Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Условия формирования у детей дошкольного возраста геометрических представлений в различных видах деятельности

Работа №97412

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2019
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
109
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ... 5
1.1 Современное состояние методики формирования у дошкольников геометрических представлений 5
1.2. Психологические особенности восприятия геометрических фигур и
формы предметов детьми дошкольного возраста 10
1.3. Анализ программ по формированию у дошкольников геометрических
представлений 13
1.4. Условия формирования у дошкольников геометрических представлений в
разных видах деятельности 19
ГЛАВА 2 ОПЫТНО ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1. Состояние уровня развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста 23
2.2 Реализация условий по формированию у старших дошкольников
геометрических представлений в различных видах деятельности 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 59

Проблема формирования понятий привлекла внимание психологов и педагогов, в том числе П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Н. Г. Салмина, н. ф. Талызина, Д. Б. Эльконина и др. изучение математических понятий не перестает быть актуальной и в настоящее время. Все математические понятия можно разделить на арифметические и геометрические. Для успешного обучения в школе и полноценного развития детей дошкольного возраста в целом необходимо формировать геометрические представления. Формирование представлений о геометрических фигурах в дошкольном возрасте одна из проблем в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста.
Для старшего дошкольного возраста, многие дошкольники правильно показывают предметы, имеющие форму круга, прямоугольника и т. д. но уровень обобщения понятий более низкий: дошкольники могут узнать форму объекта, если объект не встречен в их опыте.
Актуальность выпускной квалификационной работы объясняется тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, площадь, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Детские сады учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формирование элементарных математических представлений не всегда систематично.
Цель работы: рассмотреть условия формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.
Объект исследования: процесс формирования представлений о геометрических фигурах у дошкольников.
Предмет исследования: условия формирования представлений о геометрических фигурах у дошкольников в разных видах деятельности.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования представлений о геометрических фигурах у дошкольников.
Выявить психологические особенности дошкольников.
Проанализировать программы для дошкольных образовательных учреждений по теме исследования и сравнить их.
Изучить условия формирования геометрических представлений у дошкольников.
Провести диагностику уровня развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
Составить план и провести мероприятия по формированию представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.
Методы исследования. В работе используются следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, методы обработки данных.
База исследования: МДОУ детский сад № 17 «Земляничка» город Богданович.
Структура ВКР. Структурно работа состоит из введения, двух глав с подпунктами, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, в дошкольном возрасте у ребенка развиваются представления о форме предметов и геометрических фигур, но они очень узкие, фрагментированные, и ребенок с трудом выстраивает связи и отношения, которые существуют между ними. Но то, что у ребенка есть эти идеи, говорит о том, что в процессе целенаправленного обучения с помощью моделей должно формироваться более глубокое и систематическое знание геометрических фигур.
В познании мира особое значение имеет ориентация на разнообразие форм объектов и геометрических фигур.
Форма является одной из отличительных пространственных особенностей любого объект. Воспринимая форму, ребенок отличает объект от других, учится и называет его, группирует и соотносит с другими объектами. Каждый предмет имеет форму, в основе любого предмета можно узнать сходство с той или иной геометрической фигурой.
Первым звеном в этой системе является представление о некоторых особенностях геометрических фигур, возможность обобщения их на основе общих характеристик.
Посредством обследования, осязания, многократного обращения к предмету ребенок соглашается со своим восприятием формирующейся идеи предмета. Он учится находить важные признаки предмета, сравнивать их с другими, группы. Он устанавливает различия и сходства между объектами, что приводит к новым представлениям о них. При этом важную роль играют не только практические действия с объектами, но и именование объектов и их свойств.
Качество математического образования дошкольников в значительной степени зависит от развивающего характера образовательных технологий. Педагоги должны грамотно владеть такими технологиями, как ТРИЗ, моделирование, проектная, технологиями Дьенеша и Кюизенера. ФГОС дошкольного образования представляет собой, прежде всего, систему условий для поддержки разнообразия детства. Одним из ведущих условий является развивающая предметно-пространственная среда.
Целенаправленность, систематичность и непрерывность математического развития дошкольников, в первую очередь, должна обеспечивать образовательная программа.
В соответствии с ФГОС ДО и Федеральным законом №273-ФЗ от 29.12.2012 г. дошкольное образование носит вариативный характер. В последние годы издан целый спектр новых образовательных авторских комплексных программ дошкольного образования. Все программы содержат блок по формированию элементарных математических представлений.
Помимо комплексных программ разработаны парциальные программы по математическому развитию детей. Вариативность программ позволяет педагогам проявить инициативу и творческий подход в выборе программы с учётом материально-технических возможностей детского сада и особенностей детей в группе.
Фиксацию представлений дошкольников о знакомых геометрических фигурах рекомендуется проводить в различных видах деятельности. Определенный порядок рассмотрения и сравнения моделей служит развитию способности дошкольников последовательно определять форму геометрических фигур, сравнивать их однородные характеристики, выделять существенные характеристики (наличие деталей, их количество, соотношение размеров) и отвлекаться от незначительных (цвет, размер, материал и др.).). Отсюда вывод о необходимости обучения дошкольников правильным методам обследования формы геометрических фигур; развивать способность выявлять их простейшие свойства, а также учить дошкольников группировать геометрические фигуры по признакам, подчеркивая неизменность форм; научиться выбирать слова и рисунка среди фигур разного цвета и размера; учить находить в окружающих предметах сходство с известными геометрическими формами; научится изменять формы, что делает их моделей объектов.
Таким образом, достигается цель работы: рассмотреть условия формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.
Задачи: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме представлений о геометрических фигурах у мальчиков и девочек , чтобы выявить психологические особенности мальчиков и девочек , для анализа программ для дошкольных образовательных учреждений, изучение условий формирования геометрических понятий у детей дошкольного возраста, диагностика уровня развития представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста, составить план работы в разных видах деятельности для формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста - решены.



1. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду - в книге Умственное воспитание дошкольника [текст] / В.Н. Аванесова. - М.: Просвещение, 1972. - 215 с.
2. Альтгауз, Д. Опыт работы по развитию познавательных способностей дошкольников [текст] / Д. Альтгауз. - М.: Просвещение, 1984.- 64 с.
3. Бабаева, Т.П. Детство : примерная образовательная программа дошкольного образования [текст] / Т.П. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО Издательство «Детство-пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. - 321 с.
4. Баряева, Л.Б. Математика для дошкольников в играх и упражнениях [текст] / Л.Б. Баряева, С.Ю. Кондратеева. - СПб.: КАРО, 2007. - 288 с.
5. Белошистая, А.В. Современные программы математического образования дошкольников. [текст] / А.В. Белошистая. - «Феникс», 2005. - 156 с.
6. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. [текст] / А.В. Белошистая - М.: ВЛАДОС, 2010.- 400 с.
7. Богуславская, З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей дошкольников в условиях дидактической игры [текст] / З.М. Богуславская. - М.: Просвещение, 1986. - 268 с.
8. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [текст] / А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
9. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе [текст] / Л. А. Венгер. - М.: Знание, 1994. - 192 с.
10. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [текст] / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1988. - 158 с.
11. Веракса, Н.Е. От рождения до школы [текст] примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез, 2014. - 368 с.
12. Водопьянов, Е.Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников [текст] / Е.Н. Водопьянов. Дошкольное воспитание. - 1984. - №8. - 17 с.
13. Выготсикй, Л.С. Психология развития ребенка [текст] / Л.С. Выготсикй. - М.: Смысл, Экспо, 2004. - 512 с.
14. Гилевкася, Т.О. Развитие движений руки при осязании у детей дошкольного возраста [текст] / Т.О. Гилевская. - М.: Ленинград, 1965. - 122 с.
15. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [текст] / В.В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
16. Запорожец, А.В. Психология и педагогика игры дошкольника [текст] / А.В. Запорожец, А.П. Усова. - М.: Просвещение, 1966. - 347 с.
17. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр Академик, 2000. - 416 с.
18. Колесникова, Е.В. Математика для детей 6-7 лет : Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до двадцати». 3-е изд., дополн. и перераб. [текст] / Е.В. Колесникова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 96 с.
19. Колесникова, Е.В. Математика для дошкольников [текст] / Е.В. Колесникова. - М.: ООО ТЦ «Сфера», 2008. - 88 с.
20. Котова, Н.В. Программа по подготовке дошкольников к изучению математики «Путешествие в мир математики» [Электронный ресурс] / В.Н. Котова. - URL :http://festival.1september.ru/articles/509477/( дата обращения: 15.09.2018)
21. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии дошкольника дошкольного возраста [текст] / А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец. - М.: Международный Образовательный Педагогический Колледж, 1995. - 144 с.
22. Леушина, А.Н. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [текст] / А.Н. Леушина. - М.: Просвещение, 1974. - 368 с.
23. Менджерицкая, Д.В. Воспитание детей в игре [текст] / Д.В.
Менджерицкая. - М.: Просвещение , 1983. - 190 с.
24. Метлина, Л.С. Математика в детском саду [текст] / Л.С. Метлина. - М.: Просвещение , 1984. - 190 с.
25. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. [текст] / З.А. Михайлова. - М.: Просвещение, 1990. - 210 с.
26. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития
детей. Хрестоматия. [текст] / З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, М.Н.
Полякова. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 140 с.
27. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [текст] / З.А. Михайлова. - М.: Просвещение, 1985. - 96 с.
28. Парамонова, А.А. Подготовка детей к школе [текст] / А.А.
Парамонова. - М.: Просвещение, 1989. - 176 с.
29. Поддъяков, Н.Н. Формирование у дошкольников способности наглядно-предметного перемещения предметов в пространстве [текст] / Н.Н. Поддъяков. - М.: Издательство АПН РСФСР, 1963. - 185 с.
30. Подласый, И.П. Педагогика. [текст] / И.П. Подласый. - М.: Юрайт, 2012. - 195 с.
31. Прессман, А.А. О роли предметного действия в формировании зрительного образа у ребенка [текст] / А.А. Прессман. - Л.: Издательство УЛГУ, 1968. - 83 с.
32. Пышкало, А.М. Методическая система обучения геометрии в начальной школе [текст] / А.М. Пышкало. - М.: Академия педагогических наук СССР, 1975. - 60 с.
33. Сакулина, Н.П. Сенсорное воспитание в детском саду [текст] / Н.П. Сакулина. - М.: Просвещение, 1969. - 179 с.
34. Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием [текст] / А.А. Смоленцева. - М.: Просвещение, 1993. - 98 с.
35. Столяр, А.А. Формирование математических представлений у дошкольников [текст] / А.А. Столяр. - М.: Просвещение, 1988. - 303 с.
36. Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников [текст] / Т.В. Тарунтаева. - М.: Просвещение, 1980. - 64 с.
37. Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников [текст] / Е.И. Удальцова. - Минск : Издательство Народная Асвета, 1976. - 128 с.
38. Усова, А.П. Сенсорное воспитание в дидактике детского сада [текст] / А.П. Усова. - М: Просвещение, 1970. - 206 с.
39. Фалькович, Т.А. Формирование математических представлений. [текст] / Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкины. - М.: ВАКО, 2009. - 180 с.
40. Шарабаева, Т.В. Формирование представлений о геометрических фигурах. [текст] / Т.В. Шарабаева. - Воркута, 2011. - 160 с.
41. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития [текст] учебное пособие / Е.И. Щербакова. - М: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005 - 392 с.
42. Якобсон, С.Г. К вопросу о развитии восприятия формы [текст] / С.Г. Якобсон. - М.: Просвещение, 1974. - 75 с.
43. Навигатор образовательных программ дошкольного образования. [Электронный ресурс] / URL :http://www.firo.ru/?page id=11684 (дата обращения 20.09.2018).
44. Повышение эффективности педагогической деятельности по развитию познавательно-исследовательской активности дошкольников/ [Электронный ресурс] / URL :http: //elibrary.ru/query results .asp?pagenum(дата обращения 5.10.2018).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ