ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОУЧИНГА В СИСТЕМЕ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1 Специфика дополнительных образовательных услуг в деятельности дошкольной
образовательной организации 8
1.2 Понятие, сущность и место коучинга в системе дополнительного образования в дошкольных
образовательных организациях 29
1.3 Зарубежный и отечественный опыт использования коучинга в образовании 46
1.4 Технологии коучинга дополнительных образовательных услуг в дошкольной образовательной
организации 59
2 ВНЕДРЕНИЕ КОУЧИНГА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УСЛУГ В МБДОУ «ДЕТСТВО» 68
2.1 Характеристика и анализ деятельности образовательной организации 68
2.2 Определение элементов и мероприятий коучинга дополнительных образовательных услуг в
МБ ДОУ «Детство» и оценка их эффективности 111
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 121
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 126
ПРИЛОЖЕНИЕ 134
Опрос родителей по организации дополнительных услуг (анкета МБДОУ «Детство») 134
Актуальность темы. Актуализации вопроса использования коучинга в образовании послужили результаты его применения в зарубежных странах, в частности в Норвегии, а также принятие на государственном уровне ФГОС, требования которого определили необходимость: поиска и внедрения инновационных педагогических технологий; изменения структуры образовательного процесса и роли педагога в образовательном процессе.
Внедрение ФГОС на современном этапе не дало тех результатов, которые планировались. Создание развивающей системы образования в России выявило ряд проблем, среди которых необходимость переориентации отечественного опыта на новую личностную парадигму, усиливающую смысловой характер образования. Проблема изменения форм и методов, применяемых педагогами, решаема, если проводить обучение именно педагогического состава современным технологиям, способствующим на практике успешному внедрению ФГОС. Одной из таких технологий является коучинг.
С одной стороны, ФГОС дошкольного образования также предъявляется требования к организации образовательного процесса, достижение которых при использовании коучинга будет более быстрым и эффективным. В процессе коучинга педагоги освоят новые знания быстрее, повысят свой профессиональный уровень и т.д. Не смотря на то, что коучинг выступает мощным и действенным методом повышения профессиональной компетенции педагогов, его использование носит ограниченный характер.
С другой стороны, если с дошкольного возраста использовать кочинговые технологии в образовании детей и начинать учить творчески учиться, добиваться успеха через новый метод в образовании, то в последующем коучинговый подход в школе приведет к еще более лучшим результатам.
В последние годы деятельность дошкольных образовательных организаций в основном была направлена на разработку и внедрение новых программ, соответствующих индивидуальным возможностям детей и развивающих их интеллектуальный, эмоциональный, действенно - практический потенциал. Поэтому современные российские дошкольные образовательные организации оказывают как основные, так и дополнительные образовательные услуги. И МБДОУ «Детство» не является исключением. Роль дополнительного образования детей в дошкольных образовательных учреждения сложено переоценить, поскольку оно несет очевидные плюсы, как для развития детей дошкольного возраста, так и для образовательных организаций. За счет дополнительных образовательных услуг повышается конкурентоспособность и увеличиваются источники финансирования дошкольных образовательных организаций. Но, не смотря на значимость дополнительных образовательных услуг, их качество и эффективность, как правило, не исследуется и не анализируется. На практике, педагоги при оказании дополнительных услуг зачастую образовательный процесс строят в урочной форме, что приводит к потере интереса детей дошкольного возраста, и как следствие, вызывает депопуляризацию данных услуг среди законных представителей. В этой связи использование коучинговых технологий способно изменить образовательный процесс, что обуславливает значимую роль коучинга дополнительных образовательных услуг для ДОО.
Таким образом, проблематика развития современных
образовательных организаций, необходимость повышения профессионализма педагогов в том числе в части оказания дошкольными образовательными организациями дополнительных услуг и использования в этой связи инновационных технологий, к числу которых относится коучинг, результативность коучинга определили выбор темы диссертационной работы и ее особую актуальность.
Теоретическая разработанность темы. Вопросы нормативно-правового регулирования деятельности, управления дошкольной образовательной организацией рассмотрены в трудах Багаутдиновой С.Ф., Сальниковой Л.Н., Волобуевой Л. М., Кузнецовой Е. Б., Данилиной Т. А. Вифлеемского А.Б., Гитман Е.К., Торбеевой А.П., Микляевой Н.В., Жуковой Л.П., Лашковой Л.Л., Маханевой М.Д., Князевой О. Л., Третьякова П.И., Белой К.Ю. и др.
Программы дошкольного образования разработаны творческими коллективами М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой.; В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, Н. А. Ноткиной; Л. А. Парамоновой, Т. И. Алиевой, А.Н. Давидчук и др.; Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцовой; Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой; Веракса Н.Е., Веракса А.Н.
Подходы, методология, проблемы внедрения ФГОС дошкольного образования исследованы Аванесовым В. С., Агуреевой Т.Н., Барабаш, А.Э., Купырой Е.А., Дубининой А. В., Потаповой О. Е., Феклистовой Е.В., Смолеусовой Т.В. и др.
Вопросы использования инноваций в организации и осуществлении деятельности дошкольных образовательных организаций исследованы Волобуевой Л.М., Кузнецовой Е.Б., Давыдовой Н.Н., Дюковым В.М., Епишевой О. Б., Клариным М.В., Лаврентьевой Н.Г., Хабаровой Т.В.
Изучению зарубежного опыта в части управления, методик, оценки качества образовательных услуг уделено внимание в работах Белолуцкой А.К., Леван Т.Н., Крашенинников-Хайт Е.Е., Смирновой Д.С., Шиян И.Б., Вераксы Н.Е., Вераксы А.Н., Сафоновой О.А., Пуденко Т.И., Богуславской Т.Н.
Вопросы применения коучинга в сфере образования исследованы в трудах Ворониной О.А., Гибнер Я.М., Гульчевской В.Г., Зыряновой Н.М. Касаткиной Е.И., Кларина М.В., Колосовой Н.Н., Костяевой Н.А., Кузнецовой Е.В. Кристиансена Я.Г., Левинской Е. А. Липенской И.А., Зубовой С.П., Максимова В. Е. Нечаевой О.А., Никитиной Т.А., Павлова
A. В., Койава Е.С., Таранниковой И.В. и др.
Проблемы дополнительного образования детей дошкольного возраста рассматриваются в трудах В.И. Андреева, В.В. Беловой, В.П. Беспалько,
B. З. Вульфова, З.А. Красновского, М.М. Кулибабы, И.Я. Лернера, А.И. Щетинской и др...
Образовательная услуга применительно к деятельности дошкольных образовательных организаций представляет собой комплексный процесс, направленный на передачу знаний, умений, навыков, ценностных установок детям дошкольного возраста с целью удовлетворения их образовательных потребностей и интересов. Образовательные услуги ДОО классифицируются на основные и дополнительные. Данные виды услуг имеют сходства, обусловленные спецификой образовательных услуг, включающие такие как: совместный характер потребления; внешний положительный эффект; низкая степень осязаемости; неотделимость от источника; непостоянство качества в отношении; несохраняемость; необходимость непосредственных контактов между их педагогом и обучающим.
Дополнительные образовательные услуги ДОО - процесс, направленный на передачу знаний, умений, навыков детям дошкольного возраста, учитывающий их возрастные и индивидуальные особенности с целью удовлетворения их образовательных потребностей, интересов, адаптации к жизни в обществе вне основной образовательной программы ДОО.
Дополнительные образовательные услуги повышают качество образовательной деятельности ДОО, повышают ее комплексность значимость для детей, имеют значительный педагогический потенциал и выступает как мощное средство развития личности ребенка.
Рассмотрение сущности дополнительных образовательных услуг ДОО позволяет выделить следующие их специфические особенности:
добровольность оказания и потребления; интегрированность с основной образовательной программой ДОО; соответствие требованиям,
предъявляемым к образовательному процессу ДОО в целом; недопустимость дублирования или замены основной образовательной программы; самостоятельность; возмездность.
Сущность коучинга состоит в обеспечении целенаправленного формирования личностных составляющих профессиональных компетенций, например, мотивация к движению вперед в профессиональном развитии, принятие решений.
В педагогической науке и практике в настоящее время большинство ученых высказывают единое мнение о том, что коучинг выступает как инновационная образовательная технология:
• профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций, педагогов школ, преподавателей Вузов, дающая возможность решать наиболее актуальные проблемы образовательного процесса: формирование мотивации и новых стратегий мышления студентов, раскрытие их внутреннего потенциала, обучение умению творчески решать профессиональные задачи;
• повышения профессиональной подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций, школ, обладание которой позволит выстраивать и совершенствовать образовательный процесс в соответствие с требованиями образовательных стандартов;
• образования детей, позволяющая повысить качество образовательных услуг и действительно развивать детей как школьного, так и дошкольного возраста.
Модель процесса коучинга складывается из нескольких четко определенных этапов: постановка цели и осознание её реальности; анализ необходимых составляющих успеха; анализ имеющихся возможностей; определение путей достижения цели, выбор стратегии; мониторинг достижения цели и анализ результатов.
Использование технологии коучинга в дополнительных
образовательных услугах ДОО обусловлена спецификой данных услуг необходимостью повышения квалификацию педагогов, оказывающих данные виды услуг и качество дополнительных образовательных услуг в целом. и приводит к тому, что педагоги использую коучинговый подходы и в отношении воспитанников. В совокупности данные обстоятельства приводят к росту качества дополнительных образовательных услуг
По итогам изучения опыта использования коучинга в образовании выявлено, что развитие практики его применения в образовательных организациях России сдерживает отсутствие у педагогов познаний в данной области. Решением данной проблемы является обучение, прежде всего, педагогического состава коучингу через повышение квалификации педагогов как профессиональных курсах, так и внутри образовательных организаций.
Анализ технологии коучинга показывает, что он с одной стороны, основывается на общеизвестных методах: наблюдении, беседе,
моделировании, с другой - имеет собственные стандартизированные и апробированные процедуры.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Детство» активно развивающаяся ДОО, объединяющая деятельность 21 детского сада. ДОО в 2015-2016 г. внедрило модель сетевого взаимодействия, в результате чего оптимизировало управленческий и педагогический состав, повысило уровень заработной платы, укомплектованность педагогическими кадрами, результативность
диссеминации педагогического опыта и участия в конкурсах самого высокого уровня.
По результатам проведенного анализа выявлены недостатки образовательного процесса МБДОУ «Детство» как в отношении реализации основной образовательной программы, так в части оказания дополнительных образовательных услуг. Основная образовательная программа реализуется с учетом соблюдения всех требований ФГОС, а ее результативность положительно оценивается законными представителями воспитанников, но необходимо внесение коррективов и усиления работы с детьми по художественно-эстетическому и коммуникативному направлениям,
речевому развитию. При этом качество дополнительных образовательных услуг не удовлетворяет родителей в части услуг по таким секциям как «Изостудия» и «Студия тестопластики».
По итогам анализа выявлена проблема качества отдельных дополнительных образовательных услуг и необходимость ее решения посредством использования коучингова подхода - обучения педагогов, задействованных в работе секций «Изо-студия» и «Студия тестопластики» другими педагогами, чья профессиональная деятельность в части оказания дополнительных образовательных услуг удовлетворяет запросам детей и их законных представителей.
Для реализации коучиногового подхода разработан проект, целью которого является создание условия для профессионального развития педагогов ДОУ посредством экспериментальной деятельности. Реализация проекта
Реализация проекта исходя из его программы включает в себя 5 коучинг-сессии как для педагогов, задействованных в дополнительных услугам по кружкам «Изо-студия» и «Судия тестопластики», так и для всех педагогов, как занятых в дополнительных услугах в указанных выше кружках, так и тех, кто будет вести кружок «Образование для детей от 1 до 3» (для детей не посещающих детский сад).
В результате реализации коучинг-проекта:
• будут разработаны план дополнительных занятий;
• педагоги овладеют новыми методиками и знаниями;
• педагоги смогут более качественно оказывать образовательные услуги в части дополнительного образования детей;
• посещаемость детьми кружков «Изо-студия» и «Студия тестопластики» возрастет, повысится качество услуг и уровень удовлетворенности качеством дополнительных образовательных услуг воспитанниками.
• повысится мотивация на повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОО в области познавательно-исследовательской деятельности.
Коучинг проект не предусматривает дополнительных расходов, но при этом в результате роста посещаемости детей доходы от оказания дополнительных плат услуг ДОО возрастут.
В ходе осуществления проекта посредством методов модерации, кейсов, диагностического и интерактивного обучения будет осуществлено обучение педагогов, предполагаемые результаты которого позволят повысить качество и популярность дополнительных образовательных услуг в МБДОУ «Детство».
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) // СЗ РФ. - 2012. - № 53. Ст. 7598
2. Постановление Правительства РФ «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы» от 07.02.2011 г. № 61 // СЗ РФ. - 2011. - № 10. Ст. 1377.
3. Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы» от 15.04.2014 г. № 295 // СЗ РФ. - 2014. - № 21. Ст. 2541.
4. Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы» от 23 мая 2015 г. № 497 г. // СЗ РФ. - 2015. - № 22. Ст. 3232.
5. Приказ Министерства образования и науки РФ «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» от 27 октября 2011 г. № 2562.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. 2013. 25 ноября.
7. Аванесов В. С. Модернизация образования в России: ключевые проблемы и пути их решения // Народное образование. 2017. № 1. С. 35-39.
8. Агеева Е.В. Современные подходы к организации взаимодействия семьи и ДОУ // Социальная сеть работников образования. - 2015. URL: http://nsportal.ru.
9. Агуреева Т. Н. Использование ИКТ в разных направлениях деятельности ДОО // Справочник старшего воспитателя. 2014. № 11. С. 1216.
10. Аткинсон М., Чойс Р.Т. Наука и Искусство коучинга: Внутренняя динамика коучинга. Компас для коучей. - М.: Международная Академия Трансформационного Коучинга и Лидерства, 2008. - 278 с.
11. Багаутдинова С.Ф., Сальникова Л.Н. Управление дошкольным образованием. - М.: Флинта, 2015. - 374 с.
12. Барабаш А.Э., Купыра Е.А. Организация деятельности по психолого-педагогической диагностике дошкольников в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образовании // Magister Dixit. 2014. №1 (13). С.179-184.
13. Белолуцкая А.К., Леван Т.Н., Крашенинников-Хайт Е.Е., Смирнова Д.С., Шиян И.Б. Зарубежные модели независимой оценки качества дошкольного образования: опыт США и Сингапура // СДО. 2016. № 9 (71). С.60-67.
14. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Оценка качества дошкольного образования: зарубежный опыт // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2011. № 3. С. 22-31.
15. Вифлеемский А.Б. Актуальные вопросы экономики и права в образовании: ответы без цензуры. - М: Народное образование. 2014. - 152 с...