ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ МОНИТОРИНГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 10
1.1. Основные направления профессионального развития педагога
образовательной организации 10
1.2. Роль психолого-педагогического мониторинга в образовательной
организации 23
1.3. Возможности психолого-педагогического мониторинга в отслеживании
профессионального развития педагога образовательной организации 32
ГЛАВА 2. ОПЫТНО ПОИСКОВАЯ РАБОТА. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 43
2.1. Характеристики диагностик, используемых для психолого-
педагогического мониторинга профессионального развития педагога образовательной организации 43
2.2. Реализация психолого-педагогического мониторинга профессионального
развития педагогов в процессе образовательной деятельности дошкольной образовательной организации 53
2.3. Анализ эффективности психолого-педагогического мониторинга профессионального развития педагогов в процессе образовательной
деятельности дошкольной образовательной организации 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 14
Актуальность проекта: В настоящее время система образования в России модернизируется, все больше возрастают требования к образовательным организациям: качество образования растет, реализуются новые информационные технологии, внедряются новые образовательные стандарты и требования. К педагогам, как главным участникам процесса образования каждого гражданина, предъявляются высокие требования. В настоящее время возникает потребность в поиске ответов на вопросы, обращённых к профессиональному развитию педагогических кадров, его структуре, содержанию, технологиям и оценке качества подготовки педагогов и образования в целом. От образовательного уровня, квалификации, профессионализма педагогов зависит решение задач, которые ставит перед образовательной организацией государство. Поэтому вопрос оценки профессионального развития педагога в образовательной организации становится все более актуальным. Возникла необходимость помощи педагогам в том, чтобы увидеть собственные результаты и успехи , выявить проблемы и найти грамотные пути их решения. Решение этой проблемы невозможно без разработки системы мониторинга профессиональной деятельности педагога. Инновационные изменения в образовании создают необходимость в совершенствовании психолого-педагогического мониторинга, основанного на постоянном изучении социальных и профессиональных потребностей на образовательные и методические услуги.
Предпосылки становления исследования мониторинга формировались с начала XX столетия, появились в отечественной педагогике в 90-х годах (В.И. Андреев, В.П. Беспалько, В.А. Кальней, А.Н. Майоров, С.Е. Шишов и др.). Одной из ранних работ по вопросам управления качеством образования и образовательному мониторингу является книга Д.В. Татьянченко и С.Г. Воровщикова «Управление качеством образования: вхождение в проблему» (1995 г.). Эти ученые предлагают алгоритм управления качеством, одним из шагов которого является психолого-педагогический мониторинг, который они, к сожалению, сводят лишь к сбору информации.
В последние несколько лет ученые активно исследуют вопросы, связанные с качеством образования, разрабатывают технологии и механизмы управления им (С.Г. Воровщиков, С.А. Гильманов, Б.И. Загвязинский, В.П. Панасюк, М.М. Поташник и др.), в том числе на основе мониторинга (Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев и Н.Н. Мельникова, Н.А. Кулемин и др.). Наиболее полно вопросы управления качеством образования отражены в практико-ориентированной монографии «Управление качеством образования» под редакцией М.М. Поташника (2000 г.). Качество образования здесь рассматривается как соотношение цели и результата, спрогнозированного в зоне потенциального развития школьника. В отличие от многих более ранних работ по вопросам управления, авторы книги не сводят образование к обучению, хотя о качестве образования судят главным образом по качеству образовательных результатов. В двух параграфах книги Т.И. Шамовой и Т.М. Давыденко (2001 г.) кратко изложены основные положения по вопросам качества образования и образовательного мониторинга. Более подробно авторы рассматривают методики самоанализа и самооценки своей деятельности педагогом на основе полученной информации.
Несмотря на существенное наличие научных трудов на тему педагогического мониторинга, эта проблема еще не достаточно изучена и внедрена в практическую деятельность образовательных организаций.
Отмеченные обстоятельства, актуальность и противоречия определили выбор темы работы: «Психолого-педагогический мониторинг профессионального развития педагога образовательной организации».
Объект работы: образовательный процесс в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: психолого-педагогический мониторинг профессионального развития педагога образовательной организации.
Цель работы: выявить и обосновать возможности психолого-педагогического мониторинга профессионального развития педагога образовательной организации, а также апробировать их в практике образовательного процесса дошкольной организации.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что психолого-педагогический мониторинг профессионального развития педагога, который:
• предполагает непрерывное наблюдение за деятельностью педагога, его профессиональными изменениями в процессе работы и инновационной деятельности и получение оперативной информации о состоянии образовательной системы,
• выявляет проблемы, которые помогут предупредить негативные тенденции образовательного процесса,
• регистрирует ход деятельности педагога, что позволяет сравнивать, анализировать, корректировать управленческие решения и грамотно планировать работу, исходя из полученных результатов, -
способствует профессиональному развитию педагога, являясь одним из ведущих стимулов мотивации, прогнозируя и отслеживая его рост. Это существенно влияет на эффективность управленческой деятельности в целом, наполняя содержанием основные управленческие функции - планирование, организацию, регулирование и контроль.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили постановку ряда задач.
^Проанализировать психолого-педагогические труды с целью выявления специфики профессионального развития педагога в образовательной организации.
2. Выявить возможности психолого-педагогического мониторинга в отслеживании профессионального роста педагога.
3. Определить методические основания для проведения психолого-педагогического мониторинга с целью повышения профессионализма педагогов в образовательной организации.
4. Разработать и принять свод критериев и показателей достижений педагогов.
5. Систематизировать и апробировать процедуру психолого-педагогического мониторинга профессионального развития педагога.
Положения, выносимые на защиту:
1. Профессиональное развитие педагога представляет собой особый вид его активности в сфере освоения образовательных инноваций; важнейшую составляющую нового педагогического профессионализма; результат совместных усилий личности, государства и общества. Профессиональное развитие - динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению опыта, предполагающий непрерывное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование. Оценить и спроектировать уровень профессионального развития педагога позволяет систематическое использование психолого-педагогического мониторинга.
2. Психолого-педагогический мониторинг является преобладающим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик и технологий, обеспечивающий непрерывное слежение за качеством дошкольного образования, а также прогнозирование результативности системы качества образования. Основными характеристиками психолого-педагогического мониторинга являются непрерывность, диагностичность, информативность, научность и обратная связь. Результат в психолого-педагогическом мониторинге призван отразить количественную и качественную сторону результата воспитания и образования.
3. План организационно-методической работы по профессиональному развитию педагогов представляет собой совокупность определенных мероприятий: семинары-практикумы, индивидуальные и групповые занятия, психологические тренинги, деловые игры, консультации, мастер-классы. Данные мероприятия способствуют формированию адекватной самооценки педагогов, саморазвитию, раскрытию творческого потенциала и профессиональному развитию педагогов.
4. Реализация организационно-методической работы, направленной на профессиональное развитие педагогов ДОУ и результаты апробации её в практике работы с педагогами ЧДОУ Детский сад № 129 ОАО «РЖД» города Екатеринбурга.
Теоретическую основу исследования составили: концептуальные работы, раскрывающие идеи: профессионального развития педагога (Л. И. Божович, Ю.А. Каверин, Г.А. Лисьев, В.Т. Фоменко); влияния профессиональной деятельности на формирование личности (И.В. Абакумова, С.П. Безносов, А.А. Волков, С.А. Дружилов, П.Н. Ермаков, Е.А. Климов);особенности психолого-педагогического мониторинга (А.Н. Майоров, В.В. Репкин, А.А. Орлов, Т.А. Строкова).
Научная новизна исследования заключается в разработке системы психолого-педагогического мониторинга профессионального развития для педагогов ЧДОУ Детский сад № 129 ОАО «РЖД» и обосновании содержания организационно-методической деятельности, направленной на повышение профессиональных компетенций педагогов.
Практическая значимость исследования заключается в методических разработках по диагностике профессионального развития педагогов ДОУ и содержании организационно-педагогической деятельности руководителя ДОУ, направленной на профессиональное развитие педагогов. Данные материалы могут быть использованы как заведующими и методистами в управленческой деятельности, так и самими педагогами в выстраивании многолетней профессиональной карьеры.
Исследование проводилось на базе ЧДОУ Детский сад № 129 ОАО «РЖД» города Екатеринбурга. В исследовании участвовали 11педагогов.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические - теоретический анализ, понятийный анализ материала, обобщение, сравнение, прогнозирование; эмпирические: прямое и косвенное наблюдение за процессом, экспертная оценка, анкетирование педагогов, статистические методы обработки результатов исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Достоверность основных положений диссертации подтверждена опубликованными автором научными трудами. По теме научного исследования опубликовано две научные работы:
• Прытова Н.А. Мониторинг как комплексная система контроля в дошкольной образовательной организации [Текст] / Н.А.Прытова// Воспитание и обучение: теория, методика и практика: сборник материалов VII международной науч.-практ.конф.: Часть 3. - Вологда: ООО «Маркет», Чебоксары-2016- с 100-102;
• Прытова Н.А. Роль мониторинга в педагогическом процессе [Текст] / Н.А.Прытова // Детство, открытое миру: актуальные вопросы образования: сборник научных материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции «Детство, открытое миру: актуальные вопросы образования» / Урал.гос. пед. ун-т, Ин-т педагогики и психологии детства ; под ред. Е. В. Коротаевой. - Екатеринбург, 2016. - с.34-37.
Новые социально-экономические условия в России все более настоятельно выдвигают требования повышения качества подготовки специалистов в системе дошкольного образования. Повышение качества образования не возможно без повышения уровня профессиональной квалификации педагогических работников. В связи с этим, важную роль приобретает решение проблемы организации психолого-педагогического мониторинга как эффективного средства повышения уровня профессиональной квалификации педагогических работников системы дошкольного образования.
Результаты первого этапа психолого-педагогического мониторинга показали, что для большей части педагогов характерен не высокий уровень профессиональной компетенции, отсутствие личностного роста в профессиональном плане, желания участвовать в жизни организации. Часто приходилось сталкиваться с пассивной позицией педагога и нежеланием изучать новые тенденции и внедрять их в практику дошкольной организации. Мотивация на успех в профессиональном росте встречалась в единичных случаях, что свидетельствовало нам о низкой заинтересованности воспитателей в достижении социального престижа. Собственная оценка профессионального становления педагогов в ЧДОУ достигала высоких уровней, но на практике подтверждение этому наблюдалось в единичных случаях. Оценка эксперта более достоверная и одной из задач нашей работы было ее сближение с самооценкой педагога.
С целью развития профессиональной компетенции педагогов ЧДОУ, было разработано содержание (обучающие семинары, психологические тренинги, тематические консультации для педагогов, анализ и обобщение педагогического опыта и др.) и структура организационно-методического обеспечения, составлен план мероприятий по развитию профессиональной компетенции. Работа по организационно-методическому обеспечению профессионального развития педагогов в ЧДОУ была выстроена в три этапа, в соответствии с разработанным планом и учетом ожиданий педагогов. На основе выявленных в процессе диагностирования проблем и потребностей педагогов было сформировано три основных направления организационно-методического обеспечения профессионального роста педагогов ЧДОУ: саморазвитие и раскрытие творческого потенциала, профессиональное развитие и формирование адекватной самооценки. В процессе реализации плана применялись разнообразные формы организационно-методического обеспечения: была организована методическая поддержка, созданы условия для участия членов педагогического сообщества в различных мероприятиях (курсах, семинарах-практикумах, тренингах), оказывалась информационная поддержка.
Результаты промежуточного психолого-педагогического мониторинга выявили положительные тенденции профессионального развития педагогов ЧДОУ №129ОАО «РЖД». У педагогов повысился уровень стремления к саморазвитию, возрос интерес к инновационной деятельности и существенно повысился уровень профессионально-личностного и профессионально- деятельностного компонента. Педагоги стали активнее, чаще стали проявлять любознательность и функциональный интерес. Полученные данные стали основанием для продолжения работы по намеченному плану.
Результаты итогового психолого-педагогического мониторинга доказывают существенное профессиональное развитие и стремление педагогов активно реализовывать свои навыки и способности на практике. Значительно сократилась доля педагогов с низким уровнем профессионально-педагогической компетенции. Педагоги стали чаще демонстрировать интерес к своей профессии, стали более активно внедрять в совместную образовательную деятельность с детьми инновационные формы работы. Педагоги ЧДОУ мотивированы внутренним стремлением к личностному росту, что послужило причиной установки в коллективе благоприятной творческой атмосферы.
Поставленные в исследовании задачи были решены:
^Проанализированы психолого-педагогические труды с целью выявления специфики профессионального развития педагога в образовательной организации
2. Выявлены возможности психолого-педагогического мониторинга в отслеживании профессионального роста педагога.
3. Определены методические основания для проведения психолого - педагогического мониторинга с целью повышения профессионализма педагогов в образовательной организации.
4. Разработан и принят свод критериев и показателей достижений педагогов.
5. Систематизирована и апробирована процедура психолого-
педагогического мониторинга профессионального развития педагога.
Выдвинутая гипотеза, о предположении, что психолого-педагогический мониторинг профессионального развития педагога
• Предполагающий непрерывное наблюдение за деятельностью педагога, его профессиональными изменениями в процессе работы и инновационной деятельности и получение оперативной информации о состоянии образовательной системы
• Выявляющий проблемы, которые помогут предупредить негативные тенденции образовательного процесса
• Регистрирующий ход деятельности педагога, что позволяет сравнивать, анализировать, корректировать управленческие решения и грамотно планировать работу, исходя из полученных результатов способствует профессиональному развитию педагога, являясь одним из ведущих стимулов мотивации, прогнозирует и контролирует его рост, нашла своё подтверждение в ходе опытно-поисковой работы.
Процесс профессионального развития педагогов в дошкольной образовательной организации протекает эффективнее при регулярном использовании психолого-педагогического мониторинга. Психолого-педагогический мониторинг является основополагающим этапом для разработки системы организационно-методических мероприятий. Повышение профессиональной компетентности педагогов через систему методических мероприятий основывается на дифференцированном подходе, которая базируется на системном анализе. Это способствует выявлению основных противоречий в работе, определению главной цели и задач дальнейшей деятельности, что позволяет выработать план действий, реализующемся при целенаправленном руководстве и контроле деятельности педагогов.
1) Ангеловский, А.А. Анализ понятий профессия,
профессиональное сознание, профессиональная деятельность,
профессионализм [Текст] / А.А. Ангеловский // Известия Самарского
научного центра Российской академии наук.-2010.-№5(2).-С.306-314.
2) Ахматова, Л.Н. Возможности методической службы в развитии
профессиональной компетентности педагогов дошкольного
образовательного учреждения [Текст] / Л. Н. Ахматова // Образование и наука. - 2006. - N 3. - С. 62-69.
3) Безрукова, В.С. Педагогика: Учеб. Для инж.-пед.спец./Екатеринбург.Обл. ин-т развития регионального образования. -Екатеринбург: Изд-во Свердл. Инж.-пед. ин-та, -1993. - 320 с.
4) Белая, К. Ю. Руководство ДОУ [Текст] : контрол.-диагност. функция / К. Ю. Белая. - М. : Сфера, -2005. - 64 с.
5) Белкин, А.С. Основы педагогических технологий (Краткий толковый словарь /А.С. Белкин. - Екатеринбург : [б. и.], -1995. - 22 с.
6) Белкина, В.Н. Особенности профессиональной деятельности педагога дошкольного образования в рамках гуманистической парадигмы [Текст] / В.Н. Белкина // Ярославский педагогический вестник (научный журнал). - Электронный ресурс. - № 3-4. - 2001.-38с.
7) Богославец, Л. Г. Управление качеством дошкольного образования [Текст]
: метод. пособие для студентов пед. фак., аспирантам /
Л. Г. Богославец, А. А. Майер. - М. : Сфера, -2009. - 128 с.
8) Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. [Текст]./ под
редакцией Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», -1997. - 352 с.
9) Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для
студентов[Текст]/Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов.
Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. - М. : Академический Проект; Культура, - 2005. - 240 с.
10) Большая психологическая энциклопедия: [Электронный ресурс]
иКЬ:ййр://рзусйо1оду.асабеш1с.ги/(дата обращения 28.12.2016).
11) Болюбаш, Я.Я. Педагогическое оценивание и тестирование. Правила, стандарты, ответственность [Текст] / Я. Я. Болюбаш, И. Е. Булах, М. Г. Мруга, И. В. Филончук. - К. : Мастер-класс, -2007. - 272 с.
12) Бондаревская, Е.В., Кульневич, С.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций. [Текст] / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич // Педагогика. 2004. -№10.- С. 23-31.
13) Бордовская, Н.В. Психология и педагогика. [Текст] / Н.В. Бордовская, АА. Реан, С.И. Розум, С.И. - Санкт - Петербург: Питер, -2002. - 432 с.
14) Бордовский, Н.Ф. Исследование процесса становления
профессиональной компетентности будущих педагогов: коллектив. моногр. [Текст] / под ред. Г.А. Бордовского, Н.Ф. Радионовой, А.В. Тряпицына. СПб.- 2011. - С. 64-67.
15) Боровкова, Т.И. Мониторинг развития системы образования [Текст]: в 2 ч. Ч. 1. Теоретические аспекты / Т.И. Боровкова, И.А. Морев. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, -2004.-150с.
16) Виноградова, Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы [Текст] : метод. пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. - М. : Айрис-пресс, 2008.-192 с.
17) Выготский, В.С. Педагогическая психология [Текст], Издательство: «АСТ/Астрель»,- 2008 .-671с.
18) Гаврюшина, Е. Н. Инновационная деятельность в дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] / Е. Н. Гаврюшина // Проблемы современного педагогического образования. - 2015. - № 46-2. - С. 65-71 - URL : https://e1ibrary.ru/item.asp?id=23826224(дата обращения: 11.03.2017).
19) Горная, Т.И. Профессиональная деятельность современного педагога дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Т.И. Горная // Психология труда и профессиональное развитие педагога: актуальное состояние, проблемы и перспективы. Материалы II Международной научно-практической конференции (9 октября 2013 года, Екатеринбург- Бирск) / Под ред. д-ра пед. н., профессора Л.В. Моисеевой, к. психол. н., доцента О.С. Батуриной. - Москва: Научные технологии, 2013. - 217 с. С. 17-19.
20) Данилина, Т.А. Совершенствование управления детским садом. [Текст] / Т.А. Данилина, М.Б. Зуйкова // журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения» -2009. - №10. - С. 41-44.
21) Желнова, О.Д. Профессиональное развитие личности: межпредметный подход [Текст]/ О.Д. Желнова // Сборник статей магистрантов «Управление образованием». Выпуск 1 [Электронный ресурс] : Режим доступа : //http://publications.hse.ru/chapters/71720586
22) Захараш, Т. А. Современное обновление содержания подготовки воспитателя. [Текст] / Т. А. Захараш // Дошкольное воспитание - 2011. -№ 12.- С.74.
23) Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст]: учебное пособие для студентов вузов.-2-е изд., перераб., доп./ Э.Ф. Зеер-М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.-336с.
24) Каверин, Ю.А. Творческое саморазвитие личности учителя как процесс совершенствования его профессионализма [Текст] /Ю.А. Каверин //Вестник ТГПУ - М. : 2009. -№ 10. -с.55-58.
25) Климов, Е.А. Введение в психологию труда [Текст]/ Учебное пособие для студентов вузов./Е.А.Климов - М. : Изд-во МГУ, 2004 . -199с.
26) Коваленко, И. В. Педагогический мониторинг как средство управления качеством образования [Текст]/ И.В. Коваленко// Известия ТулГУ, Гуманитарные науки. - 2012. - 87с.
21) Комарова, И.А. Оценочные шкалы [Текст]/И.А. Комарова, Р.Л. Непомнящая // Готовимся к аттестации: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - СПб. : 2000. - 97с.
28) Коржуев, А. В. Педагогика в зеркале исследовательского поиска. На перекрестке мнений [Текст] / А. В. Коржуев, А. С. Соколова. - М. : ЛЕНАНД, 2014. - 202 с.
29) Коротаева, Е.В. О роли научно-методического сопровождения в развитии теории и практики образования. [Текст] / Е.В. Коротаева // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 4 - С. 38-44.
30) Краевский, В.В. Методология для педагога: теория и практика [Текст] / В.В. Краевский. - Волгоград. : Перемена, 2007. - 395 с.
31) Крутецкий, В. А. Психология [Текст]/В.А. Крутецкий// Учебник для учащихся пед. училищ- М. : Просвещение, -1980.-112с.
32) Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] : учеб. пособие для вузов / А. Н. Леонтьев. - М. : Смысл : Академия, 2005 . - 352 с.
33) Лисьев, Г.А. Проблема подготовки будущих учителей к педагогическому мониторингу [Текст]: монография / Г.А. Лисьев, Л.И. Савва. - Магнитогорск: МаГУ, 2000 .-156с.
34) Майоров, А.Н. Мониторинг в образовании [Текст]/ А.Н. Майоров. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Интеллект-Центр, 2005.-231с.
35) Морева, Н. А. Основы педагогического мастерства [Текст]/Н.А. Морева - М. : Просвещение, 2006.-320с.
36) Мухина, В.С. Феноменология развития и бытия личности [Текст]/В.С.Мухина. - М.: МПСИ, Модэк, 1999.-603с.
31) Никишина, И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы [Текст]/И.В.Никишина- Волгоград «Учитель», 2006.-91с.
38) Новиков, А.М. Методология: словарь системы основных понятий [Текст]/ А.М. Новиков, Д.А. Новиков-Москва: Либроком, 2013. - 208 с.
39) Новикова, Г. П. Актуальные задачи и направления совершенствования дошкольного образования [Текст] / Г. П. Новикова // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 3. - С. 9-19.
40) Нуждин, В.Н.Стратегия и тактика управления качеством образования [Текст]/В.Н. Нуждин, Г.Г. Кадамцева-Издательство Иваново. 2003.-237с.
41) Орлов, А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании [Текст]/А.А. Орлов//Педагогика. 1996. № 3. С. 9-15.
42) Павлова, А.М. Психология труда [Текст]/ А.М. Павлова; под ред. Э.Ф. Зеера. // Учебное пособие, Екатеринбург: Издательство ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. 156 с.
43) Панько, Е. А. Психология деятельности воспитателя детского сада [Текст]: учеб. пособие для пед. ин-тов / Е. А. Панько- Минск : Высш. шк., 1986.- 156 с.
44) Пастюк, О.В. Корпоративная культура как основа совершенствования управления персоналом современного сада. [Текст] / О.В. Пастюк // Детский сад от А до Я. - №6. - 2013 . - С.22 - 32.
45) Педагогическая поддержка ребенка в образовании [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н. Н. Михайлова [и др.] ; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. - М. : Академия, 2006. - 288 с.
46) Петровский, А.В. Развитие личности и проблема ведущей
деятельности. [Текст] / А.В. Петровский // Вопросы психологии, 1987.- № 1, С. 15 - 26.
47) Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий [Текст]/К.К. Платонов - М.: Высшая школа, 1981.176с.
48) Платонов, К.К. Структура и развитие личности. [Текст] / К.К. Платонов. - Москва: Наука, 1986.- 255 с.
49) Поляков, С. Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики [Текст] / С. Д. Поляков. - М. : Пед. поиск, 2007. - 176 с.
50) Понятийный аппарат педагогики и образования [Текст]: сб. науч. тр. / отв. ред. Е. В. Ткаченко. Екатеринбург, 1995.- 224 с.
51) Постников, П. Г. Научно-методическое сопровождение профессионального поведения учителя [Текст] / П. Г. Постников // Образование и наука. - 2005. - № 4 (34). - С. 27-37.
52) Поташник, М. М.Управление профессиональным ростом учителя в
современной школе [Текст]/ М.М.Поташник, Изд-во: центр
педагогического образования,2009.-159с.
53) Потемкин, В.К. Управление персоналом: учебник для вузов [Текст] /
B. К. Потемкин. - Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 432 с.
54) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 (В ред. Приказа Минобрнауки России от 15.11.2013 № 1244) Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам
55) Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 года №
276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную
деятельность» [Текст] /»Российская газета» от 4 июня 2014 г. -№ 124.-с. 10-11.
56) Разина, Н. А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения [Текст] / Н. А. Разина // Современные наукоемкие технологии, -2008. -№ 1. - С. 14.
57) Репкин, В.В. Основы психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности [Текст] / В.В. Репкин, Г.В. Репкина, Е.В. Заика // Вопросы психологии-1995. - №1. - С. 13-24.
58) Решетников, В.Г. Организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка деятельности педагогов в условиях модернизации образования. [Текст] / В.Г. Решетников // Психологические и педагогические науки. - Омский научный вестник. - 2013. - № 5 (122). -C.174-177.
59) Роботова, А. С. Введение в педагогическую деятельность [Текст]/А.С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.
60) Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Текст] :федер. закон от 29 дек. 2012 г., № 273-ФЗ : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобрен Советом Федерации 26 дек. 2012 г.]. - Екатеринбург : Ажур, 2014. - 176 с.
61) Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. [Текст] / С.Л.
Рубинштейн. - Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2000.- 712 с.
62) Самсоненко, Л.С., Шавшаева Л.Ю. Развитие профессиональной
мотивации педагогов дошкольного образования в условиях реализации ФГОС. [Текст] // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. - Режим доступа:www.science-education.ru/118-13879html
63) Сафонова, О.А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении [Текст]/О.А. Сафонова- Издательство Академия, 2011.- 224с.
64) Сваталова, Т. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов. [Текст] / Т. Сваталова // Дошкольное воспитание - 2011. -№1.- С.95.
65) Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность [Текст] / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. - М. : Магистр, 1997. - 308 с.
66) Сластенин, В. А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры [Текст] / В. А. Сластенин// Педагогическое образование и наука-2004.-№ 5.-с. 4-15.
67) Слюсарев, Ю. В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности [Текст] :автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Ю. В. Слюсарев. - СПб., 1992. - 22 с.
68) Современный философский словарь [Текст] / под ред. В. Е. Кеме-рова. - М. : Акад. Проект, 2004. - 864 с.
69) Стефановская, Т.А. Педагогика: наука и искусство [Текст] / Т.А. Стефановская. - М.: Совершенство, 1998. - 368 с.
70) Строкова, Т. А. Мониторинг в школьном образовании [Текст]: монография / Т.А. Строкова. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 2007. - 196 с.
71) Талых, А. Н. Предмет мониторинга - качество образования[Текст]/А.Н. Талых // Директор школы. - 1999. - № 3. - С. 13-20.
72) Третьяков, П.И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. [Текст] / П.И. Третьяков, К.Ю. Белая. - Москва: Новая школа, 2007. -312с.
73) Тропникова, Н.П. Особенности осуществления мониторинга личностно-ориентированного образовательного процесса [Текст]/Н.П. Тропникова - Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2002. - с.7.
74) Управление качеством в сфере образования - это стимулирование профессионального роста педагога (Интервью с Ю. В. Фроловым). [Текст] // Современный детский сад, 2012. - № 1. - С. 2-9.
75) Ушинский, К. Д.Избранные труды. В 4 книгах [Текст]/ К.Д. Ушинский// Книга 3. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии [Текст]/ К.Д. Ушинский, Издание: Дрофа,2005.-560с.
76) Фишман, Б.Е. Педагогическая поддержка профессионального развития педагога [Текст]/ Б.Е. Фишман //Педагогическое образование и наука,
2006. - №2.- с. 10-16.
77) Фоменко, С.Л. Педагогический мониторинг образовательного процесса как проблема педагогической теории и практики [Текст]/С.Л. Фоменко //Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 9. - С. 22-23.
78) Фурсова, С.Ю. Развитие потребности в достижении успеха. [Текст] / С.Ю. Фурсова // Справочник руководителя дошкольного учреждения. - 2010. - № 3. - С. 71-75.
79) Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / В.Д. Шадриков. - Москва: Издательская корпорация «Логос», 1996. - 320с.
80) Шишов, С. Е. Мониторинг качества образования в школе [Текст]/С.Е. Шишов Б.А. Кальней - М.: Педагогическое общество России, 1999. -320 с.
81) Щербаков, А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. [Текст] / А.И. Щербаков. - Москва: Просвещение, 1967. - 266 с.
82) Ямалтдинова (Семенова) Д.Г. К вопросу о мониторинге в системе образования [Текст] / Д.Г. (Семенова) Ямалтдинова // Альманах современной науки и образования: Педагогика, психология, социология и методика их преподавания: в 2 ч. Ч. 2. - Тамбов: «Грамота», 2008.- №4 (11). - с. 277