ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Научные представления о проблемах формирования
геометрических представлений у дошкольников 8
1.2. Особенности формирования представлений о геометрических
фигурах у детей дошкольного возраста 14
1.3. Методы формирования представлений о геометрических
фигурах у детей дошкольного возраста 21
1.4. Условия формирования представлений о геометрических
фигурах у детей дошкольного возраста 31
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МБДОУ № 42 ГОРОДА АЛЕПАЕВСКА 43
2.1. Диагностика начального уровня развития представлений о
геометрических фигурах у детей дошкольного возраста 43
2.2. Организация и результаты опытно-поисковой работы по формированию геометрических представлений на базе МБДОУ № 42 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
По ФГОС ДО образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать познавательное развитие ребенка, предполагающее формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира (форме, размере, цвете, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) (п.2.6 ФГОС ДОО). Стандарт говорит о комплексном и интегрированном подходе, который обеспечивает развитие воспитанников во всех заявленных взаимодополняющих направлениях развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определена тем, что дошкольники показывают самопроизвольный интерес к математическим категориям, таким как: форма, время, количество, пространство, величина, помогающие им находить ориентацию в вещах и ситуациях, систематизировать и объединять их друг с другом, способствуют развитию понятий. Воспитателям необходимо развивать этот интерес расширить и систематизировать знания дошкольников в этой области.
Поэтому возникает проблема: как обеспечить формирование представлений о геометрических фигурах у дошкольников. Для решения этой проблемы важно следовать основному принципу ФГОС ДО - развитие мотивационной готовности к обучению, а не просто обучение ребенка чтению, письму, математике и т.д.
Полученный опыт в области интеллекта ребенка может быть как объемным, так и неорганизованным. В процессе обучения и познания необходимо направлять его в нужное русло, формировать частные и обобщенные методы познания, что послужит фундаментом для последующего математического образования дошкольников.
Подводя итог, актуальность проблемы по формированию математических представлений о геометрических фигурах у дошкольников была и остается.
Исследования показывают, что при использовании геометрического толкования некоторых задач математики приводит к более простому пониманию и нахождению простого решения, а также то, что основа для развития навыков в математике формируется очень рано. Таким образом, начало обучения геометрии для дошкольников - необходимый фундамент для дальнейшего успешного обучения. На основании вышесказанного можно сделать вывод об актуальности исследования процесса формирования и развития геометрических представлений детей дошкольного возраста.
Над проблемой формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста работали следующие ученые педагоги и психологи: П. Я. Гальперин [16], Т. И. Ерофеева [22], С. А. Козлова [26], В. П. Новикова [41], А. М. Пышкало [46], Л. А. Столяр [48] и многие другие.
Поиск путей решения проблем и определил актуальность темы работы: «Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста».
Проблема исследования: изучение возможностей формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: выявление и обоснование условий формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования представлений о геометрических фигурах у старших дошкольников.
Предмет исследования: условия формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
Достижение поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по изучаемой проблеме;
• разработать критерии оценки уровня сформированности
представлений о геометрических фигурах у дошкольников;
• выявить основные условия для формирования и развития представлений о геометрических фигурах у дошкольников;
• провести экспериментальные исследования формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста на базе МБДОУ «Детский сад № 42» города Алапаевска.
Этапы исследования:
• первый этап - подборка и систематизация теоретического материала по теме исследования;
• второй этап - опытно-поисковая работа по формированию геометрических представлений на базе МБДОУ № 42 г. Алапаевска;
• третий этап - анализ опытно-поисковой работы и разработка рекомендаций по совершенствованию методики формирования геометрических представлений.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовалась совокупность дополняющих друг друга методов: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности детей, опытно-поисковая работа, количественная и качественная обработка полученных результатов.
Теоретической основой данной работы послужили Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, а также концепции Л. А. Венгер [10], А. В. Запорожца [24], и др. о развитии умений воспринимать в дошкольном возрасте, основываясь на усвоении сенсорных эталонов и мер, на которую мы опирались в своей опытной работе, а также уровни развития геометрического мышления А. М. Пышкало [46].
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что материалы могут быть использованы как методические рекомендации по формированию представлений о геометрических фигурах старших дошкольников воспитателями ДОУ.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 42 комбинированного вида» города Алапаевска.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме представлений о геометрических фигурах у дошкольников показал, что в общем ходе развития восприятия предметной и геометрической формы наблюдается своеобразная диалектика: сначала геометрическая форма воспринимается, исходя из предметной; затем, по мере того как дети несколько раньше или позже, в зависимости от характера образовательной работы, которая ведется с ним в этом направлении, овладевает геометрической формой, уже обратно - конкретная форма предметов начинает определяться посредством более четкой геометрической формы.
По мере того как воспитанник в ходе обучения знакомится хотя бы с простейшими геометрическими свойствами тел, он научается различать геометрические фигуры как таковые (треугольник, квадрат, куб и т.д.). Для того чтобы дошкольник овладел элементарным знанием геометрических форм, требуется специальная и притом тщательная работа воспитателя, но она во всяком случае не может быть признано вовсе недоступным ему.
К методам формирования представлений о геометрических фигурах у дошкольников относится наглядность. Цель метода наглядности - обогащение и расширение непосредственного, чувственного опыта детей, развитие наглядности, изучение конкретных свойств предметов, создание условий для перехода к абстрактному мышлению, опоры для самостоятельного учения и систематизации изученного. Применяется естественное, рисунковое, объемное, звуковая и графическая наглядность.
Средство наглядности разнообразны: предметы и явления окружающей действительности, действие педагога и детей изображения реальных предметов, процессов (рисунков, картины), модели предметов (игрушки, вырезки из картона), символические изображения (карты, таблицы, схемы).
Изучив и проанализировав литературу по проблеме формирования геометрических представлений у дошкольников, мы провели и проанализировали опытно-поисковую работу и выработали рекомендации по обучению дошкольников геометрическим понятиям.
В практической части дается описание проведенной опытно- исследовательской работы. Во-первых, была проведена диагностика уровней развития представлений старших дошкольников о геометрических фигурах. Во-вторых, была проведена работа по формированию представлений о геометрических фигурах с использованием разнообразных форм обучения, воспитания и комплекса дидактических игр.
Заключительный этап работы - анализ результатов опытно-поисковой работы показал, что проделанная работа была эффективной.
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что в результате нашей работе нам удалось апробировать условия формирования геометрических представлений старших дошкольников и рекомендации родителям, педагогам, по обучению детей началам геометрии, которые позволяют с большей эффективностью развивать личность дошкольников и обучать их.
1. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / Н. М. Аксарина. - М. : Просвещение, 2014. - 359 с.
2. Асмолов, А. Г. Психология личности [Текст] / А. Г. Асмолов. - М. , 2013. - 312 с.
3. Баркан, А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка [Текст] / А. И. Баркан. - М. : АСТ - ПРЕСС, 2014. - 312 с.
4. Бартковский, А. И. Цветная геометрия [Текст] /
А. И. Бартковский. - М. , 2008. - 300 с.
5. Барчан, Т. А. Мне сверху видно все... Геометрия для дошколят [Текст] / Т. А. Барчан. - М. : Карапуз, 2016. - 116 с.
6. Белкина, Н. Н. Дошкольник: обучение и развитие [Текст]. Воспитателям и родителям / В. Н. Белкина, Н. Н. Васильева, Н. В. Елкина. - Ярославль: Академия, 2011. - 342 с.
7. Блехер, Ф. Н. Счет и число в детском саду [Текст] : методическое письмо / Ф. Н. Блехер. - М. , 2015. - 311 с.
8. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М. , 2015. - 257 с.
9. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. К. Бондаренко. - М. : Просвещение, 2013. - 160 с.
10. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. - М. : Просвещение, 2014. - 382 с.
11. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : Хрестоматия / сост. И. В. Дубровина. - М. : Академия, 2015. - 313 с.
12. Волковский, Д. Л. Руководство к «Детскому миру» в числах [Текст] / Д. Л. Волковский. - М. , 2016. - 277 с.
13. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст] : сб. ст. / под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. - М. : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2015. - 144 с.
14. Воронина, Л. В. Современные технологии математического образования дошкольников [Текст] / Л. В. Воронина, Е. А. Утюмова. - М. , 2013. - 153 с.
15. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : АСТ, 2009. - 256 с.
16. Гальперин, П. Я. Введение в психологию [Текст] /
П. Я. Гальперин. - М. , 2016. - 178 с.
17. Глаголева, Л. В. Сравнение величин предметов в нулевых группах школ [Текст] / Л. В. Глаголева. - М. , 2015. - 312 с.
18. Давайте поиграем: математические игры для детей 5 - 6 лет [Текст] / под ред. А. А. Столяра. - М. : АСТ, 2016. - 56 с.
19. Диагностика в детском саду [Текст] / под ред. Е. А. Ничипорюк, Г. Д. Посевиной. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 133 с.
20. Дошкольная педагогика [Текст] / под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М. , 2015. - 329 с.
21. Ерофеева, Т. Н. Математика для дошкольников [Текст] /
Т. Н. Ерофеева, Л. Н. Павлова. - М. : Мозаика-Синтез, 2016. - 232 с.
22. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников [Текст] /
Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова [и др.] - М. , 2013. - 311 с.
23. Житомирский, В. Г. Путешествие по стране Геометрии [Текст] /
В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин. - М., 2014. - 341 с.
24. Запорожец, А. В. Психическое развитие ребенка [Текст] / А. В. Запорожец. - М. , 2016. - 319 с.
25. Звонкин, А. К. Малыш и математика, непохожая на математику [Текст] / А. К. Звонкин. - М. , 2015. - 342 с.
26. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М. : Академия, 2013. - 416 с.
27. Ларина Л. Н. Роль учителя в формировании вычислительной
культуры учащихся [Электронный ресурс] - URL:
http://www.gym5cheb.ru/lessons/index.php-numb_ artic= 412071.htm (дата обращения: 15.01.2017).
28. Леушина, А. М. Обучение счёту в детском саду [Текст] /
A. М. Леушина. - М. , 2015. - 349 с.
29. Логинова, В. И. Формирование у детей дошкольного возраста (3 - 6 лет) знаний о материалах и признаках, свойствах и качествах [Текст] /
B. И. Логинова. - М. , 2014. - 412 с.
30. Логинова, В. И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте [Текст]. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду / В. И. Логинова. - М. , 2016. - 265 с.
31. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях [Текст] / сост. В. В. Данилова. - М. , 2013. - Пресс, 2015. - 311 с.
32. Материал и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих [Текст] / под редакцией Т. Н. Дороновой, Н. А. Коротковой. - М. : Линка. - Пресс, 2014. - 210 с.
33. Метлина, Л. С. Математика в детском саду [Текст] /
Л. С. Метлина. - М. : Просвещение, 2014. - 256 с.
34. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» [Текст] / под ред. Л. В. Руссковой. - М. : Просвещение, 2016. - 412 с.
35. Методические рекомендации к «Программе обучения и воспитания в детском саду» [Текст] / под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Мозаика - Синтез, 2016. - 340 с.
36. Михайлова, З. А. Игровые занимательные задачи для
дошкольников [Текст] / З. А. Михайлова. - М. : Просвещение, 2015. - 316 с.
37. Михайлова, З. А. Математическое развитие дошкольников [Текст] / З. А. Михайлова, М. Н. Полякова [и др.]. - М. : Детство - пресс, 2015. - 220 с.
38. Непомнящая, Н. Н. Психологический анализ обучения детей 3 - 7 лет (на материале математики) [Текст] / Н. Н. Непомнящая. - М. , 2013. - 173 с.
39. Нефедова, Е. А. Веселая геометрия [Текст]. Малышам от 4 до 7 лет / Е. А. Нефедова. - М. : Эксмо, 2015. - 61 с.
40. Никитин, Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры [Текст] / Б. П. Никитин. - М. : Просвещение, 2014. - 265 с.
41. Новикова, В. П. Математика в детском саду. Подготовительная группа [Текст] / В. П. Новикова. - М. : Мозаика - Синтез, 2016. - 184 с.
42. Носова, Е. А. Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста [Текст] : Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений / Е. А. Носова. - М. , 2013. - 138 с.
43. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л. Ф. Обухова. - М. : Тривола, 2016. - 298 с.
44. Обухова, Л. Ф. Этапы развития детского мышления [Текст] / Л. Ф. Обухова. - М. , 2012. - 326 с.
45. Основы дошкольной педагогики [Текст] / под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. - М. , 2013. - 233 с.
46. Пышкало, А. М. Методика обучения элементарной геометрии в начальных классах [Текст]. Пособие для учителя / А. М. Пышкало. - М. : Просвещение, 2013. - 258 с.
47. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] /
С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2015. - 192 с.
48. Столяр, А. А. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5 - 7 лет [Текст] / А. А. Столяр. - М. : Просвещение, 2011. - 187 с.
49. Тарунтаева, Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / Т. В. Турунтаева. - М. : Просвещение, 2015. - 119 с.
50. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] / Г. А. Урунтаева. - М. : Академия, 2011. - 336 с.
51. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / под ред. А. А. Столяра. - М. : Просвещение, 2016. - 303 с.
52. Шабалина, В. В. Зависимое поведение школьников [Текст] / В. В. Шабалина. - СПб. : Питер, 2011. - 176 с.
53. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : МГУ, 2016. - 328 с.
54. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика [Текст] / сост. А. П. Савин, В. В. Станцо, А. Ю. Котова / под общ. ред. О. Г. Хинн. - М. : Аванта, 2012. - 380 с.