Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей у младших школьников на уроках технологии

Работа №98971

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
189
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 6
1.1. Психолого-педагогические основы проблемы развития 6
творческих способностей
1.2. Особенности развития творческих способностей в младшем
школьном возрасте 18
1.3. Условия развития творческих способностей у младших
школьников средствами оригами на уроках технологии 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА
УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 46
2.1. Организация опытно-поисковой работы по развитию
творческих способностей у младших школьников на 46 констатирующем этапе
2.2. Ход и результат опытно-поисковой работы направленной на
развитие творческих способностей у младших школьников 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 82


Мы живем в эпоху новых технических открытий, изобретений, художественных произведений и литературных текстов, информационных систем и много другого. Творчески мыслящие люди способны переделывать, пересоздавать среду в соответствии своим потребностям.
Ключевыми проблемами современного образования в новых контекстах являются приведение содержания образования в соответствии с требованиями современных стандартов и создание условий для творческого развития ребенка.
В стандарте начального образования задачи творческого развития учащихся обозначены во всех образовательных областях. Задачи их выражены общей формулировкой: умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.
В связи с этим ставится проблема создания условий для развития творческой деятельности, в которой ребенок может в максимальной степени проявить свои способности. Как отмечено в образовательном стандарте: «Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно - познавательной, практической, социальной». Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Вопросы развития творческих способностей исследуются в педагогике, педагогической психологии и психологии творчества. Особенности организации творческой деятельности, направленной на развитие творческих способностей, исследовали Т.В. Андреева, А.Г. Асмолов, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский А.В. Дистервег, А.Н.Леонтьев, П. Торренс и др. Вопросы творческой активности личности в трудовой деятельности рассматривались в исследованиях отечественных ученых: П.Р. Атутова, В.И. Андреевой, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, И.В. Дубровиной, М.В. Колосовой, Б.М. Теплова и др.
Большинство исследователей отмечают, что делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Занятия творчеством помогают развивать творческое мышление, воображение, развивают фантазию, способствуют формированию художественных и творческих способностей, эстетическому восприятию мира. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, укрепляются мышцы рук, туловища, координация движений, что очень важно для всестороннего развития младших школьников.
В то же время практика показывает, что на уроках технологии наибольшее внимание уделяется изготовлению поделок и формированию отдельных трудовых операций, работы детей чаще повторяют образец учителя, материальное оснащение кабинетов не соответствует требованиям современности. Учителя не могут предоставить возможность творческой реализации задуманного из-за нехватки времени, отведенного на урок.
Исходя из выявленных противоречий, актуальных социально-педагогических задач, была определена тема выпускной квалификационной работы: «Развитие творческих способностей у младших школьников на уроках технологии».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и проверить в опытно-поисковой работе цикл уроков технологии с использованием оригами, направленных на развитие творческих способностей у младших школьников.
Объект исследования: педагогический процесс развития творческих способностей у младших школьников.
Предмет исследования: цикл уроков технологии, включающих занятия оригами, направленных на развитие творческих способностей у младших школьников.
Достижение поставленной цели связано с решением следующих задач:
- проанализировать научно-методическую литературу и выявить сущность понятия «развитие творческих способностей»;
- выявить особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте;
- определить условия развития творческих способностей у младших школьников средствами оригами и разработать цикл уроков технологии, направленных на их развитие;
- подобрать диагностические методики и организовать опытно-поисковую работу, направленную на развитие творческих способностей у младших школьников;
- обобщить результаты опытно-поисковой работы и сделать выводы о возможности использования занятий оригами, в развитии творческих способностей младших школьников.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что разработанный цикл уроков технологии с использованием оригами, может быть рекомендован для работы учителей начальной школы.
Исследование проводилось на базе МАОУСОШ № 26 г. Екатеринбурга. В опытно-поисковой работе приняли участие 12 учащихся в возрасте 9-10 лет, обучающихся по программе Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой, В.Г. Грецкого «Технология: Рабочие программы: 1-4 классы».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития индивидуальных качеств личности. На наш взгляд, одно из важнейших мест в ряду целей образования должно принадлежать подготовке подрастающего поколения к творческому труду.
Несмотря на данную от природы: способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей учащихся. Развитие этих способностей следует начинать с дошкольного и младшего школьного возраста.
Проанализировав теоретические основы развития творческих способностей, творческой деятельности и ее организации, мы пришли к выводу, что определение творчества, творческих способностей пытались дать такие ученые как Л.С. Выготский, М.В. Гамезо, В.А. Крутецкий, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, Л.Д. Столяренко, Б.М. Теплов и другие. Наша точка зрения более соотносима с определением, данным в педагогике, это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода (С.В. Опфер).
В качестве основ развития творческих способностей выступают задатки и деятельность. Задатки в свою очередь являются предпосылками развития способностей, в том числе и творческих. Способности, как индивидуально-типологические свойства личности, развиваются в деятельности и определяются успешность этой деятельности. Иными словами можно сказать, что творческие способности приводят к успеху в творческом проявлении личности.
Младший школьный возраст, является благоприятным в развитии творческих способностей как сохраняющий возможности наглядно-образного мышления и складывающегося мышления в понятиях. Творческие способности связаны с опытом переживания, восприятия художественных произведений, продуктов творчества других людей, с опытом собственной продуктивной деятельности, с особой впечатлительностью младшего школьника и его интеллектуальной активностью.
Образовательный процесс в начальной школе позволяет обеспечить единство учебной и внеурочной деятельности направленной на развитие творческих способностей и индивидуального подхода. На основании изученной литературы по данной теме, в нашем исследовании мы выделяем, что декоративно-прикладное творчество и художественный труд обладает особыми возможностями развития творческих способностей. В младшем школьном возрасте целесообразно для развития творческих способностей использовать предмет «Технология».
Предмет «Технология» связан с декоративно-прикладным искусством и творческой деятельностью ребенка. На этом предмете развивается мелкая моторика, складывается ручной интеллект. Дети, много свойств мира познают через кинестетические ощущения. У ребенка в этом возрасте критическое мышление находится в начальной стадии развития, и ребенок не страдает, от того, что продукт его творческой деятельности не является новаторским или совершенным с точки зрения других людей, что открывает свободу его творческой самореализации. Младший школьник еще не способен оценить, все ли в его личностном мире отразилось в этом продукте. Он еще стремится к творчеству и его внутренний мир еще не требует оценки соотнесения с тем, что уже достигнуто человечеством. Ребенку достаточно простого одобрения и внимания со стороны взрослого. Поэтому предмет «Технология» на ряду, с другими предметами и факультативами, обладает особыми возможностями развития творческих способностей у младших школьников.
Рассмотрев сущность предмета технология, его роль в процессе обучения младших школьников, можно сделать вывод, что педагог на уроках «Технологии» побуждает ребенка к интеллектуальной активности тем, что материал доступен, а сама техника оригами опирается на комплекс уже имеющихся интеллектуальных способностей, но иных, нежели тех, которые требуются, к примеру, для сочинения стихов, написания картин. Доступность изложения материала на уроках, положительным образом сказывается на интеллектуальной активности детей. Большинство детей младшего школьного возраста обладают ручным интеллектом и с большим интересом стремятся познавать мир через ручной труд, тактильное восприятие новых видов материалов, форм, размеров и т.д. Таким образом, выбор работы в технике оригами на уроках «Технология» является ярким примером того, что бумагу можно осязать, сгибать, вырезать, рисовать на ней. Техника оригами обладает свойствами показать образ животного, цветка, строения и т.д. Также дает возможность ребенку воссоздать свое изделие, при этом познакомиться с предназначением, с историей того или иного предмета, который он создал. Техника оригами обладает возможностью пробудить интеллектуальную активность, т.е. творческие способность ребенка.
В опытно-поисковой работе нами была проведена диагностика творческих способностей у младших школьников и их творческой деятельности, в которой они опредмечиваются, после чего была проведена формирующая работа на уроках технологии. Проведенная работа, позволила выявить недостатки и наметить пути улучшения творческого потенциала детей. Это позволило разработать цикл уроков, с использованием занятий оригами. Цикл уроков включал задачи развития творческих способностей, развития отдельных этапов деятельности и качеств личности, а также технических приемов.
В целом мы пришли к выводу, что целенаправленная организация уроков технологии с использованием оригами, способствует развитию творческих способностей у младших школьников, а вместе с тем развивается и сама творческая деятельность.
Таким образом, поставленная нами цель и задачи опытно-поисковой работы по развитию творческих способностей младших школьников средствами оригами на уроках технологии успешно достигнуты.



1. Альмуханова, А. Б. Большая психологическая энциклопедия [Текст] / А. Б. Альмуханова - М.: Москва, Изд. «Эксмо» 2002. - 544 с.
2. Акчурина-Муфтиева, Н. М. Развитие детского творческого
конструирования из бумаги. [Текст] / Н. М. Акчурина-Муфтиева. - Симферополь. : Крымское учебно-педагогическое государственное
издательство, 2003. - 188 с.
3. Амонашвили, Ш. А. Как живете, дети? [Текст] / Ш. А. Амонашвили пособие для учителя. — М. : Просвещение, 1986. — 176 с.
4. Афонькин, С. Ю. Все об оригами. [Текст] / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. - СП/б. : СЗКЭО «КРИСТАЛЛ»; М. : «ОНИКС», 2004. - 272 с.
5. Афонькин, С. Ю. Уроки оригами в школе и дома. [Текст] / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. - М. : Изд-во «Аким», 1995. - 187 с.
6. Бабанский, Ю. К. Активность и самостоятельность уч-ся в обучении: Избр. педагог.труды [Текст] / сост. М. Ю. Бабанский. - М. : Педагогика, 1989. - 560 с.
7. Бердяев, Н. А. Самопознание [Текст] / Н. А. Бердяев. - М. : Просвещение, 1989. - 197 с.
8. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема
творчества. [Электронный ресурс] // Ростов. 1983. - 176с.
https://psibook.com/scholarly/psihologicheskie-osnovy-intellektualnoy-aktivnosti.html (дата обращения: 20.09.2017).
9. Петровский, А. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учебное пособие для студентов пед. институтов / под ред. проф. А.В. Петровского. - М. : Просвещение, 1973. - 486 с.
10. Выгонов, В. В. Начальная школа: Трудовое обучение. Поделки, модели, игрушки [Текст] : книга для учителя / В. В. Выгонов. - М. : Изд-во «Первое сентября», 2002. - 198 с.
11. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1991. - 206 с.
12. Выготский, Л. С. Сборник сочинений [Текст] / Л. С. Выготский. - Т.2. М. : Просвещение, 1982. - 285 с.
13. Гамезо, М. В. Общая психология [Текст] : учебно-методическое пособие / М.В. Гамезо, М. В. Герасимова, В. С, Машурцева Д.А, Орлова Л. М. ; под редакцией М. В. Гамезо. - М. : Ось-89, 2007. - 352 с.
14. Годфруа, Ж. Психология [Текст] / Ж. Годфруа. - М. : Мир, 1992 - 436 с.
15. Хромова, И. В. Диагностика творческого развития личности [Текст] : методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования / Авт.-сост. И. В. Хромова, М. С. Коган. - Новосибирск, 2003. - 44 с.
16. Виноградова, Н. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева ; под общ.ред. Н. В. Микляевой. - М. : Издательство Юрайт, 2012. - 510 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ