Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности

Работа №98588

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2017
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
216
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
1.1. Характеристика понятия «эмоциональная отзывчивость»... 9
1.2. Особенности развития эмоциональной отзывчивости у
детей старшего дошкольного возраста 17
1.3. Методические основы развития эмоциональной
отзывчивости у старших дошкольников в музыкально-игровой деятельности 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 42
2.1. Диагностика развития эмоциональной отзывчивости
старших дошкольников на констатирующем этапе опытно- поисковой работы 42
2.2. Содержание педагогической работы по развитию
эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в музыкально-игровой деятельности 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 5


Проблема развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников являются весьма актуальной на современном этапе развития системы дошкольного образования. Эмоциональная отзывчивость как качество личности важна при усвоении ребенком социального и нравственного опыта общества, при познании внутреннего мира другого человека. Только в режиме активного сопереживания, эмоционального отклика человек может оценить, понять вчувствоваться, присоединиться к предлагаемым ценностям, жизненным смыслам, сделать их органичной частью своего личного опыта, своего мировоззрения.
В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», одним из ведущих приоритетов определено создание условий для эмоционально-нравственного воспитания детей, через присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания. В качестве одного из значимых направлений в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определяется социально-коммуникативное развитие, которое развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания [57].
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития эмоциональной отзывчивости детей, поскольку именно в этом возрасте наблюдается чувственное познание мира. По мнению психологов в дошкольном возрасте формируются предпосылки будущей личности с её духовно-нравственными устоями, эстетическим отношением и привязанностями. Именно в этом возрасте необходимо учить душу трудиться: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям, эмоционально откликаться на них.
В литературе по дошкольному воспитанию эмоциональная отзывчивость рассматривается с позиции нравственного воспитания и определяется как эмоциональная реакция на состояние другого человека, как основная форма проявления действенного эмоционального отношения к людям (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева). В психологии эмоциональная отзывчивость рассматривается как взаимосвязь между строением сознания и строением деятельности и связывается с эмпатией (А.Н. Леонтьев, Т.П. Гаврилова).
Развитие эмоциональной отзывчивости необходимо и для формирования у дошкольников основ эмоционально-осознанного
восприятия произведений искусства. Подтверждение этому мы находим в ФГОС ДО где указывается, что развитие эмоциональной отзывчивости предполагает не только отклик ребенка на эмоции близких людей и друзей, но также эмоциональную реакцию на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
В связи с этим роль музыкального воспитания детей дошкольного возраста для развития эмоциональной отзывчивости трудно переоценить. Педагоги, поощряя любознательность, эмоциональный отклик на музыку, вовлекая их в различные виды музыкальной деятельности, способствуют расширению багажа музыкальных впечатлений. В свою очередь, накопление опыта и знаний в музыкально-игровой деятельности - это необходимая предпосылка для эффективного развития эмоциональной отзывчивости детей, обогащения их эмоциональной сферы.
В педагогике и психологии художественного воспитания развитие эмоциональной отзывчивости рассматривается: как эмоциональный отклик на произведения искусства (П.М. Якобсон, Н.И. Киященко и Н.Л. Лейзеров), как познание художественного образа через чувственные образы (Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, Г.Г. Григорьева, Л.П. Стрелкова и др.), как центр музыкальности, главный ее признак (Б.М. Теплов, К.В. Тарасова), как важное условие развития музыкальной культуры ребенка (Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, Г.А. Праслова, И.В. Груздова), как процесс, обусловливающий мыслительную деятельность (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский).
Музыкально-игровая деятельность является средством развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста. Теоретические основы музыкальной игры дошкольников были разработаны А.В. Кенеман [14]. Определяя сущность музыкальной игры, она указывала на необходимость установления связи содержания игровой деятельности ребенка с самой музыкой, выступающей источником творческой активности детей. Музыкальная игра воспитывает эстетическое восприятие и художественные вкусы, она призвана раскрыть ребенку прекрасное в искусстве и средствами искусства формировать музыкальность и творческие способности. Образы, создаваемые ребенком в процессе игры, возникают на основе эмоционально-осознанного восприятия музыкального произведения и тесно переплетены с художественным содержанием музыки. Однако, несмотря на выявленные возможности музыкально-игровой деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости ее потенциал используется недостаточно.
Таким образом, возникает противоречие: между требованиями федерального государственного образовательного стандарта о необходимости развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников и недостаточной разработанностью содержания педагогической деятельности по развитию эмоциональной отзывчивости детей в музыкально-игровой деятельности.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования: каково содержание музыкально-игровой деятельности для успешного развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проблемы и выше обозначенное противоречие определили тему выпускной квалификационной работы: «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности».
Цель исследования: на основе анализа психолого-педагогической литературы теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по развитию эмоциональной отзывчивости в музыкально-игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников.
Предмет исследования: комплекс занятий по развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.
Задачи:
1. Изучить состояние разработанности проблемы развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической теории и практике, раскрыть сущность понятий «эмоциональная отзывчивость», «музыкально-игровая деятельность», опираясь на анализ научной литературы.
2. Определить компоненты, критерии и охарактеризовать уровни развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников.
3. Выявить особенности и определить возможности музыкально-игровой деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать диагностический инструментарий, провести диагностику уровней развитости эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать комплекс занятий, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-игровой деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования являются работы по теории эмоциональных явлений Г. Бреслава, В.К. Вилюноса; концептуальные положения о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов,
А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.); теоретические положения Б.М. Теплова о значимости эмоциональной отзывчивости для понимания эмоционального содержания художественного произведения; теории о роли искусства в развитии ребенка (Б.В. Асафьев, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов и др.), о закономерностях развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, П.М. Якобсон и др.), о роли музыкальной деятельности в развитии эмоциональной сферы детей (Н.А. Ветлугина, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова и др.).
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в практике работы педагогов по развитию эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-игровой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы научного исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме эмоциональной отзывчивости дошкольников;
- педагогическое наблюдение;
- творческие задания;
- опытно-поисковая работа;
- беседа.
База опытно-поисковой работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 462», г. Екатеринбург. Испытуемые: воспитанники МБДОУ «Детский сад № 462» в возрасте от 6 до 7 лет в количестве 25 человек.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (65 источников), пяти приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема развития эмоциональной отзывчивости ребенка принадлежит к числу наиболее важных в детской психологии и педагогике. Очевидно, что каждый человек самобытен и оригинален, но не у каждого сформирована способность предъявить себя миру, раскрыть свою уникальность и неповторимость, что зачастую становится непреодолимым препятствием в процессе самореализации, которая осуществляется, в первую очередь, в общении с окружающими, поэтому проблема развития эмоциональной отзывчивости на этапе дошкольного детства является общественно значимой.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволяет констатировать разнообразие подходов в трактовке авторами понятия «эмоциональная отзывчивость». В нашем исследовании мы останавливаемся на понятии, предложенном В.С. Вербовской, и определяем эмоциональную отзывчивость как интегрированное личностное качество ребенка, выражающееся в способности воспринимать и определять эмоционально-образное содержание произведения, проявлять адекватную эмоциональную реакцию, формируя личностный эмоциональный опыт [63].
Для диагностики уровней развитости эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста были определены критерии, показатели, разработана характеристика уровней развитости эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в музыкально-игровой деятельности. Критериями развитости эмоциональной отзывчивости являются:
- умение вчувствоваться в музыкальный образ (определять его настроение);
- умение сонастраиваться эмоциям, выраженным в музыке;
- умение выражать свои чувства и эмоциональные переживания (действием, мимикой, жестами) в соответствии с музыкальным образом.
В результате диагностики было выявлено, что 18 детей (72 %) имеют средний уровень эмоциональной отзывчивости, высокий - 4 человека (16 %), низкий уровень развитости эмоциональной отзывчивости у 3 детей (12 %).
На основе анализа диагностических данных и полученных результатов мы пришли к выводу о необходимости разработки комплекса занятий на основе музыкально-игровой деятельности, которую мы определяем как творческий процесс, основанный на осмысленном восприятии содержания музыки, результатом чего выступает эмоционально выразительный игровой образ, создаваемый детьми в соответствии с характером музыкального произведения.
В комплекс занятий по развитию эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников вошли такие темы, как «Я - художник», «Я - танцор», «Я - композитор», «Музыкальное чудо-дерево» и др. Для развития эмоциональной отзывчивости мы использовали такие игры, как: игры- уподобления, игры-импровизации, игры-образы, игры-настроения, игры- сказки, игры-инсценировки и др.
При апробации разработанного нами комплекса занятий мы наблюдали у детей положительную динамику в части развития эмоциональной отзывчивости на музыку. Так, дети более внимательно стали вслушиваться в музыку; непроизвольно уподобляться мимически и двигательно настроению музыкального произведения; стали самостоятельно вербально определять настроение музыки. Отметились положительные изменения в переключении детей с одного эмоционального оттенка на другой в соответствии с настроением произведения. Дети стали активнее выражать свои чувства, возникшие в процессе слушания произведения, с помощью широкого спектра экспрессивно-мимических средств и пластических движений.
Таким образом, мы можем констатировать положительную динамику по всем выделенным критериям развитости эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста, что доказывает эффективность разработанного нами комплекса занятий.



1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре [Текст] / В.В. Абраменкова. - М.; Воронеж, 2000. - 247 с.
2. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.П. Анисимов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 128 с.
3. Васильева М.А.Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез, 2009. - 208 с.
4. Ашиков, В.И. Семицветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста [Текст] / В.И. Ашиков, С.Г. Ашиков. - М. : Педагогическое общество России, 1998. - 172 с.
5. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмопластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / А. И. Буренина. - СПб, 1997.
6. Ветлугина, Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду [Текст] / под ред. Н.А Ветлугиной. -2-е изд. -М.: Просвещение, 1982. - 117 с.: ил.
7. Ветлугина Н.А. Модель эстетического отношения ребенка к музыке и музыкальной деятельности [Текст] / Н.А. Ветлугина // Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей. - М., 1982. - С. 15-19.
8. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1981. - 240 с.
9. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка [Текст] / Н.А. Ветлугина. - М. : Просвещение, 1968. - 415 с.
10. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - С.-Пб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
11. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] /А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - М.: Академия, 2005.- 177 с.
12. Голинская, Т.М. Эстетическое развитие младших школьников средствами синтеза искусства [Текст] / Т.М. Голинская, дис. ... канд. пед. наук. - М. : 2005. - 185 с.
13. Гримоть, А.А Подружись с музыкой: пособие [Текст] / А.А Гримоть, Л. Е. Ходонович. - Минск: БГПУ им. М. Танка, 2000. -175 с.
14. Груздова, И.В. Музыкальная игра в художественно-эстетическом воспитании детей: учебно-методическое пособие [Текст] / И.В. Груздова. - Тольятти: Редакционно-издательский центр ТГУ, 2008. - 43 с.
15. Груздова И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / И.В. Груздова. - М., 1998. - 28 с.
16. Детство : Программа развития и воспитания детей в детском саду. - изд. 3-е, [Текст] / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. : под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. - СПб. : Детство - Пресс, 2000. - 224 с.
17. Довгая, Н.А. Эмоциональное развитие дошкольников в связи с особенностями семейной ситуации: Автореф. дис. ... канд. псих. наук [Текст] / Н.А. Довгая. - СПб., 2012.
18. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер. 2014. - 464 с.
19. Запорожец, А.В. Актуальные проблемы эстетического воспитания детей [Текст] / А.В. Запорожец [Текст] //Дошкольное воспитание. -1987. -№ 11. -C. 44-47.
20. Запорожец, А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников [Текст] // Эмоциональное развитие дошкольников. М., 1985.- 167 с.
21. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. Психологическое развитие ребёнка [Текст] / А.В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1986. Т. 1. - 320 с.
22. Зацепина, М. Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности : обзор программ дошкольного образования [Текст] / М. Б. Зацепина. - М. : ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.
23. Зимина, А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие [Текст] / А.Н. Зимина. - М. : ТЦ Сфера, 2010. - 320 с.
24. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста [Текст] / А.Н. Зимина. - М. : ВЛАДОС, 2000. -304 с.
25. Изард, К. Психология эмоций. Пер. с англ. [Текст] / К. Изард. - СПб. : Изд-во Питер, 1999. - 464 с.
26. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин.- СПб. : Питер, 2001. -752 с.
27. Ильина, С.В. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками : Автореф. дис. ... канд. псих. наук / С.В. Ильина ; Курский гос.пед.ун-т. - Курск, 2009. - 32 с.
28. Исаева, С.А. От восприятия музыки к музыкальному восприятию: Историко-культурный контекст. Дисс.. .культурологии / С.В. Ильина ; Саранский гос.ун-т. - Саранск, 2005. - 165 с.
29. Истоки : базисная программа развития ребенка-дошкольника. - 2¬е изд., испр. и доп. [Текст] / Науч. ред. Л. А. Парамонова, и др. - М. : Карапуз, 2001. - 304 с.
30. Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца [Текст] / Д.Б. Кабалевский. - М. : Просвещение, 1991. - 192 с.
31. Каптерев, П.Ф. О детских играх и развлечениях [Текст] / П.Ф. Каптерев. - СПб., 1998. - 112 с.
32. Кенеман, А.В. Музыкальная игра как одно из средств музыкального воспитания в советском детском саду: Ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / А.В. Кенеман. - М. : 1955. - 21 с.
33. Куревина, О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М.: Линка-Пресс, 2003. 176 с.
34. Курносова, С.А. К вопросу о воспитании у младших школьников эмоциональной отзывчивости [Текст] // Начальная школа: плюс-минус. - 2008. - № 4. - С. 87 - 104.
35. Куцакова, Л. В. Воспитание ребенка дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого в мире прекрасного: программно- методическоое пособие [Текст] / Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
36. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.
37. Михайленко, Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М.: Академический Проект, 2002 - 160 с.
38. Мартынова, Л.Н. Формирование эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у 5-7 летних воспитанников детских домов: на материале праздников автореф. дис. д-ра филос. наук [Текст] / Л.Н. Мартынова. - Елец, 2008. - 17 с.
39. Мелик-Пашаев, А.А. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития/ А.А. Адаскина, А.А. Мелик-Пашаев, Г.Н. Кудина. - Дубна: Феникс+, 2009. -272 с.
40. Назайкинский, Е. Музыкальное восприятие как проблема
музыкознания. Восприятие музыки [Текст] / Е. Назайкинский. -М. :
Просвещение, 1980. - 91 с.
41. Новикова, Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст] / Г.П. Новикова. -М.: АРКТИ, 2000. -203 с.
42. Неверович, Я.3. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста [Текст] // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., 1986.
43. Ольшанникова, А.Е. Опыт исследования некоторых
индивидуальных характеристик эмоциональности [Текст] /
А.Е. Ольшанникова, Л.А. Рабинович // Вопросы психологии. - 1974. - № 3.-С. 34-42.
44. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: «Мозаика - Синтез», 2014. — 368 с.
45. Программа воспитания и обучения в детском саду. - 5-изд. [Текст] / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: «Мозаика - Синтез», 2005. - 208 с.
46. Ражников, В.Г. Резервы музыкальной педагогики [Текст] / В.Г. Ражников. - М. : Знание, 1980. - 96 с.
47. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст] / О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.П. Палавандишвили; под ред. О.П. Радыновой. -М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1994. -223 с.
48. Радынова, О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации [Текст] / О. П. Радынова. - М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000. - 80 с.
49. Российская педагогическая энциклопедия : в 2-х т. [Текст] / гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая российская энциклопедия, 1993. - 1 т. - 806с.
50. Савенкова, Л.Г. Полихудожественное образование как фактор развития детей и юношества [Текст] / Л.Г. Савенкова // Педагогика. - 2006. - № 5. - С. 17-23.
51. Соломенникова, О.А. Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений : методическое пособие [Текст] / О.А. Соломенникова. - 2-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2007. - 192 с.
52. Тарасенко, Т.В. Реализация проекта «Развитие эмоционального мира детей дошкольного возраста средствами искусства» [Текст] / Т.В. Тарасенко, С.А. Воробьева // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 3. - С. 72-75.
53. Теплов, Б.М. Избранные труды : В 2-х т. - Ч.1.Психология музыкальных способностей [Текст] / Б.М. Теплов - М.: Педагогика, 1985. - 335 с.
54. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий [Текст] / Б.М. Теплов. - М. : Просвещение, 1961. - 207 с.
55. Теплов, Б.М. Психологические вопросы художественного
воспитания [Текст] / Б.М. Теплов // Известия АПН РСФСР. - 1947. - С. 7-26.
56. Тютюнникова, Т.Э. Элементарное музицирование с
дошкольниками. Программа. [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2000. - №5.
57. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2014. № 2. С. 4 - 18.
58. Фролов, И.Т. Философский словарь [Текст] / Под ред. И.Т. Фролова. - М., 1991. - 568 с.
59. Ходонович, Л.С. Развитие музыкального творчества школьников: пособие для педагогов [Текст] / Л.С. Ходонович - Минск : ИВЦ Минфина, 2007 - 144 с.
60. Ходонович, Л.С. Ребенок. Игра. Творчество: в 2 ч. [Текст] / Л. С. Ходонович. - Минск : Акад. последиплом. образования, 2004. -310 с.
61. Широкова, Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста [Текст] / Г.А. Широкова - М.: Феникс, 2005. - 304 с.
62. Ясинских, Л.В. Развитие эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в процессе комплексных занятий по музыке: учебно¬методическое пособие [Текст] / Л.В. Ясинских. - Урал.гос. пед. ун-т, Екатеринбург. - 2007.- 96 с.
Электронные ресурсы:
63. Вербовская В.С. Эмоциональная отзывчивость: содержание и структура понятия [Электронный ресурс] // Вестник Нижневартовского государственного университета, 2013. (дата обращения: 18.09.2017).
64. Примерная основная образовательная программа
образовательного учреждения (начальная школа) [Электронный ресурс] URL: http://www.wiki.vladimir.i-edu.rU/images/b/b4/Programma.1-83.pdf. (дата обращения: 25.09.2017).
65. Ясинских Л.В. Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников в процессе восприятия произведений искусства [Электронный ресурс] : Elibrari.ru. (дата обращения: 20.09.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ