ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
1.1. Анализ проблемы формирования основ безопасности и
жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в психологопедагогических исследованиях 9
1.2. Особенности формирования основ безопасности
жизнедеятельности у дошкольников 11
1.3. Педагогические условия формирования основ безопасности
жизнедеятельности у дошкольников 21
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1. Определение стартового уровня сформированности основ
безопасности жизнедеятельности у детей 29
2.2. Формирование основ безопасности жизнедеятельности
дошкольников 42
2.3. Реализация педагогических условий формирования основ
безопасности и жизнедеятельности у детей дошкольного возраста 59
Выводы по главе 2 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
В наше время дошкольное образование отображает общественные, характерные образовательным системам внутренние цели, которые способствуют развитию всего народа, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь. Дошкольное образование и его процесс обеспечивает расширение и усложнение персональных ресурсов формирования личности ребенка средствами культуры. Нужно, чтобы в дошкольном детстве любой ребенок завоевал достаточный индивидуальный социокультурный опыт, который будет предназначаться ему фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению.
Социализация - это вступление в мир народов, в систему социальных связей. Доктор педагогических наук, профессор С.А. Козлова в «Концепции социализации ребенка» говорит, что «Процесс социализации совпадает с нравственным воспитанием». «Он включает в себя усвоение знаний, формирование отношений, преображения в практике адекватного поведения» [20, с. 18]. Она подмечает, что «знания о социальной действительности обязаны нести доступную детям информацию, вызывать эмоции и чувства, побуждать к деятельности, положительным поступкам» [20, с. 16].
Каждая из этих составляющих отмеченного триединства обладает своей спецификой. В такой степени, информативность, объективно свойственная познанию, не считается для ребенка таковой, если познания чересчур элементарны или излишне сложны.
Необходимо не только давать воспитанникам знания, но и требовать оценочное взаимоотношение к социальным явлениям, фактам, происходящим событиям, содействовать формированию социальных эмоций и чувств. И, в конце концов, процесс знания социальной действительности обязан находить воссоздание в многообразной детской деятельности, стимулировать детскую активность. Наблюдения представляют: нынешние дошкольники, которые остались без руководства взрослого не способны самостоятельно организовать занятие, свою деятельность и наполнить её смыслом. Дошкольный возраст - это наилучший период развития социальных навыков и нелегко принимать иллюзии, что они в более зрелом возрасте сами собой проявятся. Отсутствие социальных навыков отражается на коммуникативном развитии: дошколята не умеют поддерживать разговор, у них нет содержательной активной деятельности.
Конец 80-х и 90-е г.г. нужно подметить этот период, для которого свойственна тенденция поиска новейшего содержания и постановки задач ознакомление детей с социальным миром. Исследования Р.И. Жуковского, С.А. Козловой, Э.К. Сусловой представили, что дети высказывают заинтересованность к социальной действительности, способны изучать поставленные знания о ней, что уже в дошкольном возрасте у ребенка зарождается оценивать отношение к происходящим событиям, фактам, явлениям. Безусловно возникла большая необходимост абстрагировать понятия личностной ориентированности применительно к содержанию знакомства с социальным миром.
Всем известно, что детство - это немаловажный уникальный период в жизни у каждого человека, как раз в это время развивается здоровье, совершается становление личности. Опыт из детства во многом определяет уже взрослую жизнь человека. В начале жизненного пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом постоянно присутствуют самые важные люди - это любящие его родители и заботливые воспитатели. Безусловно благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и помощи, ребенок растет и воспитывается, у него начинается доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастья. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.
Все взрослые люди хотят, чтобы жизнь у всех детей была рациональной и праздничной, которая заполненна разнообразным богатым содержанием, и безусловно удачной. Но самое важное и главное - научить их быть счастливыми. На сегодняшний день действительность такова, что в нашей стране никто не застрахован от социальных потрясений, от стихийных бедствий, от экологических катастроф, от роста преступности или от экономической нестабильности.
К сожалению, наш менталитет «игнорирует» бесценность человеческой жизни, вследствие этого главная цель заключается в том, чтобы дети понимали, что человеческий организм представляет собой сложное, но чрезвычайно хрупкое создание природы, а собственное здоровье и жизнь должны быть защищены.
Что касается актуальности этой темы, мы можем сказать много, и все будет основополагающим. Как сохранить здоровье детей? Как помочь понять разнообразие жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Рассматривая понятие «безопасность», можно понять: то, что для взрослого человека не проблема, то для маленьких детей это проблемная ситуация. Безусловно, мы - взрослые люди испытываем особую тревогу за маленьких беззащитных граждан - дошколят.
Уже с первых лет жизни любопытство ребенка, его инициативность в вопросах знания окружающего мира, поощряемая взрослым, порой делается небезопасным для него. Развитие безопасного поведения неминуемо объединено с последовательностью запретов. При этом взрослые люди, которые любят и опекают своих детей, порой сами не подмечают, как нередко они воспроизводят слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, наоборот, пробуют разъяснить что-либо путем длинных и не всегда понятных для детей понятий. Все это дает обратный результат.
Работая в детском саду, можно заметить, что дети стали не совсем самостоятельными, у многих нет инициативы, они не могут найти свои собственные решения, не знают, к кому обратиться за помощью, не имеют представления, как получить точное решение в экстремальных ситуациях, не совсем знают правила поведения безопасности...
Подводя итоги о проделанной работе, необходимо выделить, что вопрос о развитии основ безопасности жизнедеятельности считается актуальным. Это, в свое время, объединено с надобностью общества в социально адаптированной личности. Расплывчатость современной окружающей среды несомненно требует не только большую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения.
Дошкольный возраст - это такой период поглощения, накапливания знаний. Благополучному выполнению этой значительной актуальной функции благоприятствуют свойственные способности детей этого возраста: увеличенная впечатлительность, чувствительность, наивно - игровое отношение ко многому из того, с чем они встречаются. И здесь значительно важна роль педагога, который подбирая точные методы и приемы, подключает дошколят в социальный мир.
В первой главе рассмотрели теоретические основы развития ценностей безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста. Осуществление работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей в условиях ДОО в разных программах и сделали выводы. Рассмотрели, какие педагогические условия будут наиболее эффективными по формированию безопасности с дошколятами. Значение в работе по развитию ОБЖ приобретает организация работы с родителями, ни одна даже самая наилучшая программа и методика не смогут поручиться за полноценный итог, если вся семья не будет соблюдать принципы безопасного образа жизни.
Как показало проведенное нами исследование, формирование ценностей безопасного образа жизни детей будет малоэффективным, если не осуществлять следующие педагогические условия.
1. Наличие в дошкольном учреждении специальной обучающей программы дополнительного образования, которая была бы нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек безопасности жизнедеятельности.
2. Создание развивающей предметно-пространственной среды по формированию безопасного образа жизни у детей.
3. Организация взаимодействия ДОО и семьи по вопросам формирования безопасности жизнедеятельности.
Во второй главе была проведена опытно-поисковая работа по формированию ценностей безопасного образа жизни. Индивидуальные беседы с детьми и родителями показали, что в результате реализации перспективного плана у детей значительно повысился уровень знаний в области безопасности жизнедеятельности, изменилось отношение к своей безопасности и безопасности окружающих. В процессе наблюдений выяснилось, что дети сознательно стали относиться к своей безопасности. У родителей возникло соображение того, что весьма величавым фактором развития безопасного образа жизни у детей считается пример взрослого.
Родители стали значительнее уделять времени и внимания формированию у детей ОБЖ, начали отзывчивее относиться к своему поведению. Просветительская работа среди родителей через уголок информации, консультации, родительские собрания дала положительные результаты.
В группе была организована развивающая предметно - пространственная среда, ориентированная на обогащение знаний дошкольников об основах безопасности и жизнедеятельности, которая стимулировала познавательную активность. В работе, несомненно, учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей.
Для лучшего результата с воспитанниками дошкольного возраста были проведены занятия по дополнительному образованию «Моя безопасность».
Таким образом, если правильно организовать развивающую среду, развить мотивацию у детей к ОБЖ, через занятия кружковой работы, привлекать к работе по ОБЖ родителей, сформируется представление о безопасности как о ценности, воспитаются привычки и навыки безопасности жизнедеятельности.
По итогам этой работы необходимо сделать вывод: дети старшего дошкольного возраста достаточно подготовлены к решению задач по этой проблеме, если будет проводится планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога в тесной взаимосвязи с родителями и будут созданы все необходимые педагогические условия.
1. Авдеева, Н. Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2015. - 170 с.
2. Агафонова, К. В. Дети и дорожное движение [Текст] /
К. В. Агафонова. - М. : Просвещение, 2014. - 87с.
3. Акимов, В. А. Международная конференция / В.А. Акимов, // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2013. - №7. - с. 12 - 13.
4. Ананьев, В. А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников. [ Текст] / В. А. Ананьев - Томск, Томский университет, 2010. - С.12 - 14.
5. Антюхин, Э. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности [Текст] Э. Антюхин, М. Сулла, // Основы безопасности жизни. - 2016. - № 5. - С. 34 - 37.
6. Ахутина, Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход [Текст] / Т. В. Ахутина, // Школа здоровья. - 2015. - Т. 7 №2. - С.21 - 23.
7. Безопасность. Ребенок в городе: Рабочая тетрадь 1 - 4 : Для детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - М. : Просвещение, 2015. - 34 с.
8. Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста [Текст] / К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. В. Куцакова и др. - М. : Академия,
2015. - 120 с.
9. Богомолова, З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ [Текст] / З. А. Богомолова // Дошкольная педагогика. - 2016. - № 2. - 76 с.
10. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. М.: Просвещение, 2014 - 115 с.
11. Гаврючина, Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ [Текст] / Л. В. Гаврючина - М. : Академия, 2016. - 130 с.
12. Григорович, Л. А. Педагогика и психология [Текст] учебное пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская, - М. : Гардарики, 2014 - 480 с.
13. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] / Под ред. Т.И. Бабаевой (отв. редактор), З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. СПб. Детство - Пресс - 376 с.
14. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст] / Т.В. Доронова, //журнал Дошкольное воспитание. - 2014. - №1. - С.64 - 69.
15. Доронова, Т. Н. Право на охрану здоровья [Текст] / Т. Н. Доронова, // журнал Дошкольное воспитание. - 2015. - № 9. - С.5-8...