Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Научные представления о проблемах формирования
геометрических представлений у дошкольников 8
1.2. Особенности формирования представлений о геометрических
фигурах у детей дошкольного возраста 14
1.3. Методы формирования представлений о геометрических
фигурах у детей дошкольного возраста 21
1.4. Условия формирования представлений о геометрических
фигурах у детей дошкольного возраста 31
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МБДОУ № 42 ГОРОДА АЛЕПАЕВСКА 43
2.1. Диагностика начального уровня развития представлений о
геометрических фигурах у детей дошкольного возраста 43
2.2. Организация и результаты опытно-поисковой работы по формированию геометрических представлений на базе МБДОУ № 42 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Научные представления о проблемах формирования
геометрических представлений у дошкольников 8
1.2. Особенности формирования представлений о геометрических
фигурах у детей дошкольного возраста 14
1.3. Методы формирования представлений о геометрических
фигурах у детей дошкольного возраста 21
1.4. Условия формирования представлений о геометрических
фигурах у детей дошкольного возраста 31
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МБДОУ № 42 ГОРОДА АЛЕПАЕВСКА 43
2.1. Диагностика начального уровня развития представлений о
геометрических фигурах у детей дошкольного возраста 43
2.2. Организация и результаты опытно-поисковой работы по формированию геометрических представлений на базе МБДОУ № 42 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
По ФГОС ДО образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать познавательное развитие ребенка, предполагающее формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира (форме, размере, цвете, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) (п.2.6 ФГОС ДОО). Стандарт говорит о комплексном и интегрированном подходе, который обеспечивает развитие воспитанников во всех заявленных взаимодополняющих направлениях развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определена тем, что дошкольники показывают самопроизвольный интерес к математическим категориям, таким как: форма, время, количество, пространство, величина, помогающие им находить ориентацию в вещах и ситуациях, систематизировать и объединять их друг с другом, способствуют развитию понятий. Воспитателям необходимо развивать этот интерес расширить и систематизировать знания дошкольников в этой области.
Поэтому возникает проблема: как обеспечить формирование представлений о геометрических фигурах у дошкольников. Для решения этой проблемы важно следовать основному принципу ФГОС ДО - развитие мотивационной готовности к обучению, а не просто обучение ребенка чтению, письму, математике и т.д.
Полученный опыт в области интеллекта ребенка может быть как объемным, так и неорганизованным. В процессе обучения и познания необходимо направлять его в нужное русло, формировать частные и обобщенные методы познания, что послужит фундаментом для последующего математического образования дошкольников.
Подводя итог, актуальность проблемы по формированию математических представлений о геометрических фигурах у дошкольников была и остается.
Исследования показывают, что при использовании геометрического толкования некоторых задач математики приводит к более простому пониманию и нахождению простого решения, а также то, что основа для развития навыков в математике формируется очень рано. Таким образом, начало обучения геометрии для дошкольников - необходимый фундамент для дальнейшего успешного обучения. На основании вышесказанного можно сделать вывод об актуальности исследования процесса формирования и развития геометрических представлений детей дошкольного возраста.
Над проблемой формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста работали следующие ученые педагоги и психологи: П. Я. Гальперин [16], Т. И. Ерофеева [22], С. А. Козлова [26], В. П. Новикова [41], А. М. Пышкало [46], Л. А. Столяр [48] и многие другие.
Поиск путей решения проблем и определил актуальность темы работы: «Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста».
Проблема исследования: изучение возможностей формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: выявление и обоснование условий формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования представлений о геометрических фигурах у старших дошкольников.
Предмет исследования: условия формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
Достижение поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по изучаемой проблеме;
• разработать критерии оценки уровня сформированности
представлений о геометрических фигурах у дошкольников;
• выявить основные условия для формирования и развития представлений о геометрических фигурах у дошкольников;
• провести экспериментальные исследования формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста на базе МБДОУ «Детский сад № 42» города Алапаевска.
Этапы исследования:
• первый этап - подборка и систематизация теоретического материала по теме исследования;
• второй этап - опытно-поисковая работа по формированию геометрических представлений на базе МБДОУ № 42 г. Алапаевска;
• третий этап - анализ опытно-поисковой работы и разработка рекомендаций по совершенствованию методики формирования геометрических представлений.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовалась совокупность дополняющих друг друга методов: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности детей, опытно-поисковая работа, количественная и качественная обработка полученных результатов.
Теоретической основой данной работы послужили Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, а также концепции Л. А. Венгер [10], А. В. Запорожца [24], и др. о развитии умений воспринимать в дошкольном возрасте, основываясь на усвоении сенсорных эталонов и мер, на которую мы опирались в своей опытной работе, а также уровни развития геометрического мышления А. М. Пышкало [46].
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что материалы могут быть использованы как методические рекомендации по формированию представлений о геометрических фигурах старших дошкольников воспитателями ДОУ.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 42 комбинированного вида» города Алапаевска.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определена тем, что дошкольники показывают самопроизвольный интерес к математическим категориям, таким как: форма, время, количество, пространство, величина, помогающие им находить ориентацию в вещах и ситуациях, систематизировать и объединять их друг с другом, способствуют развитию понятий. Воспитателям необходимо развивать этот интерес расширить и систематизировать знания дошкольников в этой области.
Поэтому возникает проблема: как обеспечить формирование представлений о геометрических фигурах у дошкольников. Для решения этой проблемы важно следовать основному принципу ФГОС ДО - развитие мотивационной готовности к обучению, а не просто обучение ребенка чтению, письму, математике и т.д.
Полученный опыт в области интеллекта ребенка может быть как объемным, так и неорганизованным. В процессе обучения и познания необходимо направлять его в нужное русло, формировать частные и обобщенные методы познания, что послужит фундаментом для последующего математического образования дошкольников.
Подводя итог, актуальность проблемы по формированию математических представлений о геометрических фигурах у дошкольников была и остается.
Исследования показывают, что при использовании геометрического толкования некоторых задач математики приводит к более простому пониманию и нахождению простого решения, а также то, что основа для развития навыков в математике формируется очень рано. Таким образом, начало обучения геометрии для дошкольников - необходимый фундамент для дальнейшего успешного обучения. На основании вышесказанного можно сделать вывод об актуальности исследования процесса формирования и развития геометрических представлений детей дошкольного возраста.
Над проблемой формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста работали следующие ученые педагоги и психологи: П. Я. Гальперин [16], Т. И. Ерофеева [22], С. А. Козлова [26], В. П. Новикова [41], А. М. Пышкало [46], Л. А. Столяр [48] и многие другие.
Поиск путей решения проблем и определил актуальность темы работы: «Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста».
Проблема исследования: изучение возможностей формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: выявление и обоснование условий формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования представлений о геометрических фигурах у старших дошкольников.
Предмет исследования: условия формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
Достижение поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по изучаемой проблеме;
• разработать критерии оценки уровня сформированности
представлений о геометрических фигурах у дошкольников;
• выявить основные условия для формирования и развития представлений о геометрических фигурах у дошкольников;
• провести экспериментальные исследования формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста на базе МБДОУ «Детский сад № 42» города Алапаевска.
Этапы исследования:
• первый этап - подборка и систематизация теоретического материала по теме исследования;
• второй этап - опытно-поисковая работа по формированию геометрических представлений на базе МБДОУ № 42 г. Алапаевска;
• третий этап - анализ опытно-поисковой работы и разработка рекомендаций по совершенствованию методики формирования геометрических представлений.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовалась совокупность дополняющих друг друга методов: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности детей, опытно-поисковая работа, количественная и качественная обработка полученных результатов.
Теоретической основой данной работы послужили Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, а также концепции Л. А. Венгер [10], А. В. Запорожца [24], и др. о развитии умений воспринимать в дошкольном возрасте, основываясь на усвоении сенсорных эталонов и мер, на которую мы опирались в своей опытной работе, а также уровни развития геометрического мышления А. М. Пышкало [46].
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что материалы могут быть использованы как методические рекомендации по формированию представлений о геометрических фигурах старших дошкольников воспитателями ДОУ.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 42 комбинированного вида» города Алапаевска.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме представлений о геометрических фигурах у дошкольников показал, что в общем ходе развития восприятия предметной и геометрической формы наблюдается своеобразная диалектика: сначала геометрическая форма воспринимается, исходя из предметной; затем, по мере того как дети несколько раньше или позже, в зависимости от характера образовательной работы, которая ведется с ним в этом направлении, овладевает геометрической формой, уже обратно - конкретная форма предметов начинает определяться посредством более четкой геометрической формы.
По мере того как воспитанник в ходе обучения знакомится хотя бы с простейшими геометрическими свойствами тел, он научается различать геометрические фигуры как таковые (треугольник, квадрат, куб и т.д.). Для того чтобы дошкольник овладел элементарным знанием геометрических форм, требуется специальная и притом тщательная работа воспитателя, но она во всяком случае не может быть признано вовсе недоступным ему.
К методам формирования представлений о геометрических фигурах у дошкольников относится наглядность. Цель метода наглядности - обогащение и расширение непосредственного, чувственного опыта детей, развитие наглядности, изучение конкретных свойств предметов, создание условий для перехода к абстрактному мышлению, опоры для самостоятельного учения и систематизации изученного. Применяется естественное, рисунковое, объемное, звуковая и графическая наглядность.
Средство наглядности разнообразны: предметы и явления окружающей действительности, действие педагога и детей изображения реальных предметов, процессов (рисунков, картины), модели предметов (игрушки, вырезки из картона), символические изображения (карты, таблицы, схемы).
Изучив и проанализировав литературу по проблеме формирования геометрических представлений у дошкольников, мы провели и проанализировали опытно-поисковую работу и выработали рекомендации по обучению дошкольников геометрическим понятиям.
В практической части дается описание проведенной опытно- исследовательской работы. Во-первых, была проведена диагностика уровней развития представлений старших дошкольников о геометрических фигурах. Во-вторых, была проведена работа по формированию представлений о геометрических фигурах с использованием разнообразных форм обучения, воспитания и комплекса дидактических игр.
Заключительный этап работы - анализ результатов опытно-поисковой работы показал, что проделанная работа была эффективной.
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что в результате нашей работе нам удалось апробировать условия формирования геометрических представлений старших дошкольников и рекомендации родителям, педагогам, по обучению детей началам геометрии, которые позволяют с большей эффективностью развивать личность дошкольников и обучать их.
По мере того как воспитанник в ходе обучения знакомится хотя бы с простейшими геометрическими свойствами тел, он научается различать геометрические фигуры как таковые (треугольник, квадрат, куб и т.д.). Для того чтобы дошкольник овладел элементарным знанием геометрических форм, требуется специальная и притом тщательная работа воспитателя, но она во всяком случае не может быть признано вовсе недоступным ему.
К методам формирования представлений о геометрических фигурах у дошкольников относится наглядность. Цель метода наглядности - обогащение и расширение непосредственного, чувственного опыта детей, развитие наглядности, изучение конкретных свойств предметов, создание условий для перехода к абстрактному мышлению, опоры для самостоятельного учения и систематизации изученного. Применяется естественное, рисунковое, объемное, звуковая и графическая наглядность.
Средство наглядности разнообразны: предметы и явления окружающей действительности, действие педагога и детей изображения реальных предметов, процессов (рисунков, картины), модели предметов (игрушки, вырезки из картона), символические изображения (карты, таблицы, схемы).
Изучив и проанализировав литературу по проблеме формирования геометрических представлений у дошкольников, мы провели и проанализировали опытно-поисковую работу и выработали рекомендации по обучению дошкольников геометрическим понятиям.
В практической части дается описание проведенной опытно- исследовательской работы. Во-первых, была проведена диагностика уровней развития представлений старших дошкольников о геометрических фигурах. Во-вторых, была проведена работа по формированию представлений о геометрических фигурах с использованием разнообразных форм обучения, воспитания и комплекса дидактических игр.
Заключительный этап работы - анализ результатов опытно-поисковой работы показал, что проделанная работа была эффективной.
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что в результате нашей работе нам удалось апробировать условия формирования геометрических представлений старших дошкольников и рекомендации родителям, педагогам, по обучению детей началам геометрии, которые позволяют с большей эффективностью развивать личность дошкольников и обучать их.
Подобные работы
- Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ
ФИГУРАХ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Условия формирования у детей дошкольного возраста геометрических представлений в различных видах деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019 - Лэпбук как средство формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4 – 5 лет (Новосибирский педагогический колледж №1)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2022 - Использование игровых технологий в работе по формированию представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2024



