Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Работа №30512

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы54
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
567
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Содержание
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологических условий
развития самостоятельности у дошкольников
1.1 Понятие и факторы развития самостоятельности у дошкольников 5
1.2 Компоненты самостоятельности у детей дошкольного возраста 12
1.3 Психолого-педагогические аспекты формирования самостоятельности
у дошкольников
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня развития
самостоятельности у дошкольников
2.1 Объекты и методики исследования
2.2 Результаты исследования
2.3 Рекомендации по формированию самостоятельности у дошкольников.30
Выводы по второй главе 43
Заключение
Список использованной литературы
Приложение


Актуальность исследования. Проблема организации у детей самостоятельности существовала и остается в педагогической науке одной из самых жизненных. Волевые качества личности показываются стержневой стороной характера человека, и их формированию должно быть уделено серьезное внимание. Очень значительным волевым качеством, нужным для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.
Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается в настоящее время гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Чем меньше дети, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим.
Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста — одна из важнейших задач родителей. Мамы и папы часто допускают ошибку, не позволяя малышу действовать самостоятельно. При этом к 6-7 годам родители недоумевают, почему их дети не владеют элементарными навыками самообслуживания.
Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В этот пери¬од формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического, психического, нравственного и духовного здоровья детей, происходит функциональное совершенствование всех органов и систем организма.
Степень изученности проблемы: Изучение проблемы самостоятельности, в настоящее время, ведется в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности дошкольника, ее природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); структура и соотношение компонентов самостоятельности (Ю.Н. Дмитриева, Г.Н. Година, Т.Г. Гуськова); этапы, условия и методы развития самостоятельности дошкольника (З.В. Елисеева, Н.С. Кривова, А.А. Люблинская, К.П. Кузовкова); взаимосвязь самостоятельности с различными психическими процессами (Т.И. Горбатенко, Д.В. Ольшанский, Н.А. Цыркун).
Объект исследования: процесс формирования самостоятельности у дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучение условий формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста.
2. Определить условия формирования самостоятельности детей до-школьного возраста. Подобрать методы и методики для проведения эмпирического исследования.
3. Провести исследование уровня сформированности самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Теоретической базой исследования являются работы педагогов психологов по изучаемой проблеме, таких как В.В.Агеев, О.Ф. Борисова, К.Н. Вентцель, Г.Н. Година, Т.В. Гуськова, Е.П. Ильин, Г.В. Шептихина и др.
Практическая значимость может отражаться в работе педагогов- психологов, как в дошкольных учреждениях, в виде консультационного материала, памяток для родителей и педагогов.
Гипотеза исследования: формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста будет осуществляться наиболее успешно, если определены критерии и уровни сформированности самостоятельности старших дошкольников, учитывающие его специфику.
Базой исследования: МБДОУ детский сад № 30 комбинированного вида «Улыбка» города Елабуга.
Методы исследования:
- анализ и синтез литературы по проблеме исследования;
- практические методы: наблюдение, проектная деятельность «Волшебные цветы» (Чусовлянкина Е. Т.).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни, и оно должно воспитываться с раннего возраста. По определению самостоятельность - это способность или возможность действовать без чьего-либо вмешательства.
Самостоятельность не дается человеку от рождения. Она формируется по мере взросления детей и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. И родителям важно учитывать это, менять методы воспитания ребенка, уважать его независимость, поддерживать стремления, поощрять и тактично направлять его самостоятельные действия.
Таким образом, по результатам выпускной квалификационной работы, можно сделать следующие выводы:
Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста — одна из важнейших задач родителей, формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста - одна из важнейших задач современной системы образования. Жизнь во всех её проявлениях становится всё многообразнее и сложнее, от человека чаще всего требуются не привычные действия, а творческий подход к делу, способность видеть проблемы и самостоятельно их решать. Развивать активность, самостоятельность, творческие качества личности необходимо уже в дошкольном возрасте, так как, по мнению психологов, этот возрастной период наиболее благоприятен для формирования основ этих качеств.
Самостоятельность предполагает также формирование у ребенка умения находить самому себе занятие и какое-то время выполнять его, не привлекая к этому взрослых. Такую черту личности ребёнка как самостоятельность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.
Развитие педагогической науки привело к тому, что статус ребенка был в корне пересмотрен. И если раньше он воспринимался исключительно как зависимый член семьи, которого нужно воспитывать, не спрашивая его желания и мнения. Именно поэтому воспитанию самостоятельности не уделялось должного времени и внимания. По мере взросления ребенка это неизбежно приводило ко многим трудностям. Требуя от ребенка способности к принятию решений, родители не давали ему в полной мере почувствовать свободу и проявить себя. Потому, что опыта принятия решений и поведения во многих ситуациях у него нет.
Воспитание ребенка по заранее, четко определенным инструкциям, может быть, в какой-то мере удобно для родителей, но оно абсолютно не-приемлемо для детей. И главным минусом такого подхода является то, что ребенок полностью лишается самостоятельности, на долгие годы оставаясь инфантильным, неуверенным в себе и собственных возможностях.
Целью экспериментального исследования является проверка уровня развития комплекс педагогических условий развития самостоятельности у детей дошкольного возраста в системе дошкольного образовательного учреждения детский сад № 30 комбинированного вида «Улыбка».
Для решения поставленной цели определили ряд задач, решаемых нами в ходе экспериментального исследования:
- установить наличие навыков самостоятельности у детей дошкольного возраста в системе дошкольного образовательного учреждения до применения педагогических условий;
- экспериментально проверить влияние предложенного нами комплекса педагогических условий на развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста в системе дошкольного образовательного учреждения.
Экспериментальное исследование включает три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Задачами опытно - экспериментальной работы явились следующие:
1. Изучить уровень развития самостоятельности детей.
2. Выявить отношение педагогов и родителей к проблеме исследования.
Поставленные задачи решались с помощью разнообразных методов исследования: наблюдение, диагностика.
По проведенному констатирующему эксперименты, который включал наблюдение и экспериментальное исследования можно говорить о том, что зонирование предметно - пространственной среды группового помещения детского сада на уголки и изолированные тематические зоны, предписывающее использование материалов и оборудования в строго определенном месте и заданным способом, не предусматривает возможность разнопланового и творческого его применения детьми старшего дошкольного возраста в свободной самостоятельной деятельности. Кроме того, статичность и инертность предметного окружения, громоздкость и неподъёмность мебели, ее крепление «намертво» к полу или стенам, не позволяет изменять групповое пространство в соответствии с задачами образовательного процесса и актуальными детскими интересами, а также табу на использование пространства спален для размещения материалов и оборудования и организации активности детей обедняет среду обитания до-школьника, сужая личное пространство.
По результатам формирующего эксперимента можно сделать вывод о том, что навыки самостоятельности развиваются в процессе организованной деятельности.
Развитие самостоятельности находится в прямой зависимости от комплексных педагогических воздействий, осуществляемых в разных видах деятельности. Воспитательные воздействия должны быть направлены на обогащение и углубление знаний детей, введение значимых мотивов деятельности и формирование положительного эмоционального отношения к ней.
Сегодня ребёнок не мотивирован на реализацию разных видов деятельности, не ставит самостоятельных целей, а лишь по итогам проводимой с ним работы овладевает некоторыми способами действия.
Важно понимать, что для формирования самостоятельности значима именно внутренняя, собственная мотивация ребёнка. Когда «надо» меняется на «хочу». Самостоятельность ребёнка в деятельности проявляется при её выборе и осуществлении, при постановке целей, определении и разрешении задач; при обобщении и переносе способов действий, а не при послушном выполнении поставленного кем-то задания. Именно поэтому проблема формирования детской самостоятельности не затрагивает аспекта самообслуживания. Последнее связано с выработкой определённых навыков, которые следует расценивать как проявление организованности, а не самостоятельности. Задачи того, что ребёнок делает, диктуются требованиями социума, а не его потребностями, и выполняются именно как навык, как привычка действовать определённым образом в определённых условиях.
Итак, самостоятельный ребёнок - тот, который сам ставит себе цели и может их добиваться.



1. Агеев В.В. Психология неадаптивного образования: учебное пособие / В.В. Агеев. - Алматы: Лира, 2016. - 420 с.
2. Беседин А.Н. Книга практического психолога: монография /А.Н. Беседин. - Харьков: Олма, 2011.- 145с.
3. Блонский П.П. Дошкольный возраст: монография / П.П. Блонский.- М.: Педология, 2000. - 119 с.
4. Борисова О. Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника /О. Ф. Борисова // Детский сад от А до Я. - 2016. - №1 - С. 124-132.
5. Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад: учебное пособие / К.Н. Вентцель.- М.: Просвещение, 1995. - 337 с.
6. Волков Б.С. Детская психология: от рождения до школы: учебное пособие / Б.С. Волков.- Спб.: Питер, 2009.- 160с.
7. Волосова Е.В. Развитие ребёнка дошкольного возраста: монография / Е.В. Волосова - М.: Просвещение, 1999.- 234 с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 2011. -536 с.
9. Година Г.Н. Нравственное воспитание дошкольников. Младший средний возраст: учебное пособие / Г.Н. Година. - М.: Педагогика, 2012. - С. 83-111.
10. Гозман Л.Я. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы / Л.Я. Гозман // Вестник МГУ. - 2015. - №4. - С.80-84.
11. Головин С. Ю. Словарь практического психолога: справочное пособие / С.Ю. Головин. - М.: Психология, 2018. - 272 с.
12. Горшенина В.В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания: методическое пособие/ В.В. Горшенина. - Волгоград: Панорама. 2017.- 123с.
13. Гуськова Т.В. Что такое самостоятельный ребёнок: монография / Т.В. Гуськова //Дошкольное воспитание. - 2017. - №5.- С.60-64.
14. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М. Гурович. - СПб.: Детство Пресс, 2013. - 324 с.
15. Дошкольная педагогика / под ред. В.И.Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 2008. - 134 с.
16. Дуброва В.П. Воспитание самостоятельности у дошкольника в семье: методическое пособие / В.П. Дуброва.- М.: Просвещение, 2016.¬253с.
17. Зеньковский В.В. Психология детства: учебное пособие /
B. В. Зеньковский. - М.: Школа-Пресс, 2016.- 76с.
18. Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или несколько историй из жизни школьников с вопросами письмами, монологами и документами: монография / В.Д. Иванов.- М.: Просвещение, 2017.-78с.
19. Ильин Е. П. Психология воли: учебное пособие / Е.П. Ильин. - М.: Инфра, 2017. - 257 с.
20. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: методическое пособие / Р.Р. Калинина. - СПб.: Издательство «Речь», 2017.- 95с.
21. Козлова С.А.; Дошкольная педагогика: учебное пособие /
C. А. Козлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2016.-213с.
22. Кон И.С. Психология самостоятельность/ И.С. Кон // Педагогика здоровья. - 2009.- №7. - С.96- 100.
23. Леонтьев А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: сборник статей /А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец.- М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2015. - 144с.
24. Люблинская А.А. Детская психология: учебное пособие / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 2016.- 156с.
25. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: методическое пособие / Т.А. Маркова. - М.: Просвещение, 2011. - 357 с.
26. Микляева Н.В. Несколько слов о развитии и поддержке детской активности и самостоятельности/ Н.В. Микляева // Детский сад от А до Я. - 2016. - №17. - С.23-30.
27. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебное пособие / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 85с.
28. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики/ А.К. Осницкий // Москва-Нальчик: Изд. Центр «Эльфа», 2017.- №12. - С.173- 178.
29. Петровский А.В. Коллектив / А.В. Петровский //Общая психология. - 2016.- №8. - С.7-10.
30. Платохина Н.А. Организация самостоятельной деятельности детей в процессе ознакомления с историей и культурой родного края/ Н.А. Платохина // Детский сад от А до Я. - 2016. - №6. - С. 108-115.
31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 2017. - 357 с.
32. Смирнова Е.О. Детская психология: учебное пособие / Е.О. Смирнова. - М.: Дрофа, 2016.- 253с.
33. Смирнова, Е.О. Дошкольник в современном мире: учебное пособие/ Е.О. Смирнова - М.: Дрофа, 2016.- 157с.
34. Смирнова Е.О. Структура и динамика отношения в онтогенезе ребенка/ Е.О. Смирнова // Вопросы психологии.- 2017. - №2. - С.28-31.
35. Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: учебное пособие/О.В. Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2016.-182с.
36. Теплюк С. Истоки самостоятельности/ С. Теплюк //Дошкольное воспитание. - 2005. -№32. - С.67-70.
37. Трубайчук Л.В. Социальная компетентность дошкольника/ Л.В. Трубайчук// Актуальные проблемы дошкольного образования: теоретические и прикладные аспекты социализации социального развития детей до-школьного возраста: Материалы V Международной научно-практической конференции. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2017.- 307 с.
38. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста: учебное пособие / Г.А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 327 с.
39. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей: учебное пособие / А.П. Усова. - М.: Просвещение, 2016.- 257с.
40. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2011. - 337 с.
41. Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников: учебное пособие / Г.А. Цукерман. - М.: Психология, 2013. - 227 с.
42. Чанчикова А.А. Педагогические условия формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста в ДОУ / А.А. Чанчикова, О.В. Полетаева //Педагогический опыт: теория, методика, практика. -2015. - №1(2). - С. 253-255.
43. Чехонина О.И. Самостоятельная поисковая деятельность детей в образовательном процессе детского сада/ О.И. Чехонина // Детский сад от А до Я. - 2016. - №2. -С. 101- 107.
44. Шапарь Б.В. Практическая психология. Инструментарий: учебное пособие / Б.В. Шапарь - Ростов на Дону: Издательство «Феникс», 2016.- 211с.
45. Шептихина Г.В. Семейные взаимоотношения как условие развития активной жизненной позиции у детей дошкольного возраста/ Г.В. Шептихина // Детский сад от А до Я.- 2016. - №32. - С.32-39.
46. Шкрабова И.Н. Индивидуальный подход в работе с детьми до-школьного возраста /И.Н. Шкрабова, А.И. Старцева // Научный альманах. - 2015. - №12. - С.10-15.
47. Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2014. - 327 с.
48. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: проблемы возрастной и педагогической психологии/ Д.Б. Эльконин// Международная педагогическая академия. - 2014. - №5(83). - С. 18-27.
49. Юсупова Г. Воспитание самостоятельности у детей: учебное пособие / Г. Юсупова. - М.: Речь, 2012. -79 с.
50. Юсупова Г. Воспитание самостоятельности у детей/ Г. Юсупова //Дошкольное воспитание.- 2016. - №21. - С.28-29.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ