Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Работа №17700

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы47
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
601
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 . Понятие о геометрической фигуре 6
1.2. Особенности восприятия и освоения детьми дошкольного возраста формы
предметов и геометрических фигур 14
1.3. Содержание и методика формирования представлений о геометрических
фигурах у старших дошкольников 21
Вывод по первой главе 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ 28
1.1. Констатирующий этап 28
1.2 . Формирующий этап 31
1.3 . Контрольный этап 41
Вывод по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47


Актуальность исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) предполагает, что основной воспитательной задачей современных дошкольных образовательных учреждений (далее ДОУ), является не только личностное развитие детей, но и подготовка их к школьной учебной деятельности.
Под учебной деятельностью понимается организация благоприятных для развития дошкольников условий, учитывающих педагогические и социальные установки, также данный процесс должен соответствовать их возрастным и индивидуальным особенностям, склонностям развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
В связи с чем особое внимание приобретают развитие в них навыков пространственного, количественного и временного понятий. Освоению которых помогают элементарные математические знания. Вхождение дошкольников в мир математики начинается уже в раннем дошкольном возрасте, что проявляется в их деятельности, когда они начинают сравнивать предметы по величине, устанавливать количественные и пространственные отношения, усваивать теоретические стандарты, овладевать моделирующей деятельностью и т.д.
В этой связи выделяют этапы овладения математическими представлениями, одним из которых является процесс ознакомления дошкольников элементарными геометрическими понятиями. Обычно при данном этапе выделяют два аспекта: формирование у детей представлений о форме предметов и геометрических фигур на сенсорной основе, и формирование представлений о данных фигурах, их элементах и свойствах.
Основой формирования этих представлений у дошкольников является их способность к восприятию формы, что позволяет им узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры (например, точку, прямую, кривую, ломанную, отрезок, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник и т.п.). Для чего достаточно показать им ту или иную геометрическую фигуру и назвать ее соответствующим термином.
Федеральные государственный образовательные стандарты дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению его содержания, диктуют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого, как было отмечено ранее, является математическое развитие. В связи с чем была определена следующая проблема исследования: каковы педагогические условия формирования представлений о геометрических фигурах у дошкольников старшей группы.
В рамках данной проблемы была установлена цель исследования: выявить педагогические условия формирования представлений о геометрических фигурах у детей 5-6 лет.
Объект исследования: процесс формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование представлений о геометрических фигурах у старших дошкольников.
Исходя из представленных аспектов исследования была сформулирована следующая гипотеза: процесс формирования представлений о геометрических фигурах у дошкольников 5-6 лет будет наиболее эффективным, если:
- проводить непосредственную образовательную деятельность по программе «Игралочка» и использовать при этом ее учебную тетрадь (часть 2);
- организовать соответствующую пространственную предметно - развивающую среду.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы, возникла необходимость в решении следующих задач:
1. Анализ психолого-педагогической, математической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Диагностика уровня сформированности представлений о геометрических фигурах у старших дошкольников.
3. Опытно-педагогическая работа в процессе формирования представлений о геометрических фигурах у дошкольников 5-6 лет.
Методологической основой работы являются работы следующих авторов: труды в области психолого-педагогических исследований восприятия формы 4
дошкольников (Б. Г. Ананьева, Ж. Пиаже, А. А. Люблинской, С. Н. Шабалина. В. В. Давыдова, В. А. Петровского и др.), методические предписания в области математического обучения (Л. Б. Баряевой, А. В. Белошистой, Н. В. Микляевой, Ю. В. Микляеваой, Е. С. Деминой, М. Монтессори, А. А. Столяра, Е. И. Тихеевой, Ф. Фребеля, Е. И. Щербаковой, З. А. Михайловой, Л. С. Метлиной и др.).
В ходе выпускной квалификационной работы использовались такие методы исследования: теоретические (изучение и анализ соответствующей литературы для определения теоретических основ и практических направлений исследования); эмпирические (педагогические наблюдения, изучение опыта педагогов, анализ методических пособий, опытно-экспериментальные этапы: констатирующий, формирующий и контрольный).
Базой исследования выступал МБДОУ комбинированного вида «Детский сад №4» г. Кызыла в старшей группе.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводам по главам, заключения и списка использованной литературы. В первой главе представлена обработанная информация теоретических основ и предписаний по теме исследования. Во второй части расписан ход и анализ результатов опытно - педагогического эксперимента с методическими рекомендациями.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате анализа теоретической и опытно-педагогической литературы было установлено, что огромную роль во время педагогической деятельности у дошкольников, для их умственного воспитания и развития интеллекта играет математическое развитие.
Поэтому образовательная деятельность педагогов в данном направлении, должна начинаться с знакомства с простейшими видами геометрических фигур, при этом акцентируется внимание на том, что данное ознакомление проявляется как пропедевтическая основа для дальнейшего формирования и развития у детей геометрических и пространственных представлений.
Познание геометрических фигур детьми включает в себя определенные этапы, которые необходимо соблюдать и учитывать во время планирования обучающих занятий. Так как в ходе развития восприятия предметной и геометрической формы существует своеобразная диалектика: от предметного отождествления формы к геометрическому сопоставлению форме и обратно.
В педагогической практике рекомендуется использование следующих программ - «От рождения до школы» и «Математические ступеньки», где представлены методические предписания по формированию представлений о геометрических фигурах. При этом содержание методики преподавания данных знаний варьируется и выбор конкретного дидактического материала вида НОД отдается на личное усмотрение педагога.
При этом отмечается, что полноценное формирование представлений о геометрических фигурах будет эффективнее, если использовать на занятиях рабочие тетради, как дополнительное средство. Во время написания данной работы мы отдавали предпочтение учебно-методической пособии «Игралочка» и соответственно ее рабочей тетради. Конкретно для старшей дошкольной группы часть 2, и чтобы определить эффективность данного дидактического материала провелся опытно-педагогический эксперимент.
Эксперимент состоял из 3 этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Диагностика детей проводилась с помощью методик Е.С. Деминой, с представленными соответствующими критериями оценки.
45
Во время проведения констатирующего этапа выявилась необходимость в проведении занятий, для улучшения показателей развития данных умений у дошкольников экспериментальной группы. В связи с чем на этапе формирующего эксперимента были представлены, рекомендационные НОД, в рамках которых было проведено пять занятий по дидактическим материалам Игралочки - Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Часть 1 и 2. После формирующего этапа было проведено повторное диагностирование воспитанников ДОУ, а именно поведен контрольный этап эксперимента. Который показал эффективность предложенных НОД, после выполнения которых дошкольники показали высокие результаты и закрепили свои знания в области полученных знаний повысил показатели уровня развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
Полученные результаты доказывают, что разработанный нами ход работы по формированию представлений о геометрических фигурах детей старшей группы на основе использования рабочих тетрадей способствовал повышению уровня сформированности представлений о геометрических фигурах детей, что подтвердило нашу гипотезу.
При этом особое внимание уделялось созданию развивающей предметно-пространственной среды, в котором учитывалось гибкое зонирование пространства для предоставления свободного выбора дошкольникам разных видов деятельности.
Все элементы развивающей предметно-пространственной среды имели единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей. Также учитывались их возрастные особенности и предпочтения, а также преобладающее на данном этапе практическая деятельность, направленная на подготовку к обучению в школе.
Таким образом, сформулированные задачи исследования решены, цель исследования достигнута.



1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Омега - Л., 2014. - 134 с.
2. ФГОС дошкольного образования - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 года №1155 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 года №30384) // Российская газета. - 2013. - 25.11 (№ 265).
3. Распоряжение Правительства России от 24 декабря 2013 года № 2506¬р о Концепции развития математического образования в Российской Федерации.
4. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных
математических представлений в детском саду: программа и метод, рекомендации / Н. А. Арапова-Пискарева. - 2-е изд., испр., и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 112 с.
5. Барылкина Л. П. Формирование математических представлений: занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования / Л. П. Барылкина. - М.: ВАКО, 2005. - 208 с.
6. БаряеваЛ . Б . ^Математика для дошкольников в иірхтх и упражнениях / Л. Б. Баряева. - СПб.: КАРО, 2007. - 288 с.
7. Баряева Л .Б . Формирование элементарных/ математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии) / Л. Б. Баряева. - СПб.: Союз, 2002. - 479 с.
8. Безрукова В. С. Энциклопедический словарь педагога / В. С. Беерукова. - Екатеринбург. Изд-во I ПЕДАГОГ. 2000. - 456 с.
9. Белошистш/ А . В . Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет . пособие дня педагогов дошкольныіх учре^днний . в 2 кн . / А. В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 144 с.
10. Белошистш/ А .В . Обучение математике в ДОУ: метод . пособие / А. В. Белошистая. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 320 с.
11. Белошистая А .В . Современныіе пpoJеаaммр/ мaтeмaтичecкoеo образования дошкольников / А. В. Белошистая. - М.: Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 256 с.
47
12. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики: курсы лекций для студентов вузов / А. В. Белошистая. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 320 с.
13. Васильева М. А. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / М. А. Васильевой, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005. - 320 с.
14. Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. - 3-е изд. испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с. (С. 93-97)
15. Вульфов Б. З. Словарь-справочник по педагогике / Б. З. Вульфов, Г. Н. Попова. - М.: ТЦ «Сфера», 2004 - 554 с.
16. Габова М. А. Математическое развитие детей дошкольного возраста:
теория и технология: учебное пособие / М. А. Габова. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 534 с.; [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://books.google.m/books?isbn=5445888541
17. Данилова В. В. Обучение математики в детском саду: практические семинарские и лабораторные занятия. Для студентов средних педагогических учебн. заведений / В. В. Данилова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.
18. Демина Е. С. Диагностика развития математических способностей детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов дошкольного образования и студентов, обучающихся по специальности «дошкольная педагогика и психология» / Е. С. Демина. - Барнаул: Изд-во АГПА, 2002. - 119 с.
19. Евдокимова Н. Н. Геометрия: Теория и примеры / Н. Н. Евдокимова. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2005. - 112 с.
20. Ерофеева Т. И. Математика до школы: пособие для воспитателей дет.сада: в 2 кн. / Т. И. Ерофеева. - М.: Школ. Пресса, 2005. - 164 с.
21. Карабанова О. А. Организация развивающей предметно¬пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования / О.А. Карабанова, Э.Ф.
48
22. Козлова В. А. Обучение дошкольников и младших школьников математике: метод. пособие для родителей и воспитателей / В. А. Козлова. - М.: Школ. Пресса, 2002. - 110 с.
23. КолесниковаЕ.В . Математика доя детей 4-5 лтт : методическое пособие к рабочей тетради / Е. В. Колесникова. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 80 с.
24. Колесникова Е . В . Программа «Математические ступеньки» / Е. В. Колесникова. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 64 с.
25. КолесниковаЕ.В . Я/ считаю до 5 . Рабочая тетрадь для выіполнения заданий по книге «Математика для детей 4-5 лет» / Е. В. Колесникова. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 64 с.
26. Колесникова Е . В . Я/ считаю до пяии . Мат^ь^^^и^і^а для детей 4^ лет / Е. В. Колесникова. - 3-е изд., перераб. и дополн. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 64 с.
27. Леушина А.. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: учеб, пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / А. М. Леушина. - М.: Просвещение, 1974. - 367 с.
28. Метлина Л. С. Занятия по математике в детском саду / Л. С. Метлина. - М.: Просвещение, 1984. - 175 с.
29. Михайлова 3 . А . Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З. А. Михайлова, Е. Д. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова, А. М. Вербенец. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 486 с.
30. Михайлова 3 .А . ЧТория и методика развития элементарный. математических представлений у дошкольников. Хрестоматия в 6 частях / З. А. Михдолова, Р. Л. Непомнящдо. - СПб.. Л1НЖ чАРК». 1994. - Т2А с.
31. Новикова В . П . Гхометрическяя мозаика в интeвсиpoвaннPIx аанятиях / В. П. Новикова, Л. И. Тихонова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.- 107 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ