Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности

Работа №107365

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы71
Год сдачи2020
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
112
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности 8
1.1 Понятие творчества и творческих способностей в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Характеристики творческого мышления и творческих
способностей детей младшего школьного возраста 13
1.3 Анализ возможностей изобразительной деятельности для
развития творческих способностей в младшем школьном возрасте.. 18
Глава 2 Экспериментальное исследование развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности 25
2.1 Выявление уровня развития творческих способностей детей
младшего школьного возраста 25
2.2 Содержание работы по развитию творческих способностей
детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности
2.3 Выявление динамики развития творческих способностей детей
младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности
Заключение 63
Список используемой литературы 66
Приложение А Списки детей, участвующих в эксперименте 69
Приложение Б Результаты диагностики творческих способностей младших школьников 70


Проблема развития творческих способностей в детском возрасте в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Творческие способности - неотъемлемый компонент любой творческой деятельности, в связи с чем проблема творческого мышления не случайно является предметом многочисленных научных работ и исследований.
Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, В. А. Крутецкого, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др., творческие способности «выступают не только предпосылкой эффективного усвоения детьми нового материала, но и являются условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности», т.е. в значительной степени определяет эффективность обучения и воспитания. Помимо этого, творческие способности необходимы детям для успешной учебной и игровой деятельности, а также лежат в основе любой творческой деятельности, благодаря которой ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности.
В настоящее время в отечественной и зарубежной психологической науке активизировалась деятельность по поиску и определению системы педагогических и психологических и условий и средств для развития творческих способностей детей. Различными исследователями предложено множество технологий и программ их развития. Помимо этого, в настоящее время существуют действительные возможности для развития детского творчества с использованием возможностей художественного творчества, а также с использованием нетрадиционных материалов и инновационных технологий.
Актуальность данной проблемы и определило тему нашего исследования: «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности».
На данный момент в педагогической практике сложилось противоречие: несмотря на актуальность развития творческих способностей у детей, практически неисследованным остается вопрос об особенностях развития творческого мышления у детей в младшем школьном возрасте, в то время как именно в этот возраст благодаря непосредственности детского любознательности, восприятия, развитому воображению и интуиции является сензитивным периодом для развития творческих способностей.
Проблема исследования: каковы приемы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности?
Цель исследования - разработать и экспериментально проверить эффективность приемов развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников на уроках по изобразительному искусству.
Предмет исследования - приемы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности будет осуществляться эффективно, если:
- учить детей замечать и выделять основные средства выразительности художественного произведения на основе изделий различных народных промыслов и образцов трудов именитых российских мастеров;
- развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение в процессе работы в изостудии, организованной в кабинете изобразительного искусства;
- совершенствовать технические умения и навыки рисования на занятиях по изобразительной деятельности и в процессе знакомства с историей развития народных промыслов;
- закреплять умение рисовать декоративные элементы - точки, кружки, полоски, волнистые линии, листочки, ягодки и т.д. в процессе ознакомления с особенностями хохломского рисунка, городецких цветов и гжельской росписи.
- знакомить детей с особенностями построения геометрического и растительного орнаментов; учить придумывать узоры для бумажных силуэтов в процессе создания прототипа и раскрашивания филимоновской и дымковской игрушки.
- закреплять умение лепить из глины декоративные изделия конструктивным, комбинированным и пластическим способом; украшать глиняные изделия и расписывать их.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности.
2. Выявить уровень развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности.
3. Разработать и апробировать содержание приемов развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности.
4. Выявить динамику развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности.
Методы исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;
- беседа, анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
Новизна исследования заключается в том, что определено содержание приемов, эффективно влияющих на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов начальных классов для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности.
Экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе МБУ «Школа № 25», г. Тольятти. В исследовании приняли участие 20 детей младшего школьного возраста (7-8 лет). Исследование проводилось в период с период со «2» ноября 2019 года по «30» ноября 2019 г.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (30 источников) и 2 приложений. Работа иллюстрируется 12 рисунками, 17 таблицами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Творческие способности и их развитие имеет место во время изобразительной деятельности, а именно - во время занятий изобразительной деятельностью. При этом, младший школьный возраст может рассматриваться как этап интенсивного психического развития ребенка. Именно в данном возрасте осуществляется прогрессивное развитие всех сфер, начиная от совершенствования отдельных психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований.
Младший школьный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в процессе учебной и внеучебной деятельности, в том числе и изобразительной.
В результате анализа психолого-педагогических исследований, посвящённых проблеме развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, можно сделать вывод о том, что в этот период происходит становление и развитие воображения. Именно оно способствует плавному переходу со временем в творчество. Этап младшего школьного возраста характеризуется резкими скачками и изменениями в развитии. Если сначала в данном периоде основным видом мышления является наглядно-образное, то постепенно оно развивается в понятийное (словестно- логическое).
Необходимо отметить, что основное воздействие на становление творческих способностей оказывает имеющийся в сознании личный опыт ребенка. Он отображается в его деятельности посредством мышления и воображения, опирающихся на личные особенности. Ребенок неосознанно делает акцент на предметах и действиях, говорящих или напоминающих о пережитом опыте.
Для исследования особенностей развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста было спланировано и осуществлено эмпирическое исследование. Экспериментальная работа проводилась на базе МБУ «Школа № 25», г. Тольятти. В исследовании приняли участие 20 детей младшего школьного возраста (7-8 лет). Исследование проводилось в период с период со «2» ноября 2019 года по «30» ноября 2019 г. В качестве медов исследования использовались изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент, беседа и анкетирование; количественный и качественный анализ полученных результатов. В результате экспериментальной работы были выявлены показатели уровня развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, а также определены и в последующем повышены:
- уровень развития способности к созданию новых, неординарных изображений на основе предоставленных фигур;
- уровень развития творческого воображения и мышления;
- уровень развития умения самостоятельно подбирать сюжет, имея часть изображения;
- уровень развития умения создавать сказочные образы, развитие чувства композиции, умение разрабатывать содержание изображения.
Помимо этого было выявлено отношение педагогов к процессу развития у детей творческих способностей в изобразительной деятельности.
Основная гипотеза исследования подтверждается, то есть процесс развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности оказался эффективным, если:
- учить детей замечать и выделять основные средства выразительности художественного произведения на основе изделий различных народных промыслов и образцов трудов именитых российских мастеров;
- развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение в процессе работы в изостудии, организованной в кабинете изобразительного искусства;
- совершенствовать технические умения и навыки рисования на занятиях по изобразительной деятельности и в процессе знакомства с историей развития народных промыслов;
- закреплять умение рисовать декоративные элементы - точки, кружки, полоски, волнистые линии, листочки, ягодки и т.д. в процессе ознакомления с особенностями хохломского рисунка, городецких цветов и гжельской росписи.
- знакомить детей с особенностями построения геометрического и растительного орнаментов; учить придумывать узоры для бумажных силуэтов в процессе создания прототипа и раскрашивания филимоновской и дымковской игрушки.
- закреплять умение лепить из глины декоративные изделия конструктивным, комбинированным и пластическим способом; украшать глиняные изделия и расписывать их.
На основании полученных в ходе эмпирического исследования данных можно рекомендовать проведение дальнейшей работы по развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста. В качестве перспектив дальнейших исследований может выступать деятельность по развитию творческих способностей у младших школьников в процессе изобразительной деятельности.



1. Бельчикова О. А. Творческие способности детей : теоретический аспект // Культурные тренды современной России : от национальных истоков к культурным инновациям. 2014. С. 13-15.
2. Бердяев Н. А. Философия свободы: смысл творчества. М. : Правда, 1989. 607 с.
3. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2012. 312 c.
4. Бойко И. Н. Развитие творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста: теоретико-методические основы // Проблемы современного образования. 2019. № 3. С. 83-90.
5. Венгер А. Л. Особенности психического развития детей школьного возраста. М. : Педагогика, 2009. 137 с.
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психологический очерк : Кн. для учителя. М. : Просвещение, 2014. 93 с.
7. Гилфорд Д. П. Концепция креативности. СПб : Реноме, 2013. 120 с.
8. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М. : ИНТОР, 1996. 544 с.
9. Дегтярев С. Н. Учебно-познавательный процесс в аспекте развития дивергентного и конвергентного мышления // Образование и наука. 2009. № 4. С. 23-35.
10. Дробышева О. А. Теория инвестирования Р. Стернберга и стратегии обучения творчеству студентов колледжа //Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. №. 8-4. С. 46-48.
11. Друшлякова С. А. Формирование творческого воображения у младших школьников на уроках технологии средствами аппликации // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2017. С. 55-59.
12. Желонкина Ю. Н. Творческие способности как проблема исследования в отечественной психологии // Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки. 2016. С. 91-93.
13. Козлов В. В. Психология творчества: свет, сумерки и темная ночь души. М. : АСТ, 2008. 112 с.
14. Крутецкий В.А. Психология : учебник для учащихся пед. училищ. М. : Просвещение, 2012. 346 с.
15. Ломакина Г. Р. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: проблемы реализации и практического применения // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2013. №. 3 (27). С. 185-193.
16. Лук А. Н. Психология творчества. М. : Наука, 1978. 126 с.
17. Лунгу К. Н., Борисова Н. Л., Измайлова Н. В. Творческая самостоятельная деятельность студентов при обучении математике // Наука и современность. 2014. №. 34. С. 58-63.
18. Лыкова Е. С. Педагогические проблемы развития линии в детском рисунке // Вестник СИБИТа. 2017. № 1 (21). С. 87-95.
19. Михайлова О. Б. Психологическая природа инновационности личности // Вестник РУДН. Психология и педагогика. 2012. № 2. С. 16-22.
20. Никонова Е. Р., Лапшина Е. В. Развитие творческих способностей студентов (педагогическое исследование) // Образование и наука в современном мире. Инновации. 2019. №. 4. С. 15-27.
21. Петрушин В. И. Музыкальная психология : учебное пособие для вузов. М. : Трикста : Акад. проект, 2008. 398 с.
22. Пономарев Я. А. Роль музыкального мышления в развитии творческого потенциала детей младшего школьного возраста // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сборник статей Международной научно-практической конференции. В 8 частях. Часть 2. 2016. С. 46-49.
23. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М. : Прогресс, 1994. 479 с.
24. Савинова Т. В, Таланина О. В. Развитие творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 349-352.
25. Саидова З. Х. Исследование творческого мышления в отечественной психологии // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2015. № 36. С. 62-67.
26. Суарева А. П. Активизация творческой деятельности младших школьников на занятиях по изобразительному искусству : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Ом. гос. пед. ун-т. Омск, 2000. 16 с.
27. Тургель В. А. Творчество и творческие способности в младшем школьном возрасте : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «050700 Педагогика». Санкт- Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. 169 с.
28. Фромм Э. З. Искусство быть. Пособие для учителей. М. : АСТ, 2017. 68 с.
29. Чернецкая Н. И. К проблеме интеграции психологических теорий творческого мышления // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия : Филология, педагогика, психология. 2009. №. 5. С. 45¬50.
30. Эльконин Д. Б. Введение в психологию развития. М. : Тривола, 1994. 168 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ