ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 7
1.1. Актуальные проблемы образования детей с особыми возможностями
здоровья 7
1.2. Особенности познавательно-исследовательской деятельности детей
с особыми возможностями здоровья 13
1.3. Анализ нормативно-правовых документов и образовательных
программ в контексте формирования познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с особыми возможностями здоровья 20
1.4. Содержание и формы психолого-педагогической работы по
формированию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с особыми возможностями здоровья 26
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 34
2.1. Изучение познавательно-исследовательской деятельности
дошкольников с особыми возможностями здоровья на подготовительном этапе эмпирического исследования 34
2.2. Комплекс занятий по формированию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с особыми возможностями здоровья 51
2.3. Итоги работы по теме исследования 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в Законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г. отмечено, что сегодня уделяется целенаправленное внимание формированию личности, «обладающей познавательной активностью, исследовательскими умениями, что обеспечивает успешную ее адаптацию и социализацию в современном социокультурном пространстве» [37]. Этот социальный заказ сформулирован и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), где записано, что «одна из ведущих задач - развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» [36].
Формирование познавательно-исследовательской деятельности имеет большое значение для интеллектуального и речевого развития ребенка дошкольного возраста: формирование исследовательских умений «положительно влияет на развитие познавательной активности ребенка, на овладение чтением, письмом, счетом, т.е. подготовку к обучению в школе» [26, с. 4].
Вопросы становления познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста является предметом изучения в работах отечественных психологов и педагогов (Н.И. Буковцева, О.В. Дыбина, Т.А. Короткова, Н.Н. Поддьяков, Л.Н. Прохорова, А.И. Савенков и др.). В исследованиях этих авторов подчеркнуто, что работа по формированию познавательно-исследовательской деятельности занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по познавательному, интеллектуальному и развитию речи детей дошкольного возраста.
Вместе с тем в исследованиях Н.И. Буковцевой [4], О.В. Дыбиной [10], Т.А. Коротковой [18] и др. фиксируется недостаточный уровень сформированности умений познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста на фоне повышения требований к когнитивному развитию, прежде всего из-за недостаточного внимания и формального отношения к указанной проблеме в практике дошкольного образования.
В дошкольном возрасте проблема формирования познавательно- исследовательской деятельности усугубляется тем, что в настоящее время растет число детей с особыми возможностями здоровья (далее ОВЗ), у которых в большинстве случаев имеются нарушения как эмоциональной сферы, так и познавательной деятельности. При этом известно, что ранняя педагогическая помощь может способствовать положительной динамике в развитии дошкольников в ОВЗ. Наиболее многочисленную и перспективную группу детей с ОВЗ с точки зрения благополучного формирования познавательно-исследовательской деятельности в дошкольном возрасте составляют дети с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР), поэтому в рамках данной квалификационной работы выполнено исследование формирования познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с ТНР.
Особенности обучения и воспитания детей ТНР рассмотрены в работах Т.Д. Барменковой, Г.А. Волковой, Е.А. Екажановой, Л.Н. Ефименковой, А.И. Пайгусова, Т.Б. Филичевой и др. Эти авторы отмечают, что у дошкольников с ТНР имеются вполне нормальное развитие мышления, памяти, внимания, а вот нарушения всех сторон речи у этих детей требуют специально организованной коррекционно-развивающей работы со стороны педагогов дошкольной организации.
Несмотря на достаточно большое количество работ, посвященных познавательному и речевому развитию детей дошкольного возраста, проблема психолого-педагогической работы по формированию познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ в целом и детей с ТНР в частности, еще недостаточно разработана.
Объект исследования - познавательно-исследовательская деятельность детей с ОВЗ.
Предмет исследования - комплекс занятий по формированию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с особыми возможностями здоровья (на примере детей с ТНР).
Цель исследования - теоретически обосновать и проверить в опытно-поисковой работе эффективность комплекса занятий по формированию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с особыми возможностями здоровья (на примере детей с ТНР).
Задачи исследования.
^Проанализировать литературу и сформировать понятие о познавательно-исследовательской деятельности.
2. Выделить и охарактеризовать особенности познавательно¬
исследовательской деятельности детей с ОВЗ (на примере детей с ТНР).
3. Провести диагностическое изучение уровня сформированности познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников с ТНР.
4. Разработать и апробировать комплекс занятий по формированию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с ТНР.
Для решения поставленных задач использовались две группы методов исследования: теоретические методы - анализ нормативных документов, психолого-педагогической и методической литературы, сравнение, обобщение; эмпирические методы - опросы и тестирование детей, методы математической и графической обработки результатов.
База опытно-поисковой работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - « Детский сад «Малышок» городской округ Рефтинский. В исследовании приняли участие 10 детей старшей группы с ТНР (общее недоразвитие речи III уровня).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Актуальность формирования познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с ОВЗ (с ТНР) обусловлена социальным заказом общества на развитие личности, способной к активному познанию окружающего мира и обладающей исследовательскими умениями для преобразования этого мира. Дети с ОВЗ - это дети, у которых имеются какие- либо нарушения в развитии, которые возможно преодолеть при правильной организации обучения и воспитания этой категории детей.
Специфика включения детей с ОВЗ в образовательный процесс состоит в том, что социализация этих детей успешнее всего проводится в рамках инклюзивного и интегрированного образования. Сегодня инклюзивное (включенное) образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в психическом и социальном развитии.
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста - это деятельность по ознакомлению с окружающим миром, установлению причинно-следственных связей с помощью исследовательских умений, которыми овладевают дошкольники: умения выделять проблему, сформулировать гипотезы, наблюдать, проводить простейшие опыты и эксперименты, давать определения понятиям, делать выводы. Особое значение в познавательно-исследовательской деятельности имеют интеллектуальное и речевое развитие ребенка. Для детей с ОВЗ (с ТНР) эта деятельность представляет особые трудности, которые связаны с нарушениями речи - недоразвитием фонетического, лексического, грамматического, синтаксического строя речи. Поэтому главными проблемами детей с ТНР при овладении познавательно-исследовательской деятельностью являются умения формулировать проблему, словесно высказывать гипотезы, обосновывать свою точку зрения, давать определение понятиям и терминам, делать выводы.
Анализ нормативно-правовых документов (ФГОС ДО) и образовательных программ дошкольного образования «»От рождения до школы» и «Детство») показал, что задача формирования познавательно - исследовательской деятельности дошкольников с ОВЗ (с ТНР) является одной из приоритетных. В основных образовательных программах дошкольного образования сформулированы задачи этой работы в разных возрастных группах дошкольников, дано описание содержания, некоторых методов и форм педагогической работы с детьми.
Анализ методической литературы показал, что содержанием психолого-педагогической работы по формированию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с ОВЗ (с ТНР) являются сенсорное развитие, проведение простейших опытов и экспериментов, детские проекты. Материалами для исследования детей служат мозаики, предметы-головоломки, наглядные пособия (макеты, схемы), наборы букв и цифр и т.д. Используются типы исследований, которые доступны и интересны детям старшего дошкольного возраста: опыты, коллекционирование, путешествие по карте и по «реке времени».
Для преодоления речевых нарушений детей с ТНР учат давать определения понятиям различными способами: описательным, отличительным, логическим, характеризующим, разъяснительным, сравнительным. В работе с детьми с ТНР обязательно проводится специальная работа по обогащению их словаря специальными понятиями и терминами, антонимами. Обязательно также использование наглядности - рисунков, фотографий (изображений наблюдаемых физических процессов), в которых дети фиксируют изменения, которые они наблюдают в реальной жизни.
Методы формирования познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с ОВЗ (с ТНР) самые разнообразные: словесно-объяснительные, проблемные (для создания проблемных ситуаций), ответно-вопросные, диалоговые, метод схематичного моделирования опыта (эксперимента), метод «первой пробы» и т.д..
Наиболее эффективные формы работы с детьми - групповая, подгрупповая, парная.
В нашем исследовании диагностическое изучение уровня сформированности познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников с ТНР проводилась по 5-ти критериям:
1) отношение к познавательно-исследовательской деятельности;
2) выделение проблемы (находит противоречие, формулирует проблему);
3) формулирование вопросов;
4) способность описывать явления, процессы;
5) формулировка выводов и умозаключений.
Использовались 5 методик:
1. Методика «Маленький исследователь» Л. Н. Прохоровой.
2. Диагностическое задание «Сколько значений у предмета» Дж. Гилфорда.
3. Методика «Детские вопросы» К. М. Рамоновой.
4. Методика «Древо желаний» В. С. Юркевич.
5. Методика «Сахар» В. С. Юркевич.
Диагностическое исследование уровня сформированности познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников с ТНР на подготовительном этапе работы показало, что 60% детей имеют низкий уровень сформированности познавательно-исследовательской деятельности и 40% - средний уровень. Высокого уровня нет у кого из детей.
В практической части нашей работы представлен комплекс занятий по формированию познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников с ТНР. 5 тематических блоков включают 17 занятий, которые проводятся в основном в форме наблюдений и экспериментирования.
Блок 1. В чем проблема? Определи и сформулируй (3 занятия).
Блок 2. Учимся задавать вопросы (2 занятия).
Блок 3. Наши наблюдения - опиши, расскажи, объясни (3 занятия).
Блок 4. Сделай вывод! (2 занятия).
Блок 5. Маленькие исследователи (эксперименты с водой) (7 занятий).
Методы педагогической работы с детьми - игровые задания, упражнения, игры, эксперименты. Это задания «Посмотри на мир чужими глазами!», «Назовите как можно больше признаков предмета», «Давайте подумаем вместе и определим проблему», «Тема одна - сюжетов много», «Составь рассказ от имени другого персонажа», «Найди загаданное слово», «Опиши и нарисуй предмет», «Найди различия», «На что это похоже», «Как люди смотрят на мир»; упражнение «Исправление ошибок»; игра «Угадай, о чем спросили»; эксперименты с водой (3 занятия) и с песком и глиной (4 занятия).
Диагностика уровня сформированности познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников с ТНР на итоговом этапе работы выявила положительную динамику: не осталось детей с низким уровнем, появилось 30% детей с высоким уровнем; на 30% увеличилось количество детей со средним уровнем.
По полученным результатам можно говорить о том, что педагогическая работа, проведенная со старшими дошкольниками с ТНР с помощью комплекса занятий, дала положительные результаты - у детей повысился уровень сформированности познавательно-исследовательской деятельности.
1. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников [Текст] / Э.А. Баранова. - СПб.: Речь, 2005. - 132 с.
2. Барменкова, Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] : автореф.дисс. канд. псих. наук / Т.Д. Барменкова. - М., 1996. - 46 с.
3. Баскаков, А.Я. Методология научного исследования [Текст] / А.Я. Баскаков, Н.В. Туленков. - К.: МАУП, 204. - 216 с.
4. Буковцева, Н.И. Актуальные проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного (инклюзивного) образования [Текст] / Н.И. Буковцева // Материалы конференции «Социальная реабилитация и поддержка инвалидов в Германии». - Кёльн, 26-30 января 2010. - С. 24-29.
5. Бурнер, Дж. Исследование развития познавательной деятельности [Текст] / Дж. Бурнер, Р. Олвер, П.М. Гринфилд. - М.: Педагогика, 1971. - 288 с.
6. Веракса, Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет [Текст] / Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 80 с.
7. Волкова, Г.А. Методика обследования нарушения речи у детей [Текст] / Г.А. Волкова. - СПб.: Речь, 2009. - 45 с.
8. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, 2014. - 265 с.
9. Гаркуша, Ю.Ф. Особенности общения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи [Текст] / Ю.Ф. Гаркуша, В.В. Коржевина // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. - С. 84-99.
10. Гуриненко, Н. Планирование познавательно-исследовательской деятельности со старшими дошкольниками. Картотека опытов и экспериментов [Текст] / Н. Гуриненко. - М.: Детство-Пресс, 2017. - 64 с.
11. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: Детство-Пресс, Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. - 321 с.
12. Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст] / Сост. Н. Семаго, М. Семаго. - М.: Аркти, 2014. - 66 с.
13. Дыбина, О.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / О.В. Дыбина. - М.: Сфера, 2013. - 145 с.
14. Екжанова, Е.А. Основы интегрированного обучения [Текст] / Е.А. Екжанова, Е.В. Резникова. - М.: Дрофа, 2012. - 286 с.
15. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи) [Текст] / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 2011. - 230 с.
16. Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений [Текст] / А.И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 127 с.
17. Игры с разрезными картами. Учебно-дидактический комплект по
формированию познавательно-исследовательской деятельности.
Ознакомление с миром природы. Средняя группа [Текст]. - М.: Учитель,2015.- 96 с.
18. Инклюзивное образование [Текст] / Сост. А.Е. Ершова. - М.: Школьная книга, 2010. - 272 с.
19. Интегративная познавательная деятельность младших дошкольников. Методическое пособие [Текст] / Под ред. В. Деркунской. - М.: Центр педагогического образования, 2013. - 96 с.
20. Исакова, Н. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность [Текст] /
Н. Исакова. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 64 с.
21. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст] / Г.М. Коджаспирова, Ю.А. Коджаспиров. - М.: Владос, 2011. - 234 с.
22. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2015. - 416 с.
23. Командин, Е.Н. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в дошкольном учреждении [Электронный ресурс] // URL:www.b17.ru/article/13220,2017.
24. Короткова, Т.А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду [Текст] / Т.А. Короткова // Дошкольное воспитание. - 2013. - №3. - С. 12-15.
25. Костюченко, М. Исследовательская деятельность на прогулках. Экологические занятия с детьми 5-7 лет [Текст] / М. Костюченко. - М.: Учитель, 2014. - 87 с.
26. Куликовская, И.Э. Детское эскпериментирование, старший дошкольный возраст [Текст] / И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. - М.: Пед. общество России, 2003. - 80 с.
27. Литвинова, О. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности [Текст] / О. Литвинова. - М.: Детство-Пресс, 2016. - 256 с.
28. Лосева, Е. Развитие познавательно-исследовательской
деятельности у дошкольников. Из опыта работы [Текст] / Е. Лосева. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 128 с.
29. Лыкова, И.А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников [Текст] / И.А. Лыкова. - М.: Сфера; Карапуз, 2009. - 160 с.
30. Малофеев, Н. Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / Н.Н. Малофеев. URL: http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_iovrzpip.
31. Мещерякова, С. Развитие предметной деятельности и познавательных способностей. Игры и занятия с детьми раннего возраста [Текст] / С. Мещерякова, Е. Смирнова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 210 с.
32. Михайлова, З.А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников [Текст] / З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева, Л.М. Кларина, З.А. Серова. - СПб.: Детство-Пресс, 2012. - 194 с.
33. Новикова, В. Воспитание ребенка-дошкольника. Развитого,
образованного, смекалистого, инициативного, неповторимого,
коммуникативного, активного. В мире познания [Текст] / В. Новикова, Л. Тихонова. - М.: Владос, 2008. - 240 с.
34. Носачев, Г. Психология и психопатология познавательной деятельности (основные симптомы и синдромы) [Текст] / Г. Носачев, И. Носачев. - М.: Инфра-М, 2016. - 240 с.
35. Опыты и эксперименты с веществами и материалами. Познавательно-исследовательская деятельность детей. Осень. Младшая группа. 3-4 года (комплект из 16 карт) [Текст] / Сост. И. Батова. - М.: Учитель, 2016. - 16 с.
36. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации [Текст] / Под ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2008. - 64 с.
37. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 334 с.
38. Павлова, Л. Познание окружающего мира детьми третьего года жизни [Текст] / Л. Павлова. - М.: Сфера, 2015. - 144 с.
39. Пайгусов, А.И. Теоретические основы интегрированного обучения:
монография [Текст] / А.И. Пайгусов. - Чебоксары: Изд-во ЧГПУ им.
И.Я. Яковлева, 2005. - 215 с.
40. Педагогика [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистова. - М.: Владос- Пресс, 2014. - 523 с.
41. Подьяков, Н.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] / Н.Н. Подъяков. - М.: ПЕРСЭ- Пресс, 2006. - 324 с.
42. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни [Текст] / Сост. Л. Королева. - М.: Детство-Пресс, 2016. - 64 с.
43. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры [Текст] / Сост. Н. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 240 с.
44. Похващева, Т.А. Познавательно-исследовательская деятельность детей [Текст] / Т.А. Похващева, Т.Н. Ларина, М.В. Муркова. - М.: Учитель,2016.- 41 с.
45. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст] / Под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Институт общегуманитарных исследований В. Секачева, 2009. - 287 с.
46. Программа обучения и развития детей 6 лет «Предшкольная пора» [Текст] / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 50 с.
47. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников [Текст] / Сост. З. Михайлова, Л. Кларина, З. Серова. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 160 с.
48. Рамонова, К.М. Особенности и пути развития любознательности у детей дошкольного возраста [Текст] / К.М. Рамонова. - СПб.: Речь, 2007. - 187 с.
49. Ромашкова, Е.И. Картотека форм познавательной деятельности учащихся [Текст] / Е.И. Ромашкова. - М.: Сфера, 2005. - 192 с.
50. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе [Текст] / А.И. Савенков. - М.: Академия, 2000. - 232 с.
51. Савенков, А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников [Текст] / А.И. Савенков. - СПб., Питер, 2004. - 272 с.
52. Султанова, М. Простые опыты с водой [Текст] / М. Султанова. - М.: Хатбер-Пресс, 2014. - 16 с.
53. Тугушева, Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста [Текст] / Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 94 с.
54. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2012. - 336 с.
55. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника [Текст] / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 240 с.
56. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
57. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.
58. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации [Текст] / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. - М.: Гном-Д, 2010. - 254 с.
59. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта [Текст] / Л.М. Шипицына. - СПб.: Речь, 2005. - 477 с.
60. Эксперименты с водой в старшей группе детского сада [Электронный ресурс] // URL: http://vospitateljam.ru/konspekt-zanyatiya-opyty- s-vodoj-v-starshej-gruppe.