ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА 8
1.1. Характеристика понятия "самостоятельность" в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Особенности становления самостоятельности в дошкольном возрасте 16
1.3. Педагогическая поддержка становления самостоятельности у детей
дошкольного возраста в образовательном процессе 27
1.4. Анализ образовательных программ в контексте формирования
самостоятельности дошкольников 35
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 44
2.1. Педагогическая диагностика развития самостоятельности
дошкольников на начальном этапе опытно-поисковой работы 44
2.2. Организационно-педагогические условия формирования
самостоятельности у дошкольников в образовательном процессе детского сада 55
2.3. Итоги опытно-поисковой работы по теме исследования 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
Актуальность исследования. Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в настоящее время одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) прямо указано, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности», специальным образом организуя образовательную среду. Согласно п.3.2.1 ФГОС ДО необходимо при реализации основной образовательной программы дошкольного образования как программы позитивной социализации дошкольников целенаправленно создавать психолого-педагогические условия поддержки инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
Дошкольный возраст представляется наиболее благоприятным периодом для формирования нравственно-волевых качеств личности, в том числе основ самостоятельности. Выводы исследователей подтверждают, что к концу старшего дошкольного возраста при оптимальной организации образовательного процесса дети могут достигнуть достаточно высокого уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: общение, детское экспериментирование, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание, конструирование, изобразительная деятельность и др. При этом наиболее ярко детская инициатива и самостоятельность проявляются в игровой деятельности, что подтверждается исследованиями Р.С. Буре, Г.Н. Годиной, А.В. Запорожца, Е.Е. Кравцовой, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконина и др.
В современной педагогической науке показано, что формирование самостоятельности в дошкольном возрасте требует новых подходов в организации образовательного процесса. Одним из вариантов обеспечивающих развития самостоятельности детей в образовательном процессе является педагогическая поддержка как органичная часть гуманистической теории и практики воспитания. Педагогическая поддержка как теоретическая основа и педагогическая технология реализации образовательного процесса предусматривает не авторитарное воздействие, где главным выступает взрослый, а личностное взаимодействие, где взрослый и ребенок - партнеры по деятельности и общению. Согласно работам Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт, Л.М. Клариной, О.В. Солнцевой, Р.М. Чумичевой необходимо обеспечить такие организационно-педагогические условия в образовательный процесс в детском саду, чтобы ребенок имел возможность проявить субъектные качества, в том числе и самостоятельность.
Однако в практике дошкольного образования по-прежнему отмечается недостаток современных методических разработок, которые были бы нацелены на формирование самостоятельности детей дошкольного возраста.
Актуальность нашего исследования определилось противоречием между необходимостью формирования самостоятельность детей дошкольного возраста в специфических видах детской деятельности и недостаточной разработанностью программно-методических материалов, обеспечивающих организацию образовательного процесса в данном аспекте.
Выявленное противоречие помогло обозначить проблему исследования: как оптимально организовать образовательный процесс в направлении формирования самостоятельности дошкольников?
Исходя из проблемы, нами была сформулирована тема исследования «Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада».
Актуальность проблемы и темы исследования определила выбор объекта и предмета.
Объект исследования: формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия, обеспечивающие формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать на практике организационно-педагогические условия, обеспечивающие формирование самостоятельности детей дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
- уточнить сущность понятия «самостоятельность детей дошкольного возраста»;
- определить педагогические подходы к формированию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста;
- подобрать диагностические методики для изучения сформированности самостоятельности дошкольников и выявления готовности педагогов к созданию условий для развития детской самостоятельности;
- проверить в опытно-поисковой работе эффективность организации образовательного процесса в направлении формирования самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач, использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме формирования самостоятельности дошкольников); эмпирические (наблюдение за деятельностью дошкольников; беседы с детьми; опрос воспитателей; анкетирование родителей; анализ и обобщение собственного педагогического опыта работы).
Исследование осуществлялось в три этапа.
На первом этапе выполнено изучение и сравнительный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования с целью выявления основных теоретических положений и современных тенденций дошкольного образования в аспекте поддержки детской самостоятельности
На втором этапе были изучены особенности развития самостоятельности у детей о дошкольного возраста, методические рекомендации по созданию организационно-педагогических условий развития самостоятельности; проводился формирующий этап опытно-поисковой работы, а также обработка полученной информации.
На третьем этапе выполнено обобщение и систематизация накопленных материалов, интерпретация полученных результатов исследования и их оформление.
База опытно-поисковой работы: МБДОУ «Детский сад № 95 комбинированного вида» города Каменска-Уральского. В опытно-поисковой работе приняло участие 20 детей старшей группы, 10 воспитателей и 13 родителей.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 71 источник. Содержание исследования дополнено и подкреплено приложениями.
Проведенная исследовательская работа посвящена проблеме формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста. Мы ставили перед собой цель теоретически обосновать и апробировать в практике детского сада организацию образовательного процесса в направлении формирования самостоятельности детей дошкольного возраста в русле педагогической поддержки.
Изучение литературы позволило определить самостоятельность как одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться ее выполнения своими силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом осознанно и активно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.
Самостоятельность - это качество личности, которое характеризуется совокупностью знаний, умений, навыков; содержательно-операциональных и личностных компонентов, отношением личности к процессу, результатам и условиям осуществления деятельности. Это важнейшая характеристика личности, которая не может развиваться отдельно от других личностных свойств: произвольности, воли, целеустремленности.
Самостоятельность выполняет несколько функций: интегрирующую, управления, саморегуляции деятельности и поведения, самореализации личности, мотивирования, саморазвития, автономности, самоактуализации, развития отдельных свойств личности и др.
Для воспитания самостоятельности используются различные сочетания методов, приемов и средств, которые оказывают комплексное воздействие на ребенка.
Главными направлениями педагогической поддержки развития личностных качеств дошкольников, в том числе, самостоятельности, являются трудовая, игровая, продуктивная деятельность.
В ходе работы был подобран инструментарий для диагностики сформированное™ самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, определен исходный уровень самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Педагогическая поддержка развития самостоятельности заключалась в особой организации познавательно-исследовательской, трудовой, игровой и продуктивной деятельности дошкольников. Приемы организации деятельности расширяли круг знаний о разных областях действительности, развивали навыки и умения детей, мотивировали их к проявлению самостоятельности. Также стимулировались инициатива, активность, ответственность дошкольников при выполнении различных заданий. Предварительные беседы и отдельные замечания воспитателя по ходу выполнения заданий помогали актуализации у детей значимых мотивов: достижения успеха, преодоления трудностей, общественной значимости результатов деятельности и т.п. Много внимания уделялось созданию позитивного эмоционального настроя у детей.
Контрольная диагностика показала положительную динамику развития самостоятельности дошкольников.
Эти результаты дают возможность сделать вывод об эффективности приемов педагогической поддержки, предложенных в ходе исследования.
Методические рекомендации по оказанию педагогической поддержки развития самостоятельности старших дошкольников могут использоваться в практике работы воспитателей ДОО.
Таким образом, поставленная в работе цель достигнута, задачи успешно решены
1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М. : Наука, 1980. - 335 с.
2. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / Н.М. Аксарина. - М. : Медицина, 1977. - 256 с.
3. Алексеев, Н.Г. Самостоятельность [Текст] / Н.Г. Алексеев // Педагогическая энциклопедия : в 4т. Т 3. - М. : Сов. энциклопедия, 1966. - С. 786-787.
4. Алиева, Т. Детская инициатива - основа развития познания, деятельности, коммуникации [Текст] / Т. Алиева, Г. Урадовских // Профессия - педагог. - 2014. - № 10. - С. 113-119.
5. Алмазова, Т.А. Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. [Текст] / Т.А. Алмазова. - М. : Просвещение, 1987. - 132 с.
6. Анализ работы по введению ФГОС дошкольного образования [Текст] : материалы V междунар. науч. конф., Москва, ноябрь 2014 г. / сост. Н.Ю. Владимирова. - М. : Буки-Веди, 2014. - С. 147-149.
7. Ананьев, Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека [Текст] / Б.Г. Ананьев // Психология личности: отечественная психология. - М. : Владос, 1999. - С. 7-94.
8. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека [Текст] / А.Г. Асмолов. - М. : Смысл, 2007. - 528 с.
9. Березка [Текст] : примерная образовательная программа
дошкольного образования / авт. кол.: С.А. Трубицына, В.К. Загвоздкин, О.Ю. Вылегжанина, Т.В. Фишер, К.И. Бабич ; под редакцией В.К. Загвоздкина, С.А. Трубицыной. - М., 2015.
10. Блюмкин, В.А. Моральные качества личности [Текст] / В.А. Блюмкин. - Воронеж : Изд. Воронеж. ун-та, 1974. - 186 с.
11. Бондаренко, А.К. Развитие самостоятельности мышления детей подготовительной к школе групп [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. Наук /
А.К. Бондаренко. - М., 1974. - 16 с.
12. Борисова, Т.С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащихся [Текст] / Т.С. Борисова // Вестник ТГПУ. - 2011. - Выпуск 1 (103). - С. 131-136.
13. Братченко, С.Л. Гуманистические основы личностно-ориентированного подхода к воспитанию [Текст] / С.Л. Братченко // Образование и культура Северо-Запада России. - 1996. - №1. - С. 91-99.
14. Буре, Р.С. Учите детей трудиться [Текст] : пособие для воспитателя детского сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година. - М. : Просвещение, 1983. - 144 с.
15. Буре, Р.С. Совершенствование процесса нравственного воспитания дошкольников [Текст] / Р.С. Буре // Воспитатель ДОУ. - 2008. - № 2. - С. 84-88.
16. Буре, Р.С. Современные проблемы социального становления личности дошкольника [Текст] : монография / Р.С. Буре. - М. : 2009. - С. 68.
17. Власова, Т.А. Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста в художественном ручном труде [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. Наук / Т.А. Власова. - Екатеринбург, 2000. - 25 с.
18. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский ; под ред. В.В. Давыдова. - М. : Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
19. Газман, О.С. Педагогическая поддержка как инновационная проблема [Текст] / О.С. Газман // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. - Вып. 3. - М. : 1995.
20. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] : учебник для бакалавров / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - СПб. : Питер, 2013. - 464 с.
21. Година, Г.Н. Самостоятельность младших дошкольников и ее влияние на развитие детских взаимоотношений [Текст] / Г.Н. Година ; под ред. В.Г. Нечаевой // Нравственное воспитание дошкольников: Младший и средний дошкольный возраст. - М. : Педагогика, 1972. - С. 83-111.
22. Голант, Е.Я. Вопросы развития самостоятельности в процессе обучения и воспитания [Текст] / Е.Я. Голант. - Л. : Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1965. - 303 с.
23. Детство [Текст] : примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 321с.
24. Дидора, М.И. Формирование самостоятельности младших школьников в процессе обучения [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.И. Дидора. - Киев, 1982. - 16 с.
25. Дуброва, В.П. Воспитание самостоятельности у дошкольников в семье [Текст] : методич. рекомендации / В.П. Дуброва. - Минск : МГПИ, 1985. - 26 с.
26. Дыбина, О.В. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О.В. Дыбина, О.А. Еник, Л.А. Пенькова. - М. : Центр педагогического образования, 2008. - 64 с.
27. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках [Текст] / Б.П. Есипов. - М. : Учпедгиз, 1961. - 239 с.
28. Жукова, О.Г. Формирование творческой самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в конструировании: [Текст] : дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 / О.Г. Жукова. - М. : РГБ, 2003. - 215 с.
29. Запорожец, Л.А. Формирование самоконтроля при организации учебной деятельности на уроках труда [Текст] / Л.А. Запорожец ; под ред. Д.Б. Эльконина, М.В. Дубровиной // Психология формирования личности и проблемы обучения : сб. науч. тр. - М., 1980. - С. 127-132.
30. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. - М. : Логос, 2000. - 384 с.
31. Зинченко, В.Н. Воспитание самостоятельности у детей 5-го и 6¬го года жизни в процессе занятий по рисованию [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.Н. Зинченко. - М., 1986. - 16 с.
32. Изотова, Ф.В. Воспитание самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста в конструктивно-игровой деятельности [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ф.В. Изотова. - Л., 1967. - 18 с.
33. Ильин, Е.П. Психология воли [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2009. - 368 с.
34. Истоки [Текст] : примерная образовательная программа
дошкольного образования / авторский коллектив : Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова, А.Г. Арушанова и др. - 5-е изд. - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 161 с.
35. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.
36. Кононко, Е.Л. Формирование самостоятельности дошкольников в семье и в детском саду [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Л. Кононко. -Киев, 1978. - 23 с.
37. Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника [Текст] : Кн. для воспитателей дет.сада и родителей / Е.Е. Кравцова. - М. : Просвещение, 1996. - 160 с.
38. Крайнова, Л.О. Педагогическое сопровождение становления познавательной самостоятельности учащегося [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Л.О. Крайнова. - Оренбург, 2014. - 238 с.
39. Крулехт, М.В. Взаимосвязь игры и труда в целостном развитии дошкольника [Текст] / М.В. Крулехт ; под ред. Т.И. Бабаевой // Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. - СПб., 2004. - С. 167-186.
40. Крутецкий, В.А. Самостоятельность [Текст] / В.А. Крутецкий ; под ред. А.А. Смирнова // Психология : учеб. для пед. ин-ов. - М. : Учпедгиз, 1962. - С. 514-515.
41. Кудрявцева, Е.А. Особенности развития детского сотрудничества в старшем дошкольном возрасте [Текст] / Е.А. Кудрявцева // Детский сад: теория и практика. - М., 2014. - №5. - С.14-19.
42. Кузовкова, К.П. Формирование общественно-направленной самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие для спецкурса / К.П. Кузовкова. - Пермь : 1975. - 57 с.
43. Леонтьев, А.Н. Проблема деятельности в психологии [Текст] / А.Н. Леонтьев // Вопросы философии. - 1972. - №9. - С. 103-105.
44. Люблинская, А.А. Детская психология [Текст] / А.А. Люблинская. - М. : Просвещение, 1971. - 415 с.
45. Марутян, С.А. Воспитание самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.А. Марутян. - М. : МГПИ, 1987. - 24 с.
46. Микляева, Н.В. Несколько слов о развитии и поддержке детской активности и самостоятельности [Текст] / Н.В. Микляева // Детский сад от А до Я. - 2008. - №1. - С. 17-23.
47. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада / Д.В. Менджерицкая ; под ред. Т.А. Маркова. - М. : Просвещение, 1982. - 128 с.
48. Минина, А.В. Формирование педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / А.В. Минина. - М., 2015. - 220 с.
49. Миры детства : конструирование возможностей [Текст] : комплексная образовательная программа дошкольного образования / Т.Н. Доронова, С.Г. Доронов, Н.В. Тарасова, Л.А. Ремезова, О.Е. Веннецкая, М.А.
Рунова, Е.Г. Хайлова, С.Г. Якобсон ; под ред. Т.Н. Дороновой. - М. : ФГАУ ФИРО, 2015.
50. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст] : пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.
51. Михайлова, Н.Н. Педагогика поддержки [Текст] : учебно- методическое пособие / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин. - М. : МИРОС, 2002. - 208 с.
52. Монина Г.Б. Формирование инициативности,
самостоятельности, ответственности дошкольников. [Электронный ресурс]. URL: http: //galinamonina.ru/formirovanie-iniciativnosti-samo stoyatelno sti-
otvetstvennosti-doshkolnikov/ (дата обращения: 23.04.2016).
53. Морозова И.С. Особенности психолого-педагогического
сопровождения развития детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. URL: http://spf.kemsu.ru/opipr/members/morozovais (дата обращения: 03.05.2016).
54. Нечаева, В.Г. Воспитание дошкольника в труде [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В. Загик ; под ред. В.Г. Нечаевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1983. - 207 с.
55. Нищева, Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду: принципы построения, советы, рекомендации [Текст] / Н.В. Нищева. - Спб. : «Детство-Пресс», 2009. - 128 с.
56. Орлов, В.И. Активность и самостоятельность учащихся [Текст] /
В.И. Орлов // Педагогика. - 1998. - №3. - С. 44-48.
57. От рождения до школы [Текст] : Примерная
общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозайка Синтез, 2014. 368 с.
деятельность школьников в обучении [Текст] / П.И. Пидкасистый. - М. : Педагогика, 1980. - 240 с.
59. Поддьяков, Н.Н. Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития [Текст] / Н.Н. Поддьяков // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 12. - С. 68-74.
60. Прихожан, A.M. К проблеме исследования самооценки личности [Текст] / А.М. Прихожан // Личность в системе коллективных отношений : тезисы докладов Всесоюзной конференции. - Курск, 1980. - С. 198-199.
61. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] : Пер. с англ. / К.Р. Роджерс. - М. : Прогресс, 1994. - 480 с.
62. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] / под ред. В.В. Давыдова. - В 2-х т. - М. : научное изд-во Большая Российская энциклопедия, 1999. - Т. 2. - С. 309-310.
63. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1973. - 424 с.
64. Современные подходы к проблеме социализации и
индивидуализации развития ребенка в условиях дошкольных образовательных учреждений [Электронный ресурс] : материалы научно¬практической конференции (Санкт-Петербург, декабрь 2014) / под. Общ. ред. Н.А. Вершининой. СПб., 2014. - 114 с. URL:
http://www.nekrasovspb.ru/doc/act_vopr.pdf. (дата обращения: 29.07.2016).
65. Сыркина, В.Е. К психологии самостоятельности [Текст] / В.Е. Сыркина // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. - Л. : Кыштым, 1994. - № 52. - С. 33-42.
66. Тарасов, М.А. Педагогическая поддержка развития способности к личностной саморегуляции у старших дошкольников в условиях детского сада [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / М.А. Тарасов. - Хабаровск, 2006. - 26 с.
67. Теплюк, С.Н. Истоки самостоятельности дошкольника [Текст] /
С.Н. Теплюк // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 7. - С. 67-71.
68. Усова, А.П. Обучение в детском саду [Текст] / А.П. Усова ; под ред. действит. чл. АПН СССР А.В. Запорожца. - М. : Просвещение, 1981. - 175 с.
69. Художественное творчество и ребенок [Текст] / под ред. Н.А. Ветлугиной. - М. : Педагогика, 1972. - 278 с.
70. Чумичева, Р.М. Антрополого-педагогическое сопровождение жизнедеятельности и развития ребенка [Текст] / Р.М. Чумичева ; под ред. Л.Л. Редько, Е.Н. Шиянова // Педагогическая антропология : учебное пособие. - Ставрополь : Сервис-школа, 2005. - С. 357-383.
71. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М. : Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999. - 360 с.