ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОДИНОЧЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 7
1.1. ФЕНОМЕН ОДИНОЧЕСТВА 7
1.2. ПОДХОДЫ В ИЗУЧЕНИИ ОДИНОЧЕСТВА 10
1.3. ТИПОЛОГИЯ ОДИНОЧЕСТВА ПО С.Г. КОРЧАГИНОЙ 13
1.3.1. Отчуждающее одиночество 15
1.3.2. Диффузное одиночество 16
1.3.3. Диссоциированное одиночество 18
1.3.4. Уединенность 19
1.4. ПРОБЛЕМАТИКА ОДИНОЧЕСТВА У СТУДЕНТОВ 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 23
ГЛАВА 2. ФРУСТРАЦИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 24
2.1. ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ФРУСТРАЦИИ 24
2.2. ФРУСТРАЦИЯ И СТРЕСС 30
2.3. ФРУСТРАЦИЯ И АГРЕССИЯ 31
2.4. ФРУСТРАЦИОННАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ 33
2.5. ФРУСТРАЦИЯ У СТУДЕНТОВ 34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 37
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО ОЩУЩЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА И ФРУСТРАЦИИ У СТУДЕНТОВ .... 39
3.1. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 39
3.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ 48
3.3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ И КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 54
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
Приложение А 68
Приложение Б 71
Приложение В 73
Приложение Г 75
С древних времен одиночество зачастую относят к одному из психических состояний, имеющих негативный характер. Аристотель и Платон, например, считали одиночество злым недугом, спасением от которого являлись только дружба и любовь. За всю историю изучения проблемы одиночества ее объяснение и осознание было довольно многогранным. В древности одиночество считалось одной из ценностей на Востоке и, в то же время, было совершенно неприемлемым и нежелательным на Западе. По некоторым оценкам, это состояние порой необходимо для саморазвития и более глубокого познания себя, но нередко одиночество воспринимается человеком как некое проклятье.
Неприятие человеком одиночества - довольно естественная и распространенная реакция. Ее изучению посвящено большое количество работ западных гуманистов XX века. Среди выдающихся исследователей этой проблемы можно выделить следующих философов, тяготеющих к экзистенциальному подходу: Жан-Поль Сартр, Николай Бердяев, Мартин Хайдеггер, Мартин Бубер, Альбер Камю и другие.
Как бы грустно ни было это признать, в современном мире проблема одиночества не только не потеряла своей актуальности, а, может быть, даже стала еще более важной и злободневной. Одиночество, в некотором смысле, можно назвать одной из болезней XXI века. В Великобритании даже создано министерство по делам одиночества с серьезным финансированием. Раньше эта проблема считалась, прежде всего, проблемой западного общества, но, судя по исследованиям последних лет, это актуальная проблема и российского общества. Она затрагивает не только пожилых людей, но и иные возрастные группы, в частности, молодежь и студентов. Поэтому этот вопрос требует тщательного изучения и проведения различных научных исследований.
Одна из проблем изучения психологического одиночества связана с отсутствием четкого понимания причины возникновения субъективного ощущения одиночества. В связи с этим, изучению подлежит довольно широкий спектр личностных свойств и качеств, а также различных факторов, способных содействовать формированию ощущения одиночества. В данной работе изучалось, насколько психологическое одиночество может быть связано с фрустрацией, сложившимися в процессе становления личности типичными реакциями на жизненные неудачи.
Цель исследования: изучить характер взаимосвязи между
психологическим одиночеством и фрустрацией у студентов.
Объект исследования: психологическое одиночество и фрустрация.
Предмет исследования: взаимосвязь субъективного ощущения
одиночества и фрустрации у студентов.
Гипотеза исследования: существует связь между уровнем
субъективного ощущения одиночества и уровнем фрустрированности.
Задачи исследования:
1. Изучить основные теоретические подходы к проблеме одиночества.
2. Провести теоретический анализ понятия фрустрация.
3. Дать теоретическое обоснование взаимосвязи фрустрации и субъективного ощущения одиночества у студентов.
4. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи фрустрации и субъективного ощущения одиночества у студентов.
Методики исследования:
1. Дифференциальный опросник переживания одиночества Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева.
2. Опросник для определения вида одиночества С.Г. Корчагиной.
3. Методика диагностики самооценки психических состояний по Г. Айзенку.
4. Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана (модификация В.В. Бойко)
База исследования: исследование проводилось на базе департамента психологии Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина в октябре - ноябре 2018 года. В исследовании приняли участие 102 студента первого курса в возрасте от 17 до 22 лет (22 юноши и 80 девушек).
В теоретической части представленной работы были изучены основные теоретические подходы к проблеме одиночества, рассмотрены различные виды одиночества в рамках личностного подхода С.Г. Корчагиной, проведен теоретический анализ понятия «фрустрация». Описана актуальность проблем одиночества и фрустрированности в студенческой среде. Теоретическое обоснование взаимосвязи фрустрации и субъективного ощущения одиночества у студентов позволило выдвинуть следующую гипотезу: существует связь между уровнем субъективного ощущения одиночества и уровнем фрустрированности.
Для проверки выдвинутой гипотезы было проведено эмпирическое исследование. Полученные результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Более 40% студентов первого курса в представленной выборке сталкивается с переживанием одиночества. У каждого десятого студента субъективное ощущение одиночества выше среднего.
2. Первокурсники чаще сталкиваются с переживанием диссоциированного одиночества. Такой вид одиночества обусловлен отсутствием баланса взаимодействия механизмов идентификации и обособления, их резкой переменой.
3. Выявлены достоверные различия по показателям фрустрированности между психологически одинокими и неодинокими студентами. Это говорит о том, что высокий уровень фрустрированности является одним из факторов, порождающих риски интенсивного переживания одиночества.
4. Результаты корреляционного анализа свидетельствуют и о том, что психологически одиноким студентам сложнее справляться с трудными жизненными ситуациями, а психологическое одиночество, в свою очередь, может препятствовать развитию фрустрационной толерантности.
5. Результаты дополнительного корреляционного анализа говорят о том, что психологически одиноким студентам свойственна повышенная тревожность и ригидность. Это может говорить о том, что гибкость мышления и поведения, а также внутреннее спокойствие позволяют комфортно выстраивать коммуникацию и достигать желаемых результатов в общении с окружающими.
Таким образом, полученные результаты исследования подтверждают гипотезу о существовании связи между субъективным переживанием одиночества и фрустрированностью.
Результаты проведенного исследования могут быть использованы в консультативной работе со студентами первых курсов для помощи с адаптацией, снижения уровня фрустрированности и субъективного ощущения одиночества, формирования конструктивных стратегий преодоления трудностей и, как следствие, для повышения уровня успеваемости.
Установленная в ходе исследования взаимосвязь субъективного переживания одиночества с тревожностью и ригидностью позволяет расширить область исследования проблемы одиночества. Исследования подобного рода помогут глубже понять природу и сущность одиночества, последствия и сам процесс переживания негативных форм этого феномена, а также разработать стратегии и методики для трансформации таких переживаний и оказания психологической помощи людям, страдающих от чувства одиночества и дискомфорта, связанного с его осознанием.