Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №67329

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
803
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность понятия «безопасное поведение в быту» 6
1.2. Задачи и содержание образовательной работы по формированию
основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Педагогические условия формирования основ безопасного
поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Определение уровня сформированности основ безопасного
поведения в быту у детей старшего дошкольного возраст 35
2.2. Методические рекомендации по формированию основ безопасного
поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 63

Актуальность исследования. В Письме Минобрнауки РФ «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» указывается, что решение проблем безопасности возможно только при применении комплексного подхода, сочетающего в себе меры по развитию общей культуры обучающихся в области безопасной жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. В этом письме впервые уделяется внимание формированию культуры безопасности воспитанников образовательных учреждений. Этот вопрос находит свое отражение и в ФГОС от 17.10.2013г. №1155.
Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна из актуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не только оберегать от опасностей, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения в быту.
Современные исследователи отмечают низкий уровень адаптированности дошкольников к нормальным социальным условиям, высокий уровень тревожности, отсутствие эмоционального благополучия. Все это приводит к проблемам во взаимодействии со сверстниками, обострению проблем общения в семье.
Специалисты разных научных направлений отмечают образование как механизм формирования ответственного отношения человека к своей безопасности. Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, начиная с дошкольного возраста. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина считают, что главная задача педагогов и родителей является не только защита ребенка, но и подготовка его к встрече с различными сложными, а зачастую опасными жизненными ситуациями.
Поэтому на протяжении всего дошкольного детства сохраняются две важнейшие задачи, решаемые в рамках семьи и дошкольной образовательной организации: обеспечение безопасности жизнедеятельности детей и выбор оптимальных методов и содержания образовательной работы по формированию безопасного поведения в быту.
Вопросы формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н. Авдеевой, К.Ю. Белой, В.Н. Зимониной, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, В.Н. Мошкина, Л.Л. Тимофеевой, Т.Г. Хромцовой и др.
Таким образом, проблема формирования основ безопасного поведения в быту у дошкольников является актуальной и недостаточно разработанной.
Проблема исследования: определить и теоретически обосновать педагогические условия по формированию основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста .
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста .
Предмет исследования: педагогические условия формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:
1) обогащение представлений о безопасном поведении в быту;
2) использование возможностей предметно-развивающей среды в применении детьми усвоенных правил о безопасном поведении в быту;
3) взаимодействие педагогов ДОО с семьей.
Задачи исследования:
1. Уточнить сущность понятия «безопасное поведение в быту».
2. Рассмотреть задачи и содержание образовательной работы по формированию основ безопасного поведения в быту у дошкольников.
3. Определить и теоретически обосновать педагогические условия по формированию основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить уровень сформированности основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать методические рекомендации по формированию основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.
В данной исследовательской работе были использованы такие методы как: теоретический анализ научной литературы, педагогический эксперимент (констатирующий этап), наблюдение, беседа, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №47 г. Белгорода.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.
Первым этапом работы по проблеме формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста было изучение различной литературы по данной теме. Анализ теоретический литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод, что в научном мире существует много различных определений к понятию «безопасное поведение в быту». Например, в своей парциальной программе Н.Н. Авдеева дает следующее определение: «Безопасное поведение в быту в быту - это усвоение детьми-дошкольниками определенных правил поведения в повседневной жизни». По мнению Л.Л. Тимофеевой, культура безопасности - это сложное интегральное качество личности, включающее в себя знания, умения и навыки по правилам безопасного поведения, позволяющие распознать, предвидеть опасные ситуации, видеть пути их устранения, ответственность за свою жизнь и жизнь других людей. А исследователь Т.Г. Хромцова дает следующее определение: «Безопасное поведение в быту - это знание основных правил поведения и мер предосторожности в повседневной жизни» Таким образом, безопасное поведение в быту предполагает знания основных источников опасности, номеров экстренных служб, мер предосторожности и умение использовать правила поведения в повседневной жизни и оказание первой медицинской помощи.
Проблема формирования основ безопасного поведения в быту находит свое отражение в методической литературе (Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников», Тимофеева Л.Л. «Формирование культуры безопасности», Шорыгина Т.А. «Осторожные сказки: Безопасность для малышей», «Правила пожарной безопасности детей 5-8 лет» и т.д.) и образовательных программах для дошкольных образовательных учреждений («Детство», «Радуга», «Истоки», «Основы безопасности детей дошкольного возраста»). В них, наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья, выдвигается задача формирования у ребенка знаний и умений безопасности.
Проанализировав ряд примерных образовательных и парциальных программ дошкольного образования можно сказать, что задачи и содержание работы по формированию безопасного поведения в быту можно разделить следующим образом:
1) источники опасности;
2) меры предосторожности;
3) оказание первой медицинской помощи;
4) номера экстренных служб.
После этого мы определили и теоретически обосновали педагогические условия, соблюдая которые формирование основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным:
1) обогащение представлений о безопасном поведении в быту;
2) использование возможностей предметно-развивающей среды в применении детьми усвоенных правил о безопасном поведении в быту;
3) взаимодействие педагогов ДОО с семьей.
Далее была проведена экспериментальная работа на базе МБДОУ детский сад комбинированного вида №47 г. Белгорода. В эксперименте принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
В ходе проведения эксперимента (констатирующего этапа) использовались такие методы как беседа, наблюдение, количественный и качественный анализ результатов исследования. Полученные результаты позволили выявить, что у большинства детей преобладает средний уровень сформированности основ безопасного поведения в быту.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, которые включали в себя перспективный план работы, а также мероприятия по проблеме исследования.
Таким образом, в ходе исследования была достигнута цель, решены задачи, доказана гипотеза.



1. Авдеева Н.Н. Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста» [Текст] / Н.Н. Авдеев, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. - М.: Академия, 2007. - 107 с.
2. Авдеева Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Авдеев, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. - СПб.: Детство-пресс, 2016. - 144 с.
3. Ананьев В.А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников [Текст] / В.А. Ананьев. - Томск: Изд-во ТГУ, 2000. - 220 с.
4. Анастасова Л.П. Жизнь без опасностей. Первые шаги к
самостоятельности [Текст] / Л.П. Анастасова, И.В. Иванова. - М.: Знание, 2016.
- 120 с.
5. Андреева Н.А. Оптимизация взаимодействия родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Н.А. Андреева // Вестн. Шадр. гос. пед. ин-та : науч. журн. - 2010. - № 4. - С. 112-116.
6. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей [Текст] / Е. Арнаутова // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 9. - С. 13-20.
7. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей [Текст] / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина. - М.: Знание, 2015. - 124 с.
8. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет [Текст] / К.Ю. Белая. - М.: Мозаика-синтез, 2015.
- 64 с.
9. Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека [Текст] / К.Ю. Белая. - М.: Школьная Пресса, 2010. - 48 с.
10. Богомолова З.А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ [Текст] / З.А. Богомолова // Дошкольная педагогика. - 2011. - № 2. - С. 25-32.
11. Боровлева А. Пожарная безопасность [Текст] / А. Боровлева //
Дошкольное воспитание. - 2007. -№4. - С. 114-119.
12. Васильева Н. Островок безопасности [Текст] / Н. Васильева //
Детский сад от А до Я. - 2016. - № 4. - С. 117-121.
13. Голик М. Влияние сказок и мультфильмов на формирование
системы ценностей у старших дошкольников [Текст] / М. Голик // Гендерные отношения в современном российском обществе. - СПб, 2002. - С. 264-268.
14. Голицына Н.С. ОБЖ для младших дошкольников [Текст] / Н.С. Голицына. - М., 2010. - 65 с.
15. Горина Л.Н. Моделирование системы безопасности
жизнедеятельности человека в образовательном процессе [Текст] / Л.Н. Горина,
А.А. Ковалева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2010 - Т.12, №5. - С. 35-39.
16. Григорович Л.А. Опасные ситуации в жизни детей [Текст] / Л.А. Григорович // Дошкольное воспитание. - 1985. - № 7. - С. 15-20.
17. Григорьева Н. Как мы работаем с родителями [Текст] /
Н. Григорьева, Л. Козлова // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 35-45.
18. Григорьева О.Н. Проект «Учимся безопасности» [Текст] /
О.Н. Григорьева // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - С. 38-47.
19. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду: этнопедагогический подход [Текст] / О.И. Давыдова, Л.Г Богославец, А.А. Маейр. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144с.
20. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей [Текст] / Т. Далинина // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 1. - С. 9-15.
21. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс] / В.И. Даль. - Вологда: ВОУНБ, 2012. - Режим доступа: http ://www.booksite.ru/ fulltext/dal/ dall/index.htm
22. Дегтяренко О. Политехническое воспитание и программы дошкольных учреждений [Текст] / Е. Радина, Т. Рыцлина// Дошкольное воспитание. - 1932. - №5. - С. 18-33.
23. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб. : Детсво-пресс, 2014. - 280 с.
24. Доронова Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-психологической культуры родителей [Текст] / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. - С. 63-68.
25. Евдокимова Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей [Текст] / Н.В. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева. - М: Мозаика - Синтез, 2007 - 167с.
26. Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] / О.Л. Зверева // Воспитатель ДОУ. - 2009. - № 4. - С. 74-83.
27. Иванова Л.В. Безопасность малыша [Текст] / Л.В. Иванова. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011. - 64с.: ил. - (Советы Доброго Доктора).
28. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. - 5-е изд. [Текст] / Под ред. Л.А. Парамоновой - М.: ТЦ Сфера, 2014 - 161 с.
29. Каюрова А.Н. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС [Текст] / О.В. Скокова, Т.С. Шеховцова // Молодой ученый. - 2014. - №11. - С. 384-386.
30. Ковальковская Н. Как должна быть организована жизнь ребенка [Текст] / Н. Ковальковская // В помощь просвещенцу. - 1923. - №.З. - C.29-30.
31. Коломеец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. [Текст] / Н.В. Коломеец. - Волгоград: Учитель, 2011. - 168с.
32. Котик М.А. Психология и безопасность [Текст] / М.А. Котик. - Таллин: Валгус, 2010. - 122 с.
33. Краснопольский Э. К вопросу о развитии трудовых навыков у детей дошкольного возраста [Текст] / Э. Краснопольского // Вестник просвещения. - 1925. - №10. - С.31-38.
34. Леонтьева А. Родители являются первыми педагогами своих детей [Текст] / А. Леонтьева, Т. Лушпарь // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 8. - С. 12-14.
35. Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках [Текст] / С.М. Мартынов // Советы практического врача-педиатра: кн. для воспитателей и родителей. - М.: Просвещение, 2013. - C. 123-160.
36. Мозаика. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / авт. -сост. В.Ю. Белькович, Н.В. Гребенкина, И.А. Кильдышева. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014. - 464 с.
37. Морова Н. Воспитание дошкольников - основа создания безопасной среды для малышей [Текст] / Н. Морова // Социальная педагогика в России. - 2013. - № 3. - С. 45-54.
38. Мошкин В.Н. Безопасность ребенка: Методические рекомендации [Текст] / В.Н. Мошкин. - Барнаул: АГИК, 2007. - 128 с.
39. Мошкин В.Н. Воспитание культуры личной безопасности [Текст] /
B. Н. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2016. - №8. -
C. 13-16.
40. Мубаракшина И. Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности [Текст] / И. Мубаракшина // Детский сад от А до Я. 2016. - №4. - С. 105-111.
41. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детском саду [Текст] / С.Л. Новоселова. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. - 64 с.
42. О Безопасности. Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2010 N 390-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Российская газета. 2010. 29 декабря. Режим доступа: https://rg.ru/2010/12/29/bezopasnost- dok.html (дата обращения: 29.11.2017).
43. Об Образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) [Текст] // СЗ РФ. - 2012. - № 53. - Ст. 7598.
44. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2014. - №2. - С. 4-17.
45. Ожегов С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. - М.: Просвещение, 2009. - 582 с.
46. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Академия, 1997. - 944 с.
47. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез, 2014. - 327 с.
48. Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста [Текст] / Л. Павлова // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 8. - С. 52-84.
49. Радзиевская Л.И. Ты один дома: Для дошк. и мл. шк. возраста [Текст] / Л.И. Радзиевская. - М.: ООО «Издательство Оникс», 2008. - 16 с.
50. Русак О. Н. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / О.Н. Русак. - СПб.: Питер, 2009 - 115 с.
51. Современный словарь по психологии [Текст] / Сост. Н.И. Болотников. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 670 с.
52. Статмэн П. Безопасность вашего ребенка [Текст] / П. Статмэн. - СПб.: Респекс, 2004. - 384 с.
53. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика [Текст] / В.А. Сухомлинский. - М.: Знание, 1978. - 96 с.
54. Тимофеева Л.Л. Взаимодействие ДОО и семьи по реализации парциальной программы «Формирование культуры безопасности у дошкольников [Текст] / Л.Л. Тимофеева // Дошкольная педагогика. - 2014. - №9. - С. 8-13.
55. Тимофеева Л.Л. Проблема обеспечения психологической
безопасности дошкольников [Текст] / Л.Л. Тимофеева // Проблемы социализации растущего человека в современном мире: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч. конф. (Белгород, 25-26 сентября 2013 г.). -
Белгород, 2013. - С. 105-110.
56. Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа [Текст] / Л.Л. Тимофеева. - СПб.: Детство- пресс, 2015. - 160 с.
57. Усачев А. Школа безопасности [Текст] / А. Усачев, А, Березин. - М.: Знание, 2016. - 140 с.
58. Ушинский К.Д. Страх и смелость [Текст] / К.Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1989. - 584 с.
59. Хромцова Т.Г. Формирование опыта безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Г. Хромцова. - М.: Педагогическое общество России. - 2005. - С. 126-135.
60. Худик В. Организация условий безопасности жизнедеятельности дошкольников [Текст] / В. Худик, И. Тельнюк // Детский сад от А до Я. - 2016. - № 4. - С. 60-62.
61. Чермашенцева О.В. Основы безопасного поведения дошкольников [Текст] / О.В. Чермашенцева. - Волгоград: Учитель, 2008. - 150 с.
62. Шакурова Г. Один дома [Текст] / Г. Шакурова, Н. Мельникова, Л. Захарова // Дошкольное воспитание. - 1999. - №10. - С. 44-52.
63. Шарова О.Г. Основы пожаробезопасного поведения [Текст] / О.Г. Шарова. - М.: Знание, 2016. - 78 с.
64. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности [Текст] / Т.А. Шорыгина. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 64с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ