Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ

Работа №98854

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
100
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ 6
1.1. Понятие «научное мировоззрение» и его интерпретация в современной науке 6
1.2. Специфика обучения технологии учащихся средних классов 16
1.3. Подходы к формированию научного мировоззрения учащихся средних классов 20
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
2.1. Методы исследования 35
2.2. Организация исследования 43
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ НАУЧНОГО
МИРОВОЗЗРЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ 45
3.1. Содержание работы по формированию у школьников основ научного мировоззрения при
обучении технологии 45
3.2. Оценка эффективности проведенной работы 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57


Постановка проблемы. В современных условиях развития цивилизации формирование научного мировоззрения учащихся занимает одно из ведущих мест. Мировоззренческие знания обеспечивают развитие целостной личности, способной осознанно и критически относиться к окружающему миру.
Многие отечественные и зарубежные ученые признают необходимость трансформации учения как элементарного запоминания, накопления статических знаний в процесс интеллектуального развития школьника, формирование динамично структурированных систем умственных действий, переход от ориентации обучения на среднего ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам, от внешней мотивации к внутренней нравственно волевой регуляции. Перед школой стоит задача формирования у учащихся целостного мировосприятия и научного мировоззрения, умения самостоятельно получать и перерабатывать информацию.
Большая роль в этом принадлежит технологии как науке. Научное мировоззрение - основа целостного мировосприятия физической картины мира. Поэтому его формирования на уроках технологии особенно актуален.
С точки зрения современной педагогической науки эта проблема должна решаться в направлении создания соответствующих условий, способствующих полноте осмысления личностью своего бытия в мире. Поскольку, чем яснее и шире в мировоззрении индивида представлен окружающий мир, тем более адекватным является его знания о мире, тем четче осознание субъектом своего места в жизни, тем эффективнее его взаимодействие с миром, тем глубже и богаче именно «Я» личности по своему содержанию.
Анализ научной литературы, посвященной различным аспектам процесса формирования научного мировоззрения, показывает, что привлечение учащихся к основам научного мировоззрения всегда является одной из первостепенных задач в педагогической теории и практике. Методологические основы формирования научного мировоззрения активно разрабатывались такими учеными, как П. Алексеевым, В. С. Буяновым, Е.К. Быстрицким, Н.К. Гончаровым, Б. Кедровым, В. Платоновым и др. Философы и ученые рассматривали понятие мировоззрения, его значение в жизни человека, общества (Платон, Аристотель, Декарт, Кант Гегель, Спиноза и другие); его роль и место в истории, науке (И. Вернадский, М. Хайдеггер, Е.Фром и другие). Проблему формирования научного мировоззрения личности, научной картины мира, методологии познания исследовали философы П. Алексеев, В. Андрущенко, В. Архипкин, Л. Губерский, И. Добронравова, С. Кириленко, И. Лакатос, Г. Платонов, А. Спиркин и др. Формирование научного мировоззрения учащихся было предметом исследований ученых А. Бугаева, М. Головко, С. Гончаренко, Л. Зориной, К. Капицы, С. Коршака, А. Ляшенко, М. Мартынюка и др. Несмотря на большое количество работ по изучению мировоззрения, сегодня мировоззренческая проблематика остается весьма актуальной. Это связано с тем, что мир, который быстро меняется, требует не просто шаблонного представления о нем, а сформированных на уровне мировоззрения механизмов адаптации человека к миру.
Необходимость дальнейших исследований в направлении изучения проблемы формирования научного мировоззрения учащихся подтверждается и рядом объективно существующих противоречий между:
• потребностью общества в привлечении учащихся к основам научного мировоззрения и неспособностью современной школы удовлетворить эту потребность достаточно эффективно;
• наличием реальных возможностей учебно-воспитательного процесса школы в формировании научного мировоззрения будущих специалистов и не разработанными педагогическими условиями их реализации.
Цель исследования: разработать и апробировать методику формирования у школьников основ научного мировоззрения при обучении технологии.
Объект исследования: особенности формирования научного мировоззрения учащихся
Предмет исследования: методы формирования у школьников основ научного мировоззрения при обучении технологии.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развить научное мировоззрение учеников при обучении технологии возможно при привлечении метода конструирования в сочетании с естественнонаучными дисциплинами (физика).
Задачи исследования:
1. Определить понятие «научное мировоззрение» и его интерпретацию в современной науке
2. Указать специфику обучения технологии учащихся средних классов
3. Описать подходы к формированию научного мировоззрения учащихся средних классов
4. Организовать и провести экспериментальную работу по формированию у школьников основ научного мировоззрения при обучении технологии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Научное мировоззрение - целостная система научных, философских, политических, нравственных, правовых, эстетических понятий, взглядов, убеждений и чувств, которые определяют отношение человека к окружающей действительности и самого себя. Его основу составляют взгляды и убеждения, сформировавшиеся на базе знаний о природе и обществе и превратились в внутреннюю позицию личности. Взгляды - принятые человеком как достоверные идеи, знания, теоретические концепции, предсказания, объясняющие явления природы и общества, являются ориентирами в поведении, деятельности, отношениях. Убеждение - психическое состояние личности, которое характеризуется устойчивыми взглядами, уверенностью в правильности собственных мыслей, взглядов, это совокупность знаний, идей, концепций, теорий, гипотез, в которые человек верит как в истину. Неотъемлемой частью убеждений человека является его чувства. Воплощение мировоззренческих убеждений в жизнь, их отстаивания и защиты человек переживает эмоционально. Научное мировоззрение оказывается в поведении человека и определяется оптимальным усвоением понятий, законов, теорий, готовностью отстаивать свои идеалы, взгляды, убежденностью в ежедневной поведении и деятельности.
Формирование мировоззрения школьника, процесс тонкий и глубоко связанный с формированием нравственности школьника, с развитием его самосознания, с поисками своего места в мире и смысла своей жизни. Средствами формирования мировоззрения являются процесс обучения, внеурочная деятельность, самостоятельная работа учеников, их опыт, приобретаемый в общении и жизни. Усвоение мировоззренческих аспектов знания обеспечивается отбором содержания, методами преподавания, выделением фундаментальных идей в каждой области знания и деятельности, межпредметными связями, созданием интегрированных курсов. Взгляды и убеждения формируются в общении и в собственной практической деятельности учеников: трудовой, общественной, художественной, технической и пр.
Для оценки уровня сформированности научного мировоззрения учащихся нами было проведено констатирующее исследование. Мы подбирали методику исследования исходя из структуры научного мировоззрения и проблематики научных знаний. Для развития научного мировоззрения при обучении технологии нами был разработан элективный курс «Воздушный змей», основанный на конструировании с опорой на научные знания по физике. Повторное исследование позволило отметить позитивную динамику в сформированности научного мировоззрения. Таким образом, цели достигнуты, задачи решены, а гипотеза доказана.



1. Авдеева И.М. Раскрытие ценностных аспектов науки как средство формирования интереса к знаниям : дис. ... канд. пед. наук / И.М. Авдеева . - М., 1988. - 238 с.
2. Аканова P.A. Формирование ценностных ориентаций школь¬ников к знаниям по физике на современном уровне : автореф. дис. ... канд. пед. наук / P.A. Аканова. - М., 1987. - 16 с.
3. Алексеев П.А. Тенденции модернизации преподавания фи- зики в средней школе Великобритании : дис. ... канд. пед. наук / П.А. Алексеев. - М., 1975. - 21 с.
4. Алексеев М.Н. Диалектика форм мышления. М.: МГУ, 1959. 282 с.
5. Алексеев П.В.Теория познания и диалектика.-М.'Высшая шк.,1991.- 383 с.
6. Аллаберенов П.А. Методические основы реализации прак¬тической направленности курса физики в общеобразова- тельной школе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / П.А. Аллаберенов ; ТПИ. - Ташкент, 1992. - 36 с.
7. Антология мировой философии в 4-х томах, том 1, часть 2. - М.: Мысль, 1989.-С.588.
8. Артюхова А.В. Критерии и показатели еформованости художественного мировоззрения у учащихся старшего школьного возраста // Педагогика, психология и мед.-биол. пробл. физ. воспитания и спорта. 2004. №1. С.4-10.
9. Астафьев А.К. Естествознание и гуманитаристика возмож- на ли интеграция? / А.К. Астафьев // Естественно-научное и социогуманитарное знание. Методологические аспекты взаимодействия. - Л. : Из-во ЛГУ, 1990. - С. 24-40.
10. Астрейко, Е. С. Формирование научного мировоззрения учащихся в общеобразовательной школе / Е. С. Астрейко, С. Я. Астрейко, Н. С. Астрейко // Инновационные технологии обучения физико-математическим дисциплинам = Innovative technologies of physics and mathematics’ training : материалы V Международной научно-практической интернет-конференции, Мозырь, 26—29 марта 2013 г. / Министерство образования Республики Беларусь, Учреждение образования «Мозырский государственный педагогический университет имени И. П. Шамякина» ; [редколлегия: И. Н. Ковальчук (ответственный редактор) и др.]. — Мозырь : МГПУ им. И. П. Шамякина, 2013. — С. 97—99.
11. Бекетова С.И. Формирование научного мировоззрения учащихся при изучении естественно- географических дисциплин: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2008. - 23 с.
12. Бекетова С.И., Гайсин Р.И. Формирование науч- ного мировоззрения школьников средних классов в процессе изучения географии. - Казань: Отечество, 2012. - 242 с. 5. Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования убеждений. - М.: МГУ, 1982. - 117 с.
13. Бех И. Воспитание личности: Восхождение к духовности: [наук. издание] / И. Бех М.: Просвещение, 2006. 272 с.
14. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - Санкт- Петербург: Изд- во Питер, 2008. - С.294.
15. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. -- М., 2006.
16. Бортник А.Ф. Педагогические основы формирования научного мировоззрения учащихся старшего подросткового возраста (на примере изучения географии) / Диссертация кандидата наук. - Якутск., 2002.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ