Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №73347

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы115
Год сдачи2018
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
251
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы технологии проектирования в управлении экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста 10
1.1. Экологическое образование детей старшего дошкольного
возраста: сущность, задачи, содержание, принципы 10
1.2. Проблема управления экологическим образованием детей
старшего дошкольного возраста в современных психолого-педагогических исследованиях 24
1.3. Теоретическое обоснование технологии проектирования в
управлении экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста 32
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации технологии проектирования в управлении экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста 44
2.1. Анализ состояния проблемы управления экологическим образованием
детей старшего дошкольного возраста в педагогической практике дд
2.2. Апробация технологии проектирования в управлении экологическим
образованием детей старшего дошкольного возраста
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по апробации
технологии проектирования в управлении экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста
Заключение 73
Библиографический список 78
Приложения 84


Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры. Сегодня все больше стран, в том числе и Россия, присоединяются к реализации концепции «устойчивого развития», согласно которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе на признание ее самоценности.
Актуальность нашего исследования вытекает не только из нарастания экологических проблем на планете и общественно-политических шагов, предпринимаемых для их решения на международном уровне и в нашем государстве, а также из состояния теории и практики непосредственно в образовательной отрасли.
На современном этапе развития образования одной из основных задач, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» является формирование духовно-нравственной личности. К одному из направлений духовно-нравственного развития и воспитания относится воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, т.е. экологическое образование.
В «Экологической доктрине РФ» особое внимание уделено экологическому образованию, целью которого является формирование экологической культуры граждан России. Решение этих задач актуализирует проблему научного поиска содержания, педагогических способов, средств, способных обеспечить переход новых поколений от потребительского отношения к природе, к гармоничному, научно обоснованному взаимодействию с ней.
Ученые-педагоги, занимающиеся вопросами экологического образования (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, Л.П. Симонова и др.) считают, что целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества.
Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Наиболее значимый вклад внесли отечественные философы в силу того, что им присущ в значительной степени интерес к взаимоотношениям человека с природной средой. Так, великий русский философ Н.А. Бердяев особо отмечал: все социальные перемены в судьбе человечества непременно связаны с отношением человека к природе, отсюда, по его мнению, следует необходимость исследовать генезис экологической культуры на общечеловеческом уровне.
В 90-е годы прошлого столетия экологическое образование занимает приоритетные позиции. Данная проблема активно разрабатывается философами и педагогами (Н.Н.Моисеев, С.Н.Глазачев, Б.Т.Лихачев Н.С.Дежникова, В.И.Вернадский, В.А.Кобылянский, Г.В.Платонов, В.А.Игнатова, С.Н.Глазачев, А.А.Вербицкий и др.). Экологическое образование рассматривается как системообразующий компонент всего образовательного процесса, определяющий его стратегические цели и ведущие направления, который создает интеллектуальную, нравственную и духовную основы школы будущего. Определяется мировоззренческий характер экологического образования, необходимость его включения во все стороны жизни человека и общества, его непрерывность.
В свою очередь, оптимизация любого процесса неразрывно связана с обеспечением его управляемости в решении формирования экологической культуры дошкольников. Управление должно строиться с позиций системного подхода, призванного в комплексе решать как социальные, так и психолого-педагогические проблемы детей дошкольного возраста. Это требует объединения общих усилий большого круга специалистов разного профиля, концентрации их интеллектуального потенциала, а также разрешение возможных противоречий, возникающих между специалистами внутри учреждения, педагогическим коллективом и родителями, дошкольным учреждением и органами управления, дошкольным учреждением и другими социальными институтами.
Таким образом, актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена поиском путей повышения результативности управления экологическим образованием детей дошкольного возраста.
Проблема управления экологическим образованием детей дошкольного возраста является мало исследованной областью. В современных исследованиях Т.Ю. Бурлаковой рассмотрено методическое управление эколого-педагогическим процессом в детском саду. Н.В. Волобуева описывает проблемы и перспективы создания условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического образования дошкольников. С.А. Суркина раскрывает вопросы организации и управления процессом экологического образования детей дошкольного возраста.
Анализ научных исследований показал отсутствие разработанности проблемы технологии проектирования в управлении экологическим образованием детей дошкольного возраста. Недостаточная теоретическая разработанность вопросов управления экологическим образованием, а также вопросов технологии проектирования в экологическом образовании дошкольников определили выбор темы исследования: «Технология
проектирования в управлении экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста».
Проблема исследования: педагогическое обоснование технологии проектирования в
управлении экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: разработать и апробировать технологию проектирования в управлении экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: управление экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: технология проектирования в управлении экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс управления экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если разработать и апробировать технологию проектирования, которая представлена:
- определенным порядком действий (этапов) (аналитико-организационный этап, процессуальный этап, контрольно-оценочный этап) технологии проектирования;
- целью, содержанием деятельности участников процесса (заведующий, старший воспитатель, воспитатели), технологическими ограничениями на каждом этапе.
Задачи исследования:
1. Определить сущность, задачи, содержание, принципы экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
2. Теоретически обосновать технологию проектирования в управлении экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать состояние проблемы управления экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста в педагогической практике.
4. Апробировать технологию проектирования в управлении экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста.
Методологическую основу исследования составили: научные положения об экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста А.А. Вербицкиого, С.Н. Глазачева, И.Д. Зверева, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, В.Г. Фокиной, Р.К. Черновой и др. Исследования, в которых раскрываются вопросы управления экологическим образованием в ДОУ: Е.В. Анохин, Т.М. Бондаренко, А.О. Зыкова, С.Н. Николаева, С.А. Суркина, А.С. Суханова и др. Н.А. Рыжова, М.А. Чошанов, В.С. Безрукова рассматривали технологию проектирования в образовании.
Научная новизна исследования:
- уточнено понятие «технология проектирования» в управлении экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста;
- разработана и апробирована технология проектирования в управлении экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит определенный вклад в развитие теории управления экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста. В исследовании уточнено понятие «технология проектирования» в управлении экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста, выделены ее этапы.
Практическая значимость исследования определена тем, что апробирована технология проектирования в управлении экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада. Результаты исследования могут быть использованы в системе дошкольного образования.
Методы исследования. Для организации и проведения исследования были использованы следующие методы:
- теоретические методы: теоретический анализ научно-методической
литературы по проблеме исследования (конспектирование, аннотирование, цитирование, выписки), изучение и анализ программ и программных документов;
- эмпирические методы: анкетирование, беседа;
- педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный;
- качественный и количественный анализ полученных результатов.
Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап - изучение состояния проблемы технологии проектирования в управлении экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста; теоретический анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; проведение констатирующего эксперимента с использованием методов, направленных на выявление показателей результативности работы по управлению экологическим образованием в ДОО.
Второй этап - анализ состояния проблемы технологии проектирования в управлении экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста в педагогической практике; апробация технологии проектирования в управлении экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста.
Третий этап - проведение контрольного эксперимента на основе повторного проведения вышеуказанных методов; анализ и систематизация полученных результатов; подготовка магистерской диссертации «Технология проектирования в управлении экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста», оформление текста диссертации.
В исследовании приняли участие родители детей (60 человек), посещающих муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 42 «Берёзка» г. Белгорода, и педагоги (воспитатели групп - 10 человек и специалисты - 5 человек), 1 заведующий и 1 старший воспитатель, дети старшего дошкольного возраста (75 человек).
Апробация и внедрение результатов исследования проводилась на III Международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития науки и производства» (Кемерово, 2016); Международной научно-практической конференции «Приоритетные направления развития науки, техники и технологии» (Кемерово, 2016); Международной научно¬
практической конференции «Инновационные процессы: потенциал науки и задачи государства» (Пенза, 2017); материалы исследования отражены в сборниках «Приорететные направления развития науки, техники и технологии» (Кемерово, 2016); «Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы» (Шадринск, 2017); «Инновационные процессы: потенциал науки и задачи государства» (Пенза, 2017). Результаты исследования обсуждались на итоговых научных конференциях БелГУ: Межвузовской студенческой конференции «Актуальные проблемы управления вариативным дошкольным образованием» (Белгород-Орел, 2016); Межвузовской студенческой конференции «Инновационные процессы в дошкольном образовании» (Белгород-Орел, 2017).
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка и приложений. Основной текст изложен на 81 странице, содержит 5 таблицы и 10 рисунков. Библиографический список включает 57 источников. В работе 18 приложений

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В представленной магистерской диссертации на основе теоретического анализа имеющихся литературных источников и результатов собственного экспериментального исследования показано, что проблема технологии проектирования в управлении экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста является актуальным и важным направлением в управленческой деятельности дошкольной организации.
Теоретическое обоснование проблемы технологии проектирования в управлении экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста позволило сделать выводы.
Управление экологическим образованием является осознанным и целенаправленным процессом по формированию организационной культуры учреждения посредством коррекции норм и правил поведения, ценностей, традиций, психологического климата в педагогическом коллективе, направленного на развитие экологической культуры всех субъектов образовательного процесса дошкольного учреждения. Существуют разные подходы к определению задач экологического образования, с точки зрения С.Н. Николаевой, Н.А Рыжовой, ФГОС ДО, Экологиченской доктрины. Задачи экологического образования определяют его содержание. В основе концептуальных положений исследований Н.М. Мамедова, Л.В. Моисеевой, И.Т. Суравегиной лежит взаимосвязь познавательного, ценностного, нормативного и практически-деятельностного компонентов содержания экологического образования. В дошкольном возрасте в основе экологического образования лежит биоэкология: аутэкология и синэкология. При отборе содержания экологического образования выделяются три группы принципов: общедидактические, принципы экологического образования и принципы экологического образования дошкольников.
Управление рассматривается, как разновидность сознательной деятельности, связанная с выработкой решений и способов реализации в жизнь; целенаправленный процесс по формированию организационной деятельности учреждения посредством коррекции норм, правил, ценностей психологического климата в педагогическом коллективе. Управление экологическим образованием рассматривается как трехступенчатая система: управление со стороны воспитателя, управление со стороны старшего воспитателя и управление со стороны заведующего.
Технология проектирования - алгоритм деятельности по проектированию продукта, образа будущего педагогического явления (управление экологическим образованием). В основе технологии проектирования лежит технологический процесс, который определяет действия, их последовательность, состав исполнителей, средства и ресурсы, требуемые для выполнения этих действий. При проектировании педагогического объекта выделяются принципы: принцип человеческих приоритетов (принципы природосообразности и гуманизации), принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций, принцип прогрессивности. Процесс управления экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста реализуется через технологию проектирования, которая представлена: определенными этапами технологии проектирования (аналитико-организационный этап, процессуальный этап, контрольно-оценочный этап); целью, содержанием деятельности участников процесса (заведующий, старший воспитатель, воспитатели), технологическими ограничениями на каждом этапе. При разработке технологии проектирования была взята за основу технология проектирования педагогического объекта В.С.Безруковой.
Опытно-экспериментальная работа технологии проектирования в управлении экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста включала три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Для исследования состояния проблемы управления экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста были использованы: анкетирование, беседа, изученное нормативно-методической литературы МАДОУ д/с №42. Изучение результатов анкетирования родителей выявило недостаточную заинтересованность родителей в вопросах экологического образования детей, неготовность участия в деятельности ДОУ по формированию экологической культуры у детей.
Результаты анкетирования педагогов указало на проявление недостаточного внимания вопросам экологического образования дошкольников, наблюдался недостаток знаний для реализации технологии проектирования. Исходя из результатов первого анкетирования педагогов, на первый вопрос все педагоги (100%) ответили «да». На пятый вопрос «Как вы считаете, какие формы совместной деятельности ДОУ и родителей в реализации задач экологического образования детей будут наиболее эффективными?» были следующие результаты: посещение дня открытых дверей - 26,7%, просмотр открытого занятия - 46,7%, прослушивание лекции - 46,7%, участие в экологических проектах, акциях, экологических праздниках, заседаниях родительского клуба - 33,3%. Второе анкетирование показало, что уровень профессионального мастерства имеет следующие результаты высокий составил 26,7%, средний - 53,3%, низкий - 20%.
Беседа с администрацией ДОУ выявила наличие проблем деятельности дошкольной организации при использовании технологии проектирования. Исходя из результатов исследования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста, выявили недостаточный объем экологических знаний, неумение устанавливать причинно-следственные связи, затруднения в аргументации ответов.
Анализ результатов исследования уровня сформированности экологической культуры дошкольников показал, что высокий уровень составил 21,3% детей, средний уровень - 46,7%, низкий уровень - 32%.
При анализе деятельности дошкольной организации была проанализирована нормативно-методическая база детского сада. При изучении годового плана пришли к выводы, что в ДОУ происходит осуществляется экологизация территории детского сада, производится тематический контроль и анализ планирования, прогулок, режимных моментов, самостоятельной деятельности детей и др. В основной образовательной программе прослеживается формирование первичных представлений об окружающем мире. Территория и здание детского сада соответствует санитарно- эпидемиологическим требованиям. В рабочих программах воспитателей экологическое образование отражено в разделе «Ребенок открывает мир природы».
На формирующем этапе определили этапы технологии проектирования в управлении экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста: аналитико-организационный этап (анализ объекта; теоретическое обеспечение; нормативно-методическое обеспечение; пространственно-временное обеспечение; материально-техническое обеспечение), процессуальный этап (выбор системообразующего фактора; установление связей и зависимостей субъектов; определение основных направлений; корректировка проекта), контрольно-оценочный этап (экспериментирование применения проекта; экспертная оценка). На каждом этапе реализовывались определенные задачи, работа включала три раздела: деятельность воспитателей, деятельность старшего воспитателя, деятельность заведующего.
В результате реализуемые заведующим ДОУ направления были: организация всего образовательного процесса, распределение функциональных обязанностей членов коллектива, метериально-техническое обеспечение и др. Старший воспитатель осуществлял работу по следующим направлениям: определение места экологического образования в общем образовательном пространстве сада, контроль за координацией работы всех специалистов и воспитателей, проведение методических семинаров для членов коллектива, участие в экологизации развивающей предметно-пространственной среды и т.д. Направлениями воспитателей были следующие: экологизация видов деятельности дошкольников в группах, выполнение отдельных экологических проектов, создание условий для экологического образования в группах и др.
На протяжении формирующего этапа эксперимента было организовано и проведено по четыре проекта в трех старших группах, принимали участие в конкурсах, походах, экологических развлечениях, фотовыставках и т.п.
Для выявления динамики показателей результативности опытно-экспериментальной работы по технологии проектирования в управлении экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста был проведен контрольный этап. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов показал положительную динамику показателей. В ходе изучения результатов анкетирования родителей определили повышение их компетентности в вопросах экологического образования детей и процесса апробации технологии проектирования.
Данные, полученные при анкетировании педагогов указали на повышение мотивации к формированию собственной экологической образованности и профессионального мастерства. Результаты второго анкетирования следующие: 93,3% педагогов считали технологию проектирования показателем высокого профессионального мастерства, что на 13,3% больше, чем на констатирующем этапе; 66,7% педагогов разрабатывали и реализовывали проект самостоятельно (на 26,7% больше), 33,3% - с помощью старшего воспитателя, коллег (на 26,7% больше).
Диагностика экологической культуры детей старшего дошкольного возраста показала, что высокий уровень увеличился на 6,7%, средний - на 9,3%, низкий уровень уменьшился в два раза.
Полученные результаты диссертационного исследования свидетельствовали об эффективности технологии проектирования в управлении экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста.



1. Анохин Е.В. Экологические занятия с детьми 6-7 лет / Е.В. Анохин, Т.М. Бондаренко, А.С. Суханова. - Воронеж: Лакоценин, 2007. - 190 с.
2. Афанасьев В.Г. Управление обществом как социологическая проблема [Электронный ресурс]. URL: http://textarchive.ru/c-2225198-p21.html(дата обращения: 06.01.2017)
3. Безрукова В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 381 c.
4. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. URL:
http://www.vedu.ru/bigencdic/62617/(дата обращения: 14.12.2015)
5. Булыко А.Н. Большой словарь иностранный слов. - М.: Мартин, 2011. - 528с.
6. Вербицкий А.А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования [Электронный ресурс] / Педагогика. - 1997. - № 6. - С.31-36. URL: http://www.dissercat.com/content/ pedagogicheskie- usloviya-optimizatsii-protsessa-ekologicheskogo-obrazova niya-doshkolnikov (дата обращения: 03.11.2015)
7. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Айрис- Пресс, 2008. - 190 с.
8. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами / Л.М. Волобуева. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 96 с.
9. Гирусов Э.В., Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов / Под ред. проф. Э. В. Гирусова, проф. В. Н. Лопатина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 519 с
10. Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя: проблемы, противоречия, опыт // Экологическое образование в России: проблемы и практика
[Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/
pedagogicheskie-usloviya-optimizatsii-protsessa-ekologicheskogo-obrazova niya-doshkolnikov (дата обращения: 04.11.2015)
11. Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. - Нижневартовск: Нижне-варт. гуманит. ун-та, 2008. - 326 с.
12. Горлинский И.В. Технология педагогического процесса в образовательных
учреждениях МВД России [Электронный ресурс]. Учеб.-метод. пособие / И.В. Горлинский; Под ред. А.В. Буданова URL:
https://search.rsl.ru/ru/record/01001794593(дата обращения: 13.03.2016)
13. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: Детство- Пресс, 2014 - 321 с.
14. Долгова С. Использование технологии проектирования в экологическом
воспитании дошкольников [Электронный ресурс]. URL:
http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-tehnologi-proektirovanija-v- yekologicheskom-vospitani-doshkolnikov-proekt.html(дата обращения: 24.11.2015)
15. Залкинд Э.И. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей // Дошкольное воспитание. - 2010. - №1. - С. 110-114.
16. Зверев И.Д. Экогласность и образование [Электронный ресурс]. //
Советская педагогика. URL: http://sibac.info/11599(дата обращения: 13.03.2016)
17. Зыкова О.А. Организационно-педагогические условия развития экологической культуры субъектов образовательного процесса дошкольного учреждения: автореферат дисс. на соиск. уч.ст. кан. пед. наук. - М., 2012. - 25 с.
18. Игнатова В.А. Интегрированные учебные курсы как средство
формирования экологической культуры учащихся [Электронный ресурс]. URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/integrirovannye-uchebnye-kursy-
kak-sredstvo-formirovanij a-j ekologicheskoj -kultury. html (дата обращения:
16.11.2016)
19. Концепция общего экологического образования в интересах общего
развития [Электронный ресурс]. URL: https://docviewer.yandex.r
u/view/102941252 (дата обращения: 16.11.2016)
20. Корепанова, М.В. Педагогика дошкольного детства: Учебное пособие по дошкольной педагогике для слушателей курсов повышения квалификации. - Волгоград, 2006. - 121 с.
21. Курбатов В.И. Социальное проектирование. - М.: Феникс, 2001. - 112 с.
22. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии
[Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/371303/(дата
обращения: 05.12.2016)
23. Луков В.А. Социальное проектирование. - М.: Флинта, 2007. - 397с.
24. Мамедов Н.М. Основы социальной экологии: учеб. пособие для вузов / Мамедов Н.М. - М.: Ступени, 2003. - 256 с.
25. Маркова Л.С. Программа развития дошкольного образовательного учреждения: Структура, содержание, перспектива, планирование работы. - 2002. - 132 с.
26. Маркова Т.А. Педагогические условия формирования экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста: дис. ... канд. пед. наук. -СПб., 1999. - 227 c.
27. Моисеева Л.В. Развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического образования / Л.В. Моисеева, Е.В. Гончарова и др. - Екатеринбург, 2002. - 213с.
28. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада: кн. для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2004. -208 с.
29. Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников. - М.: Мозаика-синтез, 2011. - 330 с.
30. Николаева С.Н. Система экологического воспитания детей дошкольного возраста: дис. ... док. пед. наук. - М., 2006. - 315 с.
31. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 3-е изд., испр. И доп. - МС.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 368с.
32. Осадчева Н.М. Опыт создания развивающей экологической среды в доу и проектной деятельности по экологической тематике // Дошкольное и начальное школьное образование. - 2015. - №4. - С. 29-36.
33. Печко Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к
природе [Электронный ресурс]. URL http://www.youngplanet.ru
/p_e_d_a_g_o_g_i_k_a (дата обращения: 06.12.2015)
34. Постановление от 15 мая 2013 года N 26 Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70414724/(дата обращения: 06.12.2016)
35. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii- ot-17102013-n-1155/(дата обращения: 06.12.2016)
36. Рыжова Н.А. Наш дом - природа / Н. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 7. - С. 26.
37. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М., 2006. - 72 с.
38. Рыжова Н.А. Экологическое образование в ДОУ: теория и практика: дис. ... док. пед. наук. - М., 2000. - 276 с.
39. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой / П.Г. Саморукова. - М.: Просвещение, 2008. - 280 с.
40. Сергеев С.Ф. Введение в инженерную психологию и эргономику иммерсивных сред. - СПб: СПбГУ ИТМО, 2011. - 258
41. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. - М.: Академия, 2008. - 208 с.
42. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. - М.: Академия, 2002. - 160 с.
43. Строкова О.Н. Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 193-195.
44. Суравегина И.Т. Методическая система экологического образования
[Электронный ресурс]. URL: https://docviewer.yandex.ru/7urU
http%3A%2F%2Fmosecoobr.narod.r u%2Fd2008%2F suravegina.doc (дата
обращения: 03.12.2015)
45. Суркина С.А. Организация и управление процессом экологического образования детей дошкольного возраста / С.А. Суркина. - Саратов: Саратовский источник, 2011. - 102 с.
46. Теория и методика экологического образования детей: учебно¬
методическое пособие / сост. Г.З. Атиева. - Уфа, 2009. - 183 с.
47. Терехов А.Н. Технология программирования: учебное пособие М.: Интернет-Ун-т Информ. Технологий, 2006. — 152 с.
48. Технологии проектирования АИС [Электронный ресурс]. URL:
http://5fan.ru/wievjob.php7idM7472(дата обращения: 10.07.2016)
49. Тихеева Е.И. Систематизация знаний [Электронный ресурс]. URL:
http://www.dealeducation.ru/gowems-1274-4.html (дата обращения: 08.11.2015)
50. Тощенко Ж. Т. Социология. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 764 с.
51. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам / Третьяков П.И., Белая К.Ю. - М.: Новая школа, -2003. - 132 c.
52. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» / Настоящее издание содержит текст Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями на 2016 год. Эксмо, - 224 с.
53. Фокина В.Г. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. - М.: Прометей, 2013. - 135 с.
54. Чернова Р.К. Принципы экологического образования [Электронный ресурс]. URL: https://docviewer.yandex.ru/(дата обращения: 18.11.2015)
55. Чошанов М.А. Инженерия обучающих технологий. М.: БИНОМ, 2015. - 242 с.
56. Экологическая доктрина РФ [Электронный ресурс]. URL
http://velib.com/read_book/rjabchenko_elena_aleksandrovna/ehkologicheskoe_ pravo_shpargalka/11_ehkologicheskaja_doktrina_rf/ (дата обращения:
06.12.2016)
57. Якунин В.А. Обучение как процесс управления [Электронный ресурс].
URL: http://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-obschaya_693/yakunin-
protsess-obucheniya-tochki-zreniya-15911.html (дата обращения: 14.01.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ