Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Предметно-языковое интегрированное обучение в 7 - 9 классах средней школы

Работа №98811

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы133
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
103
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНОМУ ЗНАНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ 9
1.1 Понятийный аппарат исследования 9
1.2. Анализ когнитивных теорий билингвизма отечественных и
зарубежных ученых 13
1.3. Двухфакторная модель коммуникации. J. Cummins - основа
обучения предметному знанию на иностранном языке 20
1.4. Интегрированный предметно-языковой подход в обучении
(Content and Language Integrated Learning) 25
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В 7-9 КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 48
2.1. Условия интеграции иностранного и предметного
содержания изучаемых дисциплин в образовательном процессе средней школы 48
2.2. Организация и проведение предметно-интегрированного
обучения в 7-9 классах средней школы 55
2.3. Результаты педагогического эксперимента по апробации 66
предлагаемой методики предметно-языкового интегрированного обучения в 7-9 классах средней школы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 133


Об актуальности избранной темы свидетельствует то, что на современном этапе развития российское образование наполняется инновационной составляющей. Согласно ФГОС нового поколения преобладает личностно - ориентированный тип образования. Современные образовательные учреждения все больше применяют нестандартные, нетрадиционные формы и методы обучения. Идея интегрированного обучения также занимает свою нишу в новой школе.
Целями обучения иностранному языку по ФГОС являются:
1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
2) формирование и совершенствование иноязычной
коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях [Закон. Об образовании].
Достижение выполнения поставленных задач становится сложным так как требует от учителя не только работы с языковым материалом, но и глубокого знания и понимания психологии и методики преподавания.
Проблемой является то, что применение традиционных методов изучения английского языка в академических целях становится недостаточно в условиях глобализации науки и международного обмена информацией.
Технология CLIL (Content and Language Integrated Learning: предметно-языковое интегрированное обучение) является одним из видов билингвального обучения и уже успешно применяется в 20 европейских странах. В Российской Федерации данная технология не является настолько распространенной.
Владение английским языком, становится важным образовательным ресурсом, который расширяет выбор будущей профессии выпускников основной школы. Для обучающихся в предметно-языковой технологии открываются новые возможности продолжения образования и работы. Благодаря внедрению методики CLIL происходит развитие лингвистических и коммуникативных компетенций с учетом современного формата, необходимого для успешного личностного, общекультурного и профессионального развития учащихся.
CLIL на уроках дает возможность взаимодействия на иностранном языке, и при этом не требует дополнительного времени в учебном плане.
Таким образом, существует объективная необходимость использования в российских школах зарубежного опыта обучения предметному знанию на иностранном языке опираясь на интегрированный предметно-языковой подход.
Степень разработанности проблемы.
Исследования теории интегрированного предметно-языкового подхода в европейской науке началась в 1990-2000-е гг.. D. Marsh считается ее основоположником. D. Coyle предложила методологию четыре «С». Практика внедрения данного подхода получила широкое распространение в образовательных учреждениях стран Прибалтики, Финляндии, Нидерландов, Испании, Великобритании и Канады.
В отечественных школах и институтах в 40-60-ые годы 20 века было широко распространено преподавание предметов на иностранных языках. Б.В. Беляев, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.И. Яцикевичюс посвящали свои исследования вопросу о соотношениях мышления и речи на втором языке. В диссертации С.А. Володиной исследованы педагогические и психологические проблемы преподавания географии на иностранном языке. Е.С. Павловой разработана методика обучения химии на иностранном языке в основной школе. Н.И. Батрова моделировала процесс обучения информационно-коммуникационным технологиям учащихся старших классов на билингвальной основе. Современные модели обучения на билингвальной основе в высшей школе разработаны в диссертационных исследованиях Л.Л. Салеховой [Салехова 2008], Н.К. Туктамышова [Туктамышов 2013], Т.Г. Рыбалко [Рыбалко 2008], Григорьевой К.С. [Григорьева 2016]. В своей диссертации Зарипова Р.Р. [Зарипова 2016] представила результаты реализации модели обучения в ВУЗе на основе интегрированного предметно-языкового подхода.
Изучением развития когнитивных теорий билингвизма занимались отечественные ученые, такие как В.А. Артемова, Э.С. Аветисян, Б.В. Беляев, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Л.Л. Салехова, С.К. Шаумян, Л.В. Щерба, А.И. Яцикевичюс, А.Б. Ярмоленко, которые рассматривали внутренние когнитивные процессы, связанные с развитием второго языка. Так, Л.С. Выготский, рассматривал речевое действие в виде процесса постановки и решения какой-либо задачи, как своего рода мыслительного акта. Зарубежные ученые работали над проблемой взаимодействия двух языковых систем.
Цель исследования - теоретически разработать, научно обосновать и экспериментально проверить методику обучения на английском языке в средних классах школы на основе предметно-языкового интегрированного подхода.
Объект исследования - процесс обучения предметному знанию на английском языке в средних классах школы.
Предмет исследования - моделирование обучения на иностранном языке в 7-9 классах на основе интегрированного предметно-языкового подхода.
Гипотеза исследования состоит в том, что обучение предметному знанию на иностранном языке в 7-9 классах будет способствовать повышению качества языковой подготовки школьников, если:
• раскрыты сущность и структура предметной иноязычной компетенции студента, выявлены критерии и показатели, охарактеризованы уровни ее сформированности;
• определены сущность и содержание интегрированного предметно-языкового подхода как основы формирования предметной иноязычной компетенции учащегося;
• разработана и внедрена модель обучения на иностранном языке, спроектированная на основе интегрированного предметно-языкового подхода;
• будут внедрены в учебный процесс способы и приёмы работы с языковым материалом на интегрированной основе.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
• разработать теоретические основы обучения иностранному языку на основе интегрированного предметно-языкового подхода;
• разработать модель обучения на иностранном языке в 7-9 классах средней школы;
• определить основные методические приёмы учебной работы, которые способствуют реализации предложенной идеи;
• разработать научно обоснованный комплекс уроков на основе предложенной методики;
• экспериментально подтвердить эффективность разработанной на основе интегрированного предметно-языкового подхода модели обучения на иностранном языке в 7-9 классах средней школы, направленной на формирование предметной иноязычной компетенции учащегося.
Решение поставленных задач и проверка рабочей гипотезы потребовало применения в работе следующих методов и инструментариев исследования:
- изучение и анализ теоретических и практических работ по теме диссертационного исследования;
- проведение экспериментального обучения.
Научная новизна исследования заключается в раскрытии сущности и содержания предметно-языкового интегрированного подхода, который ориентирован на достижение двуединой цели обучения, в условиях которого второй язык применяется в качестве средства обучения предмету и объектом изучения. Также разработана, научно обоснована и внедрена модель обучения учащихся средней школы на иностранном языке на основе предметно-языкового интегрированного подхода.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в работе положения и выводы, разработана обучения на основе предметно-языкового интегрированного подхода в рамках предметов литература и французский язык, приемы и технологии организации билингвальных уроков, дидактические материалы в виде технологических карт уроков создают основу для научно-методического обеспечения образовательного процесса в школе, который направлен на повышение качества языковой подготовки выпускников общеобразовательного учреждения.
Материалы исследования можно использовать в практической работе учителей школы. По теме диссертации опубликована статья «Предметно-языковое интегрированное обучение в средней школе (из опыта работы)» в научном журнале «Филологический класс» УРГПУ 2017 г, в которой нашли отражение теоретические принципы и опыт работы.
Методы исследования: теоретические (изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической и научно-методической литературы по теории и практике обучения предметному знанию на иностранном языке в образовательных учреждениях и применение в обучении предметно-языкового интегрированного подхода, синтез, сравнение, конкретизация, интерпретация, сопоставление, метод аналогий, моделирование); эмпирические (педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, тестирование); статистические (количественный и качественный анализ результатов исследования).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Предметно-языковой интегрированный подход - это подход, который ориентирован на достижение двуединой цели обучения. Т.е. второй язык применяется в качестве средства обучения предмету и в то же время является объектов изучения. Использование иностранного языка в урочной деятельности на неязыковых предметах способствует более глубокому развитию языковой компетенции учащихся.
2. Модель обучения на основе предметно-языкового
интегрированного подхода в средней школе способствует формированию предметной иноязычной компетенции ученика.
Структура работы. Выпускная квалификационная работы состоит из введения, двух глав, заключении, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенный анализ психолого-педагогической литературы и современных трендов в интеграции и глобализации, которые обусловлены изменениями в системе образования России и отражены в Государственной программе РФ «Развитие образования на 2013 - 2020 годы» дал возможность теоретически обосновать проблему моделирования обучения на иностранном языке на основе предметно-языкового интегрированного подхода.
В психолого-педагогическую основу обучения предметному знанию на иностранном языке вошли интегрированный предметно-языковой подход, его принципы, компетентностный подход, положения Л.С. Выготского о взаимосвязи мышления и речи на иностранном языке, «Теория BICS/CALP» J. Cummins и разработанная на ее основе двухфакторная модель коммуникации.
Обучение предметному знанию на иностранном языке в школе проводилось с опорой на разработанную модель, спроектированной на основе интегрированного предметно-языкового подхода и представленной в виде системы, направленной на формирование языковой компетенции учащихся.
Экспериментальная работа, проведенная на базе МАОУ - Гимназии №47 г. Екатеринбург, показала результативность разработанной модели обучения предметном знанию на иностранном языке на основе предметно-языкового интегрированного подхода. Учащиеся экспериментальной группы показали более высокий уровень сформированности языковой компетенции по сравнению со студентами контрольной группы. Положительная динамика развития данной компетенции характеризовалась тем, что обучение предметному знанию на иностранном языке проводилось при помощи определенных приемов и методов обучения, что в свою очередь способствовало также и усвоению предметного содержания на достаточном уровне.



1. Российская Федерация. Закон. Об образовании [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. ; одобрен Советом Федераций 26 дек. 2012 г.]. - URL http://www.- consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 12.03.2017).
2. Развитие образования на 2013-2020 гг. [Электронный ресурс] : гос. программа Рос. Федерации. - URL : Ы1р:минобрнауки.рф/документы/- 3409 (дата обращения 12.03.2017).
3. Артемов, В. А. Психология обучения иностранным языкам [Текст] / В.А. Артемов. - М. : Просвещение, 1969. - 279 с.
4. Берулава, М. Н. Интеграция содержания образования [Текст] / М. Н. Берулава. - М. : Педагогика, 1993. - 172 с.
5. Берулава, М. Н. Интеграция содержания общего и професси-онального образования в профтехучилищах: [Текст] : теоретич. и методолог. аспект / М. Н. Берулава. - Томск : Изд-во ТГУ, 1988. - 221 с.
6. Борозенец, Г. Л. Ингегративный подход к формированию коммуникативной компетентности студентов неязыковых вызов средствами иностранного языка [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Г. К. Борозенец ; Тольятин. гос. ун-т. - Тольятти, 2005. - 434 с.
7. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 1999. - 352 с.
8. Гречко, П. К. Языковая глобализация: образовательная перспектива [Текст] / П. К. Гречко, Г. А. Краснова // Инновации в образовании. - 2011. - № 8. - С. 27-33.
9. Григорьева, К. С. Формирование у студентов технического вуза иноязычной компетенции в сфере профессиональной коммуникации на основе технологии CLIL [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 /
К. С. Григорьева ; Казан. федер. ун-т. - Казань, 2016. - 223 с.
10. Зарипова, Р. Р. Моделирование обучения на иностранном языке в вузе на основе интегрированного предметно-языкового подхода [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Р. Р. Зарипова ; Марийск. гос. ун-т. - Йошкар-Ола, 2016. - 196 с.
11. Зеня, Л. Я. Обучение немецкому языку по взаимосвязи с экологическим образованием: (для классов с углубленным изучением немецкого языка) [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Л. Я. Зеня ; Рос. акад. образования. - М., 1993. - 174 с.
12. Карлинский, А. Е. Основы теории взаимодействия языков [Текст] / А. Е. Карлинский. - Алма-Ата : Гылым, 1990. - 180 с..
13. Крашенинникова, А. Е. К вопросу об использовании предметно-языкового интегрированного обучения CLIL [Электронный ресурс]./ А. Е. Крашенинникова. - URL : http://www.rusnauka.com/3_ANR_2013/- Pedagogica/5_126661.doc.htm (дата обращения: 08.03.2016).
14. Кудрявцев, Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы [Текст] / Т. В. Кудрявцев. - М. : Знание, 1991 - 80 с.
15. Леонтьев, А. А. Психология общения [Текст] : пособие для доп. образования / А. А. Леонтьев. - М. : Смысл, 1997. - 365 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ