ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Физические особенности развития детей дошкольного возраста 6
1.2. Воображение и мышление у детей дошкольного возраста 9
1.3. Особенности музыкального восприятия 10
1.4. Особенности поведения детей дошкольного возраста 11
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 14
2.1. Цели, задачи и педагогические принципы в работе с детьми 14
2.2. Ритмика как эффективный путь воздействия на физическое и музыкальное
развитие ребенка 19
2.3. Развитие эмоциональной выразительности 26
2.4. Импровизация на занятиях хореографией 29
2.5. Характеристика этапов работы с детьми 32
ГЛАВА III. ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТАНОВОЧНОЙ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 40
3.1. Тема, идея, форма, драматургия хореографической постановки 40
3.2. Рисунок, описание движений хореографической постановки 42
3.3. Методы и приемы воплощения хореографического образа 50
3.4. Этапы работы над хореографической постановкой 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность - изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет танцевальная деятельность.
Танец - это музыкально-пластическое искусство, которое имеет большое значение для всестороннего развития личности. В танцах заключается большие возможности умственного, эстетического и нравственного воспитания детей, развития их координации движений рук и ног, пластики исполнения, грациозности, гибкости, двигательные танцевальные упражнения помогают дошкольнику понять содержание музыки, освоить её музыкальный язык.
По мнению педагогов-исследователей, (О.А. Апраксина, А.В. Буренина, Н.А. Ветлугина, Е.В. Горшкова, С.Л. Слуцкая и др.) необходимо как можно раньше развивать творческие способности детей в процессе обучения, побуждая их к творчеству.
Приобщение дошкольников к хореографии имеет большое значение для их развития: расширяется музыкальный кругозор, развивается музыкальность и раскрываются творческие способности. Танцевальное творчество в нашей стране с каждым годом приобретает все большую популярность, становится одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно богатой личности. Танцевальное творчество - массовое искусство, оно доступно всем. Десятки тысяч детей принимают участие в работе хореографических кружков, балетных студий. Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию воспитанники ДОУ приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического творчества.
Цель художественно-творческого проекта: осуществить постановку двух хореографических композиций для детей старшего дошкольного возраста.
Объект художественно-творческого проекта: процесс создания хореографической композиции.
Предмет художественно-творческого проекта: специфика постановочной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
В соответствии с указанной целью задачами выпускной квалификационной работы являются:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Уточнить психологические особенности старшего дошкольного возраста, используя материалы по возрастной педагогике.
3. Выявить специфику постановочной работы в связи с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста
4. Создать хореографические миниатюры с учетом психологических и педагогических требований к детям старшего дошкольного возраста.
Методологической основой художественно-творческого проекта явились:
• основные положения теории дошкольного образования (Т.Н. Бабаева, Л.Н. Венгер, Н.А. Ветлугина, Э.С. Вильчковский, И.Г. Галянт, Л.П. Качалова, Л.И. Савва, Л.В. Трубайчук, Н.В. Фезина и др.);
• основные положения теории преподавания хореографии (А.Я. Ваганова, А.Н. Беликова, Ф.В. Лопухов, A.M. Мессерер, Т.В. Пуртова, В.И. Уральская и др.)
• основные положения психолого-педагогической теории деятельности (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.);
• научные основы воспитания детей дошкольного возраста (Л.И. Божович, Н.Е. Веракса, Л.С. Выготский, А.Г. Гогоберидзе, Монтессори, Б.М. Теплов, А.В. Хуторской, Ф. Фребель и др.).
В данной выпускной квалификационной работе были использованы следующие методы исследования:
• Теоретические: изучение научной литературы по проблеме дошкольного воспитания; анализ профессиональной деятельности педагогов- хореографов; прогнозирование трудностей в работе с детьми старшего дошкольного возраста; выстраивание драматургии хореографической композиции и выбор ее пластического воплощения; разработка возможных вариантов и путей для реализации задуманного проекта.
• Эмпирические: опытная работа, включающая подбор музыкального материала; репетиционную деятельность с учениками; поиск художественных выразительных средств; постановка хореографической миниатюры; создание костюмов и декораций.
Базой исследования явились уроки в детской школе искусств и постановочная работа с детьми старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость проекта: данные исследования и выводы, а также хореографические композиции можно использовать в репертуаре детских танцевальных коллективов учреждений общего и дополнительного образования, танцевальных студий.
Ключевые слова - ДЕТСКИЙ ТАНЕЦ, ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ, ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ТАНЕЦ, ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО, ПОСТАНОВКА ТАНЦА, ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ, ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Задача педагога-хореографа - воспитывать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного. Главный критерий, в оценке результатов творческих способностей детей - это не только правильность выполненных заданий, но и проявление у воспитанников интереса к занятиям, стремления к самостоятельной деятельности, к совершенствованию своих поисков.
Лучшая награда за проделанную работу - сияющие глаза детей, всегда ожидающие чуда, их быстрый, изобретательный ум,
раскрепощенность, неиссякаемый интерес к музыке, движению, умение включаться спонтанно в любую танцевальную импровизацию, пластично и выразительно исполнять движения под музыку.
Положительным результатом работы является регулярное участие воспитанников в конкурсах, концертах.
Каждый руководитель хореографического коллектива стремиться научить детей легко, красиво танцевать. Педагогу необходимо много продумать еще до начала занятий с детьми и вложить в свою работу с ними немало труда и терпения.
Одновременно приходиться работать и над собой, не полагаясь только на свои способности и постоянно совершенствуя и углубляя свои знания.
Учебные занятия в коллективе, направленные на приобретение техники и выразительности в танце, требует и от детей настойчивости упорства и старания, а это им не всегда легко делается. Движения должны исполняться ловко и четко. Только большая любовь к искусству танца и к своему делу помогает педагогу развить у детей трудоспособность, дисциплинированность и добиться хороших результатов в освоении танцевального искусства.
Коллективная форма работы, общая заинтересованность в ней создает свою ответственность за общее дело. Так же должны быть внимательны и дисциплинированны дети, чтобы освоить учебный материал, понять, запомнить и воспроизвести движения, требующие большой точности исполнения, разучивание целые танцы, дети должны запомнить еще последовательность движений, рисунок танца. Это очень способствует развитию у них внимания, наблюдательность, памяти. Впоследствии эти качества оказываются необходимыми в повседневной жизни.
В настоящее время хореографическое искусство выполняет важную роль в эстетическом воспитании человека и развитие его вкуса. В детских садах и школах в системе дополнительного образования занимаются именно хореографическим искусством. Однако рамками хореографического искусства понятия «танец» не ограничивается. В популярном изложении в понятие «танец» входит как бы две сферы деятельности:
• игровой танец в самом широком понимании представляется нам как культура, в которую входит и зрелищное искусство как фрагмент культуры;
• узкое понятие танец - это и есть хореографическое искусство в котором эстетическая сторона, сложность движений, определенность формы являются ведущими признаками.
• культура и искусство обладает огромным потенциалом для развития подрастающего поколения средствами танца.
В этом и есть смысл работы с детьми дошкольного возраста и создание методического обеспечения.
В ходе подготовки данного проекта были осуществлены постановки хореографической композиции «Зимний вечер» и детского танца «Фантазёры». Эти танцы относятся к эстрадному направлению, построены на основе ритмики, с использованием элементов классического и народно-сценического танцев. Данные хореографические постановки могут быть использованы в детских танцевальных коллективах.
1. Акбарова Р.Т. Творческое развитие в процессе музыкальнохореографической деятельности детей 6-ти лет: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Акбарова Р. Т. // Москва, 1998. - 143 с.
2. Акишев С. В. Активизация творческих проявлений в танце старших дошкольников: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Акишев С. В. // Москва, 1989. - 186 с.
3. Арсентьева В. П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб. пособие // М.: ФОРУМ, 2009. - 144 с.
4. Барышникова Т. Азбука хореографии: практическое пособие // СПб.: Люкси, Респекс, 1996. - 256 с.
5. Богданов Г.Ф. Работа над композицией и драматургией хореографического произведения: учебно-методическое пособие // М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2007. - 192 с.
6. Боголюбская М. С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания // М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1986.
7. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте (психол. исслед.) // М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
8. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. 2 - е изд., испр. и доп. // М.: Акад. проект, 2005. - 240 с.
9. Бриске И. Э. Мир танца для детей // Челябинск: ЧГАКИ, 2005. - 35 с.
10. Буров А. И. Эстетическое сознание и процесс его формирования // М.: Искусство, 1981. - 205 с.
11. Ваганова А. Я. Основы классического танца // Ленинград: ГИХЛ, 1934. - 158 с.
12. Венгер Л. А. Педагогика способностей // М.: Знание, 1973. - 96 с.
13. Вильчковский Э. С. Психолого-педагогические основы системы физического воспитания дошкольников // Киев, 1990. - 319-364 с.
14. Волков Б. С. Дошкольная психология: психологическое развитие от рождения до школы: учеб. пособие для вузов / 5-е, перераб. и доп. // М.: Академ. проект,2007. - 286 с.
15. Выготский Л. С. Мышление и речь: психол. исслед. // М.:
ЛАБИРИНТ, 1996. - 414 с...