Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Работа №21034

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1189
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1. Теоретические основы познавательного развития дошкольников в
проектной деятельности 9
1.1Понятие «познавательное развитие» в психолого-педагогическом контексте 9
1.2 Особенности познавательного развития в старшем дошкольном
возрасте 17
1.3 Роль проектной деятельности в познавательном развитии детей старшего
дошкольного возраста 27
2. Опытно экспериментальная работа по познавательному развитию
дошкольников в проектной деятельности 37
2.1 Диагностика познавательного развития детей старшего дошкольного
возраста 37
2.2 Организация проектной деятельности дошкольников в ДОУ 48
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по познавательному развитию дошкольников в проектной деятельности 61
Заключение 71
Список использованных источников


В соответствии с федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» дошкольное образование стало первым уровнем общего образования. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста [51].
С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности». Педагогические работники обязаны «развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни» [46].
В ФГОС выделено, что развитие ребенка происходит лишь тогда, когда обучение и воспитание протекают в его личной осмысленной деятельности. Организация совместной с педагогом или самостоятельной исследовательской деятельности помогает дошкольнику обнаруживать всё новые и новые свойства и качества предметов, их сходство и различия. В настоящее время одним из главных направлений ФГОС дошкольного образования является повышение его качества, использование эффективного деятельностного подхода в работе с детьми, использование проектной деятельности, направленного на развитие творческих и познавательных способностей детей в различных видах деятельности.
Тема актуальна по целому ряду причин. Во-первых, человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию. Во вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления. В-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.
Дошкольное образование сегодня рассматривается как необходимая предпосылка качественного среднего образования. В соответствии с этим, результатом освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования является сформированность интегративных качеств, которые в начальной школе и на последующих ступенях позволят им успешно обучаться по любой программе.
Для реализации поставленных задач особый интерес представляет изучение проектной деятельности и её активное внедрение в практику работы ДОУ. В последнее время область применения этой методики существенно расширилась, и она набирает популярность и у педагогов дошкольного образования.
Проблема формирования познавательной активности у дошкольников изучалась в контексте организации разных видов детской деятельности Г.И. Щукиной, ТИ. Шамова, Т.И. Зубковой, Д.Б. Годовиковой, Т.М. ,Лисиной, Т.А. Серебряковой, Л.И. Божович. Проектная деятельность дошкольников была изучена Л.С. Киселевой, Истанъко И.В., Казанова Г.М. Н.Е. Вераксы, А.Н. Вераксы.
Цель исследования: теоретическое обоснование и практическое подтверждение эффективности организации проектной деятельности в познавательном развитии дошкольников.
Объект исследования: организация проектной деятельности в
образовательном процессе ДОУ
Предмет исследования: познавательное развитие дошкольников в проектной деятельности в условиях ДОУ.
Задачи:
1. Проанализировать понятие «познавательное развитие» в психолого-педагогиче ском контексте.
2. Охарактеризовать особенности познавательного развития в старшем дошкольном возрасте.
3. Выявить роль проектной деятельности в познавательном развитии дошкольников.
4. Провести опытно - экспериментальную работу по познавательному развитию дошкольников в проектной деятельности.
В исследовании применялись методы: Теоретические - изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, классификация, сравнение, прогнозирование, планирование, теоретическое моделирование; эмпирические - изучение педагогического опыта дошкольных образовательных учреждений, педагогическое наблюдение, экспериментальная работа, изучение документации и продуктов деятельности детей, беседа,
Методологической основой исследования выступили труды зарубежных и отечественных исследователей ГИ. Щукиной, ТИ. Шамовой, ТИ. Зубковой, М.И. Лисиной, Л.И. Божович. Л.С. Киселевой, Н.Е. Вераксы, А.Н. Вераксы.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам, психологам, родителям. А так же, представленный нами материал, могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам. Анализ психолого-педагогической литературы позволил рассмотреть понятие познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста с позиции разных авторов. На сегодняшний день среди авторов, использующих понятие «познавательное развитие», нет общепринятого единого мнения по поводу значения этого понятия. В педагогике и психологии не существует цельности и в понимании феномена познавательного развития человека. Для того чтобы обозначить данное явление используют разные понятия, ценное личностное образование, деятельное состояние, стремление человека к познанию, потребность в новых впечатлениях, общий уровень познавательного развития.
Мы в нашем исследовании будем придерживаться позиции исследователя И.С.Морозова, которая понимает под познавательным развитием дошкольников - личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально - эмоциональный отклик дошкольника на процесс познания: стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, в процессе получения знаний, готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей.
В качестве факторов, влияющих на формирование познавательного развития ребенка, авторы, исследовавшие эту проблему, выделяют: общение, потребность в новых впечатлениях, общий уровень познавательного развития.
Проанализировав теоретические аспекты познавательного развития мы выяснили, что познавательное развитие старших дошкольников характеризуется: стремлением находить решение интеллектуальных задач;
стремлением получить средства для решения указанных задач; потребностью
73
в интеллектуальных достижениях; установкой на овладение предлагаемым способом деятельности; позитивным эмоциональным переживанием, связанное с усвоением новых знаний, приемов, способов деятельности, отработкой сложных операций, нахождением путей решения задач; интересом к значению незнакомых слов; носит ситуационный характер: после получения новых сведений, по окончании действия (занятия, выполнения задания) интерес исчерпывается, появляются симптомы пресыщения.
Процесс познавательного развития в образовательном учреждении реализуется в разных формах и методах обучения. Проведя анализ психолого - педагогической литературы мы пришли к выводу, что в проектной деятельности существует больше возможности для познавательного развития дошкольников. Известно, что познавательное развитие детей возникает из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку.
Участие ребенка в проектной деятельности позволяет не только поддержать детскую активность, но и оформить результат в виде культурно значимого продукта, то есть в виде некоторого культурного образца. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать и увлечь его. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Нами было проведено экспериментальное исследование выявления уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. Опытно-экспериментальная работа проводилась нами на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально - личностному направлению развития детей №242 «Лесовичок» города Красноярска», в сентябре 2016 - мае 2017 года. В исследовании приняли участие дети подготовительной группы. Общее количество испытуемых - 20 человека, среди них 11 мальчиков и 9 девочки.
В своем исследовании для оценки уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста мы использовали методики: «Шифровка», «Рукавички», педагогическое наблюдение.
Для выявления уровня познавательного развития дошкольников за основу мы взяли критерии и показатели, выделенные И.С. Морозовой - это когнитивный - непроизвольное внимание, эмоциональный - проявление положительных эмоций в процессе деятельности, деятельностный - умения.
Проанализировав результаты первичной диагностики по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста, мы условно разделили детей на 3 группы: 1 группа (20%) детей имеют высокий уровень познавательного развития. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения; 2 группа (60%) эти дети, испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об активном участии ребенка в данной деятельности и о желании искать способы решения поставленных задач, но совместно со взрослым; 3 группа (30%) имеют низкий уровень познавательного развития. Эти дети не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
Для повышения уровня познавательного развития мы организовали проектную деятельность дошкольников. Формировали у дошкольников знания, развивали навыки исследовательской работы, повышали
компетентность родителей в области воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Используя проектную деятельность в дошкольном учреждении, мы пришли к выводу, что она представляет собой важную сферу в познавательном развитии детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка - дошкольника.
По завершению проектной деятельности со старшими дошкольниками мы отметили повышение смысловой точности речи, совершенствование грамматического строя. Совершенствовалось развитие умения детей связно и образно высказываться об известных им предметах и явлениях, употреблять разнообразные синтаксические конструкции как средства выразительности речи, уместно и точно употреблять образные слова и выражения в сочинениях, употреблять разнообразные языковые средства при построении связных высказываний.
Результатом познавательного развития детей старшего дошкольного возраста по средствам проектной деятельности является изменения в ценностных ориентациях дошкольника. У ребенка пробуждается потребность в новых знаниях, его собственный опыт расширяется за счет приобщения к тому, что известно другим; перед ним открывается значимость учения. Возникает стремление самому творить то, что доступно другому, и создавать нечто новое, оригинальное. Для развития формирования познавательного развития в проектной деятельности раскрывается ценность переживания: ребенок проникается чувством красоты, сопереживания к родному краю, стране, где он живет. Начинает формироваться духовность как свойства сознания. У ребенка появляется социальная ориентация - понимание другого человека, его эмоционального состояния. Развился интерес к событиям в окружающем мире в стране, в родном городе.
По итогам участия в проектной деятельности мы пришли к выводу что у детей старшего дошкольного возраста появляется стремление проникнуть в причинно - следственные связи явлений, отчетливо проявляют исследовательский интерес к миру.
Участие дошкольников в проектной деятельности позволило обеспечить познавательное развитие к различным областям знаний, творческое мышление детей, сформировать коммуникативные навыки и нравственные качества личности дошкольника, развить у ребенка определенные реализуемые программой знания, умения и навыки.


1. Атемаскина, Ю.В. Проектная деятельность в ДОУ Проект - это игра всерьез. - М.: «Наша новая школа», 2016. - 48 с.
2. Атемаскина, Ю.В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология / Ю.В. Атемаскина // Детский сад от А до Я. - 2008. - №5. - С. 6-8
3. Бедерханова, В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых /В.П. Бедерханова // Развитие личности.
- 2000. - № 1. - С. 24-36.
4. Боровлева, А.В. Проектный метод как средство повышения качества образования / А.В. Боровлева // Управление ДОУ! 2006. - № 7. - С. 76-83.
5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды 2-е изд., стереотип. / под редакцией Д.И. Фельдштейна. - М.: 1997. - 352 с.
6. Веракса, Н.Е. Диагностика психического развития и проблема способностей / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2007. - №1. - С. 22-27.
7. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений /Веракса, Н.Е., Веракса А.Н.//- М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
8. Веракса, А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника - М.: Мозаика-Синтез, 2014.- 136 с.
9. Веракса Н.Е Познавательное развитие в дошкольном детстве. /Веракса, Н.Е., Веракса А.Н. //- учебное пособие -М.: Мозаика-Синтез, - 2012.
- 336 с.
10. Ветер, Л.А., Зинченко В. П., Рузская А.Г., Онтогенез перцептивных действий: Восприятие и действие / Под ред. А. В. Запорожца. - М.: 1967.
11. Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. // М.: Айрис- пресс, 2008. - 208 с.
12. Виноградова, Е.Л. Мотивационные предпочтения различных форм познавательной деятельности старших дошкольников / Е.Л. Виноградова, Е.О. Смирнова // Журнал прикладной психологии. - 2003. - № 2. - С. 50-59
13. Виноградова, E.JI. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5-6 лет // Психологическая наука и образование. — 2004. № 2. - С. 47-56.
14. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собр. соч.: В 6 т. - т. 3.- М.: Педагогика, 1983. - 366 с.
15. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и
образовательная технология. - М.: Народное образование, 2016. - 240 с.
16. Годовикова, Д.Б. Формирование познавательной активности / Д.Б. Годовикова // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 1. - С. 35-42.
17. Голицин, В.Б. Познавательная активность дошкольников / В.Б. Голицин // Советская педагогика. - 1991. - № 3 - С. 33-38
18. Евдакимова, Е.С. Проек как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. - 2016. - №3 2016 - С. 20-24.
19. Евдокимова, Е.С. Технология проектирования в ДОУ - М.: Сфера,
2016. - 64 с.
20. Зубкова, Т.И. Исследование познавательной активности детей дошкольного возраста - М.: Просвещение, 2017. - 63 с.
21. Ильин, В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: 1984 - c.154.
22. Исследовательская деятельность младших школьников. [Электронный ресурс]: сборник статей научно-практической конференции 16 апреля 2007 года, г. Петрозаводск / под науч. ред. С.И. Смирновой. -
Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2007. Режим доступа:
http://window.edu.ru/resource/028/78028/files/herc2011.pdf
23. Инновационный потенциал современной системы образования
[Электронный ресурс]: Всероссийская заочной научно-практической
конференци / Гл. ред. Е.М. Артемьева. - Чебоксары: Центр образования и воспитания, 2014. Режим доступа:
http: //www. google.ru/url?sa=t&rct=j &q=&esrc=s&source=web&cd= 1 &cad=rj a&u act=8&ved=0CB4QFjAA&url=http%3A%2F%2F pchelka215 .jimdo .com%2Fapp %2Fdownload%2F8755974293%2F%25D0%25A1%25D0%25B1%25D0%25BE %25D1%2580%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BA_%25D0%2598%25 D0%25BD.%25D0%25BF%25D0%25BE%25D 1 %2582%25D0%25B5%25D0%2 5BD%25D 1 %2586%25D0%25B8%25D0%25B0%25D0%25BB.pdf%3Ft%3D13 99912517&ei=aF p7VN7DKKHfywOgiIKgBA&usg=AFQj CNGLMh- mvXAOkjh3vnluvgb4xBsJ 1A&bvm=bv.80642063 ,d.bGQ -.
24. Киселева, Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Л.С. Киселева, Т.С. Данилина, Т.С. Лагода. - М.: АРКТИ, 2005. - 96 с.
25. Клопотова, Е.Е. Возможности развития познавательной
активности дошкольников в нормативной ситуации / Е.Е. Клопотова // Психологическая наука и образование - 2005. - №2 - С. 24-32.
26. Левшина, Н.И. Использование метода проекта при
взаимодействии с родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения / Н.И. Левшина, Е.Г. Карпова, О.В. Понамарева // Управление ДОУ - 2017. - № 6. - С. 77-89.
27. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками / М.И. Лисина // Вопросы психологии. - 1982. - № 4. - С.18-35.
28. Леонгард, Э.И. Развитие речи детей в семье. / Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова - М.: 1991. - 124с
29. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения В двух томах Том I [Электронный ресурс]: /под редакцией В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. А. Леонтьева, А. В. Петровского - Москва.: Педагогика, 1983.¬75с. Режим доступа http://vanko.lib.ru/books/psvcho/leontvev-psvchology.htm
30. Марцинковская, Т.Д. История детской психологии. М.: 1998. - с.
31. Мирджалилова, С.С. Проектная деятельность - как средство развития познавательной инициативы / С.С. Мирджалилова // Молодой ученый. - 2017.- №11. - С. 54-59
32. Морозова И. С. Познавательная активность дошкольников [Электронный ресурс]: / И.И. Морозова, Штепина И.С.- Режим доступа: http://teoria-
practica.ru/rus/files/arhiv zhurnala/2012/12/psix%D0%BEl%D0%BEgiv%D0%B 0/morozova-shtepina.pdf
33. Морозова Л.Д. Учимся проектировать вместе или что такое «детское проектирование»? Родительская академия: организация семейного досуга и создание детско-родительских проектов: Методическое пособие для родителей. В 2-х ч. Ч.2. / под ред. Т.С. Ивановой, Н.В. Микляевой. - М.: МГПИ, 2015. - 90 с.
34. Морозова, Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. - М.: Сфера, 2016. - 122 с.
35. Морозова, Л.Д. Метод проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении / Л.Д. Морозова // Детский сад от А до Я. - 2012. - №2. - С. 124 -131.
36. Микерина, А.С. Методика познавательного развития детей
старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - М.:
«Искра-Профи», 2013. - 106 с.
37. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. - 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1997. 944 с.
38. Олешков, М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2013. -144 с.
39. Поддъяков, Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка. От рождения до шести лет. - Москва.: Сфера, 2014. - 143 с.
40. Поддьяков, Н. Н Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития / Н. Поддьяков // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 12. - С. 68-74
41. Поддъяков, Н.Н. Очерки психического развития дошкольников. М.: Просвешение - 2002. - 177с.
42. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: АРКТИ, 2003 - 112 с.
43. Пахомова, Н.Ю. Учебный проект: его возможности. / Н.Ю Пахомова // Учитель. - 2000. - №4. - с. 23- 28.
44. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образованияд / под ред. Е.С. Полат - М.: 2000 - 144с.
45. Психология. Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
46. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Статья 48.
47. Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства [Электронный учебник]: Режим доступа: http://bg-prestige.narod.ru/proekt/
48. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий. - 2017. - 288 с.
49. Совецкий энциклопедический словарь / ред. А.М. Прохоров. - М.: Советская Энциклопедия, 1990 - 1632 с
50. Урунтаева ГА., Практикум по детской психологии / Г.А Урунтаева., Ю.А. Афонькина / под ред. Г.А. Урунтаевой. - М.: Владос, 1995. - 291 с.
51. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья № 64.
52. Фролов А.А. Развитие познавательной активности у
дошкольников / А.А. Фролов. - М.: Педагогика, - 400 с.
53. Флегонтова Н. П. «Метод проектов» в педагогике Джона Дьюи (1852-1952 гг.) / Н.П. Флегонтова // Ребенок в дет. саду. - 2017. - N 4. - С. 39¬43.
54. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управление ДОУ 2004. - № 4. - С. 99-101.
55. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М: Педагогика, 1982.- 208 с.
56. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в
учебном процессе. - М., Просвещение, 1999. -160 с.
57. Якобсон С.Г Психологические проблемы этического развития детей. М.: Педагогика , 1984. - 144 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ