ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ 6
1.1.Общая характеристика познавательных универсальных учебных действий 6
1.2. Требования к организации учебного процесса образовательной
области «Математика», направленного на формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся 10
1.3. Метод проектов как средство формирования познавательных
универсальных учебных действий обучающихся 21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 29
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В
ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ 31
2.1. Психолого-педагогические особенности учащихся 5- х классов 31
2.2. Требования к организации процесса обучения направленного на формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5 - х классов в процессе реализации проектной деятельности
34
2.3. Рекомендации к организации работы над учебным проектом направленной на формирование познавательных универсальных учебных
действий обучающихся 5-х классов 42
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
По мнению Асмолова А. Г. - важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Основой достижения развивающих целей образования является активность обучающихся. В данном случае знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В настоящее время в современном образовании отмечается переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Все это обусловлено реализацией ФГОС ООО в современной школе. Признание активной роли обучающегося в процессе обучения приводит к изменению взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения. Всё это придаёт особую актуальность вопросу формирования универсальных учебных действий (УУД) при освоении учащимися любых школьных предметов.
В процессе овладения УУД, обучающиеся получают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. УУД - это обобщенные действия, которые порождают мотивацию к обучению и позволяют обучающимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Для формирования познавательных УУД на уроках математики, достаточно эффективным, является метод проектов, который применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей, к которым по праву можно отнести математику. Метод проектов это модель обучения, которая вовлекает ученика в процесс решения сложных проблем. Этот процесс завершается в реальном материале - продукте проекта.
В процессе обучения математике наиболее успешно формируются познавательные УУД - востребованные современной системой образования. Они направлены на достижение главной цели современного образования: научить учиться и достигать новых вершин знания для дальнейшего саморазвития. Метод проектов является эффективным средством развития познавательных универсальных учебных действий на уроках математики. При применении метода проектов на уроках математики расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает стойкий познавательный интерес к предмету, формируется исследовательский навык.
Объект исследования: процесс обучения математике в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: формирование познавательных УУД у обучающихся 5 класса, посредством использования метода проектов в процессе обучения математике.
Цель исследования: разработать рекомендации к реализации метода проектов, способствующие формированию познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5-х классов.
Для достижения поставленной цели обозначены следующие задачи:
1) проанализировать методическую и психолого - педагогическую литературу с целью раскрытия сущности понятия «познавательные универсальные учебные действия»;
2) изучить требования к организации учебного процесса, направленного на формирование познавательных УУД на уроках математики;
3) рассмотреть определения понятия проект, классификации проектов, этапы работы над проектами, структуру проекта и способ представления проекта.
4) провести анализ познавательной сферы учащихся 5 классов;
5) выделить требования к организации проектной деятельности учащихся 5 - х классов в процессе обучения математике, направленной на формирование познавательных УУД;
7) разработать рекомендации к реализации метода проектов, способствующие формированию познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5-х классов.
Важнейшая задача современной системы образования как формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков успешно реализуется в процессе обучения математике. В первой главе выпускной квалификационной работы раскрыта сущность понятия «познавательные универсальные учебные действия», а так же изучены требования к организации учебного процесса направленного на формирование познавательных УУД на уроках математики. В процессе работы было выявлено, что метод проектов выступает как одно из важнейших средств формирования УУД данного вида у учащихся 5 класса. Во второй главе нами рассмотрены психолого-педагогические особенности младшего подростка. Опираясь на псхолого - педагогические особенности учащихся данного возраста представлены требования к организации метода проектов, направленного на формирование познавательных УУД у учащихся 5 класса. Анализ литературы, посвященной методу проектов в процессе обучения математики позволил разработать методические рекомендации для организации работы по методу проектов в 5 класса, направленной на формирование познавательных ууд.
Таким образом, все задачи данной работы решены и цель достигнута.
1. Абитаева, Л. Г. Формирование интеллектуальных умений в процессе обучения математике .Математическое образование: прошлое, настоящее, будущее: Материалы I Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Б. М. Бредихина, 1-2 ноября 2006 г. - М.; Самара : СГПУ, 2006. - 470 с.
2. Агеев, В. В. Деятельность как социальный феномен, 2004. - 289 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.ageyev.kz/books/book- 2/index.html
3. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. - М.: Просвещение, 2010. - 280 с.
4. Ананьина, Л. Д. Проектировочная деятельность учащихся как инструмент познания .Модернизация школьного российского образования: проблемы и пути реализации в процессе обучения математике: Сборник публицистических, научных статей и методических материалов практико-ориентированного характера; Екатеринбург : [б. и.], 2007. - 169 с.
5. Баранова, Е. В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью. Математика в школе. - 2004. - № 2. - С.7-8.
6. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.
7. Бреславская, Т. А. Проектировочная деятельность учащихся как инструмент познания. Модернизация школьного российского образования: проблемы и пути реализации в процессе обучения математике: Сборник публицистических, научных статей и методических материалов практико-ориентированного характера; Екатеринбург, 2007. - 169 с.
8. Викол, Б. А. Формирование элементов исследовательской деятельности при углубленном изучении математики : Автореф. дис. канд. пед. наук. / А. Б. Викол. - М. : [б. и.], 1977 -- 16 с.
9. Ганеев Х.Ж. Пути реализации развивающего обучения математике: Учеб. пособие/ Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997. с. 102.
10. Далингер, В. А. учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения математики // Электронный научный журнал "Вестник Омского государственного педагогического университета" - выпуск 2007 [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.omsk.edu/article/vestnik- omgpu-195.pdf
11. Епишева, О. Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: кн. для учителя - М.: Просвещение, 2003 - 224 с.
12. Епишева, О. Б. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - 128 с.
13. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов - М.: Логос, 2002. - 384 с.
14. Исраелян, К. Э. Формирование системы знаний учащихся на основе проблемного обучения. Преподавание математики в вузах и школах: проблемы содержания, технологии и методики: материалы второй региональной научно-практической конференции. - Глазов: изд-во Глазов. гос. пед. ин-та, 2006. - 128 с.
15. Криволап Н. С. Исследовательская работа школьников. - Минск : Красико-Принт, 2005. - 176 с.
...