Формирование культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10
1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного
возраста 10
1.2. Речевые особенности детей старшего дошкольного возраста 19
1.3. Особенности формирования культуры речевого общения у детей
старшего дошкольного возраста 22
1.4. Анализ программного содержания по формированию культуры
речевого общения у детей старшего дошкольного возраста 33
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 44
2.1. Диагностика уровня сформированности культуры речевого общения
у детей старшего дошкольного возраста 44
2.2. Комплекс игр, направленный на формирование культуры речевого
общения у детей старшего дошкольного возраста 54
2.3. Диагностика уровня сформированности культуры речевого общения
у детей старшего дошкольного возраста по результатам опытно- поисковой работы 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 106
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10
1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного
возраста 10
1.2. Речевые особенности детей старшего дошкольного возраста 19
1.3. Особенности формирования культуры речевого общения у детей
старшего дошкольного возраста 22
1.4. Анализ программного содержания по формированию культуры
речевого общения у детей старшего дошкольного возраста 33
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 44
2.1. Диагностика уровня сформированности культуры речевого общения
у детей старшего дошкольного возраста 44
2.2. Комплекс игр, направленный на формирование культуры речевого
общения у детей старшего дошкольного возраста 54
2.3. Диагностика уровня сформированности культуры речевого общения
у детей старшего дошкольного возраста по результатам опытно- поисковой работы 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 106
На современном этапе развития общество нуждается в образованной и культурно-развитой личности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) выделяет речевое развитие ребенка, как одну из образовательных областей и определяет ее «как средство общения и культуры». Развитие речи и речевого общения - одна из важнейших задач дошкольной педагогики и психологии [73].
По мнению М. М. Конина, Е. И. Радина, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Е. А. Флерина и др., умение владеть родным языком и грамотное применение его выразительных средств протекает более интенсивно в период дошкольного детства, когда у детей необыкновенно высока чувствительность к языковой информации.
В трудах А. А. Леонтьева, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского ярко охарактеризована языковая функция как средство общения, форма социального взаимодействия и приобщения ребенка к культурным ценностям.
В современном мире, в языковой практике отслеживается утрата лучших речевых традиций, повлекшее за собой упадок общей культуры общества. В речевой деятельности это проявляется через увеличение лексики с пониженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечные формы, количество вульгаризмов и жаргонизмов в речи.
В исследованиях Ф. А. Сохина доказано, что ребенок самостоятельно не может изучить нормы речи. Поэтому, на данном этапе остро встает проблема овладения детьми старшего дошкольного возраста логичной, правильной, точной, выразительной речью. Процесс воспитания культуры речевого общения детей дошкольного возраста будет оказывать бесспорное положительное влияние на духовный мир ребенка и выполнение им правил и норм общения со сверстниками и взрослыми.
Степень разработанности проблемы.
Философы, социологи, психологи, физиологи такие как: Б. Г. Ананьев, Э. Берн, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, В. А. Кан-Калик, Б. В. Ломов, А. В. Мудрик, изучали общение как феномен. Немаловажное значение имеют труды теоретиков и практиков отечественной педагогики А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого.
Общение детей дошкольного возраста исследовалось в работах Е. А. Аркина, А. Г. Арушановой, В. В. Виноградова, Б. С. Волкова, Н. В. Волковой, В. В. Гербовой, Д. Б. Годовиковой, А. Б. Добровича, М. И. Лисиной, С. И. Львовой, А. Г. Рузской и др.
В психолого-педагогических исследованиях речевая сторона культуры общения раскрывается как специфический вид деятельности в работах А. А. Брудного, А. А. Леонтьева, А. А. Бодалёва, А. Г. Рузской, М. И. Лисиной, Л. Н. Галигузовой, Е. О. Смирновой и др. Вопросы речевого этикета, как неотъемлемой части культуры речевого общения, рассматриваются в лингвистических работах Е. М. Верещагина, Т. А. Ладыженской, Н. И. Формановской и др.
Исследования Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца и др. доказали, что дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления и развития личности, когда ребенок развиваясь активно усваивает основы родного языка и речи. По данным В. В. Гербовой, Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой, старший дошкольный возраст сопровождается увеличением речевой активности ребенка: словарный запас быстро нарастает; дети применяют слова в самых разных синтаксических сочетаниях; выражают собственные мысли не только простыми, но и сложными предложениями; учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать [10, 11, 18].
Важность результатов этих исследований заключается в определении потенциала обучения культуре речевого общения на разных возрастных этапах, его содержание, а также описаны лингвистические основы изучения формул речевого этикета, их грамматические, структурные и стилистические свойства.
На современном этапе, одной из проблем речевого развития стали: рассмотрение вопроса воспитания культуры речевого общения в дошкольном детстве (М. В. Ильяшенко, О. С. Ушакова); влияние коммуникативно-речевого поведения взрослых на развитие культуры речевого общения детей в семье (Л. П. Галаховой) и др.
Исходя из того, что характер общения зависит от отношения человека к человеку, которое в свою очередь формируется в процессе общения, можно рассматривать культуру общения как уровень нравственного развития человека, выражающий его взаимоотношения, в основе которых лежат нормы общественных отношений данного общества, чуткое отношение к людям, внешне проявляющееся в вежливости и тактичности, а главное средство их выражения - культура речевого общения.
Несмотря на определенную степень изученности данной проблемы, для психологической и педагогической литературы не характерно применение понятия «культура речевого общения», гораздо чаще используются понятия «речевая коммуникация», «компетентность в общении», или «коммуникативная культура». Все эти понятия акцентируют внимание на приобретение «техники» общения, умения поддерживать межличностные контакты и добиваться в общении своих целей, используя оптимальные поведенческие стратегии. На первый план личность выступает в том случае, если ставится проблема культуры общения.
Методические аспекты формирования умений и навыков общения детей старшего дошкольного возраста, которые укладываются в единое методологическое пространство, охватываемое понятием «культура речевого общения», в данный период времени разработан недостаточно.
Таким образом, налицо противоречие между имеющимися потенциальными возможностями в формировании культуры речевого общения старших дошкольников и отсутствием методических основ, необходимых для реализации этих возможностей в дошкольной практике: не разработанностью содержания, технологии, отсутствием критериальной основы процесса формирования культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.
Необходимость выявления теоретических и методических основ развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста, недостаточная разработанность указанной проблематики свидетельствуют об актуальности исследования.
Вышесказанное определило проблему исследования: определение теоретических и методических основ успешного формирования культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.
В рамках нашего исследования мы рассматриваем проблему формирования культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Объект исследования: процесс формирования культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс игр, направленный на формирование культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования состоит в рассмотрении теоретико-методологических основ формирования культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ исходных положений, образующих теоретические основы формирования культуры речевого общения.
2. Раскрыть сущность и содержание формирования культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить критерии и уровни сформированности культуры речевого общения старших дошкольников.
4. Разработать комплекс игр, направленный на формирование культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.
5. Обобщить теоретические и практические результаты исследования процесса формирования культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.
Методологической основой исследования являются положения теории и практики развития личности; об общении как виде деятельности, об особенностях речевой деятельности и закономерностях овладения ею.
Теоретическую основу исследования составляют теории речевого развития детей Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. В. Эльконина; концепции речевой деятельности изучали И. А. Зимняя, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев; М. М. Алексеева, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, В. И. Яшина и др. изучали теории развития речи детей дошкольного возраста, а О. И. Даниленко, Н. И. Формановская и др. культуру речевого общения.
Методы исследования:
- теоретический анализ педагогической, психологической, лингвистической литературы;
- изучение методической литературы и программной документации ДОУ по теме исследования;
- теоретическая и методическая интерпретация результатов педагогического эксперимента, анализ собственного опыта работы с детьми и научное обобщение материалов исследования.
Базой исследования явилось ДОУ № 506 ООО «УРАЛТРАНСГАЗ», г. Екатеринбург, 20 детей подготовительной группы.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке концептуальных основ развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста; в обосновании подходов к формированию культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста на основе игровой деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны и внедрены в практику: комплекс игр, направленных на формирование культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста. Результаты исследования могут быть широко использован в массовой практике дошкольного и семейного воспитания.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 77 источников и приложений.
По мнению М. М. Конина, Е. И. Радина, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Е. А. Флерина и др., умение владеть родным языком и грамотное применение его выразительных средств протекает более интенсивно в период дошкольного детства, когда у детей необыкновенно высока чувствительность к языковой информации.
В трудах А. А. Леонтьева, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского ярко охарактеризована языковая функция как средство общения, форма социального взаимодействия и приобщения ребенка к культурным ценностям.
В современном мире, в языковой практике отслеживается утрата лучших речевых традиций, повлекшее за собой упадок общей культуры общества. В речевой деятельности это проявляется через увеличение лексики с пониженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечные формы, количество вульгаризмов и жаргонизмов в речи.
В исследованиях Ф. А. Сохина доказано, что ребенок самостоятельно не может изучить нормы речи. Поэтому, на данном этапе остро встает проблема овладения детьми старшего дошкольного возраста логичной, правильной, точной, выразительной речью. Процесс воспитания культуры речевого общения детей дошкольного возраста будет оказывать бесспорное положительное влияние на духовный мир ребенка и выполнение им правил и норм общения со сверстниками и взрослыми.
Степень разработанности проблемы.
Философы, социологи, психологи, физиологи такие как: Б. Г. Ананьев, Э. Берн, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, В. А. Кан-Калик, Б. В. Ломов, А. В. Мудрик, изучали общение как феномен. Немаловажное значение имеют труды теоретиков и практиков отечественной педагогики А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого.
Общение детей дошкольного возраста исследовалось в работах Е. А. Аркина, А. Г. Арушановой, В. В. Виноградова, Б. С. Волкова, Н. В. Волковой, В. В. Гербовой, Д. Б. Годовиковой, А. Б. Добровича, М. И. Лисиной, С. И. Львовой, А. Г. Рузской и др.
В психолого-педагогических исследованиях речевая сторона культуры общения раскрывается как специфический вид деятельности в работах А. А. Брудного, А. А. Леонтьева, А. А. Бодалёва, А. Г. Рузской, М. И. Лисиной, Л. Н. Галигузовой, Е. О. Смирновой и др. Вопросы речевого этикета, как неотъемлемой части культуры речевого общения, рассматриваются в лингвистических работах Е. М. Верещагина, Т. А. Ладыженской, Н. И. Формановской и др.
Исследования Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца и др. доказали, что дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления и развития личности, когда ребенок развиваясь активно усваивает основы родного языка и речи. По данным В. В. Гербовой, Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой, старший дошкольный возраст сопровождается увеличением речевой активности ребенка: словарный запас быстро нарастает; дети применяют слова в самых разных синтаксических сочетаниях; выражают собственные мысли не только простыми, но и сложными предложениями; учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать [10, 11, 18].
Важность результатов этих исследований заключается в определении потенциала обучения культуре речевого общения на разных возрастных этапах, его содержание, а также описаны лингвистические основы изучения формул речевого этикета, их грамматические, структурные и стилистические свойства.
На современном этапе, одной из проблем речевого развития стали: рассмотрение вопроса воспитания культуры речевого общения в дошкольном детстве (М. В. Ильяшенко, О. С. Ушакова); влияние коммуникативно-речевого поведения взрослых на развитие культуры речевого общения детей в семье (Л. П. Галаховой) и др.
Исходя из того, что характер общения зависит от отношения человека к человеку, которое в свою очередь формируется в процессе общения, можно рассматривать культуру общения как уровень нравственного развития человека, выражающий его взаимоотношения, в основе которых лежат нормы общественных отношений данного общества, чуткое отношение к людям, внешне проявляющееся в вежливости и тактичности, а главное средство их выражения - культура речевого общения.
Несмотря на определенную степень изученности данной проблемы, для психологической и педагогической литературы не характерно применение понятия «культура речевого общения», гораздо чаще используются понятия «речевая коммуникация», «компетентность в общении», или «коммуникативная культура». Все эти понятия акцентируют внимание на приобретение «техники» общения, умения поддерживать межличностные контакты и добиваться в общении своих целей, используя оптимальные поведенческие стратегии. На первый план личность выступает в том случае, если ставится проблема культуры общения.
Методические аспекты формирования умений и навыков общения детей старшего дошкольного возраста, которые укладываются в единое методологическое пространство, охватываемое понятием «культура речевого общения», в данный период времени разработан недостаточно.
Таким образом, налицо противоречие между имеющимися потенциальными возможностями в формировании культуры речевого общения старших дошкольников и отсутствием методических основ, необходимых для реализации этих возможностей в дошкольной практике: не разработанностью содержания, технологии, отсутствием критериальной основы процесса формирования культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.
Необходимость выявления теоретических и методических основ развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста, недостаточная разработанность указанной проблематики свидетельствуют об актуальности исследования.
Вышесказанное определило проблему исследования: определение теоретических и методических основ успешного формирования культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.
В рамках нашего исследования мы рассматриваем проблему формирования культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Объект исследования: процесс формирования культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс игр, направленный на формирование культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования состоит в рассмотрении теоретико-методологических основ формирования культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ исходных положений, образующих теоретические основы формирования культуры речевого общения.
2. Раскрыть сущность и содержание формирования культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить критерии и уровни сформированности культуры речевого общения старших дошкольников.
4. Разработать комплекс игр, направленный на формирование культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.
5. Обобщить теоретические и практические результаты исследования процесса формирования культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.
Методологической основой исследования являются положения теории и практики развития личности; об общении как виде деятельности, об особенностях речевой деятельности и закономерностях овладения ею.
Теоретическую основу исследования составляют теории речевого развития детей Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. В. Эльконина; концепции речевой деятельности изучали И. А. Зимняя, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев; М. М. Алексеева, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, В. И. Яшина и др. изучали теории развития речи детей дошкольного возраста, а О. И. Даниленко, Н. И. Формановская и др. культуру речевого общения.
Методы исследования:
- теоретический анализ педагогической, психологической, лингвистической литературы;
- изучение методической литературы и программной документации ДОУ по теме исследования;
- теоретическая и методическая интерпретация результатов педагогического эксперимента, анализ собственного опыта работы с детьми и научное обобщение материалов исследования.
Базой исследования явилось ДОУ № 506 ООО «УРАЛТРАНСГАЗ», г. Екатеринбург, 20 детей подготовительной группы.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке концептуальных основ развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста; в обосновании подходов к формированию культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста на основе игровой деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны и внедрены в практику: комплекс игр, направленных на формирование культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста. Результаты исследования могут быть широко использован в массовой практике дошкольного и семейного воспитания.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 77 источников и приложений.
Проведенное теоретическое исследование и опытно-поисковая работа позволили сформулировать ряд выводов.
В современных условиях развития общества особую актуальность приобретает решение такой проблемы как формирование культуры речевого общения. Под формированием культуры речевого общения понимается процесс, направленный на становление этической культуры ребенка, развитие у него тактичности, чуткости, деликатности в общении со сверстниками и взрослыми, умения выражать эти качества с помощью языковых средств, адекватных речевой ситуации. В этом процессе значительную роль имеет игровая деятельность, проводимая в регламентированной деятельности, совместной деятельности и самостоятельной деятельности детей.
Анализ ФГОС ДО и программной документации показал, что проблема формирования культуры речевого общения реализована через образовательную область «Речевое развитие», содержание которой направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, развитие всех компонентов речи, овладение диалогической и монологической речью, нормами речи. Все программы делают акцент на формирование культуры речевого общения через речевой этикет и речевую коммуникацию.
Выделенные критерии и уровни позволили проследить позитивную динамику сформированности культуры речевого общения старших дошкольников. Необходимый уровень сформированности культуры речевого общения обеспечивается путем внедрения комплекса игр в режимные моменты группы
Эффективность процесса формирования культуры речевого общения зависит от использования комплекса игр (сюжетно-ролевые игры, игры- тренинги, игры-драматизации, проблемные ситуации, и другие).
Формирование культуры речевого общения в дошкольном детстве происходит, прежде всего, под влиянием взрослых: воспитателей и родителей. Совместная деятельность дошкольного учреждения и семьи является важным фактором решения общей задачи - воспитания культуры речевого общения детей. Целенаправленная работа с родителями, сотворчество семьи и детского сада оказывают влияние на развитие культуры речевого поведения в целом.
Разработанные нами методические рекомендации по формированию культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности, конспекты игр-тренингов, сюжетно-ролевых игр, дидактических и коммуникативных игр, могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных учреждений.
Не претендуя на исчерпывающее решение проблемы, наше исследование может послужить ориентиром для дальнейших изысканий в области разработки научных основ формирования культуры речевого общения в образовательном процессе. Требуют специального научного изучения с точки зрения рассматриваемой проблемы возможности обновления содержания и технологии формирования культуры речевого общения в работе с детьми, что определяет перспективность данного исследования.
В современных условиях развития общества особую актуальность приобретает решение такой проблемы как формирование культуры речевого общения. Под формированием культуры речевого общения понимается процесс, направленный на становление этической культуры ребенка, развитие у него тактичности, чуткости, деликатности в общении со сверстниками и взрослыми, умения выражать эти качества с помощью языковых средств, адекватных речевой ситуации. В этом процессе значительную роль имеет игровая деятельность, проводимая в регламентированной деятельности, совместной деятельности и самостоятельной деятельности детей.
Анализ ФГОС ДО и программной документации показал, что проблема формирования культуры речевого общения реализована через образовательную область «Речевое развитие», содержание которой направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, развитие всех компонентов речи, овладение диалогической и монологической речью, нормами речи. Все программы делают акцент на формирование культуры речевого общения через речевой этикет и речевую коммуникацию.
Выделенные критерии и уровни позволили проследить позитивную динамику сформированности культуры речевого общения старших дошкольников. Необходимый уровень сформированности культуры речевого общения обеспечивается путем внедрения комплекса игр в режимные моменты группы
Эффективность процесса формирования культуры речевого общения зависит от использования комплекса игр (сюжетно-ролевые игры, игры- тренинги, игры-драматизации, проблемные ситуации, и другие).
Формирование культуры речевого общения в дошкольном детстве происходит, прежде всего, под влиянием взрослых: воспитателей и родителей. Совместная деятельность дошкольного учреждения и семьи является важным фактором решения общей задачи - воспитания культуры речевого общения детей. Целенаправленная работа с родителями, сотворчество семьи и детского сада оказывают влияние на развитие культуры речевого поведения в целом.
Разработанные нами методические рекомендации по формированию культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности, конспекты игр-тренингов, сюжетно-ролевых игр, дидактических и коммуникативных игр, могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных учреждений.
Не претендуя на исчерпывающее решение проблемы, наше исследование может послужить ориентиром для дальнейших изысканий в области разработки научных основ формирования культуры речевого общения в образовательном процессе. Требуют специального научного изучения с точки зрения рассматриваемой проблемы возможности обновления содержания и технологии формирования культуры речевого общения в работе с детьми, что определяет перспективность данного исследования.
Подобные работы
- Формирование культуры речевого общения у детей старшего
дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование культуры речевого общения у детей старшего
дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по формированию культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Формирование культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - Формирование культуры речевого общения у детей старшего
дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - Формирование навыка использования формул речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня (Владимирский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Формирование навыка использования формул речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня (Владимирский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018



