ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
1.1. Понятие «экологическое отношение» 9
1.2. Особенности формирования экологического отношения к
природе у детей дошкольного возраста 16
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий формирования экологического отношения к природе детей дошкольного возраста в процессе экологического образования.... 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕКСОГО ОБРАЗОВАНИЯ 28
2.1. Уровень сформированности экологического отношения к
природе у дошкольников на начальном этапе исследования 28
2.2. Содержание работы по формированию экологического
отношения к природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования 36
2.3. Определение уровня сформированности экологического отношения к природе у дошкольников на контрольном этапе исследования 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Актуальность исследования: Существующие проблемы взаимодействия человека с природной средой могут быть устранены лишь при условии наличия экологического мировоззрения у каждого из всех людей, возрастания их экологической культуры. На сегодняшний день большинство государств, включая Россия, принимают участие в претворении в жизнь концепции «устойчивого развития», в соответствии с которой человечество обязуется координировать свою деятельность с законами природного окружения, отказаться от потребительского отношения к природе в пользу принятия ее самоценности.
Значимым обстоятельством преобразования современного общества в общество «устойчивого развития» становится экологическое образование. В «Концепции устойчивого развития России» ставится акцент на обязательности развития с использованием всех современных путей и средств экологического мировоззрения граждан России, первоначально это касается детей. С вступлением в силу законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании в РФ» сформированы основания правовой базы для становления системы экологического образования граждан страны. Правительство поднимает экологическое образование на уровень первоочередных государственных вопросов. Названные документы предопределяют выстраивание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первая ступень которой является - дошкольное образование [49].
На современной стадии функционирования цивилизации особое значение приобретают проблемы взаимодействия человека с окружающей природой. Социально-технические прогрессивные изменения сопутствуют вмешательству человека в природные процессы, влекущему необратимые разрушающие природный мир последствия социально-экологического характера [1].
На настоящий день экологическое образование является одной из главных задач дошкольной педагогики, обязательной для каждой дошкольной образовательной организации.
Вследствие этого ученые-педагоги, посвящающие свои труды экологическому образованию детей в разные возрастные периоды (Н.А. Короткова, Т.Т. Федорова, Т.В. Фокина и др.), подчеркивают тот факт, что экологическое образование, должно стать обязательным на всех ступенях системы образования. Значительную роль в решении данной проблемы призвано сыграть дошкольное образование, призванное стать фундаментом экологического развития личности. В период детства требуется создать условия для становления основ экологической культуры, экологического сознания, бережного отношения к окружающей природе [47].
Реализация задач экологического образования происходит при личном и обязательном участии педагога дошкольного образования. Педагогу доверено помочь воспитанникам осуществить правильный выбор, гарантировать освоение ими ценностей природоохранной культуры. Педагог обязан прививать основные принципы бережного отношения к природе в дошкольном возрасте[15].
Важность экологического образования подрастающего поколения, призванного начинаться с раннего детства, диктуется обострением экологического кризиса, требующего незамедлительного разрешения, так как дальнейшее разрушительное воздействие человечества на природу ведет к угрозе гибели самой планеты Земля. Решение этой общемировой проблемы становится возможным лишь при осуществлении взаимодействия всех социальных институтов, важнейшим из которых предъявляется система образования нашего государства.
Желание привести в гармонию взаимоотношения человека и природы привела к рождению новой гуманистически направленной культурологической модели образования, в основу методологии которой положена концепция устойчивого развития. В названной модели на первом плане располагается идея гармоничного развития ребенка, постигшего целостность картины мира, принимающего природу и человека как величайшие ценности, стремящегося к жизни в гармонии с окружающим миром, уважая и следуя его законам.
С учетом описанной модели основной задачей становится создание условий для становления у ребенка компонентов экологической культуры, экологически целесообразного поведения, воплощение новых идей об универсальности и самоценности природного мира[27].
На сегодняшний день экологические комплексы применяются во многих дошкольных образовательных организациях государства. Различаясь друг от друга, они подчинены единой цели — способствуют повышению результативности экологического образования. Рассмотрим один из компонентов экологического комплекса[36].
Современное содержание Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) провозглашает гуманизацию содержания педагогического процесса и обеспечение подготовки детей к развитию на следующей образовательной ступени в их жизни[48].
Значительное место в претворении в жизнь гуманизации образования детей принадлежит экологическому образованию. На сегодняшний день овладение экологической культурой, бережное отношение к природе становятся обязательным критерием существования человека на Земле. Наряду с эти, экологическое образование выступает как основа для всестороннего развития ребенка [39].
Следовательно, на основе проанализированной психолого-педагогической и методической литературы можно обозначить противоречие между необходимостью создания условий для становления экологического отношения к природе у детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью методического обеспечения,
обеспечивающего целенаправленное осуществление данного процесса.
Актуальность темы исследования и выявленное противоречие определили тему выпускной квалификационной работы: «Педагогические условия формирования экологического отношения у дошкольников в процессе экологического образования».
Цель исследования - теоретически обосновать и практически проверить эффективность педагогических условий формирования экологического отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс экологического образования детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия формирования экологического отношения у детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы
определить содержание понятия «экологическое отношение».
2. Выявить психолого-педагогические особенности формирования экологического отношения у детей дошкольного возраста.
3. Организовать реализацию педагогических условий по формированию экологического отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Методологической и теоретической основой исследования стали: научные труды, посвященные изучению психологии детского возраста (Л.С Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, С.Л. Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.); исследования по методологии и теории экологического образования (С.Д. Дерябо, Л.В. Моисеева, Н.Ф. Реймерс, И.Т. Суравегина и др.); методические разработки современных теоретиков и практиков экологического воспитания дошкольников (В.Г. Ашиков, С.Г. Ашикова, И.Н. Белавина, С.Н. Николаева, Н.Г. Найденская и др.).
Для решения поставленных цели и задач были применены методы исследования - анализ содержания научных источников, учебных и учебно-методических материалов; беседы с детьми, анкетирование, наблюдение в ходе образовательного процесса; эксперимент; анализ и обобщение данных.
Практическая база исследования: МБ ДОУ № 36 города Краснотурьинск Свердловской области. В опытно-поисковой работе приняли участие 10 детей в возрасте 5 - 6 лет.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы, состоящий из 53 источников и приложения.
В ходе осуществления исследования по теме «Педагогические условия формирования экологического отношения у дошкольников в процессе экологического образования» были поставлены следующие задачи:
- на основе анализа психолого-педагогической литературы определить содержание понятия «экологическое отношение»;
- выявить психолого-педагогические особенности комплектации экологического отношения к природе у детей дошкольного возраста;
- провести диагностику уровня экологического отношения к природе и экологических знаний на исходном этапе опытно-поисковой работы;
- разработать методы и средства организации педагогического процесса, обеспечивающие становление экологического отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Для осуществления теоретических задач, следовательно, осуществлено изучение психолого-педагогической литературы согласно темы исследования, анализ которой представлен в первой главе данной работы.
На ступени дошкольного детства происходит становление первичного ощущения окружающего мира, так как у ребенка, получающего эмоциональное впечатление от общения с природой, происходит накопление представлений о различных формах жизни.
Известно, что именно в данный период складываются первоосновы экологического мышления и сознания, осуществляется формирование начал экологического отношения к природе. Но это становится возможным только при условии, когда у взрослых, воспитывающих ребенка, уже сформировано собственное экологическое отношение, Они осознают общие для всего человечества проблемы и переживают по вопросам их разрешения, открывают для малыша чудесный мир природы, помогают ему установить гармоничные отношения с природным миром.
В современных научных исследованиях экологическое отношение, представляется и как компонент экологической культуры, интегративный по своей сути, и как психическое образование, включающее три компонента: эмоционально-чувственный или перцептивно-аффективный, определяющий чувство влечения к природе; когнитивный, включающий познавательный интерес к природе на основе ценностных представлений и практически-деятельностный, определяющий склонность к непрагматическому взаимодействию с природой на основе социально значимых мотивов.
Экологическое отношение определяется как действенно-практическое, волевое, экологически целесообразное поведение в природе в согласовании с законами гармоничного взаимоотношения природы и человека, правовыми и морально-нравственными нормами.
Экологическое отношение к природе у детей дошкольного возраста выражается в активном познании всего живого, находящегося рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и формировании на их базе верных способов взаимодействия с ним. Увлекая детей дошкольного возраста для близкого взаимодействие с природой, к познанию мира растений и животных, взрослые содействуют активному развитию у дошкольников таких качеств, как доброта, трудолюбие, сочувствие и сострадание. Заложенные в раннем возрасте, качества становятся основой будущего характера экологически грамотных граждан страны, молодого поколения, вселяющего уверенность в сохранении природы.
Выявлено, что для ребенка характерно более острое восприятие природы и сильные проявляются его чувства, чем у взрослого, что объясняется его первым соприкосновением с природным миром, вызывающим огромный детский интерес. Расширяя и содействуя его развитию, педагог, несомненно, воспитывает у детей дошкольного возраста исключительно нравственные качества личности.
Основным, несомненно, становится выявление воспитателями условий, необходимых для воспитания у детей дошкольного возраста бережного и заботливого отношения к природе, чтобы сделать данную деятельность максимально целенаправленной и результативной. Наряду с этим, принимая во внимание взаимосвязь условий, динамика сформированности у детей дошкольного возраста бережного и заботливого отношения к природе потребовали самостоятельного экспериментального исследования.
Во второй главе работы представлена опытно-поисковая работа по проблеме формирования экологического отношения к природе детей дошкольного возраста в экологическом образовании.
В ходе констатирующего этапа работы применены диагностики И.В. Цветковой и С.Н. Николаевой, направленные на определение выявления уровня сформированности экологически ценностного отношения к природе и экологических знаний у детей дошкольного возраста. Первичные результаты диагностики свидетельствуют, что: на начало опытно-поисковой работы большинство детей дошкольного возраста показали средний уровень знаний о растениях, о неживой и живой природе, нейтрального отношения к природе, проявления заботы о ней.
На основе полученных данных, можно констатировать, что у детей дошкольного возраста преобладает низкий уровень экологического отношения к природе, хотя у большинства из них обнаружены определенные знания о природе, но не сформировано понимания потребности в действиях по уходу за живым и заботе об окружающей среде.
На формирующем этапе опытно-поисковой работы осуществлена педагогическая деятельность по созданию условий, способствующих формированию у детей дошкольного возраста экологического отношения к природе. В педагогической работе с детьми дошкольного возраста по развитию их экологического отношению к природе использовался интегрированный подход, включающий сочетание различных форм и видов деятельности, таких как исследовательская, музыкальная, изобразительная деятельность, физическая культура, игры, театральная деятельность, чтение литературы, моделирование, просмотр телепередач, экскурсии, беседы, викторины, изготовление с родителями скворечников, а также организацию самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста, включающую экологизацию различных видов деятельности ребенка. Работа проводилась на основе создания природоохранных и экологически развивающих условий.
Работа с детьми дошкольного возраста подразумевает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает общение в форме авторитарной модели образования. Занятия организовывались с опорой на наглядно-действенное и наглядно-образное восприятие ребенком окружающего мира и направлялись на обеспечение становления экологических знаний, включающих знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе, и экологически оправданного отношения к природным явлениям и объектам.
Анализ результатов контрольного этапа опытно-поисковой работы свидетельствует о положительной динамике в развитии детей, о чем говорят сравнительные данные: при первичном измерении 40% детей имели низкий уровень, 40% - средний уровень и только 20% - высокий уровень. При повторном исследовании низкого уровня нет ни у кого, т.е. 0%, средний уровень показали 60% детей и высокий уровень составил 40%.
Результаты опытно-поисковая работа свидетельствуют, что педагогическая деятельность по природоохранной работе и созданию развивающей экологической среды в ДОУ, способствует повышению уровня экологического отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Применение различных средств, форм и методов работы по экологическому образованию, их целесообразная взаимосвязь,
сотрудничество педагога с детьми и родителями не только обеспечивает повышение у дошкольников уровня экологического отношения к природе, но также усложняет его, что становится способствует развитию осознанного отношения к природному миру и гармоничному взаимодействию с ней.
1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников [Текст] / З. Ф. Аксенова. - М. : ТЦ Сфера, 2011. - 128 с.
2. Бобылёва, Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольника [Текст] / Л. Бобылёва // Дошкольное воспитание. -
2005. - № 7. - С. 10-15.
3. Быстрова, И., Рыжова, Н. Поговорим о природе [Текст] / И. Быстрова, Н.Рыжова // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 7. - С.12-14.
4. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой. [Текст] / С. А. Веретенникова. - М. : Просвещение, 1980. - 206 с.
5. Виноградова, Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг : учеб. пособие [Текст] / Н. Ф. Виноградова, Т. А. Куликова. - М. : Просвещение, 1993. - 128 с.
6. Гризик, Т. И. Познавательное развитие детей 2-7лет : метод. пособие для воспитателей [Текст] / Т. И. Гризик. - М. : Просвещение, 2010. - 160 с.
7. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. - 460 с.
8. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и
младших школьников [Текст] / Л. И. Егоренков. - М. : АРКТИ, 2000.
9.Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников [Текст] / В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 7. С. 45-49.
10.Зенина, Т. Наблюдаем, познаем, любим [Текст] / Т. Зенина // Дошкольное воспитание. - 2003. .- № 7. С. 31-34.
11.Зерщикова, Т., Ярошевич, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим [Текст] / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. .- 2005. - № 7. С. 3-9.
12.Зыкова, О. Любовь к природе воспитываем с детства [Текст] / О. Зыкова // Дошкольное воспитание.-2011.- № 9.-С. 114-117.
13. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию [Текст] / Г. Иванова, В. Курашова // Дошкольное воспитание. - 2000 - № 7. - С. 10-12.
14. Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. [Текст] / Н. В. Коломина - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.
15. Колчанова, Р. Н. Экологизация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Р. Н. Колчанова Екатеринбург, 2001. - 38 - 39 с.
16. Короткова, Н. А «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста» [Текст] / Н. А. Короткова. - СПб : Детство- пресс., 2013. - 306 с.
17. Кузнецова, Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей [Текст] / Л. В. Кузнецова // Дошкольная педагогика. -2009. - № 6 - С. 54-57.
18. Лазарева, О. Н., Ворошилова, В. М., Волкова, Н. А. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / О. Н. Лазарева, В. М. Ворошилова, Н. А. Волкова, 2004. - 67-68 с.
19. Леонтьева, О. М. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста [Текст] / О. М. Леонтьева // Дошкольная педагогика.- 2015.- № 1. - С. 16-18.
21. Лучич, М. В. Детям о природе: Кн. для воспитателя детского сада. - 2-е изд., дораб. [Текст] / М. В. Лучич. - М. : Просвещение, 1989. - 143 с.
22. Макарова, Л. М. Экологическая психология и педагогика: учебное пособие [Текст] / Л. М. Макарова. - Самара. : Изд-во «Самарский государственный университет», 2014. - 123 с.
23. Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду [Текст] / Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1984. - 160 с.
24. Мир природы и ребенок : Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф.Терентьева ; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - С-Пб.: Детство-пресс, 2003. - 319 с.
25. Мотыгуллина, Г. Создание экологической развивающей среды [Текст] / Г. Мотыгуллина // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 6. - С. 28¬31.
26. Николаева, С. Н. Как приобщить ребёнка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении [Текст] / С. Н. Николаева. - М. : Новая школа, 1993. -163 с.
27. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания
дошкольников : Учеб.пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. [Текст] / С. Н. Николаева. -М. : Академия, 1999. -184 с.
28. Николаева, С. Н. Общение с природой начинается с детства :метод. рекомендации [Текст] / С. Н. Николаева. -Пермь : Экспресс, 1992. -216 с.
29. Панкратова, Т. Н. Окружающий мир и музей. [Текст] / Т. Н. Панкратова. - М. - 2011.
30. Поддъяков, Н. Н. Мышление дошкольника. [Текст] / Н. Н Поддъяков. — М. , 1977. - 321 с.
31. Популярный экологический словарь. Под. ред. A. M. Гилярова [Текст]. - М. : Устойчивый мир, 2004.-186 с.
32. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / Под ред.: А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. — М., 1964. - 496 с.
33. Рыжова, Н. «Наш дом - природа». Программа экологического воспитания дошкольников [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 7. - С. 8-10.
34. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте [Текст] / Т. А. Серебрякова. - Н. Новгород : НГПУ, 2005. - 136 с.
35. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников.
Старшая группа [Текст] / Сост. П. Г. Федосеева. - Волгоград : Корифей, - 96 с.
36. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных
учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация
развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. - 2-е изд., стереотип. / авт. - сост. О. Ф. Горбатенко. - Волгоград : Учитель. - 2011. - 286с.
37. Смирнова, В. В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду : Программа и конспекты занятий [Текст] / В. В. Смирнова, Н. И. Балуева, Г. М. Парфенова - СПб. : Союз, 2001. - 208 с.
38. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений - М. : Издательский центр «Академия» [Текст] / Под ред. Ерофеевой, Т. И. - 2012. - 344 с.
39. Соломенникова, О. А Экологическое воспитание в детском саду [Текст] 2-е изд., испр.и доп / О. А. Соломенникова - М. : Мозаика-Синтез,
2006. - 104 с.
40. Стадницкий, Г. В. Экология [Текст] / Г. В. Стадницкий, А. И. Родионов. - М. : Высшая школа, 1988.
41. Сухомлинский, А. И. [Текст] Избр. пед. соч. / А. И. Сухомлинский —М ., 1979. — Т. 1. — С. 183.
42. Терентьева, Е. Ф. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: [Текст] Учебное пособие для пед. уч. по специальности «Дошкольное образование» / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева. - СПб. : Акцидент, 2008. - 112 с.
43. Толстикова, О. В., Савельева, О. В., Иванова, Т. В. и др. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста [Текст] / О. В.Толстикова, О. В.Савельева, Т. В.Иванова, - 2013. - 22 с.
44. Туловьева, А. С душой к природе [Текст] / А. С. Туловьева // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 8. - С. 28-30.
45. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] / Г. А. Урунтаева. - М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 336 с.
46. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений в 11 томах [Текст] / К. Д. Ушинский. - М. : Л., 1948 - 1952. т.2 С. - 225 - 226.
47. Фокина, В. Г. Организация эколого - развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В. Г. Фокина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.-2013.-№ 3.- С.31-40.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL
ййр://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.рбГ Минобрнауки России. (дата обращения 14.09.2017 г.)
49. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации».
[Электронный ресурс] URL :
http://base.consiiltant.iTi/cons/cgi/online.cgi?reci cCocibaselAWin 14(.)174(дага обращения 01.11 2017 г.)
50. Щербина, Г. К. Сказка как средство воспитания [Текст] / Г. К. Щербина // Начальная школа. - 1995. - №3. - С. 30.
51. Цветкова, И. В. Экология для начальной школы: игры и проект [Текст] / И.В. Цветкова. - Ярославль. - 2002. - 210 с.
52.Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста [Текст]. / Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. - М. : Academia, 2002. - 256 с.
53.Янакиева, Е. К. Роль труда в экологическом воспитании детей дошкольного возраста [Текст] / Е. К. Янакиева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения.-2011.- № 11. - С.116 - 118.