Введение 3
Глава 1. Теоретические основы подготовки старших подростков к преодолению сложных жизненных ситуаций во внеурочной 7 деятельности
1.1. Понятие «сложная жизненная ситуация» в психолого-
7 педагогической и юридической литературе
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старшего
подросткового возраста
1.3. Формы, методы, средства подготовки старших подростков к
преодолению сложных жизненных ситуаций во внеурочной 31 деятельности
Глава 2.Опытно-поисковая работа по подготовке старших подростков к преодолению сложных жизненных ситуаций во внеурочной деятельности на примере МАОУ СОШ №26 г. Екатеринбурга
2.1. Опыт работы школы по подготовке старших подростков к преодолению сложных жизненных ситуаций во внеурочной 41 деятельности
2.2. Первичная диагностика подготовленности старших подростков к
преодолению сложных жизненных ситуаций во внеурочной 49 деятельности
2.3. Программа подготовки старших подростков к преодолению
57
сложных жизненных ситуаций во внеурочной деятельности
Заключение 66
Список использованной литературы 69
Приложения 76
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день, когда на первый план выдвигается задача модернизации всех сфер жизнедеятельности общества, остаются нерешенным и имеют тенденцию роста ряд социальных проблем. Одна из них - проблема людей, находящихся в сложной жизненной ситуации.
В трудных жизненных ситуациях периодически оказываются или длительное время находятся десятки миллионов людей, взрослых и детей, и отсутствие государственного механизма, способного помочь им решить возникшие проблемы, крайне отрицательно сказывается на психологическом микроклимате, порождает у населения чувство незащищенности и равнодушия государства к своим гражданам, снижает гуманистический потенциал общества.
По данным международной организации «Спасем детей» Российская Федерация находится на 38 месте в мире по индексу благополучия детей, что свидетельствует о наличии в стране детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, нарушающей жизнедеятельность ребенка, которую он не способен преодолеть самостоятельно.
В современном обществе социальное становление старшеклассника проходит в сложных социально-экономических условиях недостаточной социальной эффективности школьного образования и воспитания, ограниченности позитивных сред жизнедеятельности подростка, позволяющих ему чувствовать себя уверенно и не попадать в сложные жизненные ситуации или стараться избегать условий, провоцирующих их, само реализоваться в социальной и личностно значимой деятельности.
В современных образовательных организациях главная роль отводиться образовательной, нежели социализирующей функции, школа не обеспечивает обучающихся необходимым набором качеств, способствующих их полноценной интеграции в социуме. Ограниченность деятельности школы обусловливает негативное отношение большинства обучающихся к данному институту воспитания, не дающему ему возможности проявить себя как личность.
Появляется необходимость подготовки подростков к преодолению сложных жизненных ситуаций. В школах на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» частично затрагивается тема подготовки детей к сложной жизненной ситуации. Рассматриваются сложные жизненные ситуации, связанные с природными, техногенными, экологическими, социальными катаклизмами, но незначительное внимание уделяется таким ситуациям, как психологическая помощь детям для преодоления давления со стороны окружающих, преодоления стрессовых ситуаций; жестокое обращение в семье, и способы их преодоления. Важно сформировать понимание, что является первоочередным в решении проблемы подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. В результате нет ни одной программы, позволяющей подготавливать старших подростков к преодолению сложных жизненных ситуаций. Таким образом, налицо противоречие: с одной стороны, в современной жизни наблюдается рост сложных жизненных ситуаций, к преодолению которых подростки должны быть подготовлены, с другой - в общеобразовательной организации не до конца используются возможности внеурочной деятельности для достижения этой цели.
Проблемаисследования: каким образом проводить подготовку старших подростков к преодолению сложных жизненных ситуаций в школе во внеурочной деятельности?
Все изложенное определило тему исследования: «Подготовка старших подростков к преодолению сложных жизненных ситуаций во внеурочной деятельности».
Объект исследования: процесс подготовки старших подростков к преодолению сложных жизненных ситуаций.
Предмет исследования: содержание подготовки старших подростков к преодолению сложных жизненных ситуаций во внеурочной деятельности в школе.
Цель исследования - на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать и обосновать программу подготовки старших подростков к преодолению сложных жизненных ситуаций, которую можно использовать во внеурочной деятельности в общеобразовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, подготовка старших подростков к преодолению сложных жизненных ситуаций во внеурочной деятельности в школе, должна обеспечиваться научно обоснованной программой и должна включать в себя следующие компоненты: когнитивный (повышение уровня знаний), деятельностный (применений стратегий выхода из сложных жизненных ситуаций) и рефлексивный компонент (готовность к самооценке своих действий).
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «сложные жизненные ситуации», представленное в психолого-педагогической и юридической литературе.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику старшему
подростковому возрасту.
3. Охарактеризовать формы, методы, средства подготовки старших подростков к преодолению сложных жизненных ситуаций.
4. Проанализировать деятельность общеобразовательной организации по подготовке старших подростков к преодолению сложных жизненных ситуаций.
5. Провести первичную диагностику старших подростков к преодолению сложных жизненных ситуаций. Провести ее на базе опытно поисковой работы.
6. Частично апробировать программу подготовки старших подростков к преодолению сложных жизненных ситуаций во внеурочной деятельности.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, описание, сравнение, обобщение, классификация); эмпирические (анкетирование, тестирование, анализ документов, контент-анализ).
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 26 г. Екатеринбурга.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В данной выпускной квалификационной работе были раскрыты теоретические основы подготовки старших подростков к преодолению сложных жизненных ситуаций во внеурочной деятельности, также была проведена опытно-поисковая работа по данному направлению.
Реализуя поставленные в ходе исследования задачи, было выяснено следующее: сложной жизненной ситуацией являются такие условия, которые нарушают жизнедеятельность человека воздействие которых может привести в положение, представляющее опасность для его жизни и здоровья, вследствие чего он может нуждаться в поддержке и помощи кого-либо со стороны для решения своей проблемы; несовпадение между желаниями и способностями личности.
Старший подростковый возраст представляет собой старший школьный возраст, возрастные границы которого составляют 15-17 лет. Ведущий вид деятельности - учебно-профессиональная, в процессе которой формируются новообразования, к которым относят мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы. Главной личностной особенностью является появление жизненных планов, готовность к социальному построению собственной жизни.
Преодоление трудностей начинается при столкновении старшего подростка с препятствиями, угрозами или требованиями, которое проходит в три стадии: первичная (когнитивная и аффективная) оценка ситуации, вторичная оценка альтернативных возможностей решения проблемы и третичная оценка, то есть переосмысление ситуации и выбор новых альтернатив поведения.
В настоящее время в педагогической литературе подчеркивается значимость своевременной подготовкистарших подростковк преодолению жизненных сложностей, рассматриваются отдельные характеристики данного процесса. Одним из таких способов выступает внеурочная деятельность.
Подготовка старших подростков к преодолению сложных жизненных ситуаций во внеурочной деятельности может реализовываться в различных формах лекция, семинар, деловая игра. К методам, применяемым в работе по подготовке к преодолению сложных жизненных ситуаций можно отнести: проблемные методы, кейс-метод, деловая игра, тренинги, метод проектов, средствами подготовки старших подростков могут являться технические средства обучения, печатные ресурсы, аудиовизуальные средства и др.
Опытно-поисковая работа по подготовке старших подростков к преодолению сложных жизненных ситуаций во внеурочной деятельности осуществлялась в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школы №26 (далее МАОУ СОШ №26) расположена по адресу 620082, г. Екатеринбург,
ул. Трубачева, 76. Изучение опыта образовательного учреждения показал, что недостаточно внимания уделяется данной работе.
Было проведено исследование подготовленности старших подростков к преодолению сложных жизненных ситуаций среди обучающихся МАОУ СОШ №26. В процессе эмпирического исследования происходило изучение когнитивной и психологической готовности старших подростков к преодолению сложных жизненных ситуаций с помощью соответствующих диагностических методик: Методики изучения стратегий преодоления жизненных проблем адаптированный А.Г. Грецовым, Диагностика уровня готовности противостоять трудным жизненным ситуациям Е.В. Мишуринской, Анкета «Готовность старших подростков к преодолению сложных жизненных ситуаций» И.Р.Конжин.
На основе проведенной диагностики был сделан вывод, что старшие подростки не подготовлены к преодолению сложных жизненных ситуаций, они имеют риск повторного попадания втакого рода ситуации, большинство из респондентов не обращаются за помощью к кому-либо в силу низкой осведомленности, кто может в этом помочь. Данный факт показывает необходимость их подготовки к преодолению сложных жизненных ситуаций.
Для подготовки старших подростков к преодолению сложных жизненных ситуаций была разработана соответствующая программа, она реализуется во внеурочной деятельности и ориентирована на обучающихся 10-11 классов. Цель программы: подготовка старших подростков к преодолению сложных жизненных ситуаций через формирование стратегий конструктивного поведения.
Программа основывается на реализации трех компонентов: когнитивный компонент (содержит в себе знания о сложных жизненных ситуациях, теоретический материал о способах преодоления сложных жизненных ситуаций, обобщенную систему представлений субъектов сложных жизненных ситуаций о себе и других участниках ситуации). Деятельностный компонент (включает в себя конструктивные поведенческие стратегии в преодолении сложных жизненных ситуаций, взаимодействие и сотрудничество с малой социальной группой (родители, сверстники, педагоги и др.), постановка целей в совместной деятельности и ориентация на результат). Рефлексивный компонент (способность самооценки личности, уровень ее саморегуляции, расширение уровня самопознания и самореализации, способность оценивать свое поведение, деятельность, поступки и проектировать условия их изменения и регуляции).
Таким образом, цель работы достигнута, гипотеза подтверждена.
1. Агеева Л. Г., Костюнина Е. А. Взаимосвязь психических состояний и особенностей межличностного общения старших подростков сельской школы // Молодой ученый. 2015. №23. С. 864-868.
2. Агеева А.Н. Психолого-педагогическое сопровождение развития
личности подростков и молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-
razvitiya-lichnosti-podrostkov-i-molodyozhi-okazavshihsya-v-trudnoy-zhiznennoy- situatsii (дата обращения 11.07.2017).
3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1997. 351 с.
4. Большой энциклопедический словарь. URL.: http://slovari.299.ru (дата обращения 20.02.2017).
5. Василевская К.Н. Трудная жизненная ситуация: проблема определения и диагностики // Социальные технологии, исследования. 2004. №1. С.57-60.
6. Василюк Ф.Е. психология переживания. Анализ преодоления
критических ситуаций. М.: Издательство Московского университета
1984. 200 с.
7. Свободная энциклопедия. URL.:http:ZZru.wikipedia.org/ (дата обращения 1.09.2017).
8. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Эксмо, 2006. 1136 с.
9. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. / М.: Просвещение, 2010. 223 с.
10. Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ,
2005. 100 с.
11. Дереклеева Н. И. Классный руководитель основные направления деятельности. М.: Вербум, 2001. 64 с.
12. Дмитриев В.Д. Толковый словарь русского языка. Панова.
URL.:http://dic.academic.ru/dic.nsf/dmitriev/ (дата обращения 03.06.2017).
13. Долгова В.И. Из опыта работы факультета психологии ЧГПУ по профилактике аддитивного поведения // Профилактика потребления психоактивных веществ в молодежной среде. 2002. № 11. С. 116-117.
14. Дубинко Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в подростковом возрасте. // Вопросы психологии. 2000. №1.С. 53-57.
15. Дубинец Л. А. Внеурочная деятельность как средство достижения воспитательных результатов в условиях начальной школы // Молодой ученый. 2015. №1.2. С. 13-16...