Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественных способностей детей старшего дошкольного возраста

Работа №27872

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
985
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Основные направления и этапы развития художественных способностей детей старшего дошкольного возраста 8
1.1. Развитие художественных способностей у детей старшего
дошкольного возраста 8
1.2. Методические особенности проведения занятий по изобразительной
деятельности с детьми старшего дошкольного возраста 18
1.3. Специфика нетрадиционных техник рисования для развития
художественных способностей детей старшего дошкольного возраста 36
2. Разработка программы занятий изобразительной деятельностью
с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста 45
2.1. Содержание и особенности программы занятий изобразительной
деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста 45
2.2. Апробация разработанной программы занятий изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста 54
2.3. Экспертная оценка разработанной программы занятий
изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных
техник рисования для детей старшего дошкольного возраста 65
Заключение 68
Список использованных источников 72
Приложение А 77
Приложение Б 84
Приложение В


Актуальность. В формировании личности ребенка неоценимое значение имеет вид художественно-творческой деятельности — рисование. Такое занятие дарит детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей [5].
Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:
1) пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
2) сформировать изобразительные навыки и умения;
3) развить творческие способности дошкольников.
Эффективным средством решения этих задач в дошкольном возрасте является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм его организации. Практика показывает, что нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом [39].
Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский [2], Д.Б. Богоявленская [3], Л.А. Венгер [6], Т.Г. Казакова [19], В.И. Киреенко [20], Т.С. Комарова [24]. Известны исследования в этой области Г.Г. Григорьевой [11], Т.О. Ендовицкой [15] и др.
Рисование нетрадиционными способами — увлекательная,завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Сколько вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, а также ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д.) и всеми этими предметами можно обогатить уголок изобразительной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники рисования привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает [5].
В настоящее время существует несколько программ по изобразительной деятельности в дошкольном возрасте. Основная идея программы «Гармония» (Д.И. Воробьева) — целостное развитие личности ребенка двух-пяти лет, его интеллектуально-художественного и творческого потенциала. Программа «Конструирование и художественный труд в детском саду» (Л.В. Куцакова) направлена на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.
Есть и другие программы художественно-эстетического цикла, направленные на развитие художественно-творческих способностей, художественного вкуса. Как правило, программы нацелены на развитие у дошкольников таких психических процессов, как воображение и ассоциативное мышление, на воспитание у них трудолюбия, усидчивости, терпения. Художественно-эстетическое воспитание в программе реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности [39].
Работа по рисованию в условиях современного детского сада, в основном, вынесена за рамки занятий и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по рисованию.
Наблюдения педагогической практики в старшей группе показали, что дети очень любят рисовать, занимаются рисованием с большим удовольствием, а вот технические и изобразительные навыки детей по рисованию оцениваются на среднем уровне. Это происходит в связи с тем, что в детском саду не уделяется должного внимания занятиям рисованием и в этом случае обучение затруднено.
Таким образом, проблема исследования заключается в однообразии приемов рисования традиционными техниками в программах художественно¬эстетического цикла в старшем дошкольном возрасте и отсутствии инструментов для развития художественных способностей путем нетрадиционных техник рисования.
Цель исследования: разработать и апробировать программу по развитию художественных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования.
Объект исследования: процесс развития художественных способностей дошкольников.
Предмет исследования: нетрадиционные техники рисования как средство развития художественных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие художественных способностей детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если использовать следующие нетрадиционные техники рисования: пальчики - палитра, печать от руки, кляксография, монотипия, тычкование и др.
Для того чтобы цель исследования была достигнута, необходимо последовательное решение следующих задач:
1. Выявить основные направления и этапы развития художественных способностей детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить методические особенности проведения занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
3. Выявить и обосновать специфику нетрадиционных техник рисования для развития художественных способностей детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать программу занятий изобразительной деятельностью для детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.
5. Провести апробацию и экспертную оценку разработанной программы занятий изобразительной деятельностью для детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.
Методы исследования: анализ теоретической и методической литературы по исследуемой теме; наблюдение за процессом рисования дошкольников; анализ рисунков дошкольников.
Практическая значимость исследования: разработанная дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста «Юный художник» может быть использована воспитателями ДОУ в рамках программы художественно¬эстетического цикла.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами — увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог всему вышесказанному, считаем целесообразным отметить следующее.
1. Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования (В.И. Кириенко, Б.С. Кузин, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова и др.). Основные положения теории способностей связаны с решением следующих вопросов: Что такое художественные способности? Каково их содержание? Структура? Соотношение со знаниями, умениями, навыками? Каковы закономерности, условия развития способностей? Как способности соотносятся с задатками? Что понимается под задатками художественных способностей?
Выделяют два периода в развитии художественных способностей детей: доизобразительный (еще нет изображения предмета и даже нет замысла и желания что-то изобразить; играет большую роль в дальнейшем развитии изобразительных способностей; ребенок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм) и изобразительный (деятельность приобретает творческий характер, могут быть поставлены задачи систематического обучения детей).
При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности
2. Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.
Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.
В процессе изобразительной деятельности осуществляются различные стороны воспитания: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое. Основное значение эта деятельность имеет для эстетического воспитания; важна она и для подготовки детей к школе.
В настоящее время существует несколько программ по изобразительной деятельности в дошкольном возрасте: «Конструирование и художественный труд в детском саду» (Л.В. Куцакова), «Гармония» (Д.И. Воробьева) и др.
3. В настоящее время современными педагогами и психологами разрабатываются нетрадиционные техники рисования, в которых ставятся новые задачи обучения и воспитания ребенка. Существует более 30 различных нетрадиционных изобразительных технологий. В качестве основных нетрадиционных техник можно назвать: пальчики - палитра, печать от руки, печатка, тампонирование, трафарет, набрызг, монотипия, кляксография, рисование по сырой бумаге, цветные ниточки, граттаж, рисование по мятой бумаге, рисование восковыми мелками или свечой, штрих.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных техник: кляксографии, монотипии и т.п.
Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
4. Была разработана дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста «Юный художник» сроком реализации - 4 месяца.
Программа воплощает новый подход к художественно-творческому развитию дошкольников через обучение нетрадиционным техникам рисования. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами — увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.
По разработанной программе проводились занятия с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду № 136 г. Красноярска. Занятия проводились 1 раз в неделю (1 раз по основной программе).
5. Апробация разработанной дополнительной образовательной программы занятий изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста «Юный художник» показала, что уровень художественных способностей детей, посещавших занятия с нетрадиционными техниками рисования, значительно вырос за последние три месяца и превосходит уровень развития художественных способностей тех детей, кто не посещал все занятия. Это подтверждает целесообразность и значимость разработанной программы по развитию художественных способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.
Была проведена экспертиза разработанной дополнительной образовательной программе занятий изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста «Юный художник» и получены две рецензии: внешняя и внутренняя. В рецензиях отмечено, что разработанная программа является актуальной, используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества.
Гипотеза о том, что развитие художественных способностей детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если использовать следующие нетрадиционные техники рисования: пальчики - палитра, печать от руки, кляксография, монотипия, тычкование и др., подтверждена теоретическими выводами, результатами апробации и экспертной оценкой.



1. Ананьев, Б.Г. Представления о способностях в отечественной и зарубежной педагогике [Электронный ресурс] / Б.Г. Ананьев. - Режим доступа:http://www.psyarticles.ru/view_ post.php?id=384(дата обращения: 17.01.2017).
2. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств [Электронный ресурс] / А.В. Бакушинский. - Режим доступа: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/162(дата обращения: 17.01.2017).
3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Д.Б.Богоявленская. - М.: Академия, 2002 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.klex.ru/gjs(дата обращения: 17.01.2017).
4. Васильева, В.И. Программа воспитания и обучения в детском саду / В.И. Васильева. - М.: Академия, 2005. - С. 32-56.
5. Васильева, М.В. Формирование творческих способностей посредством
нетрадиционного рисования [Электронный ресурс] / М.В. Васильева, Ю.Ф. Красавина. - Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/550585/(дата обращения: 17.01.2017).
6. Венгер, А.Л. Восприятие и обучение (дошкольный возраст) [Электронный ресурс] / А.Л. Венгер. - Режим доступа:
http://www.koob.ru/venger_a_l/perception_leaming (дата обращения: 17.01.2017).
7. Венгер, А.Л. Понятие общих способностей детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / А.Л. Венгер. - Режим доступа: http://www.edufacts.ru/lefabs-56-1.html(дата обращения: 17.01.2017).
8. Венгер, Н.Ю. Путь к развитию творчества // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 11. - С. 32-38.
9. Веракса, Н.Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии. - 2005. - № 4. - С. 5-9.
10. Воробьева, Д.И. Гармония развития: интегрированная программа
интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника [Электронный ресурс] / Д.И. Воробьева. - Режим доступа: http: //www.fb2archive.ru/vorobyeva-d-i/garmoniya-razvitiya/ (дата
обращения: 17.01.2017).
11. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000.
12. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 / Г.Н. Давыдова. - М.: Скрипторий, 2007.
13. Даринская, В.М. Влияние личностных оценок и эмоционального состояния ребенка на раскрытие его творческого потенциала и развитие способностей // Семейная психология и семейная терапия. - 2006. - № 1.
14. Доронова, Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 1.
15. Ендовицкая, Т.О. Развитие творческих способностей // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 12. - С. 73-75.
16. Еремина, М.Г. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, дошкольных образовательных учреждений и рабочих программ педагога: метод. пособие / М.Г. Еремина. - Калининград, 2010.
17. Жарова, Н.А. Консультация для воспитателей на тему «Методика проведения рисования в разновозрастных группах детского сада» [Электронный ресурс] / Н.А. Жарова. - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2013/11/24/konsultatsiya-dlya-vospiteteley-na-temu-metodika-provedeniya(дата обращения: 17.01.2017).
18. Казакова, Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Т.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова и др. - М.: Сфера, 2005.
19. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие / Т.Г. Казакова. - М.: Владос, 2006. - 256 с.
20. Киреенко, В.И. Развитие познавательных способностей в дошкольномвозрасте: Психология способностей к изобразительной деятельности / В.И. Киреенко. - Режим доступа:http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/index.php?url=/notices/index/IdNotice:88130/Source:default# (дата обращения: 17.01.2017).
21. Кириенко, В.И. Способности к изобразительной деятельности
[Электронный ресурс] / В.И. Кириенко. - Режим доступа: http: //www.powereducator.ru/cedus-241-1. html (дата обращения:
17.01.2017).
22. Ковалев, Л.Г. Художественные способности как свойство личности человека [Электронный ресурс] / Л.Г. Ковалев, Б.Н. Мясищев. - Режим доступа:http://www.powereducator.ru/cedus-240- 1.html(дата обращения: 17.01.2017).
23. Комарова, Т.С. Детское изотворчество: что под этим следует понимать? / Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 2.
24. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество: метод. пособие для воспитателей и педагогов / Т.С. Комарова. - М., 2005.
25. Комарова, Т.С. Изодеятельность в детском саду: программа и методические рекомендации / Т.С. Комарова. - М., 2006.
26. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учеб. пособие для студ. пед. институтов / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова и др. - М.: Просвещение, 1977. - 253 с.
27. Кочеткова, Н.А. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования [Электронный ресурс] / Н.А. Кочеткова. - Режим доступа: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-detey-starshego-doshkolnogo(дата обращения: 17.01.2017).
28. Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий / Л.В. Куцакова. - М., 2005.
29. Лейтес, Н.С. Понятие «способности». Структура и виды способностей [Электронный ресурс] / Н.С. Лейтес. - Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/psihologia-1/32.htm(дата обращения: 17.01.2017).
30. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2010.
31. Пичугина, Н.О. Дошкольная педагогика / Н.О. Пичугина, С.В. Ассаулова, Г.А. Айдашева. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2004. - 384 с.
32. Платонов, К.С. Понятие общих способностей детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / К.С. Платонов. - Режим доступа: http://www.edufacts.ru/lefabs-56-1.html(дата обращения: 17.01.2017).
33. Поначева, Л.И. Развитие творческих способностей детей дошкольного
возраста посредством нетрадиционного рисования [Электронный ресурс] / Л.И. Поначева. - Режим доступа: http://festival. 1 september.ru/
articles/517241/(дата обращения: 17.01.2017).
34. Рубинштейн, С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории [Электронный ресурс] / С.Л. Рубинштейн. - Режим доступа: http: //psylist.net/hrestomati/rubinhteyn.htm(дата обращения: 17.01.2017).
35. Сакулина, Н.П. Изобразительные способности дошкольников [Электронный ресурс] / Н.П. Сакулина. - Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2011/123/1566(дата обращения: 17.01.2017).
36. Семенюк, Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие для
студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна: изд. 2-е, доп. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с. [Электронный ресурс] / Л.М. Семенюк. - Режим доступа: http://psylist.net/hrestomati/
readerage012.htm(дата обращения: 17.01.2017).
37. Теплов, Б.М. Способности и одаренность [Электронный ресурс] / Б.М. Теплов. - Режим доступа:http://www.psychology.ru/library/p001.stm(дата обращения: 17.01.2017).
38. Ткаченко, А.Н. Формирование самостоятельной художественной деятельности детей дошкольного возраста: Беседы с воспитателями по изобразительной деятельности / А.Н. Ткаченко. - Новосибирск: НИПКиПРо, 2003.
39. Щербинина, С.М. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования [Электронный ресурс] / С.М. Щербинина. - Режим доступа:http: //nsportal .ru/shcherbinina-svetlana-mihaylovna/(дата обращения: 17.01.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ