Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Работа №98465

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы116
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
259
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Понятие «самостоятельность» в психолого - педагогических
исследованиях 6
1.2. Психолого - педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 17
1.3. Ручной труд, как средство развития самостоятельности в
старшем дошкольном возрасте в дошкольной образовательной организации 26
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в Муниципальном казённом дошкольном образовательном учреждении детский сад № 19 42
2.1. Из опыта работы детского сада по развитию самостоятельности
детей старшего дошкольного возраста 42
2.2. Комплекс занятий по развитию самостоятельности детей
старшего дошкольного возраста в ДОО в процессе ручного труда и ее реализация 58
Заключение 70
Список использованной литературы 74
Приложения 81

Актуальность темы исследования. Проблема развития у детей самостоятельности была и остается в педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.
Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается в настоящее время гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Чем меньше дети, тем слабее их умение действовать самостоятельно, поэтому проблема развития самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
Первые проявления самостоятельности усматриваются еще в дошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни.
Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности: игры, бытового труда, конструирования, художественной и учебной деятельности. Каждый вид детской деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие самостоятельности. Новые цели образования предполагают формирование творческой личности, способной к самостоятельному определению способов своей деятельности. Самостоятельность является основой формирования творчества в деятельности субъекта, а ручной труд - это активное взаимодействие субъекта с окружающим миром, в результате которого он целенаправленно изменяет этот мир и себя и создает нечто новое, имеющее общественное значение.
Целью дошкольного воспитания является физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое развитие детей и подготовка их к школе. Она должна быть связана с жизнью и современностью и строиться в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями детей. Следует начинать формировать у ребенка в дошкольные годы самостоятельность и способности к труду, в том числе и ручному, которые пригодятся ему в будущем.
Эти положения развивались и конкретизировались применительно к различным сторонам дошкольного воспитания видными отечественными педагогами Е. А. Аркиным, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной и другими.
В связи с тем, что в педагогической науке выявлено недостаточное теоретическое освещение проблемы развития у детей старшего дошкольного возраста самостоятельности посредством ручного труда, наблюдается определенное противоречие.
В работе введено ограничение: развитие самостоятельности будет рассмотрено на примере ручного труда.
Противоречие: между необходимостью развития самостоятельности в старшем дошкольном возрасте и недостаточным использованием возможностей ручного труда в решении данной проблемы.
Проблема исследования: как развивать самостоятельность в старшем дошкольном возрасте посредством ручного труда?
Объект исследования: процесс развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: ручной труд как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста
Цель исследования: на основе анализа теоретического и практического аспектов развития самостоятельности у дошкольников разработать и реализовать комплекс занятий по развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством ручного труда
Гипотеза: вероятно, развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста будет способствовать использование в качестве одного из средств ручной труд.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «самостоятельность».
2. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить возможности ручного труда в развитии самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
4. Проанализировать опыт работы детского сада по развитию самостоятельности детей в старшем дошкольном возрасте
Методы исследования: теоретические - анализ, обобщение, систематизация, сравнение;
эмпирические - анализ документов, наблюдение, беседа, обработка результатов
База исследования. Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 г. Михайловска.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Самостоятельность - обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Самостоятельность важнейший показатель развития детского интеллекта.
В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема развития самостоятельности у старших дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Проанализировав понятие «самостоятельность», можно сказать:
• самостоятельность - это независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи;
• самостоятельность - это качество, преломляемое поведение на разных этапах жизни ребенка;
• самостоятельность - интегральное качество личности, тесно связанное с ее активностью и коллективистической направленностью.
Под самостоятельностью стоит понимать способность достигать цель деятельности без посторонней помощи, что приводит к обеспечению познавательного и личностного развития.
Изучив психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста можно сделать следующие выводы:
Границы старшего дошкольного возраста (5-7 лет) - окончательный из этапов дошкольного детства, когда в психике ребёнка возникают новые образования.
На этапе завершения дошкольного образования в контексте понятия «самостоятельность» целевыми ориентирами (п.4.6 ФГОС ДО), предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:
• проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
• способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• ребенок способен к волевым усилиям;
• пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
• способен к принятию собственных решений.
Определив формы, методы и средства развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста, можно сказать что современная дошкольная педагогика придает большое значение занятиям: они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. Важно также вовлекать детей в практическую деятельность: во дворе детского сада и всего помещениях, дома, во время экскурсий.
Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только самостоятельно грамотного, но и всесторонне развитого человека.
Был сделан анализ работы МКДОУ детский сад №19 по развитию самостоятельности, который позволил сделать вывод, что по развитию самостоятельности проводится целенаправленная всесторонняя работа, что способствует комплексному воздействию в этом направлении на старших дошкольников.
На основе проведённого анализа была проведена первичная диагностика развития самостоятельности у 10 детей старшего дошкольного возраста по методике «Конструирование» и карте проявлений самостоятельности, которые показали в общем средний уровень развития самостоятельности старших дошкольников.
Дети проявляли недостаточную инициативность. В большинстве случаев высокий интерес к заданию, но выраженная неустойчивость поведения. В начале деятельности - высокая активность, но при столкновении с трудностями темп работы снижался, действия становились менее целенаправленными. Поддержка взрослого, небольшая помощь, поощрение нередко приводили к существенному подъему активности, инициативы. Дети адекватно оценивали свою работу, но стремление к улучшению результатов было выражено слабо.
Основываясь на выводах диагностирования .был спланирован комплекс занятий по ручному труду для развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
На основе полученных результатов мы видим явные изменения показателей уровней развития самостоятельности у старших дошкольников. На начальном этапе детей с высоким уровнем развития самостоятельности не было, в основном преобладали дети со средним и низким уровнем самостоятельности, а на итоговом этапе низкий уровень самостоятельности у детей снизился, а высокий и средний уровни улучшили свои показатели. Также изменились и качественные показатели самостоятельности дошкольников. Ребята стали чаще проявлять инициативу, реже обращаться за помощью к взрослым, стараться выполнить задание самостоятельно. Дети стали самостоятельно подбирать необходимое оборудование, научились планировать свои действия, проявляют настойчивость в достижении необходимого результата.
Развитие самостоятельности находится в прямой зависимости от комплексных педагогических воздействий, осуществляемых в разных видах деятельности. Воспитательные воздействия должны быть направлены на обогащение и углубление знаний детей, введение значимых мотивов деятельности и формирование положительного эмоционального отношения к ней.
Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста поднимает на качественно новый уровень их умения организовать совместную со сверстниками деятельность, действовать независимо от взрослых. Своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения. Повышается точность, тщательность, аккуратность выполняемой деятельности.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.


1. Абузярова Л.Н. Предметно - развивающая среда ДОУ //Ребёнок в детском саду. 2004.№6. с.30-32.
2. Акимова Г.Е. Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет . СПб., 2002.
3. Акулова Е.И. Формируем у детей самостоятельность и ответственность //Дошкольное воспитание. 2009. №9. С. 52-58.
4. Акулова Е.Ф. Формирование индивидуальности, самостоятельности и ответственности у дошкольников посредством подвижных игр//Наука, образование, общество. 2015. № 4 (6). С. 38-52.
5. Андреева Н.А. Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественного труда. В сборнике: Мир детства и образование Сборник материалов IX очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции с приглашением представителей стран СНГ. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова». 2015. с. 61-65.
6. Белошистая А.В. Педагогическая технология организации самостоятельной деятельности детей на занятиях ручным трудом в детском саду и дома//Детский сад от А до Я. 2008. №1. с. 148-158.
7. Бехтерева Е. Технология формирования ответственности. Старший дошкольный возраст Дошкольное воспитание. 2010. № 8. С. 36-45.
8. Блонский П.П. Дошкольный возраст. Педология. М., 2000. С.89-119.
9. Борисова О.Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника//Детский сад от А до Я. 2008. №1. С. 124-132.
10. Букина Н.А.Что мешает нашим детям быть самостоятельными// Дошкольное воспитание. 2007. № 12. С. 28-33.
11. Буре Р.С. Воспитатель и дети: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Ювета», 2001. С.176.
12. Вавилова В.В., Запорожца А.В., Ломова Б.Ф. Психологический словарь/ М.: Педагогика, 1983.
13. Власова Т.А. Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста в художественном ручном труде: Дис. канд. пед. Наук. Екатеринбург, 2000. С.260.
14. Волженина Т.В. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов. Журнал «Виноград». 2010. № 37.
15. Волкова Б.С. Психология детства. М.: АПО,1997. С. 272...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ