Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация работы по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста в процессе экологического образования в дошкольной образовательной организации

Работа №99016

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы120
Год сдачи2017
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
102
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10
1.1. Экологическое образование детей дошкольного возраста в
современной дошкольной образовательной организации 10
1.2. Экспериментирование как необходимое условие развития
личности ребенка 14
1.3. Возможности экспериментирования в экологическом
образовании детей старшего дошкольного возраста 20
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ 30
2.1. Диагностика уровня экологической образованности детей
старшего дошкольного возраста на начальном этапе исследования 30
2.2. Организация работы по экспериментированию, направленная на
повышение уровня экологической образованности детей старшего дошкольного возраста 38
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 44
Выводы по главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 116


В современном мире развитие личности невозможно без связи с экологией, без экологического видения мира невозможна реализация человеческой сущности. В связи с этим каждые действия личности должны быть соотнесены с общечеловеческими ценностями, являющимися основой осознанного воздействия человека на мир природы, являющейся частью ноосферы культуры Земли.
Кризис эволюции современной воспитанности, сопряженный с экологическим уровнем развития, требует для своего решения реализации глубинной сущности человека, всего его личностного потенциала. Ценности нового мировоззрения в первую очередь должны соответствовать природе глобальных экологических законов. В связи с этим педагогика имеет большое значение в утверждении и трансляции ценностей новой, адекватной природе человеческой воспитанности. Однако вопрос о том, какие приоритеты и в какой мере должны передаваться в образовательном процессе, не имеет пока однозначного ответа. Следовательно, существует необходимость в переосмыслении существующих теоретических подходов к образованию и опыта его практического осуществления в контексте современных научных концепций.
Происходят эволюционная политика расширения рамок экологического образования от познания детьми природы к формированию экологического мировоззрения. Несмотря на это практика показывает, что прирост экологического сознания на основе только формального экологического обучения оказывается безрезультатным. Багаж экологических знаний является лишь частью одного целого, наряду с другими частями: эмоциональным воздействием природных объектов на ребенка, педагогической организацией практической деятельности с ними, стимуляции экологической активности и так далее. Продолжаются поиски эффективных стратегий и технологий экологического обучения дошкольников. Многообразие различных приоритетов экологического обучения едины в отношении необходимости формировать экологическое сознание личности. Большое число исследователей считают, что экологический кризис является мировоззренческим, и спасти планету может только личность, обладающая экоцентрическим сознанием, основанным на соблюдении законов природы, осознанием того, что сама личность - является частью природной системы.
Одна из приоритетных задач образования в соответствии с законом РФ «Об образовании» - это формирование духовно-нравственной личности, основанного на определенной концепции базовых показателей. Одним из таких показателей является формирование идеального отношения к природе, окружающей среде - экологическое образование [50].
Экологическое образование детей дошкольного возраста в концепции непрерывного экологического просвещения населения России стало приоритетным направлением в деятельности многих дошкольных образовательных организаций. Именно поэтому педагог является главным действующим лицом в воспитании у детей экологической ответственности, культуры взаимоотношений человека с окружающей средой. Освоить методику экологического образования для формирования чувства гражданской ответственности за сохранение жизни на Земле - миссия каждого педагога. Это сложный и длительный процесс. Какие требования предъявляет к педагогу современное общество для эффективного решения вопросов экологического образования детей дошкольного возраста?
Первый важный компонент эколого-профессиональной подготовки педагога - это знание и уважение своих воспитанников как субъектов воспитания, обучения и развития, умение вступать с ними в диалог и понимать каждого ребенка, его мысли и чувства. Второй, не менее важный компонент - это понимание интегративной сущности экологического образования и современных педагогических технологий, творческое использование их в своей работе [11].
Исследования разных авторов доказывают, что развитие экологического сознания на основе только формального экологического образования является одним из непродуктивных педагогических методов. Набор экологических знаний является лишь одним из составляющих элементов. Помимо этого требуется эмоциональное влияние природных объектов на ребенка, педагогическая подготовка практической деятельности с ними, стимуляция экологической активности и так далее. Продолжаются поиски эффективной политики и совокупности методов экологического образования дошкольников. При всем многообразии существующих концепций экологического образования последователи разнообразных точек зрения сходятся во мнении, что необходимо формировать экологическое сознание личности.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования дошкольные образовательные организации должны обеспечивать саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы детей дошкольного возраста [49]. Актуальность времени обусловила необходимость использования новейших педагогических совокупности методов для развития исследовательской активности детей дошкольного возраста. Анализ современной литературы позволяет определить, что любая современная педагогическая технология представляет собой совокупность достижений педагогической науки и практики, комбинирование традиционных форм работы прошлого опыта и того, что рождено социальной эволюцией, гуманизацией и демократизацией общества.
Эксперименты в настоящее время используются как средство активизации умственной деятельности детей дошкольного возраста, решения задач их экологического образования. Эксперименты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи. Это процесс не только глубокого умственного поиска, определенной степени развития логического мышления, но это еще этап формирования определенных качеств личности, формирование духовного мира и расширение интересов ребенка, воспитания активного и правильного отношения к объектам и явлениям природы.
Явления природы, развитие растений и животных вызывают интерес у детей, особенно старшего дошкольного возраста, поэтому в некоторых случаях они сами пытаются найти ответ на появившиеся вопросы. Это связано с тем, что в силу ограниченности опыта ребенка и особенностей его мышления ему не всегда понятны объяснения воспитателя. А проведение экспериментов явление приближается к ребенку, раскрывается его суть [19].
Анализ исследований психологов доказывают положение о том, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Поэтому образовательный процесс в дошкольных образовательных организациях должен быть основан не только на наглядных, но и на практических методах деятельности. Это положение является основным при осуществлении экологического образования детей дошкольного возраста. Для того чтобы повысить действенность педагогического процесса в экологическом образовании детей дошкольного возраста необходимо уделять повышенное внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы. Таким образом, из всего вышесказанного вытекают противоречия:
1) экологическое образование является одним из приоритетных направлений деятельности образовательных организаций, но при этом данное положение не реализуется в полной мере;
2) между осознанностью значимости детского экспериментирования
в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста и недостаточной теоретической проработанностью вопроса, нехваткой
методической литературы, и, что самое главное - отсутствием направленности педагогов на данный вид деятельности. 
экспериментирования в процессе экологического образования дошкольников разработана неполно. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных организаций. Педагогическая значимость целенаправленного воздействия на экологическое образование в дошкольном детстве послужило основанием для определения темы исследования: «Организация работы по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста в процессе экологического образования в ДОО».
Цель исследования - разработать и внедрить в практику экологического образования в ДОО занятия по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста, включающие в себя различные виды и формы детского экспериментирования.
Объект исследования - процесс экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - занятия по организации экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста, включающие в себя различные виды и формы детского экспериментирования.
В соответствии с целью, с объектом и предметом исследования выделены следующие задачи исследования:
1) Провести анализ психолого-педагогических исследований по теме выпускной квалификационной работы.
2) Выявить критерии оценки уровня экологического образования и подобрать в соответствии с ними диагностический инструментарий для определения уровня экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
3) Изучить особенности экологического образования в старшем дошкольном возрасте и особенности организации работы по экспериментированию с детьми.
4) Разработать и внедрить в воспитательно-образовательный процесс ДОО занятия по организации экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста, направленных на экологическое образование детей.
5) Разработать методические рекомендации для родителей по оптимизации процесса экологического образования старших дошкольников в процессе организации работы по экспериментированию в условиях семейного воспитания.
В основу исследования положена следующая гипотеза: экологическое образование детей старшего дошкольного возраста через организацию работы по экспериментированию будет успешным, если:
- будут разработаны занятия по организации экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста, включающие в себя различные виды и формы детского экспериментирования;
- занятия будут проводиться систематически;
- на занятиях все дети будут задействованы;
- будут учитываться возрастные особенности детей;
-будут учитываться результаты первичной диагностики при
планировании и реализации содержания занятий;
- в процессе экспериментальной деятельности будут создаваться
ситуации требующие проявления экологической образованности детей;
- родители будут принимать активное участие в экологическом образовании детей в условиях семейного воспитания.
Теоретическую основу исследования составили:
- общенаучные принципы личностно - деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубенштейн, А.Н. Леонтьев и другие);
- исследования Н.Н Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, Л.Н. Прохоровой, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова в области детского экспериментирования;
-исследования В.А. Зебзеевой, Н.А. Рыжовой, Л.М. Маневцовой и П.Г. Саморуковой, А.И. Ивановой, Л.А. Михайловой в области экологического образования дошкольников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: педагогический эксперимент, анкетирование, наблюдение, беседы.
Теоретическая значимость работы заключается в обосновании предполагаемой эффективности организованной работы по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста в процессе экологического образования.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов в педагогической практике различными субъектами социально-культурной деятельности дошкольного образования. Результаты исследования были представлены на педагогическом совете. Педагоги МАДОУ № 8 прошли курсы повышения квалификации, для того, чтобы иметь возможность оказывать образовательные услуги по дополнительному образованию детей дошкольного возраста. Было выделено помещение для оказания образовательных услуг по дополнительному образованию детей дошкольного возраста. С 1 сентября 2017 года в ДОУ начинает функционировать кружок дополнительного образования «Хозяйка медной горы» приоритетным направлением, которого является организация работы по экспериментированию с детьми дошкольного возраста в процессе экологического образования.
База исследования: МАДОУ № 8, г. Сухой Лог.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Экологический кризис глубоко проник в сущность современной цивилизации. Его подлинные причины носят социокультурный характер: антропоцентризм как принцип взаимодействия общества и природы исчерпал себя, породил острый конфликт когнитивных и ценностных ориентаций человеческой деятельности, отчужденность человека от природы.
Экологическое мышление, представления об окружающей среде и месте в ней человека должны присутствовать во всех проявлениях его активности. Эффективным средством реализации этого принципа является экологизация образования. В настоящее время произошла экологизация всех наук. Но, несмотря на такую широту внедрения во все разделы науки, единства взглядов по этому вопросу нет, не разработана до сих пор и общая стратегия просвещения в стране. Анализ различных концепций экологического образования показал, что однозначного и общепринятого определения главной цели экологического образования нет.
Непрерывный процесс, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью, возможно, организовать лишь при условии системной организации экологического образования, начиная с раннего детства. Благодаря новому направлению дошкольной педагогики - экологическое образование детей дошкольного возраста, изменился подход к ознакомлению детей с природой. Педагогический процесс в дошкольных образовательных организациях опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, доступные детям дошкольного возраста.
На экологическое образование личности оказывают воздействие многие социальные условия идеологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, поскольку ими легче управлять и 50
направлять на выработку определенного отношения к природе. Одна из задач образования - правильно организовать деятельность ребенка. Отличительной особенностью процесса экологического образования является его концентрическое построение. Это означает, что решение образовательных задач должно начинаться с элементарного уровня и заканчиваться более высоким уровнем. Для достижения целей экологического образования используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Эффективным средством экологического образования детей дошкольного возраста является детское экспериментирование. Дети дошкольного возраста только начинают осваивать вербальный способ познания, поэтому указания и объяснения взрослых они не воспринимают, следовательно, экспериментирование является эффективным методом экологического образования. В результате экспериментирования дети получают информацию о природе. В их сознании закладывается реалистическое представление о предметах природы и ее явлениях. Эксперименты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи. С одной стороны это процесс глубокого умственного поиска, определенной степени развития логического мышления. С другой стороны это этап формирования определенных качеств личности, формирование духовного мира и расширение интересов ребенка, воспитания активного и правильного отношения к объектам и явлениям природы. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что детское экспериментирование способствует развитию интеллектуальных способностей ребенка и положительно влияет на уровень экологической образованности.
Для оценки уровня экологической образованности детей старшего дошкольного возраста были выбраны следующие критерии:
- уровень экологической образованности в когнитивной сфере личности;
- уровень экологической образованности в эмоционально-волевой
сфере личности;
- уровень экологической образованности в мотивационной сфере
личности;
- уровень экологической образованности в предметно-практической сфере личности.
Для повышения уровня экологической образованности мы разработали и апробировали в педагогическом процессе ДОО занятия по экспериментированию. Данные занятия оказались достаточно эффективным, так как за период экспериментальной работы уровень экологической образованности детей старшего дошкольного возраста значительно повысился: количество детей, обладающих высоким уровнем экологической образованности, увеличился на 11%, средним - на 18%. Позитивные изменения произошли по всем выбранным критериям оценивания. Таким образом, результаты исследования доказывают, что целенаправленное внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОО педагогических условий способствуют быстрому достижению позитивных изменений в процессе экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
Вся работа по повышению уровня экологической образованности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования проводилась совместно с родителями (законными представителями): мы сообщали им о достижениях и проблемах детей; консультировались с ними относительно индивидуальных особенностей каждого ребенка; совместно выявляли факторы тормозящие развитие детей; обучали родителей приемам и методам повышения уровня экологической образованности в условиях семейного воспитания. Мы разработали и предложили родителям методические рекомендации «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию в условиях семейного воспитания» для оптимизации процесса экологического образования детей старшего дошкольного возраста (приложение 4).



1. Алексеенкова, Е. Г. Механизмы решения творческих задач детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. Г. Алексеенкова. - М. : Компания спутник+, 2004. - 49 с.
2. Амонашвили, Ш. А. Здравствуйте дети! [Текст] / Ш. А. Амонашвили. - М. : Эксмо - Пресс, 2008. - 208 с.
3. Ананьев, Б. Г. Психология чувственного познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - М. : Академия педагогических наук, 2000. - 486 с.
4. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика [Текст] : учебно-методическое пособие / Т. М. Бабунова. - М. : ТЦ Сфера, 2007. - 189 с.
5. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] // О. Ю. Шмидт. URL: http: // bse.slovaronline.com(дата обращения 25.01.2017)
6. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет [Текст] / Т. М. Бондаренко. - М. : Учитель, 2002. - 130 с.
7. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Эксмо - Пресс, 2000. - 1008 с.
8. Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой [Текст] / Н. Ф. Виноградова - М. : Прометей, 2002. - 103 с.
9. Газина, О. М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст] / О. М. Газина, В. Г. Фокина. - М. : Прометей, 2013. - 254 с.
10. Гальперин, П. Я. Психология как объективная наука: избранные психологические труды [Текст] / П. Я. Гальперин. - М. : Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2008. - 480 с.
11. Гончарова, Е. В. Теория и методика экологического образования
детей дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Гончарова. - Изд-во Нижневаторского государственного гуманитарного университета, 2012. -
330 с.
12. Деркунская, В. А. Игры-эксперименты с дошкольниками [Текст] / В. А. Деркунская, А. А. Осикина. - М. : Центр педагогического образования, 2015. - 64 с.
13. Дыбина, О. В. Творим, измеряем, преобразуем: занятия с дошкольниками [Текст] / О. В. Дыбина. - М. : ТЦ Сфера, 2002. - 28 с.
14. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 192 с.
15. Зебзеева, В. А. Теория и методика экологического образования детей [Текст] : учебно-методическое пособие / В. А. Зебзеева. - М. : ТЦ Сфера, 2009. - 288 с.
16. Зебзеева, В. А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей [Текст] / В. А. Зебзеева. - М. : ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
17. Золотова, Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных [Текст] / Е. И. Золотова. - М. : Просвещение, 2000. - 159 с.
18. Зубкова, Н. М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет [Текст] / Н. М. Зубкова. - СПб. : Речь, 2010. - 64 с.
19. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст] : пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 35 с.
20. Каган, М. С. Философия культуры [Текст] / М. С. Каган. - СПб. : АКЦИДЕНТ, 2006. - 416 с.
21. Картамышева, Н. В. Социально-философский аспект проблемы экологического образования [Текст] / Н. В. Картамышева. - М. : Просвещение, 2002. - 16 с.
22. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст [Текст] : учебное пособие / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. - М. : Педагогическое общество России, 2005. - 80 с.
23. Крысин, Л. П. Современный словарь иностранных слов [Текст] / Л. П. Крысин. - М. : АСТ-Пресс, 2014. - 416 с.
24. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : МГУ, 1981. - 584 с.
25. Маневцова, Л. М. Мир природы и ребёнок [Текст] / Л. М. Маневцова, П. Г. Саморукова. - Спб. : АКЦИДЕНТ, 2008. - 319 с.
26. Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет [Текст] : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. - Волгоград : УЧИТЕЛЬ, 2012. - 333 с.
27. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. ФГОС [Текст] / Е. В. Марудова. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. - 128 с.
28. Михайлова, Л. А. Концепции современного естествознания [Текст] / Л. А. Михайлова. - СПб. : Питер, 2008. - 336 с.
29. Николаева, С. Н. Система экологического воспитания дошкольников [Текст] / С. Н. Николаева. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 256 с.
30. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. - М. : Академия, 2002. - 336 с.
31. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребёнка [Текст] / Ж. Пиаже. - М. : Римис, 2008. - 448 с.
32. Поддьяков, Н. Н. Исследовательское поведение: стратегия познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] / Н. Н. Поддъяков. - М. : Российское психологическое общество, 2000. - 266 с.
33. Поддьяков, А. Н. Обучение дошкольников
экспериментированию. [Текст] / А. Н. Поддъяков. // Вопросы психологии. - 2001. - № 4. - 34 с.
34. Поддьяков, А. Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: об исследовательском поведении детей и не только детей [Текст] / А. Н. Поддъяков. - М. : Российское психологическое общество, 2002. - 85 с.
35. Прохорова, Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников [Текст] : методические рекомендации / Л. Н. Прохорова. - М. : Аркти, 2010. - 64 с.
36. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2002. - 720 с.
37. Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования [Текст] / Л. В. Рыжова. - СПб. : Детство-Пресс, 2015. - 208 с.
38. Рыжова, Н. А. Лаборатория в детском саду и дома [Текст] / Н. А. Рыжова. - М. : Линка-Пресс, 2014. - 176 с.
39. Рыжова, Н. А. Наш дом - природа [Текст] / Н. А. Рыжова. - М. : Карапуз, 2005. - 192 с.
40. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду [Текст] / Н. А. Рыжова. - М. : Карапуз, 2007. - 432 с.
41. Савенков, А. И. Одарённые дети в детском саду и школе [Текст] / А. И. Савенков. - М. : АКАДЕМИЯ, 2000. - 232 с.
42. Советский энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // А. М. Прохоров. URL: http: // onlinedics.ru(дата обращения 25.01.2017)
43. Соломенникова, О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа [Текст] / О. А. Соломенникова. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 112 с.
44. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду [Текст] / О. А. Соломенникова. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 210 с.
45. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям [Текст] / В. А. Сухомлинский. - М. : Просвещение, 2005. - 557 с.
46. Толстой, Л. Н. Педагогические сочинения [Текст] / Л. Н. Толстой. - М. : Педагогика, 2000. - 544 с.
47. Тугушева, Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста [Текст] / Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - 129 с.
48. Усова, А. П. Обучение в детском саду [Текст] / А. П. Усова. - М. : Просвещение, 2000. - 176 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Центр педагогического образования, 2014. - 32 с.
50. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2016-2017 года
[Электронный ресурс] URL: http: // zakon-ob-obrazovanii.ru(дата обращения 20.01.2017)
51. Чернякова, В. Н. Экологическая работа в ДОУ [Текст] / В. Н. Чернякова. - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 320 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ