Педагогические условия формирования экологического отношения к природе у дошкольников в процессе экологического образования
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
1.1. Понятие «экологическое отношение» 9
1.2. Особенности формирования экологического отношения к
природе у детей дошкольного возраста 16
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий формирования экологического отношения к природе детей дошкольного возраста в процессе экологического образования.... 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕКСОГО ОБРАЗОВАНИЯ 28
2.1. Уровень сформированности экологического отношения к
природе у дошкольников на начальном этапе исследования 28
2.2. Содержание работы по формированию экологического
отношения к природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования 36
2.3. Определение уровня сформированности экологического отношения к природе у дошкольников на контрольном этапе исследования 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
1.1. Понятие «экологическое отношение» 9
1.2. Особенности формирования экологического отношения к
природе у детей дошкольного возраста 16
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий формирования экологического отношения к природе детей дошкольного возраста в процессе экологического образования.... 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕКСОГО ОБРАЗОВАНИЯ 28
2.1. Уровень сформированности экологического отношения к
природе у дошкольников на начальном этапе исследования 28
2.2. Содержание работы по формированию экологического
отношения к природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования 36
2.3. Определение уровня сформированности экологического отношения к природе у дошкольников на контрольном этапе исследования 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Актуальность исследования: Существующие проблемы взаимодействия человека с природной средой могут быть устранены лишь при условии наличия экологического мировоззрения у каждого из всех людей, возрастания их экологической культуры. На сегодняшний день большинство государств, включая Россия, принимают участие в претворении в жизнь концепции «устойчивого развития», в соответствии с которой человечество обязуется координировать свою деятельность с законами природного окружения, отказаться от потребительского отношения к природе в пользу принятия ее самоценности.
Значимым обстоятельством преобразования современного общества в общество «устойчивого развития» становится экологическое образование. В «Концепции устойчивого развития России» ставится акцент на обязательности развития с использованием всех современных путей и средств экологического мировоззрения граждан России, первоначально это касается детей. С вступлением в силу законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании в РФ» сформированы основания правовой базы для становления системы экологического образования граждан страны. Правительство поднимает экологическое образование на уровень первоочередных государственных вопросов. Названные документы предопределяют выстраивание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первая ступень которой является - дошкольное образование [49].
На современной стадии функционирования цивилизации особое значение приобретают проблемы взаимодействия человека с окружающей природой. Социально-технические прогрессивные изменения сопутствуют вмешательству человека в природные процессы, влекущему необратимые разрушающие природный мир последствия социально-экологического характера [1].
На настоящий день экологическое образование является одной из главных задач дошкольной педагогики, обязательной для каждой дошкольной образовательной организации.
Вследствие этого ученые-педагоги, посвящающие свои труды экологическому образованию детей в разные возрастные периоды (Н.А. Короткова, Т.Т. Федорова, Т.В. Фокина и др.), подчеркивают тот факт, что экологическое образование, должно стать обязательным на всех ступенях системы образования. Значительную роль в решении данной проблемы призвано сыграть дошкольное образование, призванное стать фундаментом экологического развития личности. В период детства требуется создать условия для становления основ экологической культуры, экологического сознания, бережного отношения к окружающей природе [47].
Реализация задач экологического образования происходит при личном и обязательном участии педагога дошкольного образования. Педагогу доверено помочь воспитанникам осуществить правильный выбор, гарантировать освоение ими ценностей природоохранной культуры. Педагог обязан прививать основные принципы бережного отношения к природе в дошкольном возрасте[15].
Важность экологического образования подрастающего поколения, призванного начинаться с раннего детства, диктуется обострением экологического кризиса, требующего незамедлительного разрешения, так как дальнейшее разрушительное воздействие человечества на природу ведет к угрозе гибели самой планеты Земля. Решение этой общемировой проблемы становится возможным лишь при осуществлении взаимодействия всех социальных институтов, важнейшим из которых предъявляется система образования нашего государства.
Желание привести в гармонию взаимоотношения человека и природы привела к рождению новой гуманистически направленной культурологической модели образования, в основу методологии которой положена концепция устойчивого развития. В названной модели на первом плане располагается идея гармоничного развития ребенка, постигшего целостность картины мира, принимающего природу и человека как величайшие ценности, стремящегося к жизни в гармонии с окружающим миром, уважая и следуя его законам.
С учетом описанной модели основной задачей становится создание условий для становления у ребенка компонентов экологической культуры, экологически целесообразного поведения, воплощение новых идей об универсальности и самоценности природного мира[27].
На сегодняшний день экологические комплексы применяются во многих дошкольных образовательных организациях государства. Различаясь друг от друга, они подчинены единой цели — способствуют повышению результативности экологического образования. Рассмотрим один из компонентов экологического комплекса[36].
Современное содержание Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) провозглашает гуманизацию содержания педагогического процесса и обеспечение подготовки детей к развитию на следующей образовательной ступени в их жизни[48].
Значительное место в претворении в жизнь гуманизации образования детей принадлежит экологическому образованию. На сегодняшний день овладение экологической культурой, бережное отношение к природе становятся обязательным критерием существования человека на Земле. Наряду с эти, экологическое образование выступает как основа для всестороннего развития ребенка [39].
Следовательно, на основе проанализированной психолого-педагогической и методической литературы можно обозначить противоречие между необходимостью создания условий для становления экологического отношения к природе у детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью методического обеспечения,
обеспечивающего целенаправленное осуществление данного процесса.
Актуальность темы исследования и выявленное противоречие определили тему выпускной квалификационной работы: «Педагогические условия формирования экологического отношения у дошкольников в процессе экологического образования».
Цель исследования - теоретически обосновать и практически проверить эффективность педагогических условий формирования экологического отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс экологического образования детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия формирования экологического отношения у детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы
определить содержание понятия «экологическое отношение».
2. Выявить психолого-педагогические особенности формирования экологического отношения у детей дошкольного возраста.
3. Организовать реализацию педагогических условий по формированию экологического отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Методологической и теоретической основой исследования стали: научные труды, посвященные изучению психологии детского возраста (Л.С Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, С.Л. Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.); исследования по методологии и теории экологического образования (С.Д. Дерябо, Л.В. Моисеева, Н.Ф. Реймерс, И.Т. Суравегина и др.); методические разработки современных теоретиков и практиков экологического воспитания дошкольников (В.Г. Ашиков, С.Г. Ашикова, И.Н. Белавина, С.Н. Николаева, Н.Г. Найденская и др.).
Для решения поставленных цели и задач были применены методы исследования - анализ содержания научных источников, учебных и учебно-методических материалов; беседы с детьми, анкетирование, наблюдение в ходе образовательного процесса; эксперимент; анализ и обобщение данных.
Практическая база исследования: МБ ДОУ № 36 города Краснотурьинск Свердловской области. В опытно-поисковой работе приняли участие 10 детей в возрасте 5 - 6 лет.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы, состоящий из 53 источников и приложения.
Значимым обстоятельством преобразования современного общества в общество «устойчивого развития» становится экологическое образование. В «Концепции устойчивого развития России» ставится акцент на обязательности развития с использованием всех современных путей и средств экологического мировоззрения граждан России, первоначально это касается детей. С вступлением в силу законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании в РФ» сформированы основания правовой базы для становления системы экологического образования граждан страны. Правительство поднимает экологическое образование на уровень первоочередных государственных вопросов. Названные документы предопределяют выстраивание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первая ступень которой является - дошкольное образование [49].
На современной стадии функционирования цивилизации особое значение приобретают проблемы взаимодействия человека с окружающей природой. Социально-технические прогрессивные изменения сопутствуют вмешательству человека в природные процессы, влекущему необратимые разрушающие природный мир последствия социально-экологического характера [1].
На настоящий день экологическое образование является одной из главных задач дошкольной педагогики, обязательной для каждой дошкольной образовательной организации.
Вследствие этого ученые-педагоги, посвящающие свои труды экологическому образованию детей в разные возрастные периоды (Н.А. Короткова, Т.Т. Федорова, Т.В. Фокина и др.), подчеркивают тот факт, что экологическое образование, должно стать обязательным на всех ступенях системы образования. Значительную роль в решении данной проблемы призвано сыграть дошкольное образование, призванное стать фундаментом экологического развития личности. В период детства требуется создать условия для становления основ экологической культуры, экологического сознания, бережного отношения к окружающей природе [47].
Реализация задач экологического образования происходит при личном и обязательном участии педагога дошкольного образования. Педагогу доверено помочь воспитанникам осуществить правильный выбор, гарантировать освоение ими ценностей природоохранной культуры. Педагог обязан прививать основные принципы бережного отношения к природе в дошкольном возрасте[15].
Важность экологического образования подрастающего поколения, призванного начинаться с раннего детства, диктуется обострением экологического кризиса, требующего незамедлительного разрешения, так как дальнейшее разрушительное воздействие человечества на природу ведет к угрозе гибели самой планеты Земля. Решение этой общемировой проблемы становится возможным лишь при осуществлении взаимодействия всех социальных институтов, важнейшим из которых предъявляется система образования нашего государства.
Желание привести в гармонию взаимоотношения человека и природы привела к рождению новой гуманистически направленной культурологической модели образования, в основу методологии которой положена концепция устойчивого развития. В названной модели на первом плане располагается идея гармоничного развития ребенка, постигшего целостность картины мира, принимающего природу и человека как величайшие ценности, стремящегося к жизни в гармонии с окружающим миром, уважая и следуя его законам.
С учетом описанной модели основной задачей становится создание условий для становления у ребенка компонентов экологической культуры, экологически целесообразного поведения, воплощение новых идей об универсальности и самоценности природного мира[27].
На сегодняшний день экологические комплексы применяются во многих дошкольных образовательных организациях государства. Различаясь друг от друга, они подчинены единой цели — способствуют повышению результативности экологического образования. Рассмотрим один из компонентов экологического комплекса[36].
Современное содержание Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) провозглашает гуманизацию содержания педагогического процесса и обеспечение подготовки детей к развитию на следующей образовательной ступени в их жизни[48].
Значительное место в претворении в жизнь гуманизации образования детей принадлежит экологическому образованию. На сегодняшний день овладение экологической культурой, бережное отношение к природе становятся обязательным критерием существования человека на Земле. Наряду с эти, экологическое образование выступает как основа для всестороннего развития ребенка [39].
Следовательно, на основе проанализированной психолого-педагогической и методической литературы можно обозначить противоречие между необходимостью создания условий для становления экологического отношения к природе у детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью методического обеспечения,
обеспечивающего целенаправленное осуществление данного процесса.
Актуальность темы исследования и выявленное противоречие определили тему выпускной квалификационной работы: «Педагогические условия формирования экологического отношения у дошкольников в процессе экологического образования».
Цель исследования - теоретически обосновать и практически проверить эффективность педагогических условий формирования экологического отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс экологического образования детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия формирования экологического отношения у детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы
определить содержание понятия «экологическое отношение».
2. Выявить психолого-педагогические особенности формирования экологического отношения у детей дошкольного возраста.
3. Организовать реализацию педагогических условий по формированию экологического отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Методологической и теоретической основой исследования стали: научные труды, посвященные изучению психологии детского возраста (Л.С Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, С.Л. Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.); исследования по методологии и теории экологического образования (С.Д. Дерябо, Л.В. Моисеева, Н.Ф. Реймерс, И.Т. Суравегина и др.); методические разработки современных теоретиков и практиков экологического воспитания дошкольников (В.Г. Ашиков, С.Г. Ашикова, И.Н. Белавина, С.Н. Николаева, Н.Г. Найденская и др.).
Для решения поставленных цели и задач были применены методы исследования - анализ содержания научных источников, учебных и учебно-методических материалов; беседы с детьми, анкетирование, наблюдение в ходе образовательного процесса; эксперимент; анализ и обобщение данных.
Практическая база исследования: МБ ДОУ № 36 города Краснотурьинск Свердловской области. В опытно-поисковой работе приняли участие 10 детей в возрасте 5 - 6 лет.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы, состоящий из 53 источников и приложения.
В ходе осуществления исследования по теме «Педагогические условия формирования экологического отношения у дошкольников в процессе экологического образования» были поставлены следующие задачи:
- на основе анализа психолого-педагогической литературы определить содержание понятия «экологическое отношение»;
- выявить психолого-педагогические особенности комплектации экологического отношения к природе у детей дошкольного возраста;
- провести диагностику уровня экологического отношения к природе и экологических знаний на исходном этапе опытно-поисковой работы;
- разработать методы и средства организации педагогического процесса, обеспечивающие становление экологического отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Для осуществления теоретических задач, следовательно, осуществлено изучение психолого-педагогической литературы согласно темы исследования, анализ которой представлен в первой главе данной работы.
На ступени дошкольного детства происходит становление первичного ощущения окружающего мира, так как у ребенка, получающего эмоциональное впечатление от общения с природой, происходит накопление представлений о различных формах жизни.
Известно, что именно в данный период складываются первоосновы экологического мышления и сознания, осуществляется формирование начал экологического отношения к природе. Но это становится возможным только при условии, когда у взрослых, воспитывающих ребенка, уже сформировано собственное экологическое отношение, Они осознают общие для всего человечества проблемы и переживают по вопросам их разрешения, открывают для малыша чудесный мир природы, помогают ему установить гармоничные отношения с природным миром.
В современных научных исследованиях экологическое отношение, представляется и как компонент экологической культуры, интегративный по своей сути, и как психическое образование, включающее три компонента: эмоционально-чувственный или перцептивно-аффективный, определяющий чувство влечения к природе; когнитивный, включающий познавательный интерес к природе на основе ценностных представлений и практически-деятельностный, определяющий склонность к непрагматическому взаимодействию с природой на основе социально значимых мотивов.
Экологическое отношение определяется как действенно-практическое, волевое, экологически целесообразное поведение в природе в согласовании с законами гармоничного взаимоотношения природы и человека, правовыми и морально-нравственными нормами.
Экологическое отношение к природе у детей дошкольного возраста выражается в активном познании всего живого, находящегося рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и формировании на их базе верных способов взаимодействия с ним. Увлекая детей дошкольного возраста для близкого взаимодействие с природой, к познанию мира растений и животных, взрослые содействуют активному развитию у дошкольников таких качеств, как доброта, трудолюбие, сочувствие и сострадание. Заложенные в раннем возрасте, качества становятся основой будущего характера экологически грамотных граждан страны, молодого поколения, вселяющего уверенность в сохранении природы.
Выявлено, что для ребенка характерно более острое восприятие природы и сильные проявляются его чувства, чем у взрослого, что объясняется его первым соприкосновением с природным миром, вызывающим огромный детский интерес. Расширяя и содействуя его развитию, педагог, несомненно, воспитывает у детей дошкольного возраста исключительно нравственные качества личности.
Основным, несомненно, становится выявление воспитателями условий, необходимых для воспитания у детей дошкольного возраста бережного и заботливого отношения к природе, чтобы сделать данную деятельность максимально целенаправленной и результативной. Наряду с этим, принимая во внимание взаимосвязь условий, динамика сформированности у детей дошкольного возраста бережного и заботливого отношения к природе потребовали самостоятельного экспериментального исследования.
Во второй главе работы представлена опытно-поисковая работа по проблеме формирования экологического отношения к природе детей дошкольного возраста в экологическом образовании.
В ходе констатирующего этапа работы применены диагностики И.В. Цветковой и С.Н. Николаевой, направленные на определение выявления уровня сформированности экологически ценностного отношения к природе и экологических знаний у детей дошкольного возраста. Первичные результаты диагностики свидетельствуют, что: на начало опытно-поисковой работы большинство детей дошкольного возраста показали средний уровень знаний о растениях, о неживой и живой природе, нейтрального отношения к природе, проявления заботы о ней.
На основе полученных данных, можно констатировать, что у детей дошкольного возраста преобладает низкий уровень экологического отношения к природе, хотя у большинства из них обнаружены определенные знания о природе, но не сформировано понимания потребности в действиях по уходу за живым и заботе об окружающей среде.
На формирующем этапе опытно-поисковой работы осуществлена педагогическая деятельность по созданию условий, способствующих формированию у детей дошкольного возраста экологического отношения к природе. В педагогической работе с детьми дошкольного возраста по развитию их экологического отношению к природе использовался интегрированный подход, включающий сочетание различных форм и видов деятельности, таких как исследовательская, музыкальная, изобразительная деятельность, физическая культура, игры, театральная деятельность, чтение литературы, моделирование, просмотр телепередач, экскурсии, беседы, викторины, изготовление с родителями скворечников, а также организацию самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста, включающую экологизацию различных видов деятельности ребенка. Работа проводилась на основе создания природоохранных и экологически развивающих условий.
Работа с детьми дошкольного возраста подразумевает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает общение в форме авторитарной модели образования. Занятия организовывались с опорой на наглядно-действенное и наглядно-образное восприятие ребенком окружающего мира и направлялись на обеспечение становления экологических знаний, включающих знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе, и экологически оправданного отношения к природным явлениям и объектам.
Анализ результатов контрольного этапа опытно-поисковой работы свидетельствует о положительной динамике в развитии детей, о чем говорят сравнительные данные: при первичном измерении 40% детей имели низкий уровень, 40% - средний уровень и только 20% - высокий уровень. При повторном исследовании низкого уровня нет ни у кого, т.е. 0%, средний уровень показали 60% детей и высокий уровень составил 40%.
Результаты опытно-поисковая работа свидетельствуют, что педагогическая деятельность по природоохранной работе и созданию развивающей экологической среды в ДОУ, способствует повышению уровня экологического отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Применение различных средств, форм и методов работы по экологическому образованию, их целесообразная взаимосвязь,
сотрудничество педагога с детьми и родителями не только обеспечивает повышение у дошкольников уровня экологического отношения к природе, но также усложняет его, что становится способствует развитию осознанного отношения к природному миру и гармоничному взаимодействию с ней.
- на основе анализа психолого-педагогической литературы определить содержание понятия «экологическое отношение»;
- выявить психолого-педагогические особенности комплектации экологического отношения к природе у детей дошкольного возраста;
- провести диагностику уровня экологического отношения к природе и экологических знаний на исходном этапе опытно-поисковой работы;
- разработать методы и средства организации педагогического процесса, обеспечивающие становление экологического отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Для осуществления теоретических задач, следовательно, осуществлено изучение психолого-педагогической литературы согласно темы исследования, анализ которой представлен в первой главе данной работы.
На ступени дошкольного детства происходит становление первичного ощущения окружающего мира, так как у ребенка, получающего эмоциональное впечатление от общения с природой, происходит накопление представлений о различных формах жизни.
Известно, что именно в данный период складываются первоосновы экологического мышления и сознания, осуществляется формирование начал экологического отношения к природе. Но это становится возможным только при условии, когда у взрослых, воспитывающих ребенка, уже сформировано собственное экологическое отношение, Они осознают общие для всего человечества проблемы и переживают по вопросам их разрешения, открывают для малыша чудесный мир природы, помогают ему установить гармоничные отношения с природным миром.
В современных научных исследованиях экологическое отношение, представляется и как компонент экологической культуры, интегративный по своей сути, и как психическое образование, включающее три компонента: эмоционально-чувственный или перцептивно-аффективный, определяющий чувство влечения к природе; когнитивный, включающий познавательный интерес к природе на основе ценностных представлений и практически-деятельностный, определяющий склонность к непрагматическому взаимодействию с природой на основе социально значимых мотивов.
Экологическое отношение определяется как действенно-практическое, волевое, экологически целесообразное поведение в природе в согласовании с законами гармоничного взаимоотношения природы и человека, правовыми и морально-нравственными нормами.
Экологическое отношение к природе у детей дошкольного возраста выражается в активном познании всего живого, находящегося рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и формировании на их базе верных способов взаимодействия с ним. Увлекая детей дошкольного возраста для близкого взаимодействие с природой, к познанию мира растений и животных, взрослые содействуют активному развитию у дошкольников таких качеств, как доброта, трудолюбие, сочувствие и сострадание. Заложенные в раннем возрасте, качества становятся основой будущего характера экологически грамотных граждан страны, молодого поколения, вселяющего уверенность в сохранении природы.
Выявлено, что для ребенка характерно более острое восприятие природы и сильные проявляются его чувства, чем у взрослого, что объясняется его первым соприкосновением с природным миром, вызывающим огромный детский интерес. Расширяя и содействуя его развитию, педагог, несомненно, воспитывает у детей дошкольного возраста исключительно нравственные качества личности.
Основным, несомненно, становится выявление воспитателями условий, необходимых для воспитания у детей дошкольного возраста бережного и заботливого отношения к природе, чтобы сделать данную деятельность максимально целенаправленной и результативной. Наряду с этим, принимая во внимание взаимосвязь условий, динамика сформированности у детей дошкольного возраста бережного и заботливого отношения к природе потребовали самостоятельного экспериментального исследования.
Во второй главе работы представлена опытно-поисковая работа по проблеме формирования экологического отношения к природе детей дошкольного возраста в экологическом образовании.
В ходе констатирующего этапа работы применены диагностики И.В. Цветковой и С.Н. Николаевой, направленные на определение выявления уровня сформированности экологически ценностного отношения к природе и экологических знаний у детей дошкольного возраста. Первичные результаты диагностики свидетельствуют, что: на начало опытно-поисковой работы большинство детей дошкольного возраста показали средний уровень знаний о растениях, о неживой и живой природе, нейтрального отношения к природе, проявления заботы о ней.
На основе полученных данных, можно констатировать, что у детей дошкольного возраста преобладает низкий уровень экологического отношения к природе, хотя у большинства из них обнаружены определенные знания о природе, но не сформировано понимания потребности в действиях по уходу за живым и заботе об окружающей среде.
На формирующем этапе опытно-поисковой работы осуществлена педагогическая деятельность по созданию условий, способствующих формированию у детей дошкольного возраста экологического отношения к природе. В педагогической работе с детьми дошкольного возраста по развитию их экологического отношению к природе использовался интегрированный подход, включающий сочетание различных форм и видов деятельности, таких как исследовательская, музыкальная, изобразительная деятельность, физическая культура, игры, театральная деятельность, чтение литературы, моделирование, просмотр телепередач, экскурсии, беседы, викторины, изготовление с родителями скворечников, а также организацию самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста, включающую экологизацию различных видов деятельности ребенка. Работа проводилась на основе создания природоохранных и экологически развивающих условий.
Работа с детьми дошкольного возраста подразумевает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает общение в форме авторитарной модели образования. Занятия организовывались с опорой на наглядно-действенное и наглядно-образное восприятие ребенком окружающего мира и направлялись на обеспечение становления экологических знаний, включающих знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе, и экологически оправданного отношения к природным явлениям и объектам.
Анализ результатов контрольного этапа опытно-поисковой работы свидетельствует о положительной динамике в развитии детей, о чем говорят сравнительные данные: при первичном измерении 40% детей имели низкий уровень, 40% - средний уровень и только 20% - высокий уровень. При повторном исследовании низкого уровня нет ни у кого, т.е. 0%, средний уровень показали 60% детей и высокий уровень составил 40%.
Результаты опытно-поисковая работа свидетельствуют, что педагогическая деятельность по природоохранной работе и созданию развивающей экологической среды в ДОУ, способствует повышению уровня экологического отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Применение различных средств, форм и методов работы по экологическому образованию, их целесообразная взаимосвязь,
сотрудничество педагога с детьми и родителями не только обеспечивает повышение у дошкольников уровня экологического отношения к природе, но также усложняет его, что становится способствует развитию осознанного отношения к природному миру и гармоничному взаимодействию с ней.
Подобные работы
- Педагогические условия формирования бережного отношения к природе у дошкольников в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования знаний о природе у младших школьников в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БЕРЕЖНОГО
ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия формирования ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирование бережного отношения к природе в процессе экологического образования детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017



