Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование субъективного ощущения одиночества и фрустрации у студентов

Работа №98957

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
201
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОДИНОЧЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНО­ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 7
1.1. ФЕНОМЕН ОДИНОЧЕСТВА 7
1.2. ПОДХОДЫ В ИЗУЧЕНИИ ОДИНОЧЕСТВА 10
1.3. ТИПОЛОГИЯ ОДИНОЧЕСТВА ПО С.Г. КОРЧАГИНОЙ 13
1.3.1. Отчуждающее одиночество 15
1.3.2. Диффузное одиночество 16
1.3.3. Диссоциированное одиночество 18
1.3.4. Уединенность 19
1.4. ПРОБЛЕМАТИКА ОДИНОЧЕСТВА У СТУДЕНТОВ 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 23
ГЛАВА 2. ФРУСТРАЦИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 24
2.1. ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ФРУСТРАЦИИ 24
2.2. ФРУСТРАЦИЯ И СТРЕСС 30
2.3. ФРУСТРАЦИЯ И АГРЕССИЯ 31
2.4. ФРУСТРАЦИОННАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ 33
2.5. ФРУСТРАЦИЯ У СТУДЕНТОВ 34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 37
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО ОЩУЩЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА И ФРУСТРАЦИИ У СТУДЕНТОВ .... 39
3.1. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 39
3.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ 48
3.3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ И КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 54
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
Приложение А 68
Приложение Б 71
Приложение В 73
Приложение Г 75

С древних времен одиночество зачастую относят к одному из психических состояний, имеющих негативный характер. Аристотель и Платон, например, считали одиночество злым недугом, спасением от которого являлись только дружба и любовь. За всю историю изучения проблемы одиночества ее объяснение и осознание было довольно многогранным. В древности одиночество считалось одной из ценностей на Востоке и, в то же время, было совершенно неприемлемым и нежелательным на Западе. По некоторым оценкам, это состояние порой необходимо для саморазвития и более глубокого познания себя, но нередко одиночество воспринимается человеком как некое проклятье.
Неприятие человеком одиночества - довольно естественная и распространенная реакция. Ее изучению посвящено большое количество работ западных гуманистов XX века. Среди выдающихся исследователей этой проблемы можно выделить следующих философов, тяготеющих к экзистенциальному подходу: Жан-Поль Сартр, Николай Бердяев, Мартин Хайдеггер, Мартин Бубер, Альбер Камю и другие.
Как бы грустно ни было это признать, в современном мире проблема одиночества не только не потеряла своей актуальности, а, может быть, даже стала еще более важной и злободневной. Одиночество, в некотором смысле, можно назвать одной из болезней XXI века. В Великобритании даже создано министерство по делам одиночества с серьезным финансированием. Раньше эта проблема считалась, прежде всего, проблемой западного общества, но, судя по исследованиям последних лет, это актуальная проблема и российского общества. Она затрагивает не только пожилых людей, но и иные возрастные группы, в частности, молодежь и студентов. Поэтому этот вопрос требует тщательного изучения и проведения различных научных исследований.
Одна из проблем изучения психологического одиночества связана с отсутствием четкого понимания причины возникновения субъективного ощущения одиночества. В связи с этим, изучению подлежит довольно широкий спектр личностных свойств и качеств, а также различных факторов, способных содействовать формированию ощущения одиночества. В данной работе изучалось, насколько психологическое одиночество может быть связано с фрустрацией, сложившимися в процессе становления личности типичными реакциями на жизненные неудачи.
Цель исследования: изучить характер взаимосвязи между
психологическим одиночеством и фрустрацией у студентов.
Объект исследования: психологическое одиночество и фрустрация.
Предмет исследования: взаимосвязь субъективного ощущения
одиночества и фрустрации у студентов.
Гипотеза исследования: существует связь между уровнем
субъективного ощущения одиночества и уровнем фрустрированности.
Задачи исследования:
1. Изучить основные теоретические подходы к проблеме одиночества.
2. Провести теоретический анализ понятия фрустрация.
3. Дать теоретическое обоснование взаимосвязи фрустрации и субъективного ощущения одиночества у студентов.
4. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи фрустрации и субъективного ощущения одиночества у студентов.
Методики исследования:
1. Дифференциальный опросник переживания одиночества Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева.
2. Опросник для определения вида одиночества С.Г. Корчагиной.
3. Методика диагностики самооценки психических состояний по Г. Айзенку.
4. Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана (модификация В.В. Бойко)
База исследования: исследование проводилось на базе департамента психологии Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина в октябре - ноябре 2018 года. В исследовании приняли участие 102 студента первого курса в возрасте от 17 до 22 лет (22 юноши и 80 девушек).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В теоретической части представленной работы были изучены основные теоретические подходы к проблеме одиночества, рассмотрены различные виды одиночества в рамках личностного подхода С.Г. Корчагиной, проведен теоретический анализ понятия «фрустрация». Описана актуальность проблем одиночества и фрустрированности в студенческой среде. Теоретическое обоснование взаимосвязи фрустрации и субъективного ощущения одиночества у студентов позволило выдвинуть следующую гипотезу: существует связь между уровнем субъективного ощущения одиночества и уровнем фрустрированности.
Для проверки выдвинутой гипотезы было проведено эмпирическое исследование. Полученные результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Более 40% студентов первого курса в представленной выборке сталкивается с переживанием одиночества. У каждого десятого студента субъективное ощущение одиночества выше среднего.
2. Первокурсники чаще сталкиваются с переживанием диссоциированного одиночества. Такой вид одиночества обусловлен отсутствием баланса взаимодействия механизмов идентификации и обособления, их резкой переменой.
3. Выявлены достоверные различия по показателям фрустрированности между психологически одинокими и неодинокими студентами. Это говорит о том, что высокий уровень фрустрированности является одним из факторов, порождающих риски интенсивного переживания одиночества.
4. Результаты корреляционного анализа свидетельствуют и о том, что психологически одиноким студентам сложнее справляться с трудными жизненными ситуациями, а психологическое одиночество, в свою очередь, может препятствовать развитию фрустрационной толерантности.
5. Результаты дополнительного корреляционного анализа говорят о том, что психологически одиноким студентам свойственна повышенная тревожность и ригидность. Это может говорить о том, что гибкость мышления и поведения, а также внутреннее спокойствие позволяют комфортно выстраивать коммуникацию и достигать желаемых результатов в общении с окружающими.
Таким образом, полученные результаты исследования подтверждают гипотезу о существовании связи между субъективным переживанием одиночества и фрустрированностью.
Результаты проведенного исследования могут быть использованы в консультативной работе со студентами первых курсов для помощи с адаптацией, снижения уровня фрустрированности и субъективного ощущения одиночества, формирования конструктивных стратегий преодоления трудностей и, как следствие, для повышения уровня успеваемости.
Установленная в ходе исследования взаимосвязь субъективного переживания одиночества с тревожностью и ригидностью позволяет расширить область исследования проблемы одиночества. Исследования подобного рода помогут глубже понять природу и сущность одиночества, последствия и сам процесс переживания негативных форм этого феномена, а также разработать стратегии и методики для трансформации таких переживаний и оказания психологической помощи людям, страдающих от чувства одиночества и дискомфорта, связанного с его осознанием.


1. Артишевская Т.М. Психологический портрет пользователя социальными сетями / Т.М. Артишевская // Знак: проблемное поле медиаобразования / Челябинский государственный университет. - 2012. - №9. - С. 6-7.
2. Баркер Р. Фрустрация. Конфликт. Защита / Р. Баркер // Вопросы психологии. - 1991. - №6. - С. 34-38.
3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк // Теоретическая и прикладная социальная психология. -1984. - №7.- С.9-16.
4. Вассерман Л.И. Методика для психологической диагностики уровня социальной фрустрированности и ее практическое применение / Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев, М.А. Беребин // Пособие для врачей и клинических психологов. - 2004. - С. 13-17.
5. Вейс Р. Вопросы изучения одиночества / Р. Вейс // Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс, 1989. - C. 114 - 128.
6. Вербицкая C.JI. Социально - психологические факторы переживания одиночества: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / С.Л. Вербицкая; СПбГУ. - СПб., 2002. - 154 с.
7. Головин С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. - М.: Харвест, 1998. - 800 с.
8. Данилова Е.Е. Методика изучения фрустрационных реакций у детей / Е.Е. Данилова // Иностранная психология. - 1996. - № 6. - С. 69-81.
9. Дементий Л.И. Фрустрация: Понятие и диагностика / Л.И. Дементий // Учебно-методическое пособие: для студентов специальности психологии. - Омск: Изд-во ОмГУ. - 2004. - 68 с.
10. Иванищева А.С. Влияние феномена одиночества на преодоление адаптационных трудностей у студентов колледжа / А.С. Иванищева, Э.Э.
Сыманюк // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 11. - С. 109-114.
11. Колпакова Л.М. Особенности преодоления ситуаций фрустрации студентами 1 и 3 курсов как субъектами адаптации в динамике вхождения в условия профессионального обучения / Л.М. Колпакова, С.Ю. Скворцова // Казанский педагогический журнал. - 2012. - №8. - С. 61-69.
12. Корчагина С.Г. Генезис. Виды и проявления одиночества / С.Г. Корчагина. - М.: МПСИ, 2005. - 196 с.
13. Корчагина С.Г. Психология одиночества / С.Г. Корчагина. - М.: МПСИ, 2008. - 228 с.
14. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.
15. Лабиринты одиночества / пер. с англ. сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989 г.- 624 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ