс" отличается от чемоданчика?//Обучение за рубежом,№7,2015
24. Долгоруков А.М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс]/ Долгоруков А. М. Лекции
25. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно - целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.2014: Сентябрь,
2015. - 78 с.
26. Караушев В.Ф., Терентьева Л.В. Разработка банка программно-дидактических тестовых заданий. - Томск: ТПУ, Центр обеспечения качества образования, 2015. - 30 с.
27. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика учебной мотивации школьников (Методические рекомендации). Екатеринбург: УрГППУ,
2016. - 39 с.
28. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. - Ростов- на-Дону: Феникс, 2015. с.80
29. Крапотина Д.М. Традиционные технологии в педагогике// Учительская газета. 2017 http://www.ug.ru/ (дата обращения: 10.09.2017).
30. Лисицына Л.С. Самостоятельная работа студентов на уроках и во внеурочное время// Компьютера. №23 - 2016.
31. Маргвелашвили Е.О месте "кейса" в российской бизнес-школе //Обучение за рубежом, № 10, 2015
32. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М.,2015. - с. 116
33. Малинецкий Г.Д. Учитель, ученик и шанс для России. // Компьютера. - 2015. - № 42.
34. Павлов С.А Инновация в образовании// Молодой ученый. 2017 https://moluch.ru/ (дата обращения: 15.09.2017)
35. Панченко А.А. Разработка тестов. Часть 1. Конструирование тестов. Часть 2. Статистическая обработка тестов. Методические указания для преподавателей ДВГУПС по конструированию и статистической обработке тестов. - Хабаровск, 2015. - 25 с.
36. Поташник М. М. Качество образования. Проблемы и технология управления. Педагогическое общество России, 2014- с 115
37. Петров В. Современные педагогические технологии и образование в III тысячелетии// Педагогика № 10. 2017 с. 58
38. Садыкова Т.А Инновация в образовании// Молодой ученый. 2017 https://moluch.ru/ (дата обращения: 15.09.2017)
39. Степанов Р.И. Технологический подход к гуманизации образования. // Наука и образование. №3. 2014. с.46-50
40. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование,2016. - 256 с.
41. Смолянинова О.Г.Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов Учебное пособие. - М.: Народное образование,2015. - 76 с.
42. Стрюков Т.А. "Стандартизация уровня подготовки и оценивания знаний, обучающихся" // Педагогика №8 2016 г. с. 12-18
43. Темняткина О.В. Методика разработки Фонда оценочных средств Основной профессиональной образовательной программы на основе ФГОС. Методические рекомендации. Екатеринбург, 2015. - 113 с.
44. Теплов Б. М. Способности и одаренность// Педагогика № 15. 2017 с. 20-30.