Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование социальной активности старших дошкольников посредством подвижных игр

Работа №98564

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
208
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР .. 5
1.1. Сущность понятия «социальная активность» в психолого-педагогических исследованиях 5
1.2. Структура социальной активностистаршихдошкольников 10
1.3. Подвижные игры в физическом воспитании старшихдошкольников . ... 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ И РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР 28
2.1. Диагностика социальной активности старшихдошкольников 28
2.2. Развитие социальной активности старших дошкольников посредством
подвижных игр в МБДОУ № 164 36
2.3. Результаты опытно-поисковой работы по развитию социальной
активности старших дошкольников посредством подвижных игр 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 76


Актуальность темы исследования: Особое значение для развития социальной активности имеет старший дошкольный возраст, когда формируются важнейшие личностные новообразования, обуславливающие появление общественной направленности в деятельности дошкольников. Проблему формирования социальной активности дошкольников изучали ученые различных областей знания: психологи, педагоги, философы. Особенности социальной активности дошкольников в процессе познания социальной действительности рассмотрены в работах С.А.Козловой, в трудовой деятельности изучены Е.А.Шанц. Изучение данного феномена с позиции рассмотрения его психологических основ проводилось В.Г.Мараловым, в дошкольной педагогике известна нормативная модель социальной активности дошкольников Р.Г.Казаковой.
Формирование социальной активности дошкольников в условиях учреждений дополнительного образования рассмотрено в трудах Л.А.Герасимовой, Е.А.Архиповой. Обоснование данного феномена как необходимой предпосылки формирования самостоятельности и целеустремленности приведено в работах А.К.Бондаренко.
Вместе с тем проблема формирования социальной активности старших дошкольников средствами подвижных игр остается недостаточно изученной.
Объект исследования.
Социальная активность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования.
Формирование социальной активности детей дошкольного возраста игровыми методами.
Цель исследования.
Обосновать влияние подвижных игр на формирование социальной активности старших дошкольников
Задачи исследования.
1. Проанализировать сущность понятия «социальная активность старших дошкольников» и обосновать его структуру.
2. Выявить роль подвижных игр в формировании социальной активности старших дошкольников.
3. Разработать комплексы игр для развития социальной активности старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
4. Провести опытно-поисковую работу и оценить ее результаты.
Разработанность темы исследования.
Методы исследования.
В исследовании применялись теоретические методы (анализ, сравнение, обобщение) и эмпирические методы (наблюдение, описание, эксперимент).
Структура исследования.
Введение, теоретическая глава, практическая глава, заключение, список источников и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ личности и ее места в обществе, как правило, происходит с использованием понятия «социальная активность». Социальная активность является сознательной деятельностью личности, направленной на участие в жизни общества.
Социальная активность личности - это потребность отдельного человека в том, чтобы поддерживались или изменялись основы его жизни, согласно его мировоззрению и ценностным ориентациям. Условиями и средой проявления является комплекс всех факторов, что воздействует на конкретного индивида в обществе.
Социальная активность является многокомпонентной структурой, включающей в себя: когнитивный, мотивационно-ценностный и
деятельностный компоненты.
Когнитивный компонент социальной активности представляет собой реализуемое стремление и желание получать новые познания об окружающем мире. Это активность интеллектуальной сферы ребенка, от которой полностью зависит качество его обучения.
По мнению Е.Е. Кравцовой, познавательной активностью называют избирательную направленность личности на предметы и явления окружающего мира. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.
Систематически укрепляясь и, развиваясь, познавательная активность становится основой положительного отношения к учению, познавательная активность носит поисковый характер. Под влиянием когнитивного компонента социальной активности у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет.
Мотивационно-ценностный компонент социальной активности - это свойство личности, которое побуждает человека к активному взаимодействию с социальной средой. Мотивация - это поведение, направленное на удовлетворение каких-либо потребностей индивида при помощи деятельности. Причем механизм мотивации может быть как внешним, так и внутренним. Внешняя мотивация - это побуждение к социальному общению в силу каких-либо внешних причин, получения в той или иной форме какой-либо выгоды - например, авторитета в среде сверстников или похвалы старших. Стремление ребенка достичь определенного статуса в социальной среде очень хорошо мотивирует его к социальной активности. Существует и внутренняя, бытийная мотивация социальной активности. Таким образом, ценностно-мотивационный
компонент социальной активности может быть обусловлен как утилитарными потребностями ребенка, так и высшими, бытийными ценностями.
Деятельностный, или поведенческий компонент социальной активности представляет собой механизм принятия решения.
Один из методов, при помощи которого осуществляется воспитание социальной активности ребенка в детском саду - это подвижные игры. Игровая деятельность - это основная деятельность ребенка дошкольного возраста, поэтому необходимо ее использовать не только в качестве развлечения, но и в качестве приема развития ребенка, в том числе - не только физического, но и социального развития. В процессе физического воспитания у каждого ребенка формируются не только физические, но и морально-психические качества. К ним относятся устойчивый интерес к спорту, дисциплинированность в соблюдении режима, способность к преодолению трудностей, чувство долга, чувство ответственности, а также упорство, трудолюбие и аккуратность. Также коллективные физические упражнения в ходе подвижных игр способствуют воспитанию социальных качеств коллектива и отдельного ребенка - чувства коллективизма, взаимовыручки.
В практической части исследования детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе МБДОУ д/с №164 г. Екатеринбурга в течение 2016-2017 учебного года. Было проведено исследование социальной активности детей и предложена разработка комплекса подвижных игр и спортивных упражнений, направленных на формирование и развитие всех трех компонентов социальной активности.
В ходе констатирующего эксперимента были выявлены показатели социальной активности детей в группе старших дошкольников. По результатам исследований можно сказать, что социальная активность в группе на среднем уровне. Тем не менее, многие из детей (половина) имеют низкий и очень низкий социометрический статус, что свидетельствует о наличии определенного социального неблагополучия в группе дошкольников.
Затем был проведен формирующий эксперимент в виде комплекса подвижных игр и физических упражнений для развития социальной активности детей. В ходе контрольного эксперимента было выявлено, что уровень социальной активности детей значительно повысился. Как можно судить из результатов анкетирования родителей, у большинства детей в группе достаточно высокая социальная активность. Детям в большинстве нравится общество сверстников в детском саду, они умеют общаться как со взрослыми, так и со сверстниками и испытывают потребность в социальной жизни.
Социальная активность в группе по итогам формирующего эксперимента значительно выросла. Тем не менее, трое детей имеют низкий социометрический статус. Следовательно, необходимо продолжение работы по формированию социальной активности дошкольников при помощи подвижных игр, для окончательного преодоления социального неблагополучия.
По итогам анкетного опроса может быть рекомендована организация работы с родителями. Необходимо настроить педагогов на проведение активного курса по созданию единого пространства развития ребенка в детском саду и семье - первой школе воспитания растущего человека. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и детского сада. Семья является главным в жизни ребенка, и основное воспитание ребенок получает в семье. Но так как значительную часть своей жизни ребенок дошкольного возраста проводит в ДОУ, необходимо активное сотрудничество родителей воспитателей в целях создания единого воспитательного пространства детского сада и семьи. Для этого необходима целенаправленная работа сотрудников ДОУ с родителями. Существуют методики работы с семьями воспитанников ДОУ, позволяющие организовать совместную воспитательную работу детского сада и семьи.



1. Абульханова, К. А. Психология и сознание личности: проблемы методологии, теории и исследования реальной личности [Текст] : избр. психол. тр. / К. А. Абульханова ; Моск. психол.- социал. ин-т. - М. : Моск. психол.- социал. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 1999. - 224 с.
2. Амонашвили, Ш. Основы гуманной педагогики [Текст] : в 4 кн. /
Ш. Амонашвили. - М. : Амрита, 2012. - Кн. 1 : Улыбка моя, где ты?. - 288 с.
3. Андреева, Г. И. Социальная психология [Текст] : учеб. для студентов вузов / Г. М. Андреева. - М. : Аспект-Пресс, 2005. - 365 с.
4. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст] : монография / Ф. Б. Березин - Л. : Наука, 1988. - 270 с.
5. Блумер Г. Социальные проблемы как коллективное поведение [Электронный ресурс] / Г. Блумер // Социальные проблемы: конструк- ционистское прочтение / сост. И. Г. Ясавеев. - Казань, 2007. -
С. 11-25. - URL : http://kpfu.ru/staff_files/F492933121/Social_Prob- lems_Constructionist_Reading.pdf (дата обращения: 11.06.2017).
6. Бодалев, А. А. Психология личности [Текст] / А. А. Бодалев. - М. : Изд- во Моск. ун-та, 1988. - 188 с.
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - СПб. : Питер, 2009. - 400 с.
8. Бороздина, Л. В. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний [Текст] / Л. В. Бороздина,
Е. А. Залученова // Вопросы психологии. - 1993. - № 1. - С. 104-113.
9. Борякова, Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] : учеб. пособие / Н. Ю. Борякова. - М. : АСТ : Астрель, 2012. - 281 с.
10. Брушлинский, А. В. О природных предпосылках психического развития человека [Текст] / А. В. Брушлинский. - М. : Знание, 1977. - 64 с.
11. Вахтеров, В. П. О новой педагогике [Текст] : избранное / В. П. Вахтеров. - М. : Аттикус, 2013. - 293 с.
12. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] : учеб. пособие / В. К. Воробьева. - М. : АСТ, 2006. - 159 с.
13. Воспитание младшего школьника [Текст] : пособие для студентов сред. и высш. учеб. заведений, учителей нач. кл. и родителей / сост. Л. В. Ковинько. - М. : Академия, 2000. - 317 с.
14. Выготский, Л. Н. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : СОЮЗ, 1997. - 93 с.
15. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский // Выготский Л. С. Собрание трудов: Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное / Л. С. Выготский. - М., 2001. - С. 3-342.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ