ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО РАЗВИТИЮ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6
1.1. Понятие критического мышления 6
1.2. Фазы технологии развития критического мышления 11
1.3. Особенности развития монологических умений обучающихся 15
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГА 28
2.1 Описание серии уроков с применением технологий критического
мышления для 5 класса 28
2.2 Анализ результатов апробации 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
Нынешний век называют веком информации, и современный человек должен хорошо ориентироваться в огромном информационном потоке. Информация усваивается и перерабатывается нами в процессе коммуникации (т.е. в процессе общения друг с другом, чтения текстов, просмотра Tb программ и т.д.). Следовательно, успешность коммуникации все больше зависит от нашего умения организовать свое речевое и неречевое поведение адекватно задачам общения. Об эффективной коммуникации можно говорить тогда, когда человек правильно воспринял или передал информацию. В этой связи все чаще от психологов, философов, педагогов можно слышать, что коммуникативная компетенция результативна лишь в том случае, если человек обладает критическим мышлением. Именно критическое мышление, благодаря целому ряду своих особенностей, рассматривается как оптимальная форма интеллектуальной деятельности людей, живущих в переполненном информацией мире. Актуальность развития критического мышления учащихся подтверждается Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, где констатируется факт ускорения темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору. В связи с этим особую важность приобретает формирование современного мышления у молодого поколения (самостоятельного принятия ответственных решений в ситуациях выбора, прогнозирования их возможных последствий). А этого невозможно добиться без развития критического мышления. Это и обусловило актуальность темы исследования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте подчеркивается необходимость ориентации образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся. Сложность изучения английского языка заключается еще и в том, что необходимо создать условия для формирования англоязычной коммуникативной компетенции, то есть внутреннюю готовность и способность осуществлять речевое общение. Поэтому необходимо дать учащимся не только знания в области языка, но и развивать у школьников критические мыслительные умения, такие как самостоятельность при приобретении и оперировании новыми знаниями, что и есть особенности развития критического мышления. Учащиеся должны сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать, конкретизировать. Все это не только способствует более прочному усвоению знаний и всестороннему развитию подростков, но и поможет им в будущем решать трудные, нестандартные задачи и работать творчески. В связи с тем, что нас интересует развитие критического мышления при формировании англоязычной коммуникативной компетенции, напомним, что проблемы формирования англоязычной коммуникативной компетенции как цели обучения рассматриваются в работах таких психологов, педагогов и методистов, как Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Е. Н. Соловова, С. Л. Рубинштейн, В. М. Филатов и другие. Однако анализ изученных работ данных авторов показал, что исследований, посвященных развитию критического мышления при формировании англоязычной коммуникативной компетенции практически нет.
Объект исследования - развитие иноязычных монологических умений.
Предмет исследования - приёмы развития критического мышления как средство развития иноязычных монологических умений.
Цель исследования - анализ критическое мышление как средство развития монологических умений обучающихся.
Задачи исследования:
• изучить понятие критического мышления;
• рассмотреть фазы технологии развития критического мышления;
• проанализировать особенности развития монологических умений обучающихся.
Методы исследования:
• теоретические: анализ отечественной и зарубежной философской, нормативной, лингводидактической и методической литературы; анализ и обобщение передового отечественного, зарубежного и личного педагогического опыта по проблеме исследования;
• эмпирические: наблюдение, анкетирование, эксперимент.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
При написании работы была поставлены цель - анализ критическое мышление как средство развития монологических умений обучающихся.
В процессе написания работы и достижении ее цели был решен ряд задач.
Было изучено понятие критического мышления. Отмечено, что на современном этапе развитие критического мышления обучающихся особенно актуально в связи с постоянно увеличивающимся информационным потоком в разных областях знаний. Компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества, определены Советом Европы в качестве одной из пяти групп ключевых компетенций, на развитие которых должно быть направлено современное образование. Очевидно, что без умения быстро находить нужное в лавине информации, осмысливать ее и применять, рассчитывать в перспективе на успех в профессиональной сфере деятельности вряд ли возможно.
Технология развития критического мышления обучающихся активизирует формирование ряда ключевых универсальных учебных компетенций, что достигается за счет применения активных и интерактивных методов и форм обучения.
Были рассмотрены фазы технологии развития критического мышления.
К основным фазам критического мышления относятся:
-Стадия вызова. На этом этапе происходит вызов в памяти учащихся уже известных ЗУН, вызов интереса к новой теме.
-Стадия осмысления. На этом этапе проходит работа с новой информацией.
-Стадия размышления. Проводится систематизация полученных знаний, происходит оценка, сравнение нового знания с тем, что уже известно.
-Рефлексия. Это итог урока, когда происходит оценивание своей работы, своей деятельности, своих чувств в связи с вновь приобретенными ЗУН.
В рамках решения поставленной во ведении третьей задачи и для определения особенностей применения технологий критического мышления для развития монолога было организовано и проведено опытноэкспериментальное исследование.
В исследовании приняли участие обучающиеся среднего школьного возраста в возрасте 11 - 12 лет (5 класс) в количестве 19 человек.
Исследование проводились в рамках трех последовательных и взаимосвязанных этапов, обеспечивающих преемственность в планировании, получении, обработке, интерпретации и представлении теоретического и экспериментального материала.
В ходе исследования были выделены критерии наличия монологических навыков.
В рамках формирующего эксперимента работа проводилась с учащимися 5 А класса, который выступал в исследовании в качестве экспериментальной группы. Развитие монологических умений в формирующем эксперименте осуществлялось на материале следующей серии уроков.
1. Тема урока: «Ходим по городу. Магазины».
2. Тема «Which room do you like?»
3. Тема «Внешность людей»
4. Тема: «Моя комната»
5. Тема урока: «Хобби и увлечения»
6. Тема: В гостях у фермера Джека
В результате проведенной первичной диагностики, установлено, что высокий уровень сформированности монологических умений иноязычного текста всего у 3 учащихся. Средний уровень сформированности монологических умений иноязычного текста выявлен у 7 учащихся. Низкий уровень сформированности монологических умений иноязычного текста показали 3 учащихся.
По итогам педагогического эксперимента выявлена эффективность использования технологий критического мышления при обучении монологу.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.
1. Астахова Л.В., Харлампьева Т.В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности. Монография / Под научн. ред. Л.В. Астаховой. - М.: РАН, 2015. - 136 с.
2. Библер, В.С. Мышление как творчество: введение в логику мысленного диалога / В.С. Библер. - М.: Медиа, 2015. - 199 с.
3. Божович Е.Д. К определению понятия «позиция субъекта учения» //
От истоков к современности - 130 лет организации психологического
общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции в 5 томах. 2015. С. 23-25.
4. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания (Том 1). М.: Смысл; Академия, 2013. — 448 с.
5. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление [Текст] / М. Вертгеймер; пер. с англ.; под ред. С.Ф. Горбова, В.П. Зинченко; вступ. ст. В.П. Зинченко. — М.: Оникс, 2014. — 336 с.
6. Виландеберк А.А., Шубина Н.Л. Инновационная образовательная
среда как необходимое условие формирования современного гуманитарного знания // Прикладная лингвистика в науке и образовании: лингвистические технологии и инновационная образовательная среда: Коллективная
монография. - СПб.: «ЛЕМА», 2014. - с.109
7. Выготский, Л.С. Мышление и речь. - М.: АСТ, 2014. — 637 с.
8. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии [Текст]: учебное пособие для студ. Вузов / П.Я. Гальперин. - М.: КдУ, 2014. - 400 с.
9. Гальскова Н.Д. Проблемы иноязычного образования на современном этапе и возможные пути их решения// Иностранные языки в школе. - 2016. - №9. - С.2-9.
10. Гальскова Н.Д., Тарева Е.Г. Ценности современного мира глобализации и межкультурное образование как ценность// Иностранные языки в школе. - 2016. - №1. - С.3-11.
11. Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб. Пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. - Москва: Гардарики, 2013. - 480 с.
12. Гурвич П.Б. К вопросу о специфике методики преподавания иностранных языков как науки // Иностранные языки в школе. - 2013. - №4. - С.3-10.
13. Гурова Л.Л. Психология мышления. М.: ПЕР СЭ, 2014. - 136 с.
14. Джемс, У. Мышление [Текст] / У. Джемс // Хрестоматия по психологии: психология мышления / сост. Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: АСТ, 2018. - С. 2-9.
15. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2013 - 464 с...