Глава 1. Научно-педагогические и психологические основы применения активных методов обучения для развития системного мышления 7
1.1 Роль методов активного обучения в учебно-воспитательном процессе...7
1.2 Методы активного обучения на уроках информатики 14
1.3 Системное мышление и его особенности 18
1.4 Использование средств ИКТ для развития системного мышления на
уроках информатики в начальной школе 23
Выводы по Главе 1 27
Глава 2. Разработка методических рекомендаций по использованию активных методов обучения в начальной школе на примере решения логических задач в курсе информатики 29
2.1 Проектирование модели обучения младших школьников информатике с
использованием активных методов и средств ИКТ 29
2.2 Разработка содержания системы уроков по информатике в форме интерактивных электронных ресурсов с использованием логических задач 29
2.3 Реализация обучения по разработанной методике и анализ учебных
результатов 29
Выводы по Главе 2 29
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложения 38
Всестороннее развитие личности, формирование ее нравственных, культурных, профессионально важных качеств рассматриваются как приоритетные в современной государственной образовательной политике.
В педагогической системе целенаправленного формирования учебно-познавательной активности учащихся важная роль отводится оптимальному применению методов обучения. В учебном процессе школы метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и ученика по решению определенных учебно-воспитательных целей. Метод выступает в обучении как средство реализации единства объективной и субъективной сторон учебного процесса, обусловливая его как педагогическое целое. Объективная и субъективная стороны учебного процесса нашли свое отражение в дидактических целях, главные из которых - усвоение учащимися основ и развитие их познавательных способностей [2, с.52].
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что эффективность обучения в школе зависит от умения учителя выбрать метод или прием обучения в конкретных условиях для каждого урока, а научно-техническая революция ставит требования к применению активных форм обучения организации и проведения занятий.
В настоящее время в образовательный процесс внедрены учебно-методические комплексы (УМК) таких авторов, как А.Л. Семенов, Е.С. Архипова, Т.А. Рудченко «Информатика как системообразующий элемент содержания образования начальной школы», Горячев А. В., Горина К. И., Волкова Т. О. «Информатика», Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. «Информатика и ИКТ», Матвеева Н.В. «Информатика и ИКТ», Бененсон Е.П., Паутова А.Г. «Информатика и ИКТ», Плаксин М. А., Иванова Н. Г., Русакова О. Л. «Информатика и ИКТ», Могилев А.В., Могилева В.Н. «Информатика и ИКТ».
Базовое ядро курса информатики начальной школы состоит, прежде всего, в обучении младших школьников эффективно оперировать разнообразной информацией, получая ее из разных источников и интерпретируя, с привлечением системного мышления. Для обеспечения реализации данной цель в курс обучения входят в неявном виде элементы системного мышления, которые осваиваются учащимися в ходе решения логических задач.
Включение элементов системного мышления в содержание курса информатики объясняется значимостью развития системного мышления учащихся начальной школы, наличием специальных требований к результатам развития мышления данного вида в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, далее Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО, утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357). Целенаправленное развитие системного мышления учащихся требует знания специфики и психолого-педагогических закономерностей развития мышления данного вида в детском возрасте.
Педагогические аспекты развития мышления в учебном процессе школьников нашли отражение в трудах Ю.К. Бабанского, И.А. Барташниковой, В. П. Беспалько, П.Я. Гальперина, В. В. Давыдова и многих других. В педагогических исследованиях этих и других авторов рассмотрены проблемы взаимосвязи системного мышления и творческого саморазвития школьников, методы и технологии развития логического мышления, освоение логических операций школьниками, их связь с умственным развитием ребенка. В работах этих авторов частично рассмотрены методические рекомендации по развитию системного мышления, а также содержится большое количество логических задач, которые могут быть использованы при обучении младших школьников.
Решение задач на развитие мышления в курсе информатики может быть реализовано с помощью двух подходов - компьютерного и безкомпьютерного. В условиях современной информатизации образования и повсеместного внедрения компьютера в образовательный процесс школы мы считаем, что именно компьютерный подход имеет значительный потенциал в развитии системного мышления младших школьников.
Несмотря на разнообразие программных продуктов для начальной школы, они в основном направлены на достижение игровых целей, при этом вес дидактической составляющей в них незначителен. В условиях описанной ситуации мы считаем необходимым создать целевой электронный учебно-методический ресурс, направленный на развитие умений системного мышления и адаптированный к основным психолого-педагогическим особенностям младших школьников и требованиям к результатам формирования системного мышления на данном возрастной группе.
Все выше сказанное обосновывает актуальность выбора темы: «Разработка методики использования активных методов обучения информатике для развития системного мышления младших школьников».
Объект исследования - развитие системного мышления младших школьников в процессе обучения.
Предмет исследования - использование активных методов обучения информатике для развития системного мышления.
Цель исследования: разработать методику использования методов и средств активного обучения информатике младших школьников, направленную на развитие системного мышления.
Гипотеза исследования - обучение младших школьников информатике, реализованное с использованием интерактивных электронных ресурсов, содержание которых разработано на основе логических задач, будет эффективно влиять на развитие системного мышления учащихся.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме использования активных методов обучения в учебном процессе.
2. Изучить особенности развития системного мышления, в том числе в процессе учебной деятельности.
3. Разработать методику использования активных методов в процессе обучения информатике младших школьников для развития системного мышления.
4. Разработать содержание системы занятий в виде интерактивных электронных ресурсов и на основе использования логических задач, направленное на развитие системного мышления.
5. Реализовать разработанную методику применения активных методов для развития системного мышления в процессе обучения информатике младших школьников.
Провести анализ результатов обучения по разработанной методике, сформулировать предложения по использованию разработанных учебно-методических материалов для обучения младших школьников информатике.
Развитие у детей системного мышления - это одна из важных задач начального обучения. Логическое мышление - неотъемлемая часть системного. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам - необходимое условие успешного усвоения учебного материала.
Умение логически мыслить проявляется в способности выполнять определенные действия в различных условиях. Логические умения основываются на умениях анализировать, синтезировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать, формулировать выводы, устанавливать причинно¬следственные связи между фактами, процессами, явлениями, в соответствии с законами логики. Поэтому процесс формирования системного мышления проходит через выполнение определенных последовательных этапов. Это связано как с уровнем общей подготовки детей, сложностью учебного материала, так и с особенностями мышления детей соответствующей возрастной группы.
Эффективность формирования умений решать логические задачи учащихся обеспечивается применением различных методов обучения, использованием различных форм организации знаний, рациональным соотношением фронтальной, индивидуальной и групповой форм работы.
Прикладная ценность разработанной методики и учебно-методического содержания занятий, разработанного на основе системы логических задач и с использованием средств ИКТ (в виде учебной программы) заключается в том, что данный продукт можно использовать как на уроках информатики, так и для самостоятельного изучения предмета дома. Учебная программа имеет доступный графический интерфейс. При изучении темы ребенок может самостоятельно разработать новый материал и проверить свои знания с помощью интересных логических упражнений.
В ходе сравнительного анализа результатов, констатирующего и контрольного этапов эксперимента, мы выявили позитивную динамику в развитии умений решать логические задачи посредством применения разработанного программного обеспечения в рамках обучения информатики в 4 классе.
В результате проведенной работы была достигнута основная цель исследования: выявлены основные особенности развития системного мышления на уроках информатики с использованием ИКТ в начальных классах, в рамках достижения которой создано учебное программное обеспечение преподавания информатики в 4-м классе по действующей программе, которое будет полезным во время преподавания информатики, проверки знаний, самостоятельного изучения нового материала. Отметим, что современное представление о работе за компьютером как о творческой деятельности требует наряду с развитым логическим и системным мышлением способности мыслить изобретательно и продуктивно, что ориентирует преподавание информатики в школе на развитие умения рассуждать логически строго и одновременно на развитие фантазии и творческого воображения.
1. Алексеев М.Ю., Золотова С.И. Применение новых технологий в образовании. Троицк, 2005. 62 с.
2. Алексеева А.В., Бокуть Е.Л. Преподавание в начальных классах: психолого-педагогическая практика. Учебно-методическое пособие. М., 2003.
3. Аристова Л.П. Активность учения школьника. М.: Флинта Наука, 1986. 150 с.
4. Баракина Т.В. Возможности изучения элементов логики на уроках математики и информатики в начальной школе / Т. В. Баракина // Начальная школа плюс До и После. 2009. № 4. с. 33-37.
5. Баракина Т.В. Изучение элементов логики и теории множеств в начальном курсе информатики / Баракина Т.В., Поморцева С.В. // Информатика и образование. 2010. №1. с. 95-115; №2. с. 93-102; №3. с. 82-96; №4. с. 77-86.
6. Баранов С.П. Развитие логики мышления младших школьников / Баранов С.П., Чиркова Н.И. // Начальная школа. 2006. №12. с. 22-25.
7. Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности. Краснодар, 2000. 352 с.
8. Белошистая А.В. Развитие логического и алгоритмического мышления младшего школьника / А. В. Белошистая, В. В. Левитес // Начальная школа плюс До и После. 2006. №9. с. 15-22.
9. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Просвещение, 1995. 38 с.
10. Богомолова О.Б. Логические задачи / О. Б. Богомолова. 4-е изд., испр. и доп. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 277 с.
11. Богомолова О.Б. Логические задачи / О. Б. Богомолова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. 271 с.
12. Бондаревская Е.В., Власова Т.Ф., Коновальчук В.Н. Экспериментальная педагогика. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1993. 63 с.
13. Бордовская Н.В. , Даринская Л.А., Костромина С.Н. Современные образовательные технологии. М.: Кнорус, 2011. 269 с.
14. Брунер Дж. Игра, мышление, речь // Перспективы: Вопросы образования. 1987. №1.
15. Вербицкий А.А. Активное обучение: контекстный подход / А.А. Вербицкий. М.: Высш. шк., 1991. 207 с.
...