Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №120642

Тип работы

Диссертация

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы166
Год сдачи2018
Стоимость5400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
59
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста 13
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития самостоятельности у детей дошкольного возраста 13
1.2 Место познавательно-исследовательской деятельности в развитии самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста 27
1.3 Психолого-педагогические подходы к изучению технологии поэтапной организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе развития у них самостоятельности 42
Выводы по первой главе 57
Глава 2. Экспериментальное изучение развития самостоятельности в процессе познавательно-исследовательской деятельности 58
2.1 Выявление уровня развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста 58
2.2 Содержание работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста самостоятельности в процессе познавательно-исследовательской деятельности 80
2.3 Динамика в уровне развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста 106
Выводы по второй главе 125
Заключение 128
Список используемой литературы 130
Приложения 144

Актуальность исследования. Проблема развития самостоятельности не является новой для педагогической теории и практики, её изучению посвящены труды З.В. Елисеевой, Н.С. Кривовой, А.А. Люблинской, К.П. Кузовковой и др. Она рассматривается как интегративное качество личности тесно связанное с ее активностью (В.Й. Селиванов, М.И. Дидора), как одна из волевых сфер личности (А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев). Под самостоятельностью в настоящем исследовании понимается одно из ведущих качеств личности ребёнка старшего дошкольного возраста, которое выражается в умении правильно ставить цель деятельности, настойчивости в её достижении с использованием средств доступных ребёнку этого возраста, ответственности за свою деятельность и инициативности в условиях, требующих принятия нестандартных решений.
Актуальность развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста на социально-педагогическом уровне продиктована тем, что социальный заказ государства в образовании направлен на развитие активной, интеллектуально развитой личности ребёнка, стремящейся к самостоятельному познанию явлений окружающего мира, овладению способами деятельности для достижения результатов в нестандартных ситуациях.
Согласно исследованиям ученых, самостоятельность реализуется в конкретных видах деятельности: хозяйственно-бытовой (Л.А. Порембская), конструктивно-игровой (Ф.В Изотова), художественной (Н.А. Ветлугина), игровой (А.И. Матусик, С.А. Марутян, Н.Я. Михайленко). В настоящем исследовании самостоятельность рассматривается в связи с познавательно-исследовательской деятельностью, так как именно этот вид деятельности способен мобилизовать силы детей в познании реального мира, самостоятельном раскрытии его связей, отношений, закономерностей. В ходе этого вида деятельности у детей старшего дошкольного возраста могут развиваться навыки целеполагания, волевые качества, ответственность за свою деятельность, творчество и инициативность, что является основными показателями самостоятельности в данном возрасте.
Подтверждение важности работы по влиянию познавательно-исследовательской деятельности на развитие самостоятельности ребёнка частично есть в исследованиях ряда авторов (А.И. Савенков, А.В. Леонтович, А.С. Обухов), однако проблема разработки технологии поэтапной организации познавательно-исследовательской деятельности, ее влияния на развитие самостоятельности, в том числе психолого-педагогические условия эффективного развития самостоятельности, специально не исследовалась. Этим обуславливается актуальность исследования на научно-теоретическом уровне.
Обращаясь к актуальности исследования на научно-методическом уровне, важно отметить, что в настоящее время, в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, практике работы дошкольных образовательных организаций проявился интерес к планированию и организации работы педагогов с детьми старшего дошкольного возраста, а также взаимодействию с семьёй по проблеме развития самостоятельности у детей. Развивающая предметно-пространственная среда, организованная в дошкольной образовательной организации на настоящий момент не обеспечивает должного уровня развития самостоятельности старших дошкольников с учётом современных требований предъявляемых к личности ребёнка этой возрастной группы, декларируемых федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В связи с этим, можно выделить существующую востребованность в учебно-методических пособиях, рекомендациях для воспитателей, родителей по организации различных форм работы взрослых и детей, направленных на развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
В результате чего нами установлено противоречие между необходимостью развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста и несоответствием этой задаче содержания деятельности педагогов (следовательно, и деятельности детей), используемых ими форм, средств и методов, связанных с недостаточным пониманием роли познавательно-исследовательской деятельности в представленном процессе. Основываясь на выявленном противоречии сформулирована проблема исследования: оказывает ли влияние познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста на развитие у них самостоятельности?
Таким образом, существующее противоречие и выявленная проблема, определяет актуальность темы нашего исследования, а недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость обусловили выбор темы научно-квалификационной работы (диссертации): «Влияние познавательно-исследовательской деятельности на развитие у детей старшего дошкольного возраста самостоятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста на развитие самостоятельности.
Объект исследования: процесс развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: поэтапная организация познавательно-исследовательской деятельности как средство развития у детей старшего дошкольного возраста самостоятельности.
Исследование основано на гипотезе, согласно которой процесс развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста возможен, если:
• раскрыта сущность самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в системе взаимосвязанных педагогических понятий с учетом специфики работы по ее развитию у детей данного периода;
• теоретически обоснована поэтапная организация познавательно - исследовательской деятельности, обеспечивающая характерные проявления самостоятельности: независимости от взрослых и других детей в принятии цели, определении и выбора способов достижения цели, выполнении необходимых действий и достижения результата;
• разработана и реализована технология поэтапной организации познавательно-исследовательской деятельности;
• дано опытно-экспериментальное обоснование критериально-диагностического аппарата, необходимого для объективной оценки уровня развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Приняв во внимание выдвинутые цель и гипотезу были сформулированы задачи исследования:
1. На основе анализа проблем развития самостоятельности раскрыть степень ее разработанности на современном этапе, определить понятийно-категориальное поле исследования, уточнить содержание понятия «самостоятельность» применительно к детям старшего дошкольного возраста, охарактеризовать процесс познавательно-исследовательской деятельности и её возможности в поэтапном овладении самостоятельностью детьми старшего дошкольного возраста.
2. Разработать и теоретически обосновать технологию поэтапной организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе развития у них самостоятельности.
3. Определить критерии, показатели и охарактеризовать уровни развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Экспериментально доказать влияние познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста на развитие у них самостоятельности.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической, философской литературы, интерпретация, обобщение опыта массовой практики), эмпирические (анкетирование, тестирование, беседы с детьми и взрослыми, эксперимент), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, оформленный в виде диаграмм и таблиц, критерий согласия Пирсона «%2»).
Методологической основой исследования являются: философские положения о всеобщей связи и взаимодействия; дидактический метод познания как основа научной педагогики; теория системного и деятельностного подходов к изучению педагогических явлений и процессов. Использование положений методологии обусловило: уточнение и разработку категориального аппарата исследования; научное описание изучаемых педагогических факторов и явлений, их анализ и экспериментальную проверку.
Теоретическую основу исследования составляют:
• философские, психологические и педагогические исследования по изучению проблемы развития самостоятельности у детей дошкольного возраста (А.А. Люблинская, З.В. Елисеева, Н.Я. Михайленко, Н.С. Кривова, К.П. Кузовкова, Л.А. Порембская, Ф.В Изотова, А.И. Матусик, Н.А. Ветлугина, С.А. Марутян);
• философские, психологические и педагогические исследования по изучению познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста (Н.И. Апполонова, З.А. Грачева, А.И. Савенков, Н.Н. Поддьяков, Д.И. Воробьева, А.К. Матвеева, Т.А. Куликова, О.Л. Князева, Л.М. Маневцова, Н.К. Постникова, Н.А. Семенова, А.Р. Лурия, В.В. Щетинина);
Экспериментальной базой исследования: ДС № 140 «Златовласка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 160 детей старшего дошкольного возраста, 16 воспитателей детского сада и 160 родителей.
Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение трёх лет и состояло из трёх этапов.
Первый этап (2014 - 2015гг.) - поисково-аналитический: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; определение понятийного аппарата, цели, объекта, предмета, задач, рабочей гипотезы, актуальности; планирование опытно-экспериментальной работы.
Второй этап (2015 - 2016 гг.) - экспериментальный: проведение констатирующего и формирующего экспериментов; изучение уровней развития самостоятельности в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста; изучение представленности проблемы в программных материалах и документах дошкольной образовательной организации; выявление и экспериментальная проверка эффективности введения технологии поэтапного овладения детьми старшего дошкольного возраста самостоятельностью в познавательно-исследовательской деятельности.
Третий этап (2016-2018гг.) - заключительно-обобщающий: анализ, обобщение, систематизация и представление результатов исследования в тексте диссертации.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• раскрыты взгляды ученых относительно содержания процесса развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, установлено, что современная дошкольная образовательная организация испытывает трудности при определении психолого-педагогических условий, средств и технологий развития самостоятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым к ребёнку старшего дошкольного возраста, декларируемым федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования что, в свою очередь, актуализирует процесс развития самостоятельности в условиях дошкольного образования;
• уточнено понимание понятия «самостоятельность» как одного из ведущих качеств личности ребёнка старшего дошкольного возраста, которое выражается в умении правильно ставить цель деятельности, настойчивости в её достижении с использованием средств доступных ребёнку этого возраста, ответственности за свою деятельность и инициативности в условиях, требующих принятия нестандартных решений;
• разработана технология поэтапной организации познавательно- исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста, направленная на развитие у них самостоятельности включающая в себя следующие этапы: мотивационный, обучающий и деятельностный с изменением роли взрослого от обучающе-организующей позиции к направляюще-регулирующей.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
• раскрыты концептуальные основы процесса развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста: научная и диагностическая обоснованность содержания, обеспечение системного, деятельностного, личностно-ориентированного подходов к выделению структурных компонентов и их наполнению; разнообразие форм, методов и условий повышения уровня самостоятельности в условиях дошкольного образования;
• дополнена характеристика понятия «самостоятельность» применительно к детям старшего дошкольного возраста показателями, адекватными социальной потребности, важнейшими из которых являются: стремление к решению задач деятельности без помощи других людей, умение ставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
• определены критерии и показатели оценки развития у детей старшего дошкольного возраста самостоятельности.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных данных экспериментально обоснованных методов и приёмов поэтапного овладения детьми самостоятельностью в процессе познавательно-исследовательской деятельности в практике дошкольных образовательных организаций; разработке диагностического инструментария, необходимого для оценки развития самостоятельности, включающего в себя критерии, показатели, уровни и диагностические задания, разработке учебно-методических пособий для воспитателей и родителей: «Познание дошкольниками окружающего мира при использовании сказки «Курочка Ряба» и «На просторах сказки». Материалы проведённого исследования могут использоваться в процессе преподавания такой дисциплины как «Дошкольная педагогика», а также в практике дошкольных образовательных организаций.
Научная обоснованность и достоверность результатов обеспечивается проведением исследования с опорой на теоретические положения философии, педагогики и психологии, обоснованностью основных теоретических положений; адекватностью применяемых методов предмету, целям и задачам исследования; личным участием автора в опытно-экспериментальной работе, направленной на решение исследовательских задач; наличием контрольной и экспериментальной групп; апробацией результатов исследования в практике образовательных организаций; положительными результатами эксперимента.
Научные положения и результаты исследования, выносимые на защиту:
1. Понятие самостоятельность рассматривается как одно из ведущих качеств личности ребёнка старшего дошкольного возраста, которое выражается в умении правильной постановки цели, настойчивости в её достижении с использованием средств доступных ребёнку этого возраста, стремление к решению задач деятельности без помощи других людей, элементарном планировании деятельности, ответственности и инициативности в условиях, требующих принятия нестандартных решений , умении реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели;
2. Развитие самостоятельности возможно в процессе познавательно - исследовательской деятельности организованной поэтапно посредством технологии с учётом степени инициативности и творчества детей и роли педагога в данном процессе;
3. Познавательно-исследовательская деятельность рассматривается нами как деятельность ребенка, направленная на решение задач проблемного характера, характеризующаяся вариативностью активно-преобразующих поисковых действий практического и поискового характера, позволяющая изучать внешние особенности объектов и явлений окружающего мира, а также связи между ними, обобщать и систематизировать их.
4. Показатели, критерии и уровни развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста характеризуются степенью проявления независимости от взрослых и других детей в принятии цели, определении и выбора способов достижения цели, выполнении необходимых действий и достижения результата.
Апробация результатов исследования. Результаты экспериментальной работы обсуждались на педагогических советах дошкольной образовательной организации, на заседании кафедры дошкольной педагогики, прикладной психологии, научно-методическом семинаре гуманитарно-педагогического института, использовались в лекциях, на семинарских и практических занятиях в ГАПОУ СО «Тольяттинский социально-педагогический колледж».
Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на международных научно-практических конференциях: VI Открытая Международная научно-исследовательская конференция молодых исследователей «Образование. Наука. Профессия» (2012, г. Отрадный); V научно-практическая Интернет-конференция «Методологическая культура выпускника специальностей педагогического профиля как фактор его профессионального становления на современном этапе образования» (Тольятти, 17 ноября - 26 декабря 2013); VI научно-практическая Интернет- конференция «Методологическая культура выпускника специальностей педагогического профиля как фактор его профессионального становления на современном этапе образования» (Тольятти, 24 ноября - 26 декабря 2014); Психолого-педагогические и технологические аспекты организации образовательной среды в условиях реализации ФГОСов (Тольятти, 7-28 ноября 2016).
По теме диссертации имеется 10 публикаций, выпущено два учебно-методических пособия.
Личный вклад автора в исследование представлено изучением теоретического и практического состояния проблемы развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста; определением критериев и показателей развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста; организацией опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности разработанной технологией поэтапной организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе развития у них самостоятельности; анализом результатов исследования и намеченными перспективами в разработке данной проблемы.
Структура и объем НКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы состоящего из 133 источников, 7 приложений, которые раскрывают содержание 9 таблиц и 2 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ результатов теоретического и опытно-экспериментального исследования показали верность выдвинутой во введении гипотезы исследования и дозволили произвести следующие выводы.
1. Многосторонний анализ термина «самостоятельность» (философский, психологический, педагогический), а также проведение сравнительного анализа всесторонних подходов к толкованию этого термина дозволил, принимая во внимание современные подходы, рассматривать самостоятельность как одно из ведущих качеств личности ребёнка старшего дошкольного возраста, которое выражается в умении правильной постановки цели, настойчивости в её достижении с использованием средств доступных ребёнку этого возраста, ответственности за свою деятельность и инициативности в условиях, требующих принятия нестандартных решений. Самостоятельность в настоящем исследовании может быть охарактеризована следующими компонентами: познавательной, эмоционально-волевой, поведенческой составляющими.
2. Проведенное исследование позволяет определить, что самостоятельность как интегративное качество личности детей дошкольного возраста будет развиваться исходя из результатов накопления детьми опыта практических действий. Взрослые играют в данном процессе главную роль, поскольку именно они осуществляют перемещение деятельности детей, которая стимулируется и организуется взрослыми в собственную деятельность детей, определяемую ими самими.
3. Обосновано, что познавательно-исследовательская деятельность является средством развития самостоятельности детей дошкольного возраста, и рассматривается нами как сугубо индивидуальная деятельность ребенка, направленная на решение задач проблемного характера, характеризующаяся вариативностью активно-преобразующих поисковых действий практического и поискового характера, позволяющая изучать внешние особенности объектов и явлений окружающего мира, а также связи между ними, обобщать и систематизировать их.
4. Достигнутая позитивная динамика в уровне развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста свидетельствует о результативности разработанной технологии поэтапной организации познавательно-исследовательской деятельности и, следовательно, можно о том, что при реализации предлагаемой нами технологии будет обеспечивать результативность развития у детей старшего дошкольного возраста самостоятельности, что, в свою очередь может подтвердить определенную ранее гипотезу исследования.
Реализованное экспериментальное исследование не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов исследуемой проблемы, связанной с развитием самостоятельности детей, поскольку является разноплановой. Перспективу работы по выделенной проблеме связывается нами с разработкой компьютерного обеспечения и применения другого содержания при реализации поэтапной организации познавательно-исследовательской деятельности детей.


1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва : 2013. - 34 с.
2. Агеева, Г.А. Формирование развивающей предметно-пространственной среды в группе дошкольного образовательного учреждения: содержание и принципы построения [Текст] / Г.А. Агеева // Психолого-педагогические и технологические аспекты организации образовательной среды в условиях реализации ФГОСов: материалы научно-практической конференции. - Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2016. - С. 495-503.
3. Аксенова, Т.А. Развитие дошкольника в познавательно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО [Текст] / Т.А. Аксенова // Молодой ученый. - 2016. - №12.6. - С. 1-6.
4. Акулова, Е. Формируем у дошкольников самостоятельность и ответственность [Текст] / Е. Акулова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 9. - С. 52-59.
5. Аникин, В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки [Текст] / В.П. Аникин. - М. : Дет. лит., 1982. - 96 с.
6. Аникина, В.Г. Проблема осознания в культурно-исторической теории Л.С. Выготского в контексте исследования рефлексии [Текст] / В.Г. Аникина // Психологический журнал. - 2009. - № 2. - С. 81-86.
7. Асанова, Д. Педагогические основы формирования элементов самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста (в процессе ручного труда) [Текст] : Автореферат, дис. к-та пед. наук / Асанова Джамалбюбю. - М. : 1977. - 23 с.
8. Афонина, Н. Для чего человеку нужны глаза и уши? Экспериментирование с детьми 5-8 лет [Текст] / Н. Афонина // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 5. - С. 22-26.
9. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. [Текст] : пособие для педагогов // К.Ю. Белая. - М. : ТЦ Сфера, 2010. - 96 с.
10. Братанова, Т.А. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками [Текст] / Т.А. Братанова // Начальная школа. - 2008. - № 5. - С. 41-43.
11. Болотова, А.И. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников средствами математики [Текст] / А.И. Болотова // Начальная школа. - 2009. - № 6. - С. 71-75.
12. Большой толковый словарь русского языка [Текст] / гл. ред. А. Кузнецов. - СПб. : «Поринт», 2012. - 1536 с.
13. Бондаренко, А.К. Развитие самостоятельности мышления детей подготовительной группы к школе [Текст]: Автореферат, дис. к-та пед. наук / Бондаренко Антонина Кирилловна - М.: 1974. - 17 с.
14. Борзова, В.А. Методическое пособие по развитию творческих способностей детей: подготовка детей к школе [Текст] / В.А. Борзова, А.А. Борзов. - Самара : Издательский дом «Самарский Дом печати», 1993. - 143 с.
15. Венгер Л.А. Особенности отношения шестилетних детей к заданиям взрослого [Текст] / Л.А. Венгер, К.П. Поливанова // Вопросы психологии. - 2008. - № 4. - С. 56-63.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ