Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ ИГРЫ НА БАЯНЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ДМШ

Работа №47256

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2018
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
583
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Историко-теоретический аспект развития
исполнительских навыков игры на баяне учащихся старших 8 классов ДМШ
1.1. Ретроспективный анализ становления и развития исполнительского
искусства игры на баяне в России 8
1.2. История развития исполнительского искусства игры на баяне на
территории Республики Татарстан 23
1.3. Развитие исполнительских навыков игры на баяне как психолого-педагогическая проблема 31
Выводы по I главе 42
Глава II. Методический опыт развития исполнительских навыков игры на баяне учащихся старших классов ДМШ 44
2.1. Анализ методических материалов по развитию исполнительских навыков игры на баяне 44
2.2. Методические рекомендации для преподавателей по овладению позиционной аппликатурой в процессе обучения игре на баяне учащихся старших классов ДМШ 52
Выводы по II главе 68
Заключение 70
Список литературы 74
Приложения 83

Актуальность исследования.Игра на музыкальном инструменте представляет собой один из сложнейших видов человеческой деятельности, который требует отлаженную работу психических процессов - воли, внимания, ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения и безупречную согласованность тонких физических движений. Высокого художественного результата невозможно достигнуть, если учащийся не владеет достаточной техникой игровых движений, через которые он и раскрывает при помощи музыкального инструмента свои мысли и чувства. Поэтому вопрос о развитии исполнительских навыков обучающихся актуален на всех ступенях музыкального образования.
Целью начального обучения игре на инструменте является постепенное введение ребенка в более узкий круг профессиональных навыков, сохраняя при этом его эмоциональную увлеченность музыкой. В настоящее время реализация этой цели осуществляется в детских музыкальных школах и детских школах искусств. Музыкальные школы, помимо осуществления просветительской функции, становятся для некоторых обучающихся основой подготовки к профессиональной деятельности. Поэтому от качества начального музыкального образования зависит успешность становления будущего музыканта-исполнителя.
Теория формирования исполнительского мастерства баяниста, как и само искусство, сравнительно молоды. Самостоятельная область знаний по этим вопросам еще не сформировалась. Её данные разбросаны по многочисленным методическим пособиям. Следует отметить, что на множестве из них отсутствуют какие-либо указания по методике преподавания игры на инструменте, и, тем более, по вопросам развития исполнительных навыков. Многие из таких пособий представлены в виде нотного материала, в большинстве случаев, даже не упорядоченного по уровню сложности для исполнения.
Для достижения необходимых результатов в становлении будущего музыканта-баяниста, педагог музыкальной школы должен руководствоваться определенной методикой, учитывающей и специфику образовательного учреждения, и возрастные особенности обучающихся, а также возможности конкретного ученика.
Степень разработанности проблемы:
Закономерности возрастной психологии и её влияние на развитие творчества изучены в трудах: Л.С. Выготского [17],С.Л. Рубинштейна [61], В.И. Петрушина [49], Б.М. Теплова [66].
История становления и развития народных инструментов в России исследована Н.А. Вороненко[11], Н.О. Забенькиным[31], М.И. Имханицким[33, 34], А.М. Миреком[43], [44].
Вопросам ретроспективного анализа развития баянного искусства в Татарстане посвящены работы Р.С. Галявеева[19], Р.Ф. Халитова[71], В.И. Яковлева[77], [78].
Исследования в области баянного исполнительства проведены Р.А. Гуреевым[27], А.В. Дудиной[30].
Методические пособия по формированию исполнительского мастерства баяниста разработаны О.Ф. Агафоновым [3], В.А. Семеновым[63], В.В. Ушениным[67], Ф.Р. Липсом[38], [40], Г.И. Шаховым[76] и др.
Отдельные статьи, посвященные вопросам баянной педагогики , написаны И.И. Гайнуллиным [18], А.В. Дудиной [30].
Анализ литературы по данной проблематике показал, что многие особенности развития исполнительских навыков игры на баяне учащихся старших классов ДМШ остаются недостаточно разработанными.Актуальность и недостаточная изученность данного аспекта позволили сформулировать проблему исследования: каковы особенности развития исполнительских навыков игры на баяне учащихся старших классов ДМШ?
Тема исследования: «Развитие исполнительских навыков игры на баяне учащихся старших классов ДМШ».
Объект исследования: обучение игре на народных инструментах.
Предмет исследования:процесс развития исполнительских навыков игры на баяне учащихся старших классов ДМШ.
Цель исследования: разработать методические рекомендации для преподавателей по овладению позиционной аппликатурой в процессе обучения игре на баяне учащихся старших классов ДМШ.
Задачи исследования:
1. Провести ретроспективный анализ становления и развития исполнительского искусства игры на баяне в России.
2. Исследовать историю развития исполнительского искусства игры на баяне на территории Республики Татарстан.
3. Рассмотреть развитие исполнительских навыков игры на баяне как психолого-педагогическую проблему.
4. Проанализировать методические материалы по развитию исполнительских навыков игры на баяне.
5. Разработать методические рекомендации для преподавателей по овладению позиционной аппликатурой в процессе обучения игре набаяне учащихся старших классов ДМШ.
Методологическая основа исследования:
- работы в области теории и практики исполнительства на баяне (Н.А. Давыдов [28]; В.А. Семенов [63]; Г.И. Шахов[75, 76];
- педагогические теории (Э.Б. Абдуллин[1], [2]; А.Л. Готсдинер[23]; Е.В. Николаева[1], [2]);
- концепции по психологии (Л.С. Выготский[17];В.И. Петрушин[49];С.Л. Рубинштейн [61];Б.М. Теплов[66]).
Методы исследования:
- теоретические методы (анализ и синтез педагогической, психологической и научно-методической литературы, обобщение педагогического опыта, направленного на изучение приемов работы с учащимися-баянистами);
- эмпирические методы (наблюдение, сравнение).
Этапы исследования.
Первый этап - (2014 г.) изучение научной литературы по проблеме исследования.
Второй этап - (2015 г.) изучение методических разработок в области исполнительских навыков игры на баяне, систематизация и обобщение информации по данной проблеме и разработка концепции исследования.
Третий этап - (2016 - 2017 гг.) уточнение теоретических и методических установок работы; разработка методических рекомендаций для преподавателей по овладению позиционной аппликатурой в процессе обучения игре на баяне учащихся старших классов ДМШ, оформление исследования.
Научная новизна исследования:
1. В научный оборот введены архивные источники, относящиеся к проблематике исследования, не фигурировавшие ранее в педагогических исследованиях. Данные документы способствовали наиболее полному исследованию истории развития исполнительского искусства игры на баяне на территории Республики Татарстан.
2. Разработаны методические рекомендации для преподавателей по овладению позиционной аппликатурой в процессе обучения игре на баяне учащихся старших классов ДМШ. В методических рекомендациях представлены авторские разработки упражнений, формирующие у учащихся навыки позиционной аппликатуры. Методические рекомендации направлены на освоение практических исполнительских умений, воспитание интереса исполнительству на народных инструментах, а также на знакомство подростков с баянным репертуаром отечественных и зарубежных композиторов. В методических рекомендациях представлен нотный материал.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогами-баянистами ДМШ.
Апробация результатов исследования:
Были подготовлены учащиеся-лауреаты:
-диплом III степени XII Республиканского конкурса «Арча ягы, данлы Тукай ягы» (Абдрашитова Алия);
-диплом II степени республиканского фестиваля детского и юношеского творчества «Золотое наследие» (Самигуллин Азат).
Исполнительские достижения автора:
-диплом II степени Приволжского студенческого фестиваля народного творчества «Национальное достояние».
Участие в научных конференциях:
- результаты и основные выводы ВКР были представлены на итоговой научно-практической конференции бакалавров, магистров и аспирантов КФУ (апрель, 2018 г., Казань).
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (90 наименований) и 8 приложений. Общий объем работы составляет 93 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной квалификационной работе, которая посвящена теме «Развитие исполнительских навыков игры на баяне учащихся старших классов ДМШ», проведен ретроспективный анализ становления и развития исполнительского искусства игры на баяне в России, исследована история развития исполнительского искусства игры на баяне на территории Республики Татарстан, рассмотрено развитие исполнительских навыков игры на баяне как психолого-педагогическая проблема, проанализированы методические материалы по развитию исполнительских навыков игры на баяне, разработаны методические рекомендации для преподавателей по овладению позиционной аппликатурой в процессе обучения игре на баяне учащихся старших классов ДМШ.
Методологической основой исследования явились труды:Э.Б. Абдуллина,Л.С. Выготского, А.Л. Готсдинера, Н.А. Давыдова, Е.В. Николаевой, В.И. Петрушина, С.Л.Рубинштейна, В.А. Семенова, Б.М. Теплова, Г.И. Шахова.
Проведя ретроспективный анализ становления и развития исполнительского искусства игры на баяне в России, можно сделать вывод, что развитие исполнительства на баяне в нашей стране шло по двум направлениям: академическое и любительское. Любительское направление соединено с традициями народного музицирования, определяется преимущественно фольклорными истоками как в исполнительской манере, так и в особенностях инструментария и репертуарной политики.Академическое направление выделилось уже после создания полноценного инструмента, способного воспроизвести замысел любого композитора, связано с профессионализацией самих исполнителей и появлением классического репертуара.
Проанализировав историю развития исполнительского искусства игры на баяне на территории Республики Татарстан можно отметить, что академическое направление исполнительства является сравнительно молодой отраслью, поскольку выделилось только в послевоенные годы. Предпосылкой тому стала деятельность Казанского музыкального училища и Казанской музыкальной консерватории, многие выпускники которых впоследствии внесли огромный вклад в развитие академического исполнительства на баяне. Любительское направление, которое выделилось намного ранее, тесно связано с именем гармониста-исполнителя Файзуллы Туишева, внесшего огромный вклад в пропаганду татарского музыкального исполнительства на гармонике.
Исполнительские навыки - это средства достижения мастерства владения инструментом, которые развиваются с помощью музыкальных знаний и умений и через многократные повторения вырабатываются до автоматизма. Проанализировав исследования, посвященные проблеме развития исполнительских навыков, стоит отметить, что на сегодняшний день существуют разные трактовки и классификации понятий «исполнительские умения» и «исполнительские навыки». Следует отметить фундаментальные работы в этой области Э.Б. Абдуллина и Е.В. Николаевой. Работы А.Л. Готсдинера раскрывают психофизиологический аспект развития исполнительских навыков. М.А. Самохина выделяет компоненты, которые осваивает ученик в данном процессе. Гаммы, арпеджио, аккорды, этюды и специально подобранные упражнения являются основными средствами развития исполнительской техники. В процессе развития исполнительских навыков ключевую роль играют возрастные особенности обучающихся, а также специфика самого музыкального инструмента.
Во второй главе выпускной квалификационной работы нами был проанализирован методический опыт развития исполнительских навыков игры на баяне учащихся старших классов ДМШи разработаны методические рекомендации для преподавателей по овладению позиционной аппликатурой в процессе обучения игре набаяне учащихся старших классов ДМШ.
Проанализировав методические разработки, мы пришли к выводу, что для развития исполнительных навыков могут использоваться как общепедагогические методы, так и авторские.
Интенсивный метод Т.И. Смирновой предполагает активизацию всех возможностей учащегося: он должен играть на инструменте, формулировать и решать технические и художественные задачи.
Методические рекомендации Е.Р. Фисенко «О роли взаимодействия педагога и ученика Детской музыкальной школы в процессе формирования исполнительских навыков» направлены на развитие навыков слухового контроля и самоконтроля за качеством звучания. По мнению автора, в процессе анализа произведения педагог должен сравнивать и сопоставлять знакомые для учеников процессы, предметы и явления с новыми терминами.
Л.В. Лосева предлагает упражнения, способствующие развитию навыка звукоизвлечения. Разработанные автором упражнения «Ветерок», «Ниточка», «Веревочка» призваны способствовать овладению разными приемами игры мехом.
В.Г. Родионов в своей работе«Развитие исполнительских навыков в классе баяна и аккордеона» отмечает, что формирование первых навыков звукоизвлечения целесообразно начинать с упражнений, которые ему помогут научиться правильно вести мех. Можно использовать звуко-динамические упражнения «горка», «ветер», «самолёт» и др. Для развития технических навыков игры на баяне В.Г. Родионов предлагает освоить гаммаобразные последовательности. Для начала надо научиться играть последовательности из 2, 3 и 4 звуков. Затем последовательность из 7 звуков.
А.Р. Суфьянова в методической разработке «Работа по развитию исполнительской техники на аккордеоне» считает, что развитие техники идет успешно в том случае, если гаммы, арпеджио, аккорды, упражнения (тем более этюды) играются при полном внимании и слуховом контроле над соблюдением динамических оттенков, ритма, штрихов.При работе над развитием технических навыков, автор ставит акцент на том, что «игровые движения должны быть экономными, «эластичными», раскованными». Также полезным А.Р. Суфьянова для развития технических навыков считает применение метода вариантов.
Н.В. Сажин в работе «О процессе звукоизвлечения на баяне» предлагает авторские упражнения, направленные на развитие навыка звукоизвлечения. В его методических рекомендациях представлены упражнения «Лебедь», «Вертикаль» и «Кнопка», призванные развить у учащихся свободное движение кисти, правильное перемещение пальцев и рациональное использование мышечных усилий во время исполнения.
Работа Т.В. Андрияновой «Пятипальцевая аппликатура как закономерный этап в развитии техники баяниста» посвящена овладению навыком позиционной игры на инструменте. Автор представляет свои упражнения, позволяющие освоить пяти пальцевую технику: игра гамм и арпеджио 5 пальцами, игра доминантсептаккордов с подкладыванием большого пальца, а также различных этюдов, способствующих освоению позиционной аппликатуры.
И.М. Волик в работе «Позиционная игра на баяне» предлагает собственную методику по овладению позиционной аппликатурой. Основным методом при достижении цели своей работы автор рассматривает игру простых детских песен и прибауток в различных позициях, таких как «Василек, «Как под горкой», «Пастушок», «Заинька» и др.
Нами разработаны методические рекомендации для преподавателей по овладению позиционной аппликатурой в процессе обучения игре на баяне учащихся старших классов ДМШ. В методических рекомендациях представлены авторские разработки упражнений, формирующие у учащихся навыки позиционной аппликатуры. Методические рекомендации направлены на освоение практических исполнительских умений, воспитание интереса исполнительству на народных инструментах, а также на знакомство подростков с баянным репертуаром отечественных и зарубежных композиторов. В методических рекомендациях представлен нотный материал.



1. Абдуллин Э.Б. Методика музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева; под общ. ред. М.И. Ройтерштейна - М.: Музыка, 2006. - 336 с.
2. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева - М.: Академия, 2004. - 336 с.
3. Агафонов О.Ф. Самоучитель игры на баяне: нотное издание / О.Ф. Агафонов, П.П. Лондонов, Ю.В. Соловьев - М.: Музыка, 2014. - 112 с.
4. Акимов Ю.Т. Школа игры на баяне: учебное пособие / Ю.Т. Акимов - М.: Советский композитор, 1989. - 204 с.
5. Акимов Ю.Т. Прогрессивная школа игры на баяне: учебное пособие: в 2-х ч. / Ю.Т. Акимов, П.А. Гвоздев - М.: Советский композитор, 1970. - ч.1, 148 с.
6. Акимов Ю.Т. Прогрессивная школа игры на баяне: учебное пособие: в 2-х ч. / Ю.Т. Акимов, П.А. Гвоздев - М.: Советский композитор, 1976. - ч.2, 122 с.
7. Аухадеев И.В. Историческая справка. 25 августа 1963 г.: Автограф // Архив КМУ [Не описан]. - 34 л.
8. Бажилин Р.Н. Школа игры на аккордеоне: учебное пособие / Р.Н. Бажилин - М.: Изд-во В. Катанского, 2008. - 208 с.
9. Басурманов А.П. Самоучитель игры на баяне: учебное пособие / А.П. Басурманов - М.: Советский композитор, 1989. - 120 с.
10. Большой энциклопедический словарь / ред. А. М. Прохоров - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. - 1456 с.
11. Вороненко Н.А. Первая гармоника / Н.А. Вороненко // Народник - М.: Музыка. - 2005. - №1.- С. 14-17.
12. Вороненко Н.А. Праздник гармоники в Москве / Н.А. Вороненко // Народник - М.: Музыка. - 2003. - № 4.- С. 9-10.
13. Вороненко Н.А. Родина гармоники все-таки Россия / Н. А. Вороненко // Играй гармонь. - 2003. - №11, С. 31-33.
14. Вороненко Н.А. Саратовская гармоника / Н. А. Вороненко // Музыкальный Клондайк. - 2004. - № 12, С. 2.
15. Вороненко. Н.А. Белобородовская гармоника / Н. А. Вороненко // Музыкальный Клондайк. - 2005. - №4, С. 11.
16. Вороненко. Н.А. Первый русский гармонист / Н. А. Вороненко // Наука и жизнь. - 2004. - № 11, С. 96 - 98.
17. Выготский Л. С. Психология искусства / Л.С. Выготский - М.: Рипол Классик, 2017. - 528 с.
18. Гайнуллин И.И. Особенности работы с учениками старших классов
ДМШ и ДШИ по специальности баян / И. И. Гайнуллин // Инновационные тенденции развития системы образования: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. -
Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015 г. - С. 142-144.
19. Галявеев Р.С. Из истории отдела народных инструментов // Архив КМУ [не описан]. - 2 л.
20. Ганон Ш. Пианист-виртуоз. 60 упражнений для фортепиано / Ш. Ганон - М.: Музыка. - 2002. - 168 с.
21. Говорушко П.И. Школа игры на баяне: учебное пособие / П.И. Говорушко - Л.: Музыка, Ленингр. отд., 1981. - 143 с.
22. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. - М.: Академия, 2005 - 320 с.
23. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер. - М.: Музыка, 2010. - 190 с.
24. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре / И. Гофман; [пер. с англ. Г. Павлов]. - М.: Классика-XXI, 2002. - 188 с.
25. Гринченко А. Ю. Методические аспекты формирования музыкально-исполнительского самоконтроля у будущих учителей музыки в процессе фортепианной подготовки / А.Ю. Гринченко // Проблемы и перспективы развития науки в начале третьего тысячелетия в странах СНГ: материалы XVIII Международной научно-практической интернет-конференции. - Переяслав-Хмельницкий, 2013 г. - С. 74-76.
26. Гришанович Н.Н. Теоретические основы музыкальной педагогики / Н. Н. Гришанович. - М.: ИРИС ГРУПП, 2010. - 512 с.
27. Гуреев Р.А. Развитие начальных технических навыков аккордеониста в условиях ДМШ и ДШИ / Р.А. Гуреев // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - № 35-2. - С. 21-25.
28. Давыдов, Н.А. Теоретические основы формирования исполнительского мастерства баяниста (аккордеониста) / Н.А. Давыдов. - 4-е изд., доп. - Луцк: Волинська обласна друкарня, 2006. - 308 с.
29. Дмитриев А.И. Позиционная аппликатура на баяне / А.И. Дмитриев. - М.: Союз художников, 1998. - 26 с.
30. Дудина А.В. Развитие исполнительских навыков баяниста в ДМШ / А.В. Дудина // Педагогика искусства. - 2010. - №2. - С. 36 - 42.
31. Забенькин Н.О. Гармоника-душа России / Н.О. Забенькин, Н.А. Вороненко. - М.: Гамма Принт, 2004. - 32 с.
32. Иванов В.Д. Словарь музыканта-духовика / В.Д. Иванов. - М.: Музыка,
2007. - 128 с.
33. Имханицкий М.И. История баянного и аккордеонного искусства / М.И. Имханицкий. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2006. - 520 с.
34. Имханицкий М. И. Портреты баянистов: [сборник статей] / Российская акад. музыки им. Гнесиных, Магнитогорская гос. консерватория, Тольяттинский ин-т искусств; отв. ред. М. И. Имханицкий. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2001. - 298 с.
35. Кирнарская Д.К. Психология музыкальной деятельности: теория и практика: учеб. пособие для вузов / Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова; под ред. Г.М. Цыпина. - М.: Академия, 2003. - 368 с.
36. Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой / Е.Я. Либерман. - М.: Классика-XXI, 2003. - 148с.
37. Липс Ф.Р. Александр Холминов: к 80-летию со дня рождения / Ф. Р. Липс // Народник: Информационный бюллетень / ред.-сост. В. Новожилов, В. Петров. - 2005. - №.2. - С. 4-5
38. Липс Ф.Р. Искусство игры на баяне / Ф.Р. Липс. - 3-е изд. - М.: Музыка, 2004. - 144 с.
39. Липс Ф.Р. Кажется это было вчера... / Ф.Р. Липс - М.: Музыка, 2008. - 336 с.
40. Липс Ф.Р. Об искусстве баянной транскрипции / Ф.Р. Липс - М.: Музыка. - 2007. - 136 с.
41. Максимов В.А. Баян. Основы исполнительства и педагогики. Психомоторная теория артикуляции на баяне / В.А. Максимов. - СПб: Композитор, 2003. - 256 с.
42. Максимов В.А. Основы исполнительства и педагогики. Психомоторная теория артикуляции на баяне: пособие для учащихся и педагогов музыкальных школ, училищ, вузов / В.А. Максимов. - СПб.: Композитор, 2003. - 256 с.
43. Мирек А.М. Аккордеон XXI века / А.М. Мирек // Народник. - 2004. - №2. - С. 21-22.
44. Мирек А. М. Звезды Русской гармоники Белобородов, Чулков, Хегстрем / А.М. Мирек, Н.А. Вороненко // Играй гармонь. - 2004. - № 12. - С. 18 - 21.
45. Народное отделение // Архив КМУ [не описан]. - 2 л.
46. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 688 с.
47. Онегин А.Е. Школа игры на баяне: учебное пособие / А.Е. Онегин. - М.: Музыка, 1986. - 184 с.
48. Педагогический энциклопедический словарь / под общ. ред. Л.С. Глебова. - М.: Большая российская энциклопедия, 2003. - 607 с.
49. Петрушин В.И. Музыкальная психология / В.И. Петрушин. - М.: Академия, 2008. - 400 с.
50. План работы методического центра по баяну в г. Казани на базе отделения народных инструментов училища на 1959/60 уч. г. // НА РТ. Ф. Р-7353. Оп. 1. Ед. хр. 417. - 1 л.
51. План работы отделения инвалидов Отечественной войны по классу баяна при Казанском музыкальном училище на второй семестр 1949/50 учебного года // НА РТ. Ф. Р-7353. Оп. 1. Ед. хр. 196. - Л. 1 - 1 об.
52. Пуриц И.Г. Методические статьи по обучению игре на баяне:учебное
пособие для музыкальных училищ, вузов / И.Г. Пуриц. - М.:
Издательский Дом Композитор, 2001. - 222 с.
53. Пятницкая М.А. Музыкальное образование в Татарии за 30 лет [Доклад]. 1947 г.: Машинопись. // Архив КМУ [Не описан]. - 19 л.
54. Развитие музыкального образования в Татарстане: Сб. документов / отв. сост. Л.В. Горохова; сост.: О.В. Федотова, Н.А. Шарангина; под общ. ред. Д.И. Ибрагимова. Казань: Гл. архивное управление при Кабинете Министров Республики Татарстан, 2011. - 216 с.
55. Расписание и программы государственных экзаменов / Городской отдел культуры. Казанское муз. училище им. Верховного Совета ТАССР. - Казань: Татполиграф, 1952. - 15 с.
56. Расписание и программы государственных экзаменов / Городской отдел культуры. Казанское муз. училище им. Верховного Совета ТАССР. - Казань: Татполиграф, 1955. - 15 с.
57. Расписание и программы дипломных работ / Городской отдел культуры. Казанское муз. училище им. Верховного Совета ТАССР. - Казань: [б.м.], 1956. - 27 с.
58. Расписание и программы дипломных работ / Отдел культуры исполкома Казанского горсовета депутатов трудящихся. Казанское муз. училище им. Верховного Совета ТАССР. - Казань: [б.м.], 1957. - 18 с.
59. Расписание и программы дипломных работ / Отдел культуры исполкома Казанского горсовета депутатов трудящихся. Казанское муз. училище им. Верховного Совета ТАССР. - Казань: [б.м.], 1957. - 25 с.
60. Романюк А.И. Общие основы становления игрового аппарата баяниста / А.И. Романюк. - Тольятти: Тольяттинское музыкальное училище, 2013. - 39 с.
61. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2017. - 718 с.
62. Самохина М.А. Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары гитары: дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Самохина Марина Анатольевна. - М., 2005. - 165 с.
63. Семенов В.А. Современная школа игры на баяне: учебное пособие / В.А. Семенов. - М.: Музыка, 2011. - 216 с.
64. Серотюк П.Ф. Хочу быть баянистом / П.Ф. Серотюк. - М.: РИЦ, 1994. - 133 с.
65. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга / И.М. Сеченов. - М.: Изд-во АСТ, 2014. - 510 с.
66. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. - М.: Наука, 2004. - 384 с.
67. Ушенин В.В. Новая школа игры на баяне: учебно-методическое пособие / В.В. Ушенин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 168 с.
68. Ушенин В.В.Портреты баянистов: [сб. ст.] / В.В. Ушенин, М.И. Имханицкий, В.А. Семенов; отв. ред. М.И. Имханицкий. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2000. - С. 157-180.
69. Федорович Е.Н. Основы музыкальной психологии / Е.Н. Федорович. - 2¬е изд. - М.: Директ-медиа, 2014. - 279 с.
70. Филонова Т.С. Исполнительные навыки как средство решения художественно-выразительных задач в процессе обучения игре на домре / Т.С. Филонова // Студенческий научный форум: материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции. - Саранск: Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, 2016. - С. 167 - 171.
71. Халитов Р.Ф. Гармун йэм гармунчылар тарихыннан / Р.Ф. Халитов //
Педагогика художественного образования: история, методология,
практика: материалы Всероссийской научнопрактической конференции (с международным участием) «Педагогика художественного образования: история, методология, практика» (Казань, 9-10 декабря 2010 г.). В 2 ч. ч.1 / Отв. ред. З.М. Явгильдина, Л.Г. Сафиуллина, Г.И. Батыршина. - Казань: ТГГПУ, 2011. - С.190-196.
72. Цагарелли Ю.А Психология музыкально-исполнительской
деятельности: учеб. пособие / Ю. А. Цагарелли. - СПб.: Композитор,
2008. - 368 с.
73. Шайхутдинов Р.Ю. О становлении профессионального баянно-исполнительского искусства Башкирии / Р. Ю. Шайхутдинов // Проблемы музыкальной науки. - 2011. - №2. - С. 195-199.
74. Шаров О.М. Аккордеонно-баянное исполнительство: Вопросы методики, теории и истории / О.М. Шаров. - СПб.: Композитор, 2006. - 136 с.
75. Шахов Г.И. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование (баян, аккордеон): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. И. Шахов.
- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 224 с.
76. Шахов Г.И. Основы аппликатуры (баян и аккордеон) / Г.И. Шахов. - М.: Владос-Пресс, 2005. - 144 с.
77. Яковлев В.И. Бережение родников. Кафедра народных инструментов // Казань. - 2005. - №5. - С. 102 - 103.
78. Яковлев В.И. Факультет народных инструментов. Кафедра народных инструментов // Казанская государственная консерватория (1945 - 1995).
- Казань: КГК, 1998. - С. 216 - 226.
Интернет-ресурсы
79. Андриянова Т.В. Пятипальцевая аппликатура как закономерный этап в
развитиии техники баяниста. - Лисаковск: ДМШ, 2016. - 8
e.URL:https:ZZgoo.glZychiyQ (дата обращения 21.12.2017).
80. Волик И.М. Позиционная игра на баяне. - Новосокольники: ДШИ, 2013.
- 13 с.иВТ:https:ZZgoo.glZ1CPjZZ(дата обращения 21.12.2017).
81. Дементьева Т. Ю. Развитие исполнительских навыков в классе баяна и
аккордеона. - СПб: Центр внешкольной работы Калининского района Санкт-Петербурга «Академический», 2014. - 7 с. URL:
https:ZZgoo.glZe6jm6e(дата обращения 21.12.2017).
82. Клочко Г.В. Формирование оркестрового домрово-балалаечного и
гармонико-баянного исполнительства // Курс лекций по дисциплине «История исполнительства на русских народных инструментах». Саратов: Вольское музыкальное училищеим. В.В. Ковалева (техникум). - 2015. - 131с. URL: http: ZZwww.studfiles.ru/previewZ3192026Zpage: 4Z(дата
обращения: 14.12.2016).
83. Лосева Л.В. Работа над звукоизвлечением и знакомство с
выразительными средствами в классе аккордеона. - Эртиль: ДМШ, 2015.
- 8 с. URL:https:ZZgoo.glZvCjz8s(дата обращения 21.12.2017).
84. Петрушина Н. П. Развитие исполнительской техники в классе аккордеона // Открытый урок: обучение, воспитание, развитие, социализация. - 2015.
- 12 с. URL:https:ZZopen-lesson.netZ1743.htm(дата обращения 11.01.2018).
85. Родионов В. Г. Развитие исполнительских навыков в классе баяна и
аккордеона. - Брянск: ДШИ №2, 2017. - 7 с. URL:
https:ZZmultiurok.ru/filesZrazvitiie-ispolnitiel-skikh-nawkov-v-klassie-baia.html(дата обращения 21.12.2017).
86. Сажин Н. В. О процессе звукоизвлечения на баяне. - Можга: БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж имени Т. К. Борисова», 2016. - 12 с. URL:https://goo.gl/FxJ6og(дата обращения 21.12.2017).
87. Суфьянова А. Р. Работа по развитию исполнительской техники на
аккордеоне. - с. Васильевка: ДШИ, 2016. - 13 с. URL:
https://dlyapedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=3032 (дата обращения
21.12.2017).
88. Тальянка. URL: http: //russian- garmon.ru/other-types/142-talyanka (дата
обращения 21.12.2017).
89. Туишев Файзулла Кабирович.иРЕ:https://tatfil.ru/about/names/tuishev-fayzulla-kabirovich/(дата обращения 21.12.2017).
90. Фисенко Е. Р. О роли взаимодействия педагога и ученика Детской музыкальной школы в процессе формирования исполнительских навыков. - Тулуна: ДШИ, 2016. - 6 с. URL:https: //goo.gl/NhrauS(дата обращения 21.12.2017).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ