Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование элементарных математических представлений дошкольников в системе работы подготовительной к школе группе детского сада

Работа №35518

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы135
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
732
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования элементарных математических представлений в системе работы подготовительной к школе группе детского сада 11
1.1. Характеристика возрастных особенностей детей дошкольного
возраста 11
1.2. Структура и система работы по формирования элементарных
математических представлений 21
1.3. Взаимосвязь и сотрудничество педагогов с дошкольниками и родителями
в системе работы в подготовительной к школе группы детского сада 32
Выводы к главе 1 46
Глава 2. Экспериментальное исследование комплекса мероприятий, направленного на формирование элементарных математических представлений дошкольников в системе работы в подготовительной к
школе группе детского сада 48
2.1. Методика формирования элементарных математических представлений в
подготовительной к школе группе 48
2.2. Характеристика комплекса мероприятий, направленного на
формирование элементарных математических представлений в
подготовительной к школе группе 59
2.3. Описание и анализ опытно экспериментальной работы 67
Выводы к главе 2 81
Заключение 84
Список использованной литературы 86
Приложения

Актуальность исследования. Преобразования, которые происходят в социальной, культурной и экономической жизни Российского общества, обусловливают изменения в системе образования, которая представляет собой важнейший социальный институт, позволяющий оказывать влияние на развитие общественного сознания с помощью закрепления в нем новых ориентиров развития.
Демократические преобразования в Российском обществе способствовали тому, что произошли серьезные изменения в системе дошкольного образования относительно организационной и содержательной стороны этих ступеней образования. Был разработан проект Концепции содержания непрерывного образования, которое включает в себя дошкольное и начальное школьное звено. В основу данного проекта входило конституционное право каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья, получение образования, бережное отношение к индивидуальности каждого дошкольника, адаптивность системы образования к уровням, особенностям развития и подготовки детей.
Гуманизация образования ориентируется на развитие личности ребенка, направлена на конструирование содержания, форм, методов обучения и воспитания, обеспечивающих развитие каждого ребенка и его познавательных способностей, а также личностных качеств. Таким образом, гуманизация образования, с одной стороны, подразумевает, чтобы учебно-воспитательный процесс был максимально индивидуальным, а с другой стороны, требует, чтобы разрешилась проблемы создания образовательных технологий, которые обеспечивают реализацию основных положений Концепции непрерывного образования на дошкольном и начальном школьном этапе на содержательном материале. Необходимость разработки таких технологий - чрезвычайно актуальная задача для практики обучения и воспитания детей дошкольного возраста подготовительной к школе группы.
Теория и практика математического развития ребенка в системе дошкольного образования являются наименее разработанными.
В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных учреждений альтернативных образовательных программ, которые способствуют реализации различных подходов к вопросу образования и развития дошкольника. В связи с этим со стороны теории и практики, все более начинают актуализироваться проблемы разработки концептуальных подходов к построению системы непрерывного преемственного математического образования дошкольников, определения целей и оптимальных границ образовательного содержания дошкольных программ и их взаимосвязи со школьными программами, обеспечения качества и полноты методического обеспечения данных программ. Главная проблема педагогов - воспитателей дошкольных образовательных учреждений - это проблема реализации данных программ на уровне образовательных технологий.
Вопросы по разработке концепции непрерывного математического развития ребенка дошкольного довольно новые для дошкольного образования, так как дошкольная педагогика традиционно ограничивалась лишь созданием и разработкой педагогических концепций воспитания дошкольников. Попытка решить данные проблемы с помощью создания содержательно обновленных, но методически не разработанных программ дошкольного образования (разработка только содержательной стороны) привела на сегодняшний день к противоречиям в дошкольном математическом образовании, от которых страдают как дети, так и педагоги - воспитатели. Таким образом, математическое развитие ребенка дошкольного возраста подготовительной группы обусловлено, с одной стороны, современными требованиями к организации личностно-ориентированного образовательного процесса в ДОУ, целью которого служит развитие ребенка, а, с другой стороны, необходимостью решения проблемы создания непрерывного образовательного процесса на дошкольном и начальном школьном этапе, целью которого является развитие личности обучаемого согласно его индивидуальным особенностям.
Современный подход к построению воспитательно-образовательного процесса базируется на отношении к дошкольному возрасту как уникальному периоду развития личности. Именно в этот период у детей происходит зарождение первичного, элементарного образа мира, который обогащается и совершенствуется в течение всей последующей жизни. Математические навыки, как отмечалось выше, - одни из самых сложных знаний и умений, которые включены в содержание общественного опыта и которыми овладевает подрастающее поколение. Оперирование математическими знаниями требует систему сложных умственных действий. В дошкольном возрасте дети начинают знакомиться с математическим содержанием, начинают овладевать элементарными вычислительными умениями. Поэтому одно из важных направлений работы дошкольного учреждения - это формирование у них элементарных математических представлений.
Подготовке детей к школе уделяется все большое значение, так как в дошкольных учреждениях есть все условия для решения данной проблемы. Как отмечалось ранее, еще в 50-60 годы вопросы, которые связаны с подготовкой детей к школе, рассматривались на практике довольно узко и сводились к усвоению лишь знаний из области формирования элементарных математических представлений. Однако, актуализация вопросов подготовки детей к школе вызвана тем, что начальная школа стала переходить на четырехлетний срок обучения, что, в свою очередь, стало требовать кардинальных изменений в организации преемственности в работе детского сада и школы.
Впервые понятие преемственности между детским садом и школой открыл академик Запорожец А. В., в качестве широкого понятия, которое связано и с согласованием работы детского сада и школы, а также с обеспечением преемственности уровней развития старших дошкольников и младших школьников, а именно с вопросами разностороннего развития.
Методики по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развиваются, совершенствуются и обогащаются за счёт новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам по новому решать вопросы формирования логикоматематической компетентности: разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными, математическими понятиями в доступной дошкольникам форме.
В разработке проблем формирования элементарных математических представлений у дошкольников достигнуты некие успехи в психолого-педагогических исследованиях Р.Л. Березиной, П.Я. Гальперина, A.M. Леушиной, Т.Б. Тарунтаевой и др., которые направлены на разработку новых методов, на расширение и углубление содержания обучения дошкольников началам математики.
Таким образом, на сегодняшний день в дошкольном математическом образовании имеется целый ряд противоречий:
1. Между осознаваемой в теории дошкольного воспитания необходимостью организации дошкольной математической подготовки, которая бы имела систематический характер, и неразработанностью теоретических концептуальных положений процесса математического развития ребенка.
2. Между необходимостью организации систематической математической подготовки, которая признана в практике дошкольного воспитания и направлена на развитие математических способностей ребенка, и неразработанностью прикладных аспектов данного процесса, а именно методики математического развития ребенка.
3. Между необходимостью осуществления педагогом непрерывного математического развития дошкольника подготовительной группы к школе детского сада и несогласованностью содержания и методов обучения математике ребенка данного возраста в существующих дошкольных программах.
4. Между основополагающим постулатом теории развивающего обучения, который полагает суть личности ребенка не как совокупность изначально заданных и неизменных индивидуальных особенностей, а как складывающуюся в образовательном процессе «саморазвивающуюся систему», которая поддается управляемым процессам формирования и развития, с помощью применения технологий развивающего обучения и отсутствием таковых технологий в дошкольном математическом образовании.
Данная группа противоречий определила проблему, разрешению которой посвящено данное исследование.
Проблема исследования. Наиболее значимые современные авторы, проводившие исследования по данной проблематике А.М. Леушина, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева и др., психолого - педагогическое исследование которых доказывает, что усвоение дошкольниками системы математических представлений оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе.
Исходя из вышеизложенного, проблему исследования мы определили следующим образом: каковы содержание, формы, методы и условия формирования и развития элементарных математических представлений дошкольников в системе работы в подготовительной к школе группе детского сада в процессе обучения различным специальным занятиям, проводимых систематично.
Тема исследовательской работы: Формирование элементарных математических представлений дошкольников в системе работы в подготовительной к школе группе детского сада.
Объектом исследовательской работы является процесс формирования элементарных математических представлений.
Предметом является комплекс мероприятий по формированию элементарных математических представлений дошкольников в системе работы в подготовительной к школе группе детского сада.
Таким образом, целью работы является разработка и экспериментальная проверка комплекса мероприятий по формированию элементарных математических представлений дошкольников в системе работы в подготовительной к школе группе детского сада.
Гипотеза исследования: разработанный комплекс по формированию элементарных математических представлений дошкольников в системе работы в подготовительной к школе группе детского сада будет эффективен.
Задачи исследования:
1) теоретический анализ научной литературы по проблеме изучения возрастных особенностей дошкольников в системе работы в подготовительной к школе группе детского сада; структуры системы работы в подготовительной к школе группе детского сада; методы и формы работы с родителями дошкольников подготовительной группы;
2) анализ передового педагогического опыта по формированию элементарных математических представлений дошкольников в подготовительной к школе группе детского сада;
3) охарактеризовать методические аспекты формирования элементарных математических представлений дошкольников;
4) Организовать и провести экспериментальную работу с целью проверки рабочей гипотезы.
Методологическими основами исследования явились традиционные взгляды на элементарные математические представления и психолого-педагогические принципы их развития, становления и формирования, знания о закономерностях развития математических умений дошкольников, путях и возможностях целенаправленного воздействия на этот процесс. Методологической основой исследования явились фундаментальные работы в области дидактики и психологии Л.В.Выготского, П.Я Гальперина, Л.А.Венгера, A.B.Запорожца, и др.; исследования в области образовательной технологии и личностноориентированного образования Л.В.Выготского, Д.Г.Левитеса, В.В.Гузеева, Н.Ф. Талызиной, И.С.Якиманской, Л.М.Фридмана; системный подход и его применение к педагогическим исследованиям, работы математиков и методистов по проблемам математического развития ребенка и организации математического образования в ДОУ и начальной школе В.А. Гусева, Г.В.Дорофеева, А.Н.Колмогорова, A.B. Крутецкого, Ю.М.Колягина, A.M. Леушиной, А.А.Столяра и др.
Теоретическую основу исследования составили труды педагогов и психологов, указывающие на особую роль совершенствования системы непрерывного образования подрастающего поколения, а также на необходимость специальной математической подготовки детей дошкольного возраста (Е.А. Носова, Р.И. Березина, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, М. Монтессори и др.); разнообразные развивающие пособия, дидактические игры (Л.Ю. Павлова, И.П. подласый, Н.И. Непомнящая и др.); исследования, где показана целесообразность использования методик в обучении детей математике и развитии интереса к обучению (А.С. Метлина, А.А. Столяр, Л.И. Тихонова).
Методы и методики исследования:
1. Логико - теоретический анализ проблемы;
2. Эмпирические методы тестирования и педагогический эксперимент
В качестве основного эмпирического инструментария были выбраны следующие методики:
- Диагностирование знаний по элементарным математическим представлениям.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты проведенного исследования могут использоваться методистами и педагогами дошкольных образовательных организаций.
Апробация результатов исследования проводилась в период с сентября 2017 по апрель 2018 года.
Экспериментальная база исследования: МАДОУ "Детский сад №272".
Структура выпускной квалифицированной работы. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической части), выводов и предложений, заключения и списка литературы. Работа изложена на 91 страницах. Во введение представлен основной методологический аппарат (актуальность, цель, предмет, объект, задачи и т.д.) В первой главе - теоретической - раскрыты основные содержательные характеристики особенностей развития старших дошкольников в психолого - педагогической литературе, проведен анализ передового педагогического опыта по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Во второй главе представлены методические аспекты формирования элементарных математических представлений дошкольников; экспериментальная работу с целью проверки рабочей гипотезы . В итоге работы представлены выводы и предложения, заключения и список литературы, состоящий из 52 источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дошкольный возраст - это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремится представить мир таким, каким он его видит. Математическое развитие играет огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка, а, следовательно, на их математические способности.
Нами было проведено исследование формирования элементарных математических представлений дошкольников в системе работы в подготовительной к школе группе детского сада.
Цель работы, которая заключалась в качественном и количественном анализе формирования элементарных математических представлений дошкольников в системе работы в подготовительной к школе группе детского сада, достигнута. Практические и теоретические задачи, поставленные в начале работы, были выполнены. Предположение о том, что разработанный комплекс по формированию элементарных математических представлений дошкольников в системе работы в подготовительной к школе группе детского сада будет эффективен, было доказано. Педагогические условия и разработанная программа были направлены на формирование элементарных математических представлений и развитие математических способностей.
В первой главе были раскрыты: характеристика возрастных особенностей детей дошкольного возраста, рассмотрена Структура и система работы по формирования элементарных математических представлений, а также Взаимосвязь и сотрудничество педагогов с дошкольниками и родителями в системе работы в подготовительной к школе группы детского сада.
Во второй главе исследованы уровни развития элементарных математических представлений и уровень математической подготовки к школе у дошкольников контрольной группы и экспериментальной группы, с которой проводился специальный развивающий курс с использованием дидактических игр, направленных на развитие математических способностей и формирование элементарных математических представлений.
В рамках эмпирического исследования выявлено, что уровень развития элементарных математических представлений у экспериментальной группы значительно улучшается после проведения дополнительной специальной программы с использованием дидактических игр, предназначенной для формирования элементарных математических представлений и развития математических способностей.
Можно отметить, что данные, полученные в итоге работы, имеют практическую значимость. Их могут использовать воспитатели с целью выявления особенностей формирования элементарных математических представлений детей уровня математических способностей и проведения мероприятий, направленных на их улучшение; родители для возможной переоценки своих действий относительно воспитательного и обучающего процесса своих детей; педагоги при работе с детьми для проведения необходимых занятий, направленных на развитие математических способностей, помогающего дальнейшей подготовки детей к математике.



1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Монография./В.А. Аверин- Санкт-Петербург, 2014 с. 3, 5, 113, 132-135.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 2010. т.1. - 232 с. - т.2. - 288 с.
3. Березина, Р.И. Обучение детей подготовительной группы измерению. / Р.И. Березина. // Дошк. воспитание, 2009, № 10.
4. Богославец Л.Г. Работа с родителями в ДОУ/ Л.Г. Богославец, О.И. Давыдова, А.А. Майер, - М. - 216с.
5. Веракса, Н.С. Формирование единых временно-пространственных представлений. / Н.С. Веракса. // Дошк. воспитание, 2006, № 5.
6. ВераксаН.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет) / Н.Е. Веракса. // Дошк. воспитание, 2010,-98с.
7. Власова, Ю.О. Развитие сенсорных эталонов и элементарных математических представлений посредством использования палочек Кюизенера [Электронный ресурс] / Ю.О. Власовой, 2014 - Режим доступа : http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/razvitie-sensornyx-etalonov-i- elementamyx-matematicheskix-predstavlenij-posredstvom-ispolzovaniya- palochek-kyuizenera-opyt-yu-o-vlasovoj .html
8. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ Под ред. В.Е. Клочко. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология./ Л.С. Выготский й, - М.: Педагогика, 2011.-480 с.
10. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка [Текст] / П. Я. Гальперин. - М.: Изд-во МГУ, 2015. - 45с.
11. Давайте поиграем. Математические игры для детей 6-7 лет. - Под ред. А.А.Столяра. - М.: Просвещение, 2011. -95с.
12. Данилова, В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 2007.-158с.
13. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Г огоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство- пресс», 2011. - 528 с.
14. Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2012.
15. Каразану, В.Н. Ориентирование в пространстве (старший дошкольный возраст). / В.Н. Каразану. // Дошк. воспитание, 2010, № 5.
16. Князева О.В. Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений/ О.В. Князева, 2015. - 156с.
17. Кобзева В.П. Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал/ В.П. Кобзева, 2016 - 169с.
18. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп./ С.А. Козлова, Т.А.Куликова - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 416с.
19. Корнеева, Г. А., Мусеибова, Т. А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлении у детей дошкольного возраста». - М., 2010.
20. Корнеева, Г. А. Роль предметных действий в формировании понятия числа у дошкольников. / Г.А. Корнеева. // Вопр. психологии, 2008, № 2.
21. Кравцова С.В. Годовой отчет воспитательно - образовательной работы за 2014- 2015 уч.год подготовительной группы/ С.В. Кравцова. - Хабаровск, 2016.-111с.
22. Крашенинников Е. Е. Развитие познавательных способностей дошкольников (5-7 лет)/ Е.Е. Крашенинников, О.Л. Холодова, - М. 2010. - 216с.
23. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии./ В.А. Крутецкий,- М.: Просвещение, 2012. -225с.
24. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): учеб. пособие / И. Ю. Кулагина. — 3-е изд. М. : Изд-во УРАО, 2007.- 176 с.
25. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., 2004.-198c
26. Лурия А Р- Об историческом развитии познавательных процессов: Экспериментально-психологические исследования. М : Наука, 2014.-172 с.
27. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников/ Е.В. Колесникова, 2015. - 156с.
28. Метлина, А.С. Занятия по математике в детском саду: (Формирование у дошкольников элементарных матем. представлений). Пособие для воспитателя дети. сада. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 2005.-21с.
29. Метлина, А.С. Математика в детском саду. - М.: Просвещение, 2004.-126c.
30. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студ. вузов / B.C. Мухина. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. 456 с.
31. Научно-практический журнал. Управление ДОУ. - М.: Творческий центр “Сфера”, 2005. -98с.
32. Научно-практический журнал. Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004 г. № 5.-115с.
33. Научно-практический журнал. Управление образовательным учреждением, 2002 г. № 4.-136с.
34. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования./ Р.С. немов — М.:Просвещение: Владос, 2015. - 496 с.
35. Новикова В.П. Математика в детском саду. Подготовительная группа./ В.П. Новикова, -М, 2007. - 136с.
36. Носова, Е.А. Формирование умения решать логические задачи в старшем дошкольном возрасте. из сб. «Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду». - Л.,2010.
37. Носова, Е.А. Логика и математика для дошкольников / Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая - Издательство: « Акцидент» 2006.
38. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ от 17.12.2010 № 1897 // Вестник образования. - 2011. - № 4. - С.10-77. - // Администратор образования. 2011. № 5. С.32-72.
39.Омардина Т.В. Моделирование как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста/ Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика// Т.В. Омардина, 2017 - 96с.
40.Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. М.: Педагогика, 2010. - 272 с.
41.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вари- ант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика синтез, 2014. — 368 с.
42. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3-7 лет)/ Л.Ю. Павлова, - М, 2009.-158с.
43. Петерсон Л.Г. Н. П. Холина Раз - ступенька, два - ступенька .... Практический курс математики для детей 6 - 7 лет/ Л.Г. Петерсон, Н. П. Холина, 2015 - 89с.
44. Подласый И.П. Педагогика - М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006 с. 114-117, 126-129.
45. Помораева И. А., Позина В. А.Формирование элементарных матема тических представлений. Подготовительная группа/ И.А. Помораева, В.А. Позина, -М, 2005 -187с.
46. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./Р 76 Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 169с.
47. Сай, М.К., Удальцова, Е.И. Математика в детском саду. - Минск «Народная Асвета», 2010.
48. Смирнова Е.О. Особенности психического развития детей раннего возраста./ Е.О. Смирнова, 2012 г, -116с.
49. Старикова А.Ю. ИКТ в формировании элементарных математических представлений у детей старшего
дошкольного возраста, текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»/ А.Ю. Старикова, 2016 - 56с.
50. Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 2012.
51. Талызина Н. Ф. Т16 Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 288 с.
52. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников/ Т.В. Тарунтаева, 2012-152с.
53. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий /Под ред. П.Я. Гальперина и Н.Ф. Тазызиной. М.: Изд-во МГУ, 2015. - 134 с.
54. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации./ Н.А. Арапова- Пискарева, 2017 г.-123с.
55. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада/ В.А. Позина, Помораева, 2016. - 188с.
56.Эльконин Б Д. Введение в психологию развития/ Б.Д. Эльконин,- М.: Триво-ла, 2004. - 168 с.
57.Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Б. Д. Эльконин. — М. : Просвещение, 2009.-215с.
58.Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития / Б. Д. Эльконин. // Вопросы психологии. 2001. - № 4. - С. 3-21.
59.Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада /А.В.Запорожец, Я.З.Неверович, А.Д.Кошелева и др.; Под ред. А.Д.Кошелевой. - М.: Просвещение, 2005. - 176с.
60. Якобсон С.Г. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования/ С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова., Е.В. Соловьёва,Е.А. Екжанова.- М. 2015. - 256 с.
61. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 2013. - 156с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ