ДЕКОРАТИВНЫЙ ТЕКСТИЛЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ КОЛЛЕКЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВАХ: ТЕКСТИЛЬ: ТРАДИЦИИ И НАСЛЕДИЕ В ЭВОЛЮЦИИ
КОСТЮМА
1.1 Текстиль в эволюции развития костюма 7
1.2 История лоскутной техники 25
1.3 Современные текстильные материалы и тенденции моды 2018-2019 32
ГЛАВА 11: ХУДОЖЕСТВЕННОЕПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ
КОЛЛЕКЦИИ
2.1 Методы формообразования костюма 36
2.2 Композиционное формообразование костюма, стилистическое
направление разрабатываемой коллекции 45
2.3 Цвет и колорит коллекции 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
СПИСОК ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ 59
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 60
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 61
ИЛЛЮСТРАЦИИ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
ГЛАВАХ: ТЕКСТИЛЬ: ТРАДИЦИИ И НАСЛЕДИЕ В ЭВОЛЮЦИИ
КОСТЮМА
1.1 Текстиль в эволюции развития костюма 7
1.2 История лоскутной техники 25
1.3 Современные текстильные материалы и тенденции моды 2018-2019 32
ГЛАВА 11: ХУДОЖЕСТВЕННОЕПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ
КОЛЛЕКЦИИ
2.1 Методы формообразования костюма 36
2.2 Композиционное формообразование костюма, стилистическое
направление разрабатываемой коллекции 45
2.3 Цвет и колорит коллекции 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
СПИСОК ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ 59
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 60
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 61
ИЛЛЮСТРАЦИИ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
Искусство текстиля - это очень интересное и многогранное явление. Способы использования костюма в качестве источника создания нового в дизайне одежды могут быть самыми разнообразными. Во все времена женщины любили украшать себя и делали это всеми возможными способами. Декоративный текстиль служил одним из способов для выражения и выделения носящего его на себе человека, отмечал его особое положение в обществе.
В настоящее время дизайнеры одежды обращаются к культурному наследию России. Их все больше и больше вдохновляют декоративные материалы и текстиль, которые уже успели стать традиционными во многих культурах и народах за то время, что существуют в искусстве костюма.Наступило время, когда человечество накопило достаточно знаний и опыта, чтобы творить и создавать на базе приобретенных познаний.
Одним из популярных текстильных приемов является лоскутная техника или метод печворка. Не только на подиумах в коллекциях известных модных домов мы видим модели костюмов, выполненных в лоскутной технике, но и современные интерьеры изобилуют многообразием материальных объектов в этой же технике: это шторы, одеяла, подушки. Современные мастера выполняют также объемно-пространственные композиции.
Очень четко проследить актуальностьпечворкамы можем на примере осенне-зимней коллекцииСйпзйанВюг 2018-2019, где одежда и аксессуары из кусочков ткани гармонично вписываются в современность. Модный дом Б1гов сезоне осень-зима 2016 представил знаковую коллекциюв стиле печворк,выбранного мной в качестве источника вдохновения. Главными героями узоров ткани стали квадраты, полосы, ромбы, пейсли - в хаотичном направлении, но как всегда ненавязчиво и гармонично, что характерно для декоративного лоскутного текстиля.Помимо всемирного интереса к лоскутной технике шитья, та же тенденция наблюдается и на Алтае. 27 мая 2015 года в Государственном художественном музее Алтайского краясостоялась выставка работ различного вида и характера, посвященная теме пэчворк. На УОткрытом Международном фестивале лоскутного шитья QuiltFest 2017, проведенным в г. Москва, творческий коллектив «Лаборатория Моды» под руководством Сердюковой Д.А. был награжден дипломом за участие.
Костюм как продукт создавшей его культуры отвечает сложившимся в ней художественным и эстетическим представлениям и воспроизводится в рамках декоративно - прикладного искусства своего времени. Объединяя в себе утилитарную, эстетическую и знаковую функции, костюм работает непосредственно как зеркало эпохи, отражая в яркой, зримой форме социальные, материальные и духовные особенности и достижения. С появлением кроеной одежды в XIII веке, конструктивные элементы костюма остаются достаточно стабильными, зачастую практически неименными. Наиболее подверженным изменениям является декоративный текстиль.
Таким образом, выбор темы данного исследования обусловлен важностью и недостаточной изученностью развития системы декоративных элементов в костюме, необходимостью углубленного рассмотрения эволюции и роли декоративных элементов.
Обзор литературы
1) ЧернышеваЛ. А. Большая энциклопедия. Лоскутное шитье. В книге автор рассказывает об особенностях лоскутного шитья, отличии его от других прикладных промыслов и техник, и о том, где зародился печворк и квилт.
2) ПлаксинаЭ. Б. История костюма стили и направления. В учебном пособии рассматривается историческое развитие русского народного костюма и костюмов народов, населяющих Россию. В пособии изучена связь костюма с различными искусствами, в том числе с живописью и архитектурой, и рассматривается понятие «исторический художественный стиль».
3) Кирсанова, Р.М. Костюм в русской художественной культуре XVIII - первой половине XX вв. (опыт энциклопедии).Книга является своеобразной авторской энциклопедией, поскольку все статьи написаны одним исследователем. Работа посвящена костюму как средству психологической характеристики в произведениях русской живописи и литературы 18-20 вв. Автор рассматривает особенности кроя, происхождение названий предметов одежды в русском языке.
4) ПармонФ. М. Композиция костюма. В книге излагаются основы композиции костюма, которыми руководствуются при создании одежды, обуви и аксессуаров как объектов творчества, а также при оценке качества образцов. Автором раскрыты источники творческого процесса художника. Объектом исследования является текстиль, его развитие и эволюция в костюме.
Предметомисследования является лоскутная текстильная техника концаХ1Х- ХХстолетия.
Цель работы: проектирование современной коллекции
Для достижения цели сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть и изучить текстиль в контексте искусства костюма;
- изучить лоскутную технику, ее историю и развитие;
- исследовать современные тенденции в мире моды;
- разработать современную коллекцию моделей.
Методология исследования:
Исторический метод, с помощью которого можно более углубленно проанализировать и сформулировать обоснованные выводы по объекту;
сравнительный метод способствует установлению сходств и различий, выявляет общее;
метод анализа предполагает рассмотрение предмета с учетом его индивидуальных свойств;
метод синтеза способствует выявлению закономерностей соединения отдельных частей предмета в единое целое.
Применение метода лоскутной техники в современном костюме представляет большое научное и практическое значение, сохранение традиционного и культурного наследия в художественном проектировании коллекций. Практическая значимость дипломной работы - использование разрабатываемой коллекции в тематических мероприятиях факультета.
В настоящее время дизайнеры одежды обращаются к культурному наследию России. Их все больше и больше вдохновляют декоративные материалы и текстиль, которые уже успели стать традиционными во многих культурах и народах за то время, что существуют в искусстве костюма.Наступило время, когда человечество накопило достаточно знаний и опыта, чтобы творить и создавать на базе приобретенных познаний.
Одним из популярных текстильных приемов является лоскутная техника или метод печворка. Не только на подиумах в коллекциях известных модных домов мы видим модели костюмов, выполненных в лоскутной технике, но и современные интерьеры изобилуют многообразием материальных объектов в этой же технике: это шторы, одеяла, подушки. Современные мастера выполняют также объемно-пространственные композиции.
Очень четко проследить актуальностьпечворкамы можем на примере осенне-зимней коллекцииСйпзйанВюг 2018-2019, где одежда и аксессуары из кусочков ткани гармонично вписываются в современность. Модный дом Б1гов сезоне осень-зима 2016 представил знаковую коллекциюв стиле печворк,выбранного мной в качестве источника вдохновения. Главными героями узоров ткани стали квадраты, полосы, ромбы, пейсли - в хаотичном направлении, но как всегда ненавязчиво и гармонично, что характерно для декоративного лоскутного текстиля.Помимо всемирного интереса к лоскутной технике шитья, та же тенденция наблюдается и на Алтае. 27 мая 2015 года в Государственном художественном музее Алтайского краясостоялась выставка работ различного вида и характера, посвященная теме пэчворк. На УОткрытом Международном фестивале лоскутного шитья QuiltFest 2017, проведенным в г. Москва, творческий коллектив «Лаборатория Моды» под руководством Сердюковой Д.А. был награжден дипломом за участие.
Костюм как продукт создавшей его культуры отвечает сложившимся в ней художественным и эстетическим представлениям и воспроизводится в рамках декоративно - прикладного искусства своего времени. Объединяя в себе утилитарную, эстетическую и знаковую функции, костюм работает непосредственно как зеркало эпохи, отражая в яркой, зримой форме социальные, материальные и духовные особенности и достижения. С появлением кроеной одежды в XIII веке, конструктивные элементы костюма остаются достаточно стабильными, зачастую практически неименными. Наиболее подверженным изменениям является декоративный текстиль.
Таким образом, выбор темы данного исследования обусловлен важностью и недостаточной изученностью развития системы декоративных элементов в костюме, необходимостью углубленного рассмотрения эволюции и роли декоративных элементов.
Обзор литературы
1) ЧернышеваЛ. А. Большая энциклопедия. Лоскутное шитье. В книге автор рассказывает об особенностях лоскутного шитья, отличии его от других прикладных промыслов и техник, и о том, где зародился печворк и квилт.
2) ПлаксинаЭ. Б. История костюма стили и направления. В учебном пособии рассматривается историческое развитие русского народного костюма и костюмов народов, населяющих Россию. В пособии изучена связь костюма с различными искусствами, в том числе с живописью и архитектурой, и рассматривается понятие «исторический художественный стиль».
3) Кирсанова, Р.М. Костюм в русской художественной культуре XVIII - первой половине XX вв. (опыт энциклопедии).Книга является своеобразной авторской энциклопедией, поскольку все статьи написаны одним исследователем. Работа посвящена костюму как средству психологической характеристики в произведениях русской живописи и литературы 18-20 вв. Автор рассматривает особенности кроя, происхождение названий предметов одежды в русском языке.
4) ПармонФ. М. Композиция костюма. В книге излагаются основы композиции костюма, которыми руководствуются при создании одежды, обуви и аксессуаров как объектов творчества, а также при оценке качества образцов. Автором раскрыты источники творческого процесса художника. Объектом исследования является текстиль, его развитие и эволюция в костюме.
Предметомисследования является лоскутная текстильная техника концаХ1Х- ХХстолетия.
Цель работы: проектирование современной коллекции
Для достижения цели сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть и изучить текстиль в контексте искусства костюма;
- изучить лоскутную технику, ее историю и развитие;
- исследовать современные тенденции в мире моды;
- разработать современную коллекцию моделей.
Методология исследования:
Исторический метод, с помощью которого можно более углубленно проанализировать и сформулировать обоснованные выводы по объекту;
сравнительный метод способствует установлению сходств и различий, выявляет общее;
метод анализа предполагает рассмотрение предмета с учетом его индивидуальных свойств;
метод синтеза способствует выявлению закономерностей соединения отдельных частей предмета в единое целое.
Применение метода лоскутной техники в современном костюме представляет большое научное и практическое значение, сохранение традиционного и культурного наследия в художественном проектировании коллекций. Практическая значимость дипломной работы - использование разрабатываемой коллекции в тематических мероприятиях факультета.
В соответствии с поставленными целями и задачами были сделаны следующие выводы. В данной работе был исследован стиль печворк, историография лоскутной техники и методы проектирования костюма в современных работах и историческом развитии. Исследована история декоративного текстиля в контексте искусства костюма, его зарождение и развитие. Изучены современные тенденции в мире моды, коллекции современных дизайнеров. Проанализированы источники, литература по заданной проблематике. На основании изученных и проанализированных источников был представлен графический ряд коллекции.
Пэчворк- один из швейных искусств, завладевший текстильной и швейной промышленностью. В нем применяются материалы различные по фактуре и своей текстуре,в результате чего организуются искусные творения различного ассортимента, в основном женской одежды. Лоскутные ткани позволяют моделировать и создавать оригинальные эффекты в современном проектировании костюма. Тенденция лоскутной техники не оставляет без внимания и аксессуары - пояса и шарфы, сумки и обувь, дополнительно украшаются стразами, пайетками, аппликациями и пр. Проанализировав тенденции сезонавесна-лето 2019 следует заключить что лоскутная техника применяется по всем направлениям.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, списка иллюстраций, иллюстраций, приложения. Графическая часть представлена пятью планшетами, а также пятнадцатью эскизами формата А3.
Пэчворк- один из швейных искусств, завладевший текстильной и швейной промышленностью. В нем применяются материалы различные по фактуре и своей текстуре,в результате чего организуются искусные творения различного ассортимента, в основном женской одежды. Лоскутные ткани позволяют моделировать и создавать оригинальные эффекты в современном проектировании костюма. Тенденция лоскутной техники не оставляет без внимания и аксессуары - пояса и шарфы, сумки и обувь, дополнительно украшаются стразами, пайетками, аппликациями и пр. Проанализировав тенденции сезонавесна-лето 2019 следует заключить что лоскутная техника применяется по всем направлениям.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, списка иллюстраций, иллюстраций, приложения. Графическая часть представлена пятью планшетами, а также пятнадцатью эскизами формата А3.



