Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие вычислительных навыков на уроке математики у младших школьников

Работа №112355

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы104
Год сдачи2020
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
75
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития вычислительных навыков у младших школьников 9
1.1. Понятие «вычислительный навык» и его основные характеристики....9
1.2. Классификация вычислительных приёмов по теоретической основе 28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию вычислительного навыка 44
2.1. Диагностика уровня развития вычислительных навыков у младших
школьников 44
2.2. Разработка и внедрение комплекса уроков по математике, направленного на развитие вычислительных навыков у младших школьников.54
2.3. Анализ и обобщение результатов исследования 74
Заключение 83
Список используемой литературы 86
Приложение А. «Арифметические вычисления» 91
Приложение Б. «Критерии и уровни развития вычислительных навыков» 92
Приложение В. Таблица: «Результаты уровня развития математических
действий в концентре 100 на констатирующем этапе эксперимента» 94
Приложение Г. Таблица: «Результаты письменного опроса по математике
на констатирующем этапе эксперимента» 95
Приложение Д. Таблица: «Результаты угадывания задуманных чисел по математике на констатирующем этапе эксперимента» 95
Приложение Е. Таблица: «Результаты методики «Магические или занимательные квадраты Ло Шу» на констатирующем этапе эксперимента»... 96
Приложение Ж. Таблица: «Результаты методики «Заселение» дома на констатирующем этапе эксперимента» 96
Приложение И. Таблица: «Общий вывод по методикам на констатирующем этапе эксперимента» 97
Приложение К. Таблица: «Результаты уровня развития математических
действий в концентре 100 на контрольном этапе эксперимента» 97
Приложение Л. Таблица: «Результаты письменного опроса по математике на контрольном этапе эксперимента» 98
Приложение М. Таблица: «Результаты угадывания задуманных чисел по математике на контрольном этапе эксперимента» 98
Приложение Н. Таблица: «Результаты методики «Магические или занимательные квадраты Ло Шу» на контрольном этапе эксперимента» 99
Приложение П. Таблица: «Результаты методики «Заселение» дома на контрольном этапе эксперимента» 99
Приложение Р. Таблица: «Общий вывод по методикам» 100
Приложение С. Таблица: «Динамика уровня развития вычислительных
навыков у младших школьников существенна» 100
Приложение Т. Таблица: «Учащиеся экспериментальной группы на
изначальном уровне развития математических способностей» 101
Приложение У. Таблица: «Учащиеся экспериментальной группы на
контрольном уровне развития математических способностей» 102
Приложение Ф. Таблица: «Учащиеся контрольной группы на изначальном уровне развития математических способностей» 103
Приложение Х. Таблица: «Учащиеся контрольной группы на контрольном уровне развития математических способностей» 104


«Развитие в вычислительных навыках - самый длинный и сложный процесс, но он один из самых главных в начальной школе». Эффективность в вычислительных навыках зависит от различных особенностей учеников, главное составляющее - осознанное усвоение учениками устных и письменных приемов вычислений. Вычислительная культура - запас знаний и умений, который используется во всех направлениях: в конкретной жизни человека, а также в изучении других предметов.
Вычислительное мышление считается одним из фундаментальных навыков 19 века. Оно определяется как набор когнитивных навыков, который включает в себя решение проблем, абстрагирование, использование алгоритмов, процессы реструктуризации, переформулирование проблем, реализацию решений.
Основные испытания, которые проходят школьники России: ВПР, ОГЭ, ЕГЭ. Во время прохождения процедуры итоговой аттестации запрещено использовать технику. Отсюда следует, что овладение различными вычислительными навыками необходимо ученикам. У учащихся главная задача - правильно, быстро, безошибочно выполнять различные вычисления, уметь их логически связывать, соотносить с другими предметами, находить новые пути решения, взаимосвязь и закономерность.
Проводя анализ различной литературы, мы пришли к выводу, что проблема развития у детей младшего школьного возраста в вычислительных умениях и навыках постоянно уделяло главное внимание дидактов, психологов, методистов, учителей. В изучении математики общеизвестны исследования Н.Л. Стефановной, М.З. Гейдман, А.А. Столяра, Л.Г. Петерсон, Е.С.Дубинчук, Я.Ф. Чекмарева, М.А. Бантовой, Н.Б. Истоминой, С.Е. Царевой, С.С. Минаевой, М.И. Моро и других.
Полный вычислительный навык у детей младшего школьного возраста собирается из ряда компонентов: правильность, рациональность, осознанность, обобщенность, автоматизм, прочность. На начальном этапе при изучении математики введен особый порядок вычислительных приемов как постепенный ввод, включающий большее число операций; включаются в новые, основные операции те, которые усвоены.
Основа вычислительных навыков закладывается впервые 6 - 10 лет обучения. Непосредственно в этот период дети изучают основные приемы в математики, их действия - вычитание, сложение, деление, умножение, сравнение. На раннем этапе знакомства с математическими действиями учителю необходимо ориентироваться на различные умственные способности учащихся, для того чтобы правильно построить учебный процесс во время урока.
Новизна в науке данного исследования в том, что методические приемы развития вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста по- новому интерпретированы и разработаны различные задания, которые способствуют эффективному, осознанному развитию вычислительных навыков. Практическая значимость в данном исследовании обосновывается тем, что материалы исследования могут найти применение в начальной школе.
В нашей стране согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования (ФГОС НОО) передачу умений, знаний, навыков от преподавателя к детям заменяют развитием способностей детей младшего школьного возраста самостоятельностью в становлении учебной цели. Обучение становится планированием путей реализации поставленных целей, контролем, оценки своих достижений. Основа развития вычислительных навыков закладывается в начальных классах.
Очевидным становится, что у детей плохо развиваются вычислительные навыки на уроках математики в школе, это становится одной из актуальных проблем на сегодняшний день.
Недостаточная изученность данной проблемы, её актуальность явились основанием для проведения нашего исследования.
Цель исследования - изучить особенности развития вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста
Объектом исследования является образовательный процесс в начальной школе на уроках математики
Предметом исследования - условия развития, которые будут способствовать развитию у детей младшего школьного возраста в вычислительных навыках.
Гипотеза - мы предполагаем, что развитие вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста будет осуществляться эффективно, если:
- разработать и реализовать комплекс заданий по развитию вычислительных навыков у младших школьников.
- создать комфортный психологический микроклимат на уроках.
- понимать необходимость развития вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста.
Исходя из данной цели исследования, поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать и изучить понятие «вычислительный навык», описать этапы его формирования.
2. Разработать и внедрить задания, которые будут направлены на развитие вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста.
3. Определить уровень, показатели и критерии развития вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста.
4. Проанализировать и обобщить результаты исследования.
Мы использовали такие методы исследования в процессе работы, как:
1. Теоретический: анализ и обобщение.
2. Эмпирический: изучение психолого-педагогической литературы, изучение пособий и учебников, программ по математике в изучении уровня развития вычислительных навыков у детей.
3. Методы математической обработки информации, полученной в ходе работы, обобщение результатов.
4. Методы статистики: диаграммы, таблицы.
База исследования: МБУ «Лицей» № 19, г. Тольятти.
Практическая значимость: результаты нашего исследования могут использовать учителя, которые работают в начальной школе, в организации уроков по развитию вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста на уроках математики.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие вычислительных навыков - главная задача, которая каждый год решается в обучении детей, так как вычислительные навыки всегда будут нужны при изучении математических действий. В различных программах по математике очень много интересного материала по развитию навыков вычисления, но некоторые вопросы в понимании и отработки навыков в различных математических действиях являются для детей, которые учатся в школе, очень сложными.
В нашей работе по теме «Развитие вычислительных навыков у младших школьников на уроках математики» нами были охарактеризованы понятия «вычислительный навык», а также мы выделили этапы его формирования.
Мы выбрали и рассмотрели задания, которые были направлены на развитие навыков в вычислениях. Мы заметили, что использование таких заданий на уроках математики увеличивает интерес к предмету, стимулирует детей к активной деятельности и помогает лучше развивать вычислительные навыки.
Анализируя психолого-педагогическую литературу, мы смогли разобраться в понятии вычислительные навыки. Данная тема исследуется в педагогике, в психологии и в философии, а так же многие ученые дают определение вычислительному навыку. Мы можем отметить, что анализ источников позволил нам разобраться с содержанием понятия «развитие вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста».
Проводя анализ различной литературы, мы сделали вывод, что проблема развития у детей в вычислительных умениях и навыках постоянно привлекала внимание психологов, дидактов, методистов, учителей. В методике математики общеизвестны исследования Н.Л. Стефановной, М.З. Гейдман, А.А. Столяра, Л.Г. Петерсон, Е.С.Дубинчук, Я.Ф. Чекмарева, М.А. Бантовой, Н.Б. Истоминой, С.Е. Царевой, С.С. Минаевой, М.И. Моро и других.
Мы предполагаем, что нужно включать устные упражнения на уроках математики, их нужно логически связывать не только с темой урока, а также с ситуациями, которые происходят в жизни, дети с такими ситуациями встречаются на уроках, дома, на кружках, в магазине. На наш взгляд, такой подход позволит детям лучше понять учебный материал, а также они смогут применять вычислительные умения в жизненных ситуациях.
Мы делаем вывод, что учителя сами включают задания на устный счёт в свои уроки, исходя из своего педагогического опыта, творческого подхода, они руководствуются требованиями программы - в вычислительном плане особое внимание уделяют на уроках способам и технике устных вычислений.
Познавательный интерес к математике можно развивать, на наш взгляд, с помощью разных видов устного счета, также можно привлекать детей к подготовке, проведению такого этапа урока. Учителя должны создавать условия на уроке, при которых дети будут овладевать системой математических знаний, умений и навыков, которые будут незаменимы в жизни каждого ребенка, а также при выборе профессии.
При обучении математики, нужно учитывать: усвоение материала на уроках не должно запоминаться механически и с помощью тренировок. Знания, которые получают ученики, должны быть осознанными. От наглядной, предметной основы нужно переходить к развитию доступных математических понятий, вести учеников к обобщениям, только на основе этого выполнять практические работы в классе.
Исходя из нашего исследования, мы делаем вывод: к началу эксперимента уровень развития вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста находился на низком и среднем уровнях. Учащиеся плохо знали как правильно и быстро решить примеры удобным способом, не было такой тяги к математике. У детей не было эмоциональных переживаний. В процессе уроков ребята стали более уверенными в своих знаниях, давали ответы развёрнутые. Многие компоненты способствуют развитию вычислительных навыков. Данная работа позволила нам сопоставить имеющиеся знания детей с новыми.
У детей обогатился багаж знаний о вычислительных навыках. Теперь дети могут с уверенностью, и посчитать любые примеры.
Нами была разработана система заданий, которая помогает совершенствовать знания детей в вычислительных навыках, а так же наша работа направлена на увеличение развития вычислительных приемов. Данные задания можно включать в уроки математики на разных этапах. Результатом нашей работы стало развитие у детей более прочных вычислительных навыков. Наши задания поспособствовали увеличению количества развития вычислительных приемов. Исходя из этого, в процессе выполнения работы программа исследования, которая была нами намечена, была выполнена, задачи, которые были поставлены перед нами - решились, цель нашего исследования достигнута.



1. Александрова В.Л. Проблемы, которые актуальны в методике обучения математике в начальных классах. М.: Педагогика, 2017. 248 с.
2. Александрова В.Л. Математика 3 класс. Контрольные работы в новом формате / В.Л. Александрова: учебное пособие, под общей редакцией А.В. Семенова: Московский центр непрерывного математического образования. М.: Интеллект-Центр, 2016. 96 с.
3. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: экспериментально-педагогическое исследование. М.: Педагогика, 1984. 297 с.
4. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учебное пособие. Казань: Центр инновационных технологий, 2018. 500 с.
5. Бадма - Гаряева М.В. Формирование навыков вычисления у детей 3 класса // Начальная школа. 2019 - №11 С. 21
6. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методики в преподавании математики в начальной школе: Учебное пособие для учащихся школ. отделений пед. уч щ/Под ред. М. А. Бантовой. - 3-е изд. М. Просвещение,1984. 335 с.
7. Бантова М.А. Развивающая система вычислительных навыков // Начальная школа. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 239 с.
8. Венгер А.Л. Психология в развитии. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера / Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. М.: Педагогика, 2018. 116 с.
9. Виленкин Н.Я. Математика. 4 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2016. 248с.
10. Виноградова Л.В. Методики по преподаванию математики в начальной школе: учебное пособие. Ростов н/Дону: Феникс, 2015. 252 с.
11. Глейзер Г.Д. Цели общего образования в современном мире инновации и традиции в образовании. Белград, 2016. 352 с.
12. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. М.: Педагогика, 2016. 312с.
13. Давыдов В. В. Содержание и строение учебной деятельности школьников. М., 1978 321 с.
14. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. С. 544.
15. Давыдов В.В. Что такое учебная деятельность // Начальная школа - 1999 - №7 - с. 12 - 11. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. Ростов н/Дону: Феникс, 1997. 476 с.
16. Дорофеев Г.В. Математика. 5 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2015. 303с.
17. Ермакова Т.М. Средства контроля знаний учащихся на современном этапе. М.: Просвещение, 2016. 206с.
18. Ефимов В.Ф. Компетентность как новое качество личности
школьника. М.: Начальная школа, 2016. 61с.
19. Звонников В.И. Средства оценивания результатов обучения
школьников на современном этапе. М.: Академия, 2017. 224 с.
20. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-н/Д: Феникс, 1997. 480 с.
21. Иванова Т.А. Обучение математики в средней школе, теория и технология: учебное пособие для студентов математических специальностей педагогических вузов. Н. Новгород: НГПУ, 2017. 355с.
22. Ивашова О.А. Вычислительная культура детей младшего школьного возраста: междисциплинарный подход. М.: Просвещение, 2018. 108 с.
23. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах.
- М., 14. Клецкина А.А. Организация вычислительной деятельности детей
младшего школьного возраста в системе развивающего обучения // Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. М., 2015. 20 с.
24. Калацкая Н.Н. Современные методы и технологии воспитания Конспект лекций. Казань, 2015. 254 с.
25. Кларин М.В. Новые модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 2016. 224 с.
26. Клюева Н.В. / Педагогическая психология: Учебник для студентов Высш. учеб. заведений / С.Н. Батракова, ЮЛ. Варенова, Т.Е. Кабанова и др. Под ред. Н.В. Клюевой. М.: П24 Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 400 с.
27. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
28. Колягин Г.Л. Преподавание математики в начальной школе. Частные методики. Учеб.пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов. / Ю.М. Колягин, Г.Л. Луканкин, Е.Л. Мокрушини др. М.: Просвещение, 2016. с. 480.
29. Лавлинская Е.Ю. Методика развития вычислительного навыка по системе общего развития Занкова Л.В. В.: Панорама, 2016. с.176.
30. Мельникова Н. А. Развитие вычислительной культуры детей // Математика в школе. М.: Просвещение, 2016.- №18. С. 9-14.
31. Менчинская Н.А., Моро М.И. Методика и психология обучения математики в начальных классах. М.: Просвещение, 1965. С. 145
32. Методика начального обучения математике: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец-ти «Педагогика и методика начального обучения» // Под ред. Л. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 2017. 320с.
33. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Математика класс. В 2 ч. Ч.1 М.: Просвещение, 2009 96 с.: ил.
34. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Математика класс. В 2 ч. Ч.1 М.: Просвещение, 2009 96 с: ил.
35. Моро М.И. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / под ред. М.И. Моро, А.М. Пышкало. М.: Педагогика, 1999. 248 с.
36. Покровский В.П. Методика обучения математике: Учеб.-метод. пособие. Владим. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. 111 с.
37. Рудницкая Н. В. Математика. 3 класс. Часть 1. М.: Издательство «Вентана - Граф», 2018. 113 с.
38. Рудницкая Н. В. Математика. 3 класс. Часть 2. М.: Издательство
«Вентана - Граф”», 2018. 124 с.
39. Репкина Г.В. Заика Е.В. Оценка уровня сформированности в учебной деятельности. Томск: Пеленг, 2016 62 с.
40. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. М.: Академия, 2017. 576 с.
41. Попова Л.П. Поурочные разработки по математике. 4 класс: 2-е изд., перераб. М.: ВАКО, 2016. 448с.
42. Санжиева Т.Б. Краткий словарь современной педагогики / Т.Б. Санжиева, Ю.Г. Резникова, Т.К. Солодухина и др.; под ред. Л.Н. Юмсуновой, Бурятский гос. ун-т. - 2-е изд. Улан - Удэ, 2001. 100 с.
43. Стефанова Н.Л. Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов / Н.Л. Стефанова, Н.С. Подходова, В.В. Орлов и др.; под науч. ред. Н.Л. Стефановой, Н.С. Подходовой. М.: Дрофа, 2015. 320 с.
44. Стрюков Г.А. Стандартизация уровня подготовки и оценивания знаний обучающихся. М.: Педагогика, 2015. № 6 17 с.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2018. 48 с.
46. Федотова Л. Повышение вычислительной культуры детей //
Математика в школе. 2015. №35. С. 3-7.
47. Федотова Л. Повышение вычислительной культуры детей //
Математика в школе. 2015. №43. С. 2-5.
48. Чернявская А.П. Средства оценивания результатов обучения на
современном этапе: учебно-методическое пособие. / А.П. Чернявская Б.С. Гречин. Ярославль: ЯГПУ, 2018. 98 с.
49. Шпиганович С.Г. Самостоятельная работа работа №7 по математике 3 кл. (Виленкин) / Шпиганович С.Г. М.: Просвещение, 2018. 67 с.
50. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Учебное пособие. М.: Пед. общество России, 2015. 194 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ