ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО 9
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ
1.1 Современное состояние системы среднего
профессионального образования в Российской Федерации и направления его модернизации 9
1.2 Нормативно-правовые основы совершенствования
деятельности по подготовке специалистов среднего профессионального образования 23
ГЛАВА 2 РЕАЛИЗАЦИЯ ДУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ КАК БАЗОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 37
2.1 Организация дуальной модели подготовки специалистов на
территории Невьянского городского округа 37
2.2 Анализ рынка труда и потребностей выпускников школ
города в образовательных услугах ГБПОУ СО «Уральский горнозаводской колледж имени Демидовых» 52
2.3 Формирование системы предпрофильной подготовки
обучающихся школ городского округа в рамках реализации областной программы «Уральская инженерная школа» 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 83
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
Актуальность темы исследования. Для современного социальноэкономического развития России важную роль играет создание и внедрение интегрированных инновационных программ, решающих кадровые и исследовательские задачи развития инновационной экономики на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности. Происходит формирование национальной квалификационной структуры с учетом перспективных требований опережающего развития инновационной экономики и профессиональной мобильности граждан, обновление государственных образовательных стандартов и модернизация программ обучения всех уровней на базе квалификационных требований.
Согласно Государственной программы Российской Федерации «Развития образования» на 2013-2020 годы основной задачей образовательных организаций разного уровня, а также производств является формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации1.
Необходимость создания гибкой, и одновременно, стабильно функционирующей системы непрерывного образования человека в условиях динамичного социально-экономического развития государства требует особого внимания к этапу вхождения человека в мир профессиональной деятельности. Продуктивность профессионального становления личности, ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, возможность самостоятельно проектировать свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии имеют непреходящее значение для успешности дальнейшей трудовой деятельности человека.
В связи с этим задачи по совершенствованию среднего профессионального образования в современный период социальноэкономического развития России становятся особенно актуальными.
Перед колледжами поставлена задача создания новой рабочей интеллигенции, которая примет активное участие в модернизации экономики и развитии общества.
Степень разработанности проблемы. Проблемы качества подготовки специалистов среднего звена находятся как в фокусе внимания органов власти, так и представителей академической науки.
Обеспечивать качественную характеристику процессов в сфере СПО позволяют социологические обследования.
Коллектив исследователей Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательский университет «Высшая школа экономики» в течении последних десяти лет провел серию всероссийских исследований состояния системы СПО. (Информационные бюллетени серии «Мониторинг экономики образования»).
В 2014 году исследовались стратегии учреждений профессионального образования: проблемы качества обучения. В современных условиях
качество обучения является наиболее важным и актуальным вопросом развития профобразования.
В 2016 году проведено исследование планов и стратегий выпускников системы СПО. Наиболее распространенная ожидаемая стратегия студентов - работать и учиться в вузе после завершения программ СПО (особенно это касается обучающихся по программам СПО-2) - во многом объясняет предпочтения заочной формы обучения при планировании последующей учебы в вузе.
В 2017 году впервые проведен под руководством Бондаренко Н.В.общероссийский опрос работодателей, использующих труд работников массовых профессий и специальностей.2
Объектом исследования в данной работе современная организация системы подготовки специалистов среднего профессионального образования.
Предметом исследования является организация дуальной модели как направление повышения качества подготовки специалистов среднего профессионального образования.
Цель магистерской диссертации: Разработка рекомендаций по внедрению модели практико-ориентированной профориентации
абитуриентов на основе анализа внедрения дуальной модели подготовки рабочих кадров в конкретной образовательной организации.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
1. Проанализировать современное состояние системы среднего профессионального образования в Российской Федерации, охарактеризовать направления его модернизации.
2. Изучить нормативно-правовые основы совершенствования деятельности по подготовке специалистов среднего профессионального образования.
3. Охарактеризовать организацию внедрения дуальной системы подготовки рабочих массовых профессий и специальностей на территории Невьянского городского округа.
4. Провести анализ рынка труда и потребностей выпускников школ города в образовательных услугах ГБПОУ СО «Уральский горнозаводской колледж имени Демидовых».
5. Разработать рекомендации по внедрению модели практикоориентированной профориентации абитуриентов.
Информационную базу составили законы Российской Федерации и Свердловской области, законодательные акты, нормативно-правовые документы, данные специализированных периодических изданий, интернет- публикации, материалы информационных порталов. Необходимые данные были получены посредством вторичного анализа уже проведенных ранее социологических исследований по заявленной теме, материалы, получение в опросе школьников и социальных партнеров...
Реализация пилотного проекта в условиях Невьянского городского округа позволит решить следующие задачи: создание системы
непрерывного технического образования, включающей уровни общего и среднего профессионального образования; повышение качества профессионального образования и, соответственно, востребованности выпускников колледжа на рынке труда Невьянского городского округа; обеспечение формирования индивидуальной образовательной траектории обучающихся, основанной на осознанном выборе профиля обучения.
В соответствии с актуальностью проблемы основной целью являлась разработка проекта по формированию системы предпрофильной подготовки обучающихся общеобразовательных школ города и округа.
Данная цель определила необходимость решения вышеуказанных задач. В соответствии с поставленной целью в проекте был выполнен предпроектный анализ, выявлена проблема исследования, причины ее возникновения и разработаны алгоритмы решения проблемы.
Методологическую основу проекта составляет изучение правовой базы функционирования сферы профессионального образования, обобщение данных статистики, анализ форм и методов управления в сфере среднего профессионального образования, оценка их эффективности, основанная на методах статистического, логического и экономического анализа.
По типу проекта он является управленческим, так как проектом предусматривается решение конкретной управленческой задачи. По классу проекта он является монопроектом, в связи с тем, что предполагает осуществление решений в конкретной сфере приложения усилий. По масштабу проекта проект является небольшим.
По отношению к длительности проект можно обозначить как среднесрочный.
По степени сложности проекта его можно оценить как организационно простой.
Для решения проблемы были предложены следующие мероприятия:
• формулировка концепции проекта;
• определение наличия ресурсов для проекта, степени актуальности ресурсов и возможности мобилизации;
• создание команды проекта, определение функционала и зон ответственности;
• разработка графика реализации проекта.
Осуществление мероприятий проекта требует привлечения финансирования в сумме 11 млн.685 тысяч рублей, привлекаемых за счет средств социальных партнеров, областного и муниципального бюджетов.
В соответствии с критериями оценки проекта при достижении целевых показателей проект можно признать целесообразным. Эффективность проекта (300 тыс. рублей ежегодно) показана через передачу коммунальных платежей муниципальному бюджету.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародн.
голосованием 12 дек.1993 г. [в ред. от 30 дек.2008 г.]. - Москва: Проспект, 2009. - 32 с.
2. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 дек. 2012 г. №273-ФЗ // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.12.2018).
3. Об образовании в Свердловской области: областной закон от 15 июля 2013 г. №78-ОЗ // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.12.2018).
4. О стратегии социально-экономического развития Свердловской
области на 2016-2030 годы : федер.закон от 21.12.2015 № 151-ОЗ //
Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.12.2018).
5. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики: указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597// Российская газета. - 2015. - 08 июня.
6. О мерах по реализации государственной политики в области
образования и науки: указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №599 // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим
доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.12.2018).
7. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, в части определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания: указ Президента Российской Федерации от 01.06. 2012 № 761 // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.12.2018).
8. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию : постановление Правительства Рос. Федерации от 05.12.2016 № Пр-2821 // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения : 12.12.2018).
9. Доклад о состоянии системы образования Свердловской области в
2015 году: постановление Правительства Свердловской области от 08.09.2016 № 617-ПП // Официальный интернет-портале правовой информации
Свердловской области. Режим доступа: http:// www.pravo.gov66.ru ( дата обращения : 20.01.2018).
10. Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года» : постановление Правительства Свердловской области от 29.12.2016 № 919-ПП // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения : 12.12.2018).
11. О передаче субъектам Российской Федерации федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования: распоряжение Правительства РФ от 29.12.2011 № 2413-р//
Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения : 12.12.2018).
12. Основные направления деятельности Правительства Российской
Федерации на период до 2012 года : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 01.11.2008 № 1663-р) // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата
обращения : 12.12.2018 ).
13. Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 17.11. 2008 № 1662-р) // Официальный
сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru ( дата обращения : 12.12.2018 ).
14. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года // распоряжение Правительства Рос. Федерации от 08.12.2011 №2227-р // Официальный сайт компании «ГАРАНТ.ру». - Режим
доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc (дата обращения :
20.01.2018).
15. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года // распоряжение Правительства Рос. Федерации от 18.12. 2006 № 1760-р // Официальный сайт компании
«Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата
обращения : 12.12.2018)...