Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста

Работа №96572

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
97
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Психолого-педагогические особенности детей старшего
дошкольного возраста 5
1.2. Лингвометодические основы формирования культуры речевого
общения у детей дошкольного возраста 12
1.3. Методы и приемы формирования культуры речевого общения у
детей старшего дошкольного возраста 19
1.4. Анализ ФГОС ДОО и образовательных программ по формированию
культуры общения 22
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Диагностика первоначального уровня сформированности культуры
речевого общения у детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Комплекс педагогических мероприятий по формированию
культуры речевого общения 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 57


Самым уникальным периодом в жизни человека является дошкольный возраст. В этот период закладываются основы физического и психического здоровья ребенка, происходит развитие личностных качеств ребенка, развитие навыков общения, взаимодействия с окружающими. Формируется умение устанавливать контакт и взаимоотношения с другими людьми, а также умение регулировать свое поведение в зависимости от речевой ситуации. Все эти умения определяют не только настоящую положительную совместную деятельность, но и место или статус ребенка в обществе в будущем.
В современном обществе уделяется недостаточно внимания культуре общения детей, поэтому проблема формирования культуры речи у детей старшего дошкольного возраста остается актуальной.
С самого рождения человек учится общению, постепенно он формирует свои культурные привычки поведения и общения. Формирование изначально происходит на уровне подражания и интуиции. Необязательно уметь говорить самому, чтобы развиваться в этой сфере. Вокруг каждого из нас происходит общение с другими людьми, также речь звучит на телевидении и радио. С самого рождения ребенок слышит разговоры мамы и папы, родных, друзей. В младшем возрасте он еще не может отличить, правильная это речь или нет, поэтому вся речь воспринимается им как правильная. Исходя из этого необходимо сразу объяснять ребенку, как говорить правильно, а как неправильно. Нужно обучать этикету, вежливости и манере общения с взрослыми.
Коммуникативная функция речи является основной из множества функций, этот факт признается всеми. Все аспекты данной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются.
Формирование функции речи толкает ребенка к овладению языком, его лексикой, фонетикой и грамматическим строем. Человек должен уметь слушать своего собеседника, при этом правильно и грамотно излагать свои 3
мысли, только тогда про такого человека можно будет сказать, что он овладел культурой общения. Главная из частей культуры общения - это речь, поэтому воспитывать культуру общения детей дошкольного возраста необходимо через формирование коммуникативной функции речи.
Цель исследования - разработка комплекса педагогических мероприятий, направленных на формирование культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс педагогических мероприятий, направленных на формирование культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Определить понятийную и терминологическую базу по данной теме.
3. Провести диагностику первоначального уровня
сформированности культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать комплекс педагогических мероприятий по формированию культуры речевого общения.
Для решения поставленных задач в работе использовался комплекс теоретических и эмпирических методов, а именно: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы и диагностические методики.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение - центр детского развития детский сад № 587. В исследовании приняло участие 25 детей старшего дошкольного возраста.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная проектировочная работа была посвящена проблеме формирования культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы по данной теме были выявлены особенности развития детей старшего дошкольного возраста. В этом возрасте происходит формирование ряда сторон личности, таких как: интеллектуальная, нравственная, эмоционально-волевая, действенно¬практическая.
В старшем дошкольном возрасте преобладает общение со сверстниками, так как общение с взрослыми становится менее значимым. Поэтому, основываясь на ранее усвоенных детьми знаниях и навыках культурного поведения, важно научить их понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека и в доступной форме раскрыть их.
Главным принципом формирования культуры поведения ребёнка дошкольного возраста, является его воспитание в коллективе. В детском саду у воспитанников развивают умение совместно и дружно играть, проявлять сочувствие друг другу, оказывать взаимопомощь, быть дисциплинированным.
Воспитательные воздействия на детей проявляются в разных формах: это демонстрация и пояснение действий, а так же способов поведения в интересной для ребёнка форме; это доброжелательное повседневное общение взрослых и детей; расширение «сферы действия» навыков культуры поведения в различных ситуациях; использование этических бесед; просмотр инсценировок; чтение произведений и так далее. Воспитанность и культура человека проявляются в его умении правильно оформлять мысль, манере говорить и общаться, богатстве словарного запаса.
Очень важно, чтобы ребенок с самого раннего возраста начал учиться мыслить, и обозначать мысль словом, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.
В процессе анализа теоретической литературы по теме нами были рассмотрены образовательные программы с точки зрения развития культуры речевого общения. В программах «Детство» и «Радуга» декларируется, что формирование культуры речевого общения детей следует начинать с раннего возраста. Анализ программ показал, что, несмотря на отличия в целях и задачах, авторы программ стремятся к одному результату, которым является ребенок, овладевший в достаточной мере культурой речевого общения. Но всё же проблеме формирования культуры речевого общения у старших дошкольников в содержании программ уделяется недостаточное внимание.
На формирование ранее представленных в работе умений была направлена практическая часть нашей работы.
Во второй главе мы диагностировали и определили уровень культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста и установили, что большинство диагностируемых нами детей имеют примерно равный уровень развития культуры речевого общения. Не все дети, умеют использовать формулы речевого этикета в соответствии с речевой ситуацией.
В связи с этим нами был предложен комплекс мероприятий, направленный на формирование следующих умений:
- умение говорить «спасибо» и «благодарю»;
- умение подбирать форму общения при встрече и прощании с взрослыми или сверстниками;
- умение обращаться с просьбой;
- умение просить прощения.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что процесс развития культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста станет наиболее эффективным, если в нем будут задействованы все участники общения: дети, и взрослые, и педагогический коллектив. Необходимо также обеспечение активного речевого общения; проведение работы с родителями по обогащению опыта соблюдения норм и правил культурного общения друг с другом, повышающей их педагогическую компетентность. Таким образом, можно сделать вывод, что цель данной работы реализована и задачи, поставленные перед нами в начале работы, решены в полном объеме.



1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий [Текст] : теория и практика обучения языкам / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И.. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина - Москва: Академия, 1997. - 399 с.
3. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: книга для учителя / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1987. - 144с.
4. Арушанова, А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника [Текст] / А. Г. Арушанова. - М. : Сфера, 2012. - 68 с.
5. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет / А. Г. Арушанова. - М. : Мозаика-синтез, 2009. - 251 с.
6. Безгина, О. Ю. Речевой этикет старших дошкольников / О. Ю. Безгина. - М. : Мозаика-синтез, 2004. - 150 с.
7. Богуславская, Н. Е. Детская речь и пути ее совершенствования [Текст] / под ред. Н. Е. Богуславской. - СПб. : СГПИ, 1989. - 109 с.
8. Бодалев, А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. - М. : Модэк, 1996. - 350 с.
9. Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, 1998. - 1534 с.
10. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева ; под ред. Л. А. Введенской. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005. - 544 с.
11. Введенский, Б. А. Большая советская энциклопедия [Текст] / под ред. Б. А. Введенского. - М.: Научное издательство «Большая Советская Энциклопедия», 1958. - 650 с.
12. Веракса, Н. Е. От рождения до школы. Примерная
общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст] / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 279 с.
13. Виноградов, С. И. Культура русской речи [Текст] / С. И. Виноградов. - М. : Норма, 2009. - 560 с.
14. Гольдин В.Е.. Речь и этикет/ В. Е. Гольдин - М.: Просвещение, 1983. 109 с.
15. Грибова, О. Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? [Текст] / О. Е. Грибова. - М. : Аст, 2004. - 102 с.
16. Гризик Т.И. Речевое развитие современного ребёнка / Детский сад от А до Я. 2010. - с. 23-25.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ