Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Становление и развитие моды в СССР в 50-60 годы ХХ века

Работа №98789

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дизайн

Объем работы80
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
107
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Основные факторы формирования моды в 50-60 годы ХХ века 12
1.1 Особенности социальной политики СССР в 50-60 годы ХХ века 12
1.2 Формирование и развитие «Советского стиля» в одежде 27
1.3 Значение Всемирного фестиваля молодежи и студентов для моды
«Стиляжничества» 44
Глава 2. Мода 50-60-х на Алтае 52
2.1 Становление моды в Сибири 52
2.2 Школа художественного проектирования на Алтае 56
2.3 Роль Алтайской школы моделирования в искусстве костюма 60
Заключение 69
Список использованной литературы 74
Список иллюстраций 78
Приложения 81


Актуальность работы. Мода в СССР является особой темой, которая каждое десятилетие изменяло свою историю и направление. 50-60-е годы стали временем становления школы советского проектирования костюма. Этот факт был обусловлен событиями в государстве, известными под названием «оттепель», а так же культурным фоном, который позволил активно развивать модные тенденции. Те, кому удавалось побывать за границей, привозили стильные вещи, которые пользовались огромным интересом и очень долгое время являлись предметом обсуждения в среде молодежи.
В последнее время отечественная историческая наука изменила свои ориентиры. Раньше стороны повседневной жизни казались незаметными и привычными, сегодня человек становится главным объектом исторических исследований. Современная повседневность очень динамична, но в ней постоянно появляются фрагменты прошлого. Особенно ярко это проявляется в моде, в том числе в костюме. Отсюда важно изучение исторического опыта. В советской истории наиболее значимый опыт приобретался в те годы, когда открывался доступ к образцам мировой моды.
Степень разработанности. Внимание российских историков к советской
жизни, как специальному предмету исследования наметилось недавно, в 1990-е
гг., а к настоящему времени речь идет уже о формировании истории жизни
советского народа в 50-60е годы как новой отрасли исторического знания.
Общую характеристику дает Н.Л. Пушкарева в работе "История
повседневности: предмет и методы"[41], где описывает, как происходил
поворот к теме костюма в рамках социальной истории. Рассматривая костюм
как исторический адресат, необходимо, в первую очередь, определить
политические, социально-экономические и культурные факторы,
определяющие развитие советского общества в 1950-60-х гг. Поэтому к первой
группе изученной литературы относятся труды по социальной истории. Это
направление в литературе формируется начиная с 1960-х гг. В его основе
лежала концепция коммунистического строительства, в 1970-е гг. модифицированная в концепцию развитого социализма. В данной связи объективно существовавший комплекс бытовых проблем в основном связывался с «остатками старого в быту», «нарушением принципов социализма» и «капиталистическим окружением». В советской историографии 1970-80-х гг. накопилось значительное количество исследований по проблемам материального благосостояния населения. Истории советской городской повседневности, в том числе рассматриваемого периода, посвящены труды Н.Б. Левиной. [33] Объектом ее изучения становятся история частной жизни, нравы, одежда. Автор подчеркивает необходимость раскрыть советскую историю с точки зрения «обычного» человека. Этот подход отличает внимание к процессам повседневной жизни, ее характерным, или «знаковым» явлениям, в том числе в сфере внешнего вида, одежды, досуга.
Историки СВ. Журавлев, Ю.А. Поляков, B.C. Тяжельникова и другие активно разрабатывают аспекты, связанные с изучением повседневности. Их труды характеризуют проблемы быта, семьи, здоровья населения страны, общественно-политические умонастроения различных социальных групп. Значительный интерес представляют работы Е.Ю. Зубковой. Знакомство с письмами и воспоминаниями простых граждан позволило увидеть советскую жизнь не только с внешней стороны, но и глазами самих людей того времени.
Представляют интерес работы зарубежных исследователей, занимающихся историей Советского Союза. Особо стоит выделить книгу американского историка Ш. Фитцпатрик . В качестве основной черты советского человека она выделяет его способность к выживанию в тяжелых ситуациях.
Вторую группу литературы составляют труды по истории советской культуры и
отдельные гендерные исследования, которые имеют важное значение для
понимания бытовой повседневности. Л.Б. Брусиловская [8] впервые
существенное место отводит моде, в том числе и женской. Автор вводит в
научный оборот принципиально новую концепцию культуры периода «оттепели». Работа Ю. Градсковой соединяет повседневную жизнь женщины с социальным конструктом «обычная советская женщина» . Костюм как часть советской культуры рассматривается в работах О. Вайнштейн. Рассматривая костюм как вещь в контексте советской жизни 50х-60х годов, в третью группу относятся труды, изучающие законы жизни вещей, их связь с жизнью общества, роль вещей в потребительской культуре. По мнению Г. Кнабе, социология материальной культуры должна понять процессы развития общества через повседневную жизнь его членов, а вещь должна выступать как источник познания повседневности и социально-исторических процессов. В процессе повседневной жизни общества происходит постоянное взаимодействие человека и вещи, соответственно историю вещей можно рассматривать через режимы этих взаимодействий . Четвертую группу исследований, значимых для нашей работы, составляют труды, посвященные советскому костюму. История советского костюма и моды становится темой исследования российских историков недавно. В основу исследования Е.В. Савельевой[45] был положен антропологический подход к изучению прошлого. Автор использует широкий круг источников и доказывает, что костюм и мода революционного периода в истории России являлись отражением общественных перемен. Истории взаимоотношения власти и моды посвящены исследования С. Журавлева и Ю. Гронова К теме проявляют интерес зарубежные исследователи. Л. Захарова - сотрудник Центра изучения России, Кавказа и Центральной Европы (EHESSCNRS) в Париже - исследует историю советской моды эпохи «оттепели».Автор использует архивные материалы (в основном центральных архивов), теоретические и аналитические издания 1950¬70-х гг. и интервью очевидцев событий. В работах делается акцент на анализе спроса и потребления в исследуемый период. Дж. Бартлетт - историк моды, доктор наук, научный сотрудник Лондонского колледжа моды (London College of Fashion), автор ряда работ по истории моды в социалистических странах. В одной из них она предлагает свою интерпретацию встречи Социалистической и западной моды.[40]
На региональном уровне идёт специальное обращение к творческому наследию ведущего художника творческой мастерской Барнаульского ХБК Г.А. Белышева. Оно связано с именем доктора искусствоведения, профессора Алтайского государственного университета Т.М. Степанской. Она впервые подняла проблему сохранения и изучения художественного наследия Г.А. Белышева. Т.М. Степанская поднимает вопрос о школе Г.А. Белышева[5], прослеживая преемственность традиций у его учеников Т. Дедовой и И. Щетининой, освещает деятельность художественной мастерской и художественного Совета Барнаульского ХБК.
Таким образом, анализ привлеченных исследований указывает на возрастающий интерес ученых к истории моды советского периода.
Объект исследования - Тенденции развития и социально-исторический фон в истории костюма ХХ века.
Предмет исследования - Мода в СССР в 50-60 годы XX века.
Цель исследования - изучить особенности советской моды 50-60-х годов XX в контексте социально-культурных явлений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить влияние политических, социально-экономических, культурных факторов на перемены в повседневной жизни и быте советских людей.
2. Выявить ряд особенностей, которые могли привести к модному буму в СССР
3. Показать отношение советского общества к появлению альтернативной молодежной моды.
4. Раскрыть особенности создания «советского стиля» одежды в Сибири.
5. Выявить роль Алтайской школы моделирования в современной культуре костюма
Хронологические рамки исследования охватывают вполне самостоятельный, внутренне целостный период в советской истории, условно обозначаемый как время с середины 1950-х до середины 1960-х гг. Нижняя хронологическая граница - середина 1950-х гг. - указывает на начало социально-политического, социально-экономического и социокультурного реформирования советского общества, в том числе и сферы повседневности. Верхний рубеж - середина 1960-х гг. обозначает появление новых тенденций и противоречий в советском обществе.
Методология исследования.
В основу исследования был положен антропологический подход к изучению прошлого. При этом рассматриваются не только образ мышления отдельных личностей или групп, модели социального поведения, но и все изменения среды, структуры и процессы, задающие условия человеческой деятельности и определяющие всю организацию общественной жизни. Бесспорное преимущество этого метода состоит в тенденции к сближению истории с общественными науками, в возможности использования их методологии. Рассматриваемый период характеризуется постепенной перестройкой в иерархии социальных ролей в советском обществе. Наиболее ярко процесс перехода к новым ценностям советского общества проявился в крупных городах, так как он был связан с городским образом жизни. Историческое исследование в русле истории повседневности и социальной истории органично сочетается с родственным ему антропологически ориентированным подходом, известным в зарубежной и отечественной историографии как «устная история». Использование этого подхода позволяет расширить источниковую базу исследования. Свидетельства очевидцев иллюстрируют представления о моде и возможности следовать ей.
Важным понятием в работе является «образ жизни». В этнографических исследованиях быт понимается как «повседневный образ жизни людей, основывающийся на привычном, распорядке, традициях, установившихся между людьми, и иных явлений, сложившихся в процессе общественной (в том числе и производственной) деятельности людей, в их семейном и домашнем обиходе».
Рассмотрение социальных процессов в советском обществе предполагает учет положений о модернизации общества как осуществления перехода из одной социально-экономической и политической стадии развития к другой. В исследуемый период модернизационные процессы отчетливее всего проявлялись именно в городах. Модернизация затрагивала все сферы жизни общества, очевидным было ее влияние и на советскую повседневность. Историю вещей можно рассматривать в контексте трех исторических периодов, которые присущи различным «режимам» взаимоотношений между человеком и вещью.
В терминологии специальной области проектирования костюма «одежда -это совокупность покровов на теле человека, защищающих его от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Основные функции одежды - защитная и утилитарно-практическая. Любой предмет одежды - это вещь, которой пользуются и которая выполняет одну или несколько функций. Но при этом одежда имеет и эстетическую функцию, в ней неразрывно связаны понятия красоты и пользы. Как и любая вещь, одежда является предметом потребления» Понятие «костюм» связано с обычаями, традициями, привычками, нравами. Костюм определенной исторической эпохи, в
соответствии с его функциями, необходимо рассматривать как знак, как идеологический конструкт. Каждая эпоха создает свой эстетический идеал человека, свои нормы красоты, выраженные через конструкцию костюма, его пропорции, детали, материалы, цвет,прически, грим. Так возникает культурно¬эстетический образец, который далее транслируется в общество. Под модой принято понимать «совокупность вкусов и взглядов, господствующих в определенной общественной среде в определенное, обычно недолгое время. В числе общенаучных и конкретно-исторических исследовательских методов применялись анализ и синтез материала, а также историко-генетический и историко-сравнительный методы, которые позволили выйти за рамки констатации отдельных фактов и индивидуальных свойств к раскрытию системы связей и отношений между ними.
Источниковая база исследования. Основу источниковой базы составляет ряд архивных документов конца середины XX века, модные журналы 50-х-60-х годов, архивные фотографии. Использованы материалы из фондов библиотеки Алтайского Государственного Университета, Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. Шишкова.
Рассмотрена нормативно-правовая и распорядительная документация, к которой отнесены документальные материалы центральных и местных органов государства и партии, постановления правительства, относящиеся к решению вопросов развития социалистического общества и экономики страны. Использование источников этого вида обусловлено необходимостью проследить действия руководства страны в области экономического реформирования в середине 1950 — середине 1960-х годов, в том числе легкой промышленности и службы быта, повышения материального благосостояния населения (сентябрьский пленум ЦК КПСС 1953 г., решения XXI и XXII съездов КПСС и др.). Здесь же отражена социальная политика государства (повышение заработной платы и пенсионного обеспечения, жилищное строительство и др.). Важными источниками являются материалы регионального и городского масштаба. Источниками исследования явились материалы Центра хранения архивного фонда Алтайского края - личный фонд Глеба Александровича Белышева. Фонд содержит 411 единиц хранения, датируемых 1945-1989 гг. Фонд был создан по инициативе и при поддержке доктора искусствоведения, профессора Алтайского государственного университета Тамары Михайловны Степанской в 1991 году. Одним из наиболее ценных источников информации по рассматриваемой теме стала периодическая печать. Именно периодические издания служили самым доступным транслятором и пропагандистом государственной политики в различных областях жизни советского государства, в том числе и моды. В данном исследовании в первую очередь использованы многотиражные, ориентированные на широкие массы, женские журналы. Изучены журналы «Работница» и «Советская женщина» (с 1953 по 1964 гг.), при этом
необходимо отметить, что журнал «Советская женщина» был предназначен и для зарубежных читательниц, поэтому призван был демонстрировать преимущества советского образа жизни. Журнал «Крестьянка» был использован нами в меньшей степени, так как процесс формирования новых ценностных ориентаций и образцов женского костюма связан с городским образом жизни. Были просмотрены с учетом естественной выборки журналы и альбомы мод исследуемого периода: «Журнал мод», «Модели сезона», «Силуэт», «Рижские моды», «Одивани», «Лада». Они содержат ценные материалы о внимании разработчиков образцов к запросам потребителей. Большой объем информации, необходимой для выявления общероссийского контекста, несут в себе и другие столичные издания. Были просмотрены такие журналы, как «Декоративное искусство СССР», «Огонек», «Юность», «Крокодил». Выявленные из них публикации дают возможность представить различные аспекты отношения к моде. Так, например, журнал «Декоративное искусство СССР» в 1963-1964 гг. публикует на своих страницах дискуссию специалистов различных областей деятельности о месте моды в советском обществе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В середине 1950 - середине 60-х годов руководство страны одной из центральных задач объявляет повышение благосостояния населения. Для ее решения предпринимаются попытки реформирования промышленности с це-лью увеличения производства предметов потребления. Вносятся изменения в социальную политику государства, которая направлена на то, чтобы, пре-имущественно в уравнительном плане, на невысоком уровне, повысить зара-ботную плату, обеспечить население бесплатным образованием, здравоохранением и жильем. Новый курс социальной политики государства способство-вал переменам в образе жизни и быте советских людей.
В ходе перемен в политической и социально-экономической жизни страны повышается роль человека в социалистическом обществе.
Руководство страны, признав возможность существования моды, пред-принимает попытки определить ее место в советской экономике и обществе социалистического типа. В «хрущевское» десятилетие была сформулирована концепция социалистической моды, основными критериями которой считались удобство, практичность, функциональность и гигиеничность. Такая концепция являлась также способом регламентации внешности, следование этим нормам в повседневной практике расценивалось как обладание «хорошим вкусом». Официально одобренный стиль одежды для массового потребителя должен был соответствовать «правилам приличия» с их представлением о скромности, умеренности и изяществе и моральному кодексу «строителя коммунизма», а мода в целом, изменяясь из года в год, должна была отражать успехи советской промышленности. «Советский стиль» стал основой для разработки образцов женского костюма.
В рассматриваемый период городское население Советского Союза, впервые превысив сельское, становится полноправным потребителем моды. При решении проблемы обеспечения населения предметами потребления, в том числе и одеждой, главная роль была отведена крупному фабричному производству, для которого основным производственным показателем был план «по валу», а не спрос населения. Легкая промышленность была немногочисленна, укомплектована в большей степени устаревшим оборудованием. Процесс модернизации легкой промышленности, особенно периферийных фабрик, проходил медленно, что усугублялось нехваткой специалистов со специальным образованием. Разработки домов моделей не всегда отличались хорошим качеством. К тому же фабрики стремились изготавливать модели, удобные для производства, а не отвечающие моде и спросу населения. Пред-приятия сферы услуг из-за своей отсталости, плохой организации и низкого качества работ также были не способны удовлетворить потребности населения. Хотя общее число предприятий службы быта увеличивалось, неизменно рос объём бытовых услуг, изменения в их работе происходили медленно. Таким образом, процесс внедрения в производство образцов одежды отставал от спроса на модные и качественные товары и услуги и не мог удовлетворить потребности населения. Государство для решения проблемы неудовлетворенного спроса прибегает к импорту потребительских товаров, женщины — к выбору повседневных практик изготовления женского костюма.
С целью продвижения культурно-эстетических образцов одежды в Со-ветском Союзе был налажен механизм их трансляции от столиц до крупных региональных центров. Каналы трансляции - печатная продукция (от специальных до массовых изданий), регулярные публичные показы моделей одежды, лекции о моде, культуре одежды и вкусе, художественные фильмы. Через них доводились нормы, которым должен был следовать гражданин, обладающий «хорошим вкусом». Власть критически относится к модным тенденциям, отличающимся от принятой нормы, любое стремление выразить свою индивидуальность в одежде подвергалось осуждению. 1950-1960-е годы характеризуются распространением образцов и ценностей западной культуры, в том числе моды, среди советских граждан. Молодежь в своем стремлении следовать моде вводит элементы альтернативной моды в костюм, постепенно приобщаясь к общемировым тенденциям.
Став субъектом потребительского рынка, народ середины 1950 — середины 1960-х годов стремится пополнить свой гардероб разнообразной одеждой и обувью. В советском обществе формируются культурно-эстетические нормы и требования к одежде с учетом социальных, национальных, исторических, региональных представлений о моде, эстетике и вкусе. Анализ широкого круга источников подтверждает, что в условиях невозможности полного удовлетворения своих потребностей в качественной и модной одежде, люди вырабатывают собственные стратегии для полной реализации своих эстетических требований в бытовой практике. Установлено, что происходила адаптация образцов костюма в соответствии с культурно-эстетическими требованиями, что привело к распространению практик посещения курсов «Кройки и шитья» и самостоятельного изготовления одежды, обращения к частным портным, к услугам спекулянтов и перекупщиков, поездок за потребительскими товарами в столицу, то есть происходила корректировка «советского стиля».


1. Аксютин Ю.В. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. - М., 2004.
2. Барнаульский хлопчатобумажный комбинат выдал первую ткань // Алт. правда. 1955. - 30 апр.
3. Глеб Белышев // Графики, сценографы, прикладники Алтая / Авт. текста Н. Яловега. — Барнаул, 1980. - 12 е.: ил.
4. Бартлет Д. Давайте оденем их в беж: мелкобуржуазный мирок официального социалистического костюма//Теория моды. - 2007.-№3
5. Белышев Глеб Александрович // Художники Алтая: [Альбом репрод.] / Сост.: С. Чернов, Л. Цесюлевич, Б. Лупачев; Вступит, ст. Б. Лупачева. - Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1973. - С.40-42.
6. Белышев Глеб Александрович // Художники Алтая: Живопись, графика, скульптура, монументальное, театрально-декорационное и прикладное искусство. - 2-е изд., перераб. и доп. - Барнаул: Алт. кн. изд- во, 1980.-С. 15, [209]: ил.
7. Белышев Глеб Александрович // Художники Алтая, XX век: [альбом / авт. вступ. ст. и сост. Л. И. Леонова]. - Барнаул: ОАО «Алт. полигр. комб.», 2001.-С.42.
8. Брусиловская Л.Б. Культура повседневности в эпоху «оттепели»: метаморфозы стиля. - М., 2001.- 188 с.
9. Васильев А. Русская мода. 150 лет в фотографиях. - М., 2004. - С. 330.
10. Власов В. Большой энциклопедический словарь изобразительного ис-кусства: [В 8 т.] / В. Власов. - СПб.: Лита, 2000. - Т. 2. - 848 е.: ил.
11. Выставка текстильного рисунка и живописи, посвященная 50-летию творческой деятельности и 70-летию со дня рождения Г.А. Белышева: Буклет / Авт. текста Л. Лихацкая. - Барнаул, 1992. 10 с.
12. Герасимова, М. Автографа на ткани не поставишь... / М. Герасимова // Вечер. Барнаул. - 1993. - 13 апр.
13. Галкина Г. Каков вопрос - таков ответ! // Юность. - 1965. - № 10. - С. 95.
14. Гербер Л. В поисках главного // Юность. - 1964. - № 4. - С. 73.
15. Глухое М. Простая история // Юность. - 1964. - № 1. - С. 92.
16. Головень И. Человек строит семью // Юность. - 1960. -№ 5. - С. 85.
17. Грушин Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Очерки массового сознания россиян времени Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина. В 4-х книгах. Жизнь 1-я. Эпоха Хрущева. -М., 2001.-С. 335.
18. Давыдов И. Есть романтики в Камышине // Юность. - 1963. -№ 2. - С. 75.
19. Дашкова Т. Визуальная репрезентация женского тела в советской массовой культуре 30-х годов // Логос. -1999. -№ 11-12.-С. 131.
20. Демин В. Таким будет второй жилмассив // Советская Сибирь. - 1959. - 22 февраля.
21. Журавлев С., Гронов Ю. Власть моды и Советская власть: история противостояния // Историк и художник. - 2000. - № 1. - С. 133-147; № 3.
- С. 100-113; № 4. - С. 106-116.
22. Захарова Л.В.. Каждой советской женщине - платье от Диора! (Французское влияние в советской моде 1950-1960-х гг.)/ Л. В. Захарова (стр.339-371)
23.Захарова, Л. Советская мода 1950-60-х годов: политика, экономика, повседневность//Теория моды. -2007. -№3._ С. 58-59.
24.Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945-1964. - М., 1993. - 200 с. и др.
25. Иванов В.В. Исследования в области славянских древностей / В.В. Иванов, В.Н. Топоров. - М.: Наука, 1974. - 342 с.
26. Инна Н. Любовь и будни // Юность. - 1965. - № 9. - С. 94-95.
27. Козлова Т.В., Ильичёва Е.В., Стиль в костюме XX века. - М., 2003. - С. 140-141.
28. Каган М.С. О прикладном искусстве. Некоторые вопросы теории / М.С. Каган. - Л.: Художник РСФСР, 1961. - 160 с.
29. Каплан Н.И. Очерки по народному искусству Алтая / Н.И. Каплан. - М.: Госместпромиздат, 1961. -96 е.: ил.
30. Козлова, Т.В. Основы теории проектирования костюма : учеб. для вузов / Т.В. Козлова. - М.: Легпромбытиздат, 1988. - 352 с
31. Композиция костюма : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.М. Гусейнов, В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова и др. - М., 2004. - С. 8.
32. Красильщиков В.А. Вдогонку за прошедшим веком: Развитие России в XX веке с точки зрения мировой модернизации. - М., 1998.-С. 138.
33. Левина Н.Б. Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии. 1920-1930-е годы. - СПб., 1999. - 320 е.; Левина Н.Б., Чистяков А.Н. Обыватель и реформы. Картины повседневной жизни горожан в годы нэпа и хрущёвского десятилетия. - СПб., 2003.
34. Мерль С. Экономическая система и уровень жизни в дореволюционной России и Советском Союзе. Ожидания и реальность//Отечественная история, - 1998.-№ 1.-С. 107.
35. Моральный облик советского человека // Правда. - 1955.-4 апреля.
36. Народное хозяйство СССР в 1970 г. Статистический сборник. - М., 1970.
- С. 538.
37. Население Западной Сибири в XX веке. - Новосибирск, 1997.-С. 139.
38. Петушкова, Г.И. Проектирование костюма: Учеб. для вузов / Г.И. Петушкова. - М. : Академия, 2004. - 416 с
39. Полухина. А " Екатерина Савинова" Приходите завтра. Москва Алгоритм 2012 г.
40. Пушкарева H.J1. История повседневности: предмет и метод // Социальная история : Ежегодник, 2007. -М., 2008.-С. 53.
41. Пушкарева Н.Л. История повседневности: предмет и методы // Социальная история : Ежегодник, 2007.-М., 2008.-С. 9-54.
42. Российская повседневность: вторая половина XIX - начало XXI века: учеб. пособие/ [Л. И. Семенникова и др.] ; под ред. Л. И. Семенниковой; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 2-е изд.. - М.: КДУ, 2011. - 243 с.: табл.. - Библиогр.: с. 242-243. -
43. Рудим В. Сварщица из Дубоссара // Работница. - 1954. - № 12. - С. 8.
44. Пыжиков A.B. Политические преобразования в СССР (50-60-е годы). - М., 1999. - С. 226.
45. Савельева Е.В. Советский костюм 1917—1921 гг. как отражение общественных перемен : автореф. дис.... канд. ист. наук. - М., 2006. - 22 с.
46. Савинская И. Новое в торговле. Шейте сами // Советская Сибирь. - 1956.
47. Слаиская М. Друзья книги // Юность. - 1961. - № 2. - С. 97.
48. Советский стиль: время и вещи : украшения, мода, праздники, бельё, еда, упаковка, деньги, дача, игрушки, парфюмерия, мебель, фарфор/ [М. С. Колева и др. ; отв. ред. В. Зусева]. - Москва: Мир энцикл. Аванта+: Астрель, 2012. - 207 с.: ил.. - Библиогр.: с. 205. - Имен. указ.: с. 206
49. Социальная история: ежегодник/ Центр соц. истории Ин-та всеобщ. истории РАН, Центр экон. истории Ист. фак. МГУ им. М. В. Ломоносова, Центр изучения новейшей истории России и политологии Ин-та рос. истории РАН. - М.: РОССПЭН, 1998
50. Теория моды. Одежда тело культура выпуск 33 осень 2014 "Новое литературное обозрение".
51. Титова Т. Как одевались наши мамы и бабушки [Текст] / Т. Титова/ Т. Титова. - (Это модно!) //Работница. - 2014. - № 3; № 3. - С. С. 32-33. - (ДомРаботница. - 2014. - № 3. - С. 32-33)
52. Тихомирова А. В 280 километрах от Москвы: особенности моды и практик потребления одежды в советской провинции (Ярославль, I960— 1980е годы) // Неприкосновенный запас. - № 5. - 2004. - С. 104.
53. Щербак Ю. Человек, здравый смысл и джинсы // Юность. - 1961. -№ 8. - С. 95-99. 


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ