Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ

Работа №93377

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
99
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИКОМАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ 7
1.1. Развитие логико-математических представлений у детей
дошкольного возраста в образовательном процессе 7
1.2. Организация режимных моментов в образовательном процессе
детского сада 17
1.3. Педагогические условия развития логико-математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста в режимных моментах 22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИКОМАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ 36
2.1. Анализ уровня развития логико-математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста 36
2.2. Методические рекомендации по развитию логико
математических представлений у дошкольников в режимных моментах 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 61

Согласно Концепции развития математического образования в Российской Федерации (Распоряжение от 24 декабря 2013 года №2506-р), математика занимает особое место в науке, культуре, и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. В современном обществе математическое развитие является необходимым для каждого ребенка дошкольного возраста, поскольку математика влияет на интеллектуальное развитие ребенка, расширяет возможности его успешной адаптации к процессам информатизации общества. Математическое развитие ребенка способствуют становлению логической строгости и алгоритмичности мышления, которые во многом определяют и результативность деятельности ребенка в познании мира вне и внутри себя.
В научных исследованиях под логико-математическим развитием детей дошкольного возраста понимаются качественные изменения в их познавательной деятельности, происходящие в процессе формирования и развития логико-математических представлений и связанных с ними логических операций (А.В. Белошистая, З.А. Михайлова, А.А. Столяр, Е.И. Щербакова). А.В. Брушлинский, Л.В. Виноградова, З.И. Калмыкова, А.Н. Колмогоров, В.А. Крутецкий и др. отмечали, что в процессе формирования логико-математических представлений у детей формируются гибкость мыслительных процессов, т.е. нешаблонность, неординарность, умение варьировать способы решения познавательной проблемы, легкость перехода от одного пути решения к другому, умение выходить за пределы привычного способа деятельности и умение находить новые способы решения проблемы при измененных условиях.
В процессе развития логико-математических представлений ребенок вступает в специфические социально-психологические отношения со
временем и пространством (как физическим, так и социальным); у него формируются представления об относительности, транзитивности, дискретности и непрерывности величины и т.п.; познается смысл окружающей действительности; формируется целостная «картина мира». Проблемой развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста занимались А.В. Белошистая, А.М. Вербенец, Т.И. Ерофеева, А.М. Леушина, Л.С. Метлина, З.А. Михайлова, М.Н. Полякова,
Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербакова и др. Например, А.М. Вербенец, З.А. Михайлова и М.Н. Полякова разрабатывали технологии развития логико-математических представлений у детей, Т.Д. Рихтерман рассматривала вопросы формирования и развития временных представлений у дошкольников, Е.И. Щербакова изучала особенности применения объемных моделей для формирования у дошкольников логикоматематических представлений.
В настоящее время решение образовательных задач в совместной образовательной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей осуществляется не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. При этом образовательную деятельность в режимные моменты не следует рассматривать как дополнение к непосредственно образовательной деятельности. При 10,5-часовом режиме работы дошкольной образовательной организации время реализации образовательной программы составляет от 65 до 80% времени пребывания детей в группах, в зависимости от возраста, из которых примерно 60-68% приходится на режимные моменты и только 5-12 % - на непосредственно образовательную деятельность. К сожалению, многие воспитатели основное внимание уделяют непосредственно образовательной деятельности и недооценивают образовательный потенциал режимных моментов.
На основе анализа педагогической теории и практики мы выявили противоречие между необходимостью развития логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным использование образовательного потенциала режимных моментов. Решение образовательных задач предусматривается в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы «Развитие логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в режимных моментах» определяет постановку проблемы: каковы педагогические условия развития логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в режимных моментах. Цель исследования заключается в обосновании педагогических условий развития логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в режимных моментах и разработке методических рекомендаций.
Объект исследования: процесс развития логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в режимных моментах.
Предмет исследования: педагогические условия развития логикоматематических представлений у детей старшего дошкольного возраста в режимных моментах.
Гипотеза исследования: развитие логико-математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста в режимных моментах будет наиболее эффективным при следующих педагогических условиях:
- использование различных форм организации образовательной деятельности в режимных моментах;
- учет образовательного потенциала режимных моментов в детском саду;
- планирование и организация в режимных моментах индивидуальной работы по развитию логико-математических представлений у детей дошкольного возраста.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть содержание развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста в образовательном процессе .
2. Раскрыть специфику организации режимных моментов в образовательном процессе детского сада.
3. Определить педагогические условия развития логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в режимных моментах.
4. Разработать содержание работы и методические рекомендации по развитию логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в режимных моментах.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
- теоретические методы (анализ научной литературы);
- эмпирические методы (тестирование; педагогический эксперимент (констатирующий этап));
- качественный и количественный анализ полученных результатов.
Этапы исследования:
Первый этап (май 2017 г. - сентябрь 2017 г.) - выбор темы, определение области исследования, изучение научной литературы, определение проблемы, цели, объекта, предмета, задач и гипотезы исследования; подготовка материала для теоретической части исследовательской работы.
Второй этап (сентябрь 2017 г. - апрель 2018 г.) - обработка
теоретического материала, проведение педагогического эксперимента.
Третий этап (май 2018 г. - июнь 2018 г.) - обобщение и анализ результатов констатирующего этапа экспериментальной работы, результаты разработки проекта по развитию логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в режимных моментах; подготовка выпускной квалификационной работы к защите, защита.
База экспериментального исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16 с. Веселая Лопань
Белгородского района Белгородской области».
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате теоретического исследования и экспериментальной работы нами были поставлены и решены следующие задачи исследования.
Мы рассмотрели содержание развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста в образовательном процессе, которое заключается том, что психологические особенности и закономерности восприятия ребенком множества предметов, чисел, пространства, времени служат основой при разработке содержания образовательной деятельности по развитию логико-математических представлений. Следует отметить, что проблема развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста освещена в трудах А.В. Белошистой, А.М. Вербенец, Т.И. Ерофеевой, А.М. Леушиной, Л.С. Метлиной, З.А. Михайловой, М.Н. Поляковой, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаевой, Е.И. Щербаковой и др. Развитие логико-математических представлений - это сдвиги и изменения в познавательной активности дошкольника, которые происходят в результате формирования элементарных логико-математических представлений и связанных с ними логических операций.
Мы раскрыли специфику организации режимных моментов в образовательном процессе детского сада. Под режимом дня ребенка дошкольного возраста принято понимать «научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности». Организация режимных моментов должна «строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей».
Нами были обоснованы педагогические условия развития логикоматематических представлений у детей старшего дошкольного возраста в режимных моментах.
Экспериментальная работа осуществлялась на основании диагностики исходного уровня развития логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста и анализа деятельности воспитателей по организации режимных моментов в детском саду. Мы выявили, что у 1 (5%) ребенка высокий уровень развития логико-математических представлений, у 7 (35%) детей - средний уровень, у 12 (60%) детей - низкий уровень развития логико-математических представлений.
Для обоснования педагогических условий по развитию логикоматематических представлений у дошкольников в режимных моментах мы разработали методические рекомендации в соответствии с содержанием работы по развитию логико-математических представлений у дошкольников в режимных моментах. Мы считаем, что для организации данной работы воспитателю необходимо планировать образовательную деятельность дошкольников в режимных моментах: иметь четко сформулированную цель и задачи. Мы пришли к выводу, что эффективность работы воспитателей по развитию логико-математических представлений у дошкольников в режимных моментах зависит от содержания и объема образовательного материала. Следует отметить, что воспитателю необходимо обеспечить развитие логико-математических представлений у детей дошкольного возраста в режимных моментах в течении времени, утвержденного СанПиН в доступном для детей темпе. В процессе развития логико-математических представлений у дошкольников в режимных моментах необходимо осуществлять подбор адекватных средств под тот или иной вид образовательной деятельности. Методы и приемы работы с детьми должны отвечать возрастным и индивидуальным особенностям детей старшего дошкольного возраста, способствовать усвоению логико-математических представлений в режимных моментах с учетом индивидуального и дифференцированного подходов. Разработанные нами методические рекомендации позволяют более эффективно организовать педагогические условия по развитию логико-математических представлений у дошкольников в режимных моментах.
Таким образом, задачи исследования были решены и гипотеза исследования обоснована.


1. Арест М.Я., Тупичкина Е.А. Центральная задача математического образования на современном этапе // Электронный ресурс. Режим доступа: math-edu.ucoz. ru
2. Белошистая А.В. Дидактическая и методическая классификация заданий математического содержания // Современный детский сад. - 2012. - № 3. - С.31-38.
3. Белошистая А.В. Математическое развитие ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования: Дисс. д-ра пед. наук. - М., 2003. - 405 с.
4. Белошистая А.В. Развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики. - М., 2004. - 348 с.
5. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М., 2004. - 400 с.
6. Белошистая А.В. Что такое математическое развитие дошкольников // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 1. - С.6-17.
7. Васильева Л.Г. Обучать дошкольников так, чтобы они об этом не
догадывались // Электронный ресурс. Режим
доступа: http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./94353/168295/258755/989162/1150 132/1150133
8. Васюкова Н.Е., Родина Н.М. Организация образовательной деятельности в режимные моменты: современные подходы // Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 2. - С.6-15.
9. Воронина Л.В. Знакомим дошкольников с математикой. Творческий центр / Л.В. Воронина, Н.Д. Суворова. - М.: Сфера, 2011. - 128 с.
10. Воскобович В.В., Харько Т.Г. Сказочные лабиринты игры: Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет. - СПб, 2003. - 35 с.
11. Галкина Л.Н. Особенности математического образования детей старшего дошкольного возраста на современном этапе // Начальная школа плюс до и после. - 2012. -№6. - С. 46.
12. Гоголева В.Г. Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4-7 лет. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 61 с.
13. Детство: комплексная образовательная программа дошкольного
образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2016.
- 321 с.
14. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
15.Зебзеева В.А. Организация и планирование режимных процессов в дошкольных образовательных организациях. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 135 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ