Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста 6
1.2. Коммуникативные умения: понятие, сущность 14
1.3. Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной
организации 26
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в МКОУ СОШ №4 44
2.1. Из опыта работы МКОУ СОШ №4 по развитию коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста 44
2.2. Программа по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры в дошкольной
образовательной организации 54
Заключение 61
Список использованной литературы 65
Приложения 70
Актуальность исследования. В настоящее время происходит серьезное смещение акцентов: развитие словаря детей, воспитание звуковой культуры речи, формирование ее грамматического строя являются не самоцелями, а средствами для развития у детей навыков общения. Одним из базовых компонентов в обучении и воспитании детей является развитие речи, которая рассматривается в качестве образовательной компетентности.
Анализ педагогической и научно-методической литературы показывает, что в последние годы активно развиваются теоретические предпосылки развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Обсуждаются общие вопросы формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, исследуется влияние родительского воспитания в формировании коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
В качестве основного вида деятельности детей дошкольного возраста выступает игра, которая плодотворно влияет на развитие духовных и физических качеств ребенка. При этом игра является своеобразным способом ребенка усваивать общественный опыт.
Благодаря игре происходит формирование всех сторон личности ребенка, игра вызывает значительные изменения психики ребенка, которые подготавливают его к новой, более высокой ступени развития. Это обуславливает высокий уровень возможностей игры для воспитания ребенка.
На особом месте находятся игры, которые создают сами дети, т.е. сюжетно-ролевые игры. Эти игры позволяют дошкольникам самостоятельно выбирать роль в соответствии с тем, что они наблюдают в жизни взрослых. Такие игры наиболее благоприятно влияют на воспитание личности детей, в том числе, активно помогают формировать коммуникативные навыки ребенка.
Актуальность нашей работы определяется тем, что сюжетно-ролeвая игра, являясь самостоятельной деятельностью, в которой дети вступают в непосредственное общение со сверстниками, является важным средством развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. В сюжетноролевой игре дети приобретают навыки общения, у них развиваются коммуникативные умения, которые очень важны для дальнейшего процесса социализации личности и успешного вхождения в мир взрослых.
Степень разработанности проблемы: Изучением проблемы игры и особенностей развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста занимались такие авторы, как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин, и др.
Проблемой развития коммуникативных умений в настоящее время занимается М.И. Лисина. Ее концепция характеризует общение как особую коммуникативную деятельность, которая направлена на процесс формирования взаимоотношений. Таким же образом понимают соотношение этих понятий и другие авторы: Г.М. Андреева, Т.А. Репина, Я.Л. Коломинский и др.
Противоречие: между теоретически разработанными средствами развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста и недостаточным применением сюжетно-ролевой игры как средства развития данных умений у старших дошкольников в деятельности дошкольной образовательной организации.
Проблема исследования: как использовать сюжетно-ролевые игры в развитии коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста?
Объект исследования - развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования - содержание развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игр.
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и реализовать программу по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.
Гипотеза исследования: вероятно, использование сюжетно-ролевой игры будет способствовать развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, если:
• учитывать особенности детей старшего дошкольного возраста
• сюжетно- ролевые игры направлены на пополнение словарного запаса ребенка, на умения выразить свою мысль, а также, умения принимать и передавать информацию, развитие активности и инициативности.
Задачи исследования:
1) Дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста;
2) Рассмотреть коммуникативные умения: понятия и сущность;
3) Изучить роль сюжетно-ролевой игры как средства развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста;
4) Описать работу МКОУ СОШ № 4 по развитию коммуникативных умений общения у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
а) теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение,
б) эмпирические: анализ документов, наблюдение, математическая обработка результатов.
База исследования: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 (МКОУ СОШ № 4) города Михайловска.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
В ходе теоретического исследования и эмпирического эксперимента получены следующие результаты:
Теоретический анализ психолого-педагогической характеристики старших дошкольников способствовал составлению заключения, что старший дошкольный возраст 5-7 лет является периодом интенсивного психического развития. Особенности данного этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.
Ведущим видом деятельности является игра. В игре они отражают не только действия и операции с предметами, но учатся принимать и выполнять поставленную задачу. Формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, эмоционально-волевая, действенно-практическая; формируются и элементы трудовой деятельности - навыки самообслуживания, труд в природе. Происходит изменение в представлении о себе, формируется умение осуществлять самооценку и самоконтроль.
Коммуникативные умения - это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности. Развитие коммуникативных умений старших дошкольников представляет собой развитие способности общения и успешного взаимодействия с окружающими, в процессе которого ребенок не только познает другого человека, но и самого себя.
К основным особенностям развития коммуникативных умений старших дошкольников относят ситуацию сотрудничества со взрослым в ситуативноделовой форме, развитие активной речи и формирование потребности и инициативы в общении со сверстниками, которое имеет форму эмоциональнопрактического взаимодействия. При целенаправленном развитии коммуникативных умений общения у старших дошкольников необходимо учитывать, как возрастные и индивидуальные особенности развития детей, в том числе ведущий вид деятельности - игру, так и особенности их общения.
Теоретическое описание сюжетно-ролевой игры как средства развития коммуникативных умений у старших дошкольников, позволило определить, что игра - это ведущий вид деятельности старшего дошкольного возраста. Основными видами игр для развития коммуникативных умений являются сюжетно-ролевые, коммуникативные, подвижные игры и игры с правилами, в которых старший дошкольник совершенствует умения общения, как в вымышленных, так и в реальных отношениях. Организация сюжетно-ролевой игры как средства коммуникативного умения начинается с установления позитивного контакта.
Анализ деятельности МКОУ СОШ №4 способствовал изучению существующих условий развития старших дошкольников и обозначению явных проблем: недостаточное владение педагогами игровыми методами и средствами развития коммуникативных умений, нерегулярный характер развития. Один из способов решения данной проблемы - это программа по развитию коммуникативных умений у старших дошкольников средствами сюжетноролевой игры.
После изучения критериев и показателей развития коммуникативных умений старших дошкольников на основании работ Лисиной М.И., Смирновой Е.О., Холмогоровой В.М. Нами были разработаны уровни развития коммуникативных умений старших дошкольников.
Подобранны методики проведения диагностического обследования старших дошкольников, разработанные Е.Е. Кравцовой., Ю.А. Афонькиной., Г.А. Урунтаевой., Зориной Н.А. Критериями отбора методик диагностирования послужили доступность, простота проведения, показательность.
Опытно-поисковая работа проходила на базе МКОУ СОШ №4.
В работе принимало участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Полученные нами результаты свидетельствуют о недостаточном развитии коммуникативных умений в старшем дошкольном возрасте. Большинство старших дошкольников ждут отклика от сверстников, в общении и взаимодействии редко проявляют самостоятельность, у них мало развита эмпатия и умение чувствовать другого. Старшие дошкольники не настойчивы, с неохотой идут на помощь, не замечают настроения партнера, предпочитают индивидуальные игры. В ходе начального этапа опытно-поисковой работы стало понятно, что дети испытывают потребность в общении, им просто необходимо развитие коммуникативных умений. 10 детей показали средний уровень, 6 детей показали низкий уровень и 4 детей высокий уровень развития коммуникативных умений. Все указанные результаты можно будет улучшить благодаря разработке программы. Исходя из полученных данных, нами была разработана и реализована программа по развитию коммуникативных умений старших дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры.
Программа представлена в виде 3 блоков:
Первый блок направлен на невербальное общение, способность распознавать и учитывать эмоциональное состояния другого.
Второй блок направлен на активизацию речевой деятельности в процессе общения и взаимодействия с другими людьми.
Третий блок направлен на использование коммуникативных умений в разных видах деятельности.
Данная программа была направлена на развитие способов сотрудничества со сверстниками и взрослыми, проявление во взаимодействии инициативы и активности, развитие умения выражать свою мысль. В программе использовались такие методы развития коммуникативных умений старших дошкольников, как: сюжетно-ролевая игра. Первичная диагностика, проводившийся с детьми, имеющими низкий и средний уровень развития коммуникативных умений, позволил проследить динамику изменений в коммуникативной сфере дошкольников.
У детей:
- повысился уровень инициативности детей в совместной деятельности;
• значительно повысился уровень сформированности действий по организации и осуществления сотрудничества;
• произошли изменения в использовании детьми в общении невербальных средств;
• повысился уровень контекстного общения со взрослыми.
В ходе оценки результатов реализации программы выявлено, что у детей старшего дошкольного возраста повысился уровень развития коммуникативных умений, а также прослеживается положительная динамика интенсивности контактов со взрослыми и сверстниками и позитивного фона взаимодействия. В работе педагогов можно отметить переход на современный нормативный уровень дошкольного образования: педагоги не только заинтересованы в развитии коммуникативных умений старших дошкольников, но и активно используют актуальные методики, реализуемые в соответствии с возрастными особенностями старших дошкольников в игровой деятельности.
Разработанная нами программа по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры является результативной, игра имеет большой потенциал в развитии коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста и при правильной организации дает положительные результаты.
Использование сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста способствует развитию у них коммуникативных умений, поэтому можно считать, что цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена. Полученные теоретические и эмпирические результаты имеют практическую значимость, и могут быть использованы в психолого-педагогической деятельности.
1. Абраменкова В.В. Игра формирует душу ребенка / В.В. Абраменкова // Мир психологии. 2008. № 4.
2. Акимова Г.Е. Расту, играю, развиваюсь! Занятия с ребенком от рождения до шести лет / Г.Е. Акимова // Екатеринбург, 2004.
3. Артёмкина Т.Е. Авторская методика экспертной оценки сформированности коммуникативных умений младших школьников / Т.Е. Артемкина // EUROPEAN SOCIAL SCIENCE JOURNAL. 2014. № 5-2 (44). С. 171-176.
4. Арушанова А. Г. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы. Дошкольное воспитание. 1999. № 1. С. 85-97.
5. Актуальные вопросы современной педагогики (III): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). Уфа: Лето, 2013.
6. Бабаева Т. И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников. Т.И. Бабаева, Л.С.Римашевская. Детский сад: теория и практика. 2011. № 1. С.74-85
7. Баряева Л.Б. Учим детей, общаться. Формирование коммуникативных умений у младших дошкольников с первым уровнем речевого развития: Учебно-методическое пособие / Л.Б. Баряева. СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. 144 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. М.: Питер, 2009. 398 с.
9. Бойков Д.И., Бойкова С.В. Учимся дружить: Развиваем навыки коммуникации у детей 5-7 лет: учебно-методическое пособие /Д.И. Бойков, С.В. Бойкова. Санкт Петербург: КАРО, 2015.
10. Бычкова С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников. М.: Аркти, 2011. 96с
11. Валлон А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 208 с.
12. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования. М.: Академический Проект, 2005.
13. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. М.: Смысл,
2004. 512 14.
14. Венгер А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности // Вопросы психологии, 2011. №3. С. 17-26.
15. Выготский Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 2006. 420 с...