ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ МОНИТОРИНГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 10
1.1. Основные направления профессионального развития педагога
образовательной организации 10
1.2. Роль психолого-педагогического мониторинга в образовательной
организации 23
1.3. Возможности психолого-педагогического мониторинга в отслеживании
профессионального развития педагога образовательной организации 32
ГЛАВА 2. ОПЫТНО ПОИСКОВАЯ РАБОТА. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 43
2.1. Характеристики диагностик, используемых для психолого-
педагогического мониторинга профессионального развития педагога образовательной организации 43
2.2. Реализация психолого-педагогического мониторинга профессионального
развития педагогов в процессе образовательной деятельности дошкольной образовательной организации 53
2.3. Анализ эффективности психолого-педагогического мониторинга профессионального развития педагогов в процессе образовательной
деятельности дошкольной образовательной организации 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 14
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ МОНИТОРИНГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 10
1.1. Основные направления профессионального развития педагога
образовательной организации 10
1.2. Роль психолого-педагогического мониторинга в образовательной
организации 23
1.3. Возможности психолого-педагогического мониторинга в отслеживании
профессионального развития педагога образовательной организации 32
ГЛАВА 2. ОПЫТНО ПОИСКОВАЯ РАБОТА. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 43
2.1. Характеристики диагностик, используемых для психолого-
педагогического мониторинга профессионального развития педагога образовательной организации 43
2.2. Реализация психолого-педагогического мониторинга профессионального
развития педагогов в процессе образовательной деятельности дошкольной образовательной организации 53
2.3. Анализ эффективности психолого-педагогического мониторинга профессионального развития педагогов в процессе образовательной
деятельности дошкольной образовательной организации 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 14
Актуальность проекта: В настоящее время система образования в России модернизируется, все больше возрастают требования к образовательным организациям: качество образования растет, реализуются новые информационные технологии, внедряются новые образовательные стандарты и требования. К педагогам, как главным участникам процесса образования каждого гражданина, предъявляются высокие требования. В настоящее время возникает потребность в поиске ответов на вопросы, обращённых к профессиональному развитию педагогических кадров, его структуре, содержанию, технологиям и оценке качества подготовки педагогов и образования в целом. От образовательного уровня, квалификации, профессионализма педагогов зависит решение задач, которые ставит перед образовательной организацией государство. Поэтому вопрос оценки профессионального развития педагога в образовательной организации становится все более актуальным. Возникла необходимость помощи педагогам в том, чтобы увидеть собственные результаты и успехи , выявить проблемы и найти грамотные пути их решения. Решение этой проблемы невозможно без разработки системы мониторинга профессиональной деятельности педагога. Инновационные изменения в образовании создают необходимость в совершенствовании психолого-педагогического мониторинга, основанного на постоянном изучении социальных и профессиональных потребностей на образовательные и методические услуги.
Предпосылки становления исследования мониторинга формировались с начала XX столетия, появились в отечественной педагогике в 90-х годах (В.И. Андреев, В.П. Беспалько, В.А. Кальней, А.Н. Майоров, С.Е. Шишов и др.). Одной из ранних работ по вопросам управления качеством образования и образовательному мониторингу является книга Д.В. Татьянченко и С.Г. Воровщикова «Управление качеством образования: вхождение в проблему» (1995 г.). Эти ученые предлагают алгоритм управления качеством, одним из шагов которого является психолого-педагогический мониторинг, который они, к сожалению, сводят лишь к сбору информации.
В последние несколько лет ученые активно исследуют вопросы, связанные с качеством образования, разрабатывают технологии и механизмы управления им (С.Г. Воровщиков, С.А. Гильманов, Б.И. Загвязинский, В.П. Панасюк, М.М. Поташник и др.), в том числе на основе мониторинга (Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев и Н.Н. Мельникова, Н.А. Кулемин и др.). Наиболее полно вопросы управления качеством образования отражены в практико-ориентированной монографии «Управление качеством образования» под редакцией М.М. Поташника (2000 г.). Качество образования здесь рассматривается как соотношение цели и результата, спрогнозированного в зоне потенциального развития школьника. В отличие от многих более ранних работ по вопросам управления, авторы книги не сводят образование к обучению, хотя о качестве образования судят главным образом по качеству образовательных результатов. В двух параграфах книги Т.И. Шамовой и Т.М. Давыденко (2001 г.) кратко изложены основные положения по вопросам качества образования и образовательного мониторинга. Более подробно авторы рассматривают методики самоанализа и самооценки своей деятельности педагогом на основе полученной информации.
Несмотря на существенное наличие научных трудов на тему педагогического мониторинга, эта проблема еще не достаточно изучена и внедрена в практическую деятельность образовательных организаций.
Отмеченные обстоятельства, актуальность и противоречия определили выбор темы работы: «Психолого-педагогический мониторинг профессионального развития педагога образовательной организации».
Объект работы: образовательный процесс в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: психолого-педагогический мониторинг профессионального развития педагога образовательной организации.
Цель работы: выявить и обосновать возможности психолого-педагогического мониторинга профессионального развития педагога образовательной организации, а также апробировать их в практике образовательного процесса дошкольной организации.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что психолого-педагогический мониторинг профессионального развития педагога, который:
• предполагает непрерывное наблюдение за деятельностью педагога, его профессиональными изменениями в процессе работы и инновационной деятельности и получение оперативной информации о состоянии образовательной системы,
• выявляет проблемы, которые помогут предупредить негативные тенденции образовательного процесса,
• регистрирует ход деятельности педагога, что позволяет сравнивать, анализировать, корректировать управленческие решения и грамотно планировать работу, исходя из полученных результатов, -
способствует профессиональному развитию педагога, являясь одним из ведущих стимулов мотивации, прогнозируя и отслеживая его рост. Это существенно влияет на эффективность управленческой деятельности в целом, наполняя содержанием основные управленческие функции - планирование, организацию, регулирование и контроль.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили постановку ряда задач.
^Проанализировать психолого-педагогические труды с целью выявления специфики профессионального развития педагога в образовательной организации.
2. Выявить возможности психолого-педагогического мониторинга в отслеживании профессионального роста педагога.
3. Определить методические основания для проведения психолого-педагогического мониторинга с целью повышения профессионализма педагогов в образовательной организации.
4. Разработать и принять свод критериев и показателей достижений педагогов.
5. Систематизировать и апробировать процедуру психолого-педагогического мониторинга профессионального развития педагога.
Положения, выносимые на защиту:
1. Профессиональное развитие педагога представляет собой особый вид его активности в сфере освоения образовательных инноваций; важнейшую составляющую нового педагогического профессионализма; результат совместных усилий личности, государства и общества. Профессиональное развитие - динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению опыта, предполагающий непрерывное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование. Оценить и спроектировать уровень профессионального развития педагога позволяет систематическое использование психолого-педагогического мониторинга.
2. Психолого-педагогический мониторинг является преобладающим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик и технологий, обеспечивающий непрерывное слежение за качеством дошкольного образования, а также прогнозирование результативности системы качества образования. Основными характеристиками психолого-педагогического мониторинга являются непрерывность, диагностичность, информативность, научность и обратная связь. Результат в психолого-педагогическом мониторинге призван отразить количественную и качественную сторону результата воспитания и образования.
3. План организационно-методической работы по профессиональному развитию педагогов представляет собой совокупность определенных мероприятий: семинары-практикумы, индивидуальные и групповые занятия, психологические тренинги, деловые игры, консультации, мастер-классы. Данные мероприятия способствуют формированию адекватной самооценки педагогов, саморазвитию, раскрытию творческого потенциала и профессиональному развитию педагогов.
4. Реализация организационно-методической работы, направленной на профессиональное развитие педагогов ДОУ и результаты апробации её в практике работы с педагогами ЧДОУ Детский сад № 129 ОАО «РЖД» города Екатеринбурга.
Теоретическую основу исследования составили: концептуальные работы, раскрывающие идеи: профессионального развития педагога (Л. И. Божович, Ю.А. Каверин, Г.А. Лисьев, В.Т. Фоменко); влияния профессиональной деятельности на формирование личности (И.В. Абакумова, С.П. Безносов, А.А. Волков, С.А. Дружилов, П.Н. Ермаков, Е.А. Климов);особенности психолого-педагогического мониторинга (А.Н. Майоров, В.В. Репкин, А.А. Орлов, Т.А. Строкова).
Научная новизна исследования заключается в разработке системы психолого-педагогического мониторинга профессионального развития для педагогов ЧДОУ Детский сад № 129 ОАО «РЖД» и обосновании содержания организационно-методической деятельности, направленной на повышение профессиональных компетенций педагогов.
Практическая значимость исследования заключается в методических разработках по диагностике профессионального развития педагогов ДОУ и содержании организационно-педагогической деятельности руководителя ДОУ, направленной на профессиональное развитие педагогов. Данные материалы могут быть использованы как заведующими и методистами в управленческой деятельности, так и самими педагогами в выстраивании многолетней профессиональной карьеры.
Исследование проводилось на базе ЧДОУ Детский сад № 129 ОАО «РЖД» города Екатеринбурга. В исследовании участвовали 11педагогов.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические - теоретический анализ, понятийный анализ материала, обобщение, сравнение, прогнозирование; эмпирические: прямое и косвенное наблюдение за процессом, экспертная оценка, анкетирование педагогов, статистические методы обработки результатов исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Достоверность основных положений диссертации подтверждена опубликованными автором научными трудами. По теме научного исследования опубликовано две научные работы:
• Прытова Н.А. Мониторинг как комплексная система контроля в дошкольной образовательной организации [Текст] / Н.А.Прытова// Воспитание и обучение: теория, методика и практика: сборник материалов VII международной науч.-практ.конф.: Часть 3. - Вологда: ООО «Маркет», Чебоксары-2016- с 100-102;
• Прытова Н.А. Роль мониторинга в педагогическом процессе [Текст] / Н.А.Прытова // Детство, открытое миру: актуальные вопросы образования: сборник научных материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции «Детство, открытое миру: актуальные вопросы образования» / Урал.гос. пед. ун-т, Ин-т педагогики и психологии детства ; под ред. Е. В. Коротаевой. - Екатеринбург, 2016. - с.34-37.
Предпосылки становления исследования мониторинга формировались с начала XX столетия, появились в отечественной педагогике в 90-х годах (В.И. Андреев, В.П. Беспалько, В.А. Кальней, А.Н. Майоров, С.Е. Шишов и др.). Одной из ранних работ по вопросам управления качеством образования и образовательному мониторингу является книга Д.В. Татьянченко и С.Г. Воровщикова «Управление качеством образования: вхождение в проблему» (1995 г.). Эти ученые предлагают алгоритм управления качеством, одним из шагов которого является психолого-педагогический мониторинг, который они, к сожалению, сводят лишь к сбору информации.
В последние несколько лет ученые активно исследуют вопросы, связанные с качеством образования, разрабатывают технологии и механизмы управления им (С.Г. Воровщиков, С.А. Гильманов, Б.И. Загвязинский, В.П. Панасюк, М.М. Поташник и др.), в том числе на основе мониторинга (Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев и Н.Н. Мельникова, Н.А. Кулемин и др.). Наиболее полно вопросы управления качеством образования отражены в практико-ориентированной монографии «Управление качеством образования» под редакцией М.М. Поташника (2000 г.). Качество образования здесь рассматривается как соотношение цели и результата, спрогнозированного в зоне потенциального развития школьника. В отличие от многих более ранних работ по вопросам управления, авторы книги не сводят образование к обучению, хотя о качестве образования судят главным образом по качеству образовательных результатов. В двух параграфах книги Т.И. Шамовой и Т.М. Давыденко (2001 г.) кратко изложены основные положения по вопросам качества образования и образовательного мониторинга. Более подробно авторы рассматривают методики самоанализа и самооценки своей деятельности педагогом на основе полученной информации.
Несмотря на существенное наличие научных трудов на тему педагогического мониторинга, эта проблема еще не достаточно изучена и внедрена в практическую деятельность образовательных организаций.
Отмеченные обстоятельства, актуальность и противоречия определили выбор темы работы: «Психолого-педагогический мониторинг профессионального развития педагога образовательной организации».
Объект работы: образовательный процесс в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: психолого-педагогический мониторинг профессионального развития педагога образовательной организации.
Цель работы: выявить и обосновать возможности психолого-педагогического мониторинга профессионального развития педагога образовательной организации, а также апробировать их в практике образовательного процесса дошкольной организации.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что психолого-педагогический мониторинг профессионального развития педагога, который:
• предполагает непрерывное наблюдение за деятельностью педагога, его профессиональными изменениями в процессе работы и инновационной деятельности и получение оперативной информации о состоянии образовательной системы,
• выявляет проблемы, которые помогут предупредить негативные тенденции образовательного процесса,
• регистрирует ход деятельности педагога, что позволяет сравнивать, анализировать, корректировать управленческие решения и грамотно планировать работу, исходя из полученных результатов, -
способствует профессиональному развитию педагога, являясь одним из ведущих стимулов мотивации, прогнозируя и отслеживая его рост. Это существенно влияет на эффективность управленческой деятельности в целом, наполняя содержанием основные управленческие функции - планирование, организацию, регулирование и контроль.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили постановку ряда задач.
^Проанализировать психолого-педагогические труды с целью выявления специфики профессионального развития педагога в образовательной организации.
2. Выявить возможности психолого-педагогического мониторинга в отслеживании профессионального роста педагога.
3. Определить методические основания для проведения психолого-педагогического мониторинга с целью повышения профессионализма педагогов в образовательной организации.
4. Разработать и принять свод критериев и показателей достижений педагогов.
5. Систематизировать и апробировать процедуру психолого-педагогического мониторинга профессионального развития педагога.
Положения, выносимые на защиту:
1. Профессиональное развитие педагога представляет собой особый вид его активности в сфере освоения образовательных инноваций; важнейшую составляющую нового педагогического профессионализма; результат совместных усилий личности, государства и общества. Профессиональное развитие - динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению опыта, предполагающий непрерывное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование. Оценить и спроектировать уровень профессионального развития педагога позволяет систематическое использование психолого-педагогического мониторинга.
2. Психолого-педагогический мониторинг является преобладающим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик и технологий, обеспечивающий непрерывное слежение за качеством дошкольного образования, а также прогнозирование результативности системы качества образования. Основными характеристиками психолого-педагогического мониторинга являются непрерывность, диагностичность, информативность, научность и обратная связь. Результат в психолого-педагогическом мониторинге призван отразить количественную и качественную сторону результата воспитания и образования.
3. План организационно-методической работы по профессиональному развитию педагогов представляет собой совокупность определенных мероприятий: семинары-практикумы, индивидуальные и групповые занятия, психологические тренинги, деловые игры, консультации, мастер-классы. Данные мероприятия способствуют формированию адекватной самооценки педагогов, саморазвитию, раскрытию творческого потенциала и профессиональному развитию педагогов.
4. Реализация организационно-методической работы, направленной на профессиональное развитие педагогов ДОУ и результаты апробации её в практике работы с педагогами ЧДОУ Детский сад № 129 ОАО «РЖД» города Екатеринбурга.
Теоретическую основу исследования составили: концептуальные работы, раскрывающие идеи: профессионального развития педагога (Л. И. Божович, Ю.А. Каверин, Г.А. Лисьев, В.Т. Фоменко); влияния профессиональной деятельности на формирование личности (И.В. Абакумова, С.П. Безносов, А.А. Волков, С.А. Дружилов, П.Н. Ермаков, Е.А. Климов);особенности психолого-педагогического мониторинга (А.Н. Майоров, В.В. Репкин, А.А. Орлов, Т.А. Строкова).
Научная новизна исследования заключается в разработке системы психолого-педагогического мониторинга профессионального развития для педагогов ЧДОУ Детский сад № 129 ОАО «РЖД» и обосновании содержания организационно-методической деятельности, направленной на повышение профессиональных компетенций педагогов.
Практическая значимость исследования заключается в методических разработках по диагностике профессионального развития педагогов ДОУ и содержании организационно-педагогической деятельности руководителя ДОУ, направленной на профессиональное развитие педагогов. Данные материалы могут быть использованы как заведующими и методистами в управленческой деятельности, так и самими педагогами в выстраивании многолетней профессиональной карьеры.
Исследование проводилось на базе ЧДОУ Детский сад № 129 ОАО «РЖД» города Екатеринбурга. В исследовании участвовали 11педагогов.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические - теоретический анализ, понятийный анализ материала, обобщение, сравнение, прогнозирование; эмпирические: прямое и косвенное наблюдение за процессом, экспертная оценка, анкетирование педагогов, статистические методы обработки результатов исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Достоверность основных положений диссертации подтверждена опубликованными автором научными трудами. По теме научного исследования опубликовано две научные работы:
• Прытова Н.А. Мониторинг как комплексная система контроля в дошкольной образовательной организации [Текст] / Н.А.Прытова// Воспитание и обучение: теория, методика и практика: сборник материалов VII международной науч.-практ.конф.: Часть 3. - Вологда: ООО «Маркет», Чебоксары-2016- с 100-102;
• Прытова Н.А. Роль мониторинга в педагогическом процессе [Текст] / Н.А.Прытова // Детство, открытое миру: актуальные вопросы образования: сборник научных материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции «Детство, открытое миру: актуальные вопросы образования» / Урал.гос. пед. ун-т, Ин-т педагогики и психологии детства ; под ред. Е. В. Коротаевой. - Екатеринбург, 2016. - с.34-37.
Новые социально-экономические условия в России все более настоятельно выдвигают требования повышения качества подготовки специалистов в системе дошкольного образования. Повышение качества образования не возможно без повышения уровня профессиональной квалификации педагогических работников. В связи с этим, важную роль приобретает решение проблемы организации психолого-педагогического мониторинга как эффективного средства повышения уровня профессиональной квалификации педагогических работников системы дошкольного образования.
Результаты первого этапа психолого-педагогического мониторинга показали, что для большей части педагогов характерен не высокий уровень профессиональной компетенции, отсутствие личностного роста в профессиональном плане, желания участвовать в жизни организации. Часто приходилось сталкиваться с пассивной позицией педагога и нежеланием изучать новые тенденции и внедрять их в практику дошкольной организации. Мотивация на успех в профессиональном росте встречалась в единичных случаях, что свидетельствовало нам о низкой заинтересованности воспитателей в достижении социального престижа. Собственная оценка профессионального становления педагогов в ЧДОУ достигала высоких уровней, но на практике подтверждение этому наблюдалось в единичных случаях. Оценка эксперта более достоверная и одной из задач нашей работы было ее сближение с самооценкой педагога.
С целью развития профессиональной компетенции педагогов ЧДОУ, было разработано содержание (обучающие семинары, психологические тренинги, тематические консультации для педагогов, анализ и обобщение педагогического опыта и др.) и структура организационно-методического обеспечения, составлен план мероприятий по развитию профессиональной компетенции. Работа по организационно-методическому обеспечению профессионального развития педагогов в ЧДОУ была выстроена в три этапа, в соответствии с разработанным планом и учетом ожиданий педагогов. На основе выявленных в процессе диагностирования проблем и потребностей педагогов было сформировано три основных направления организационно-методического обеспечения профессионального роста педагогов ЧДОУ: саморазвитие и раскрытие творческого потенциала, профессиональное развитие и формирование адекватной самооценки. В процессе реализации плана применялись разнообразные формы организационно-методического обеспечения: была организована методическая поддержка, созданы условия для участия членов педагогического сообщества в различных мероприятиях (курсах, семинарах-практикумах, тренингах), оказывалась информационная поддержка.
Результаты промежуточного психолого-педагогического мониторинга выявили положительные тенденции профессионального развития педагогов ЧДОУ №129ОАО «РЖД». У педагогов повысился уровень стремления к саморазвитию, возрос интерес к инновационной деятельности и существенно повысился уровень профессионально-личностного и профессионально- деятельностного компонента. Педагоги стали активнее, чаще стали проявлять любознательность и функциональный интерес. Полученные данные стали основанием для продолжения работы по намеченному плану.
Результаты итогового психолого-педагогического мониторинга доказывают существенное профессиональное развитие и стремление педагогов активно реализовывать свои навыки и способности на практике. Значительно сократилась доля педагогов с низким уровнем профессионально-педагогической компетенции. Педагоги стали чаще демонстрировать интерес к своей профессии, стали более активно внедрять в совместную образовательную деятельность с детьми инновационные формы работы. Педагоги ЧДОУ мотивированы внутренним стремлением к личностному росту, что послужило причиной установки в коллективе благоприятной творческой атмосферы.
Поставленные в исследовании задачи были решены:
^Проанализированы психолого-педагогические труды с целью выявления специфики профессионального развития педагога в образовательной организации
2. Выявлены возможности психолого-педагогического мониторинга в отслеживании профессионального роста педагога.
3. Определены методические основания для проведения психолого - педагогического мониторинга с целью повышения профессионализма педагогов в образовательной организации.
4. Разработан и принят свод критериев и показателей достижений педагогов.
5. Систематизирована и апробирована процедура психолого-
педагогического мониторинга профессионального развития педагога.
Выдвинутая гипотеза, о предположении, что психолого-педагогический мониторинг профессионального развития педагога
• Предполагающий непрерывное наблюдение за деятельностью педагога, его профессиональными изменениями в процессе работы и инновационной деятельности и получение оперативной информации о состоянии образовательной системы
• Выявляющий проблемы, которые помогут предупредить негативные тенденции образовательного процесса
• Регистрирующий ход деятельности педагога, что позволяет сравнивать, анализировать, корректировать управленческие решения и грамотно планировать работу, исходя из полученных результатов способствует профессиональному развитию педагога, являясь одним из ведущих стимулов мотивации, прогнозирует и контролирует его рост, нашла своё подтверждение в ходе опытно-поисковой работы.
Процесс профессионального развития педагогов в дошкольной образовательной организации протекает эффективнее при регулярном использовании психолого-педагогического мониторинга. Психолого-педагогический мониторинг является основополагающим этапом для разработки системы организационно-методических мероприятий. Повышение профессиональной компетентности педагогов через систему методических мероприятий основывается на дифференцированном подходе, которая базируется на системном анализе. Это способствует выявлению основных противоречий в работе, определению главной цели и задач дальнейшей деятельности, что позволяет выработать план действий, реализующемся при целенаправленном руководстве и контроле деятельности педагогов.
Результаты первого этапа психолого-педагогического мониторинга показали, что для большей части педагогов характерен не высокий уровень профессиональной компетенции, отсутствие личностного роста в профессиональном плане, желания участвовать в жизни организации. Часто приходилось сталкиваться с пассивной позицией педагога и нежеланием изучать новые тенденции и внедрять их в практику дошкольной организации. Мотивация на успех в профессиональном росте встречалась в единичных случаях, что свидетельствовало нам о низкой заинтересованности воспитателей в достижении социального престижа. Собственная оценка профессионального становления педагогов в ЧДОУ достигала высоких уровней, но на практике подтверждение этому наблюдалось в единичных случаях. Оценка эксперта более достоверная и одной из задач нашей работы было ее сближение с самооценкой педагога.
С целью развития профессиональной компетенции педагогов ЧДОУ, было разработано содержание (обучающие семинары, психологические тренинги, тематические консультации для педагогов, анализ и обобщение педагогического опыта и др.) и структура организационно-методического обеспечения, составлен план мероприятий по развитию профессиональной компетенции. Работа по организационно-методическому обеспечению профессионального развития педагогов в ЧДОУ была выстроена в три этапа, в соответствии с разработанным планом и учетом ожиданий педагогов. На основе выявленных в процессе диагностирования проблем и потребностей педагогов было сформировано три основных направления организационно-методического обеспечения профессионального роста педагогов ЧДОУ: саморазвитие и раскрытие творческого потенциала, профессиональное развитие и формирование адекватной самооценки. В процессе реализации плана применялись разнообразные формы организационно-методического обеспечения: была организована методическая поддержка, созданы условия для участия членов педагогического сообщества в различных мероприятиях (курсах, семинарах-практикумах, тренингах), оказывалась информационная поддержка.
Результаты промежуточного психолого-педагогического мониторинга выявили положительные тенденции профессионального развития педагогов ЧДОУ №129ОАО «РЖД». У педагогов повысился уровень стремления к саморазвитию, возрос интерес к инновационной деятельности и существенно повысился уровень профессионально-личностного и профессионально- деятельностного компонента. Педагоги стали активнее, чаще стали проявлять любознательность и функциональный интерес. Полученные данные стали основанием для продолжения работы по намеченному плану.
Результаты итогового психолого-педагогического мониторинга доказывают существенное профессиональное развитие и стремление педагогов активно реализовывать свои навыки и способности на практике. Значительно сократилась доля педагогов с низким уровнем профессионально-педагогической компетенции. Педагоги стали чаще демонстрировать интерес к своей профессии, стали более активно внедрять в совместную образовательную деятельность с детьми инновационные формы работы. Педагоги ЧДОУ мотивированы внутренним стремлением к личностному росту, что послужило причиной установки в коллективе благоприятной творческой атмосферы.
Поставленные в исследовании задачи были решены:
^Проанализированы психолого-педагогические труды с целью выявления специфики профессионального развития педагога в образовательной организации
2. Выявлены возможности психолого-педагогического мониторинга в отслеживании профессионального роста педагога.
3. Определены методические основания для проведения психолого - педагогического мониторинга с целью повышения профессионализма педагогов в образовательной организации.
4. Разработан и принят свод критериев и показателей достижений педагогов.
5. Систематизирована и апробирована процедура психолого-
педагогического мониторинга профессионального развития педагога.
Выдвинутая гипотеза, о предположении, что психолого-педагогический мониторинг профессионального развития педагога
• Предполагающий непрерывное наблюдение за деятельностью педагога, его профессиональными изменениями в процессе работы и инновационной деятельности и получение оперативной информации о состоянии образовательной системы
• Выявляющий проблемы, которые помогут предупредить негативные тенденции образовательного процесса
• Регистрирующий ход деятельности педагога, что позволяет сравнивать, анализировать, корректировать управленческие решения и грамотно планировать работу, исходя из полученных результатов способствует профессиональному развитию педагога, являясь одним из ведущих стимулов мотивации, прогнозирует и контролирует его рост, нашла своё подтверждение в ходе опытно-поисковой работы.
Процесс профессионального развития педагогов в дошкольной образовательной организации протекает эффективнее при регулярном использовании психолого-педагогического мониторинга. Психолого-педагогический мониторинг является основополагающим этапом для разработки системы организационно-методических мероприятий. Повышение профессиональной компетентности педагогов через систему методических мероприятий основывается на дифференцированном подходе, которая базируется на системном анализе. Это способствует выявлению основных противоречий в работе, определению главной цели и задач дальнейшей деятельности, что позволяет выработать план действий, реализующемся при целенаправленном руководстве и контроле деятельности педагогов.
Подобные работы
- Управление профессиональным развитием педагога в современных условиях
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическое сопровождение
профессионального здоровья педагога на примере
Екатеринбургского суворовское военного училища
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Организация психолого-педагогической поддержки воспитанников
в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогическое сопровождение социокультурного развития детей дошкольного возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2017 - Управление процессом профессионального развития педагогов в образовательной организации дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2023 - Управление профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7900 р. Год сдачи: 2013 - Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - Формы повышения психолого-педагогической компетентности родителей в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017



