ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА
ПРОЕКТОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Цели, задачи и принципы реализации метода проектов в системе 6
образования
1.2. Виды проектов, реализуемых в системе образования 19
1.3. Значение метода проектов в реализации ФГОС дошкольного 27
образования
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В 37
МКДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 7»
2.1. Реализация метода проектов в ДОУ в условиях внедрения ФГОС .. 37
2.2. Условия реализации метода проектов в ДОУ 50
2.3. Результаты внедрения метода проектов в ДОУ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
«Метод проектов» возник на рубеже XIX-XX в США. Разработчик метода американский философ и педагог Джон Дьюи, а также его последователь В.Х.Килпатрик. Основная идея авторов заключается в организации обучения на активной основе, через целесообразную деятельность ребенка, основанную на его личном интересе и желании. С 1991 года теория Джона Дьюи, является современной теорией образования в России. Метод проектов пользуется популярностью во всем мире, т.к. он позволяет соединить теорию и практику в решении проблем.
И.А.Колесникова отмечает: «На современном этапе развития общества, который характеризуется необычайной подвижностью и изменчивостью, проектный тип культуры начинает доминировать. Это позволяет некоторым авторам говорить о провозглашении проектной культуры в качестве основы новой образовательной парадигмы XXI века. А это означает, что каждому педагогу необходимо уметь пользоваться проектной деятельностью в ее различных вариантах» [14, с. 4].
Актуальность темы
Одним из принципов дошкольного образования, прописанных в федеральном государственном стандарте дошкольного образования, является: «Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» [25]. Субъектность выражается в инициативе и проявлении самостоятельной детской активности.
Одним из перспективных методов построения образовательной деятельности, соответствующих данному принципу, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он предоставляет возможность ребенку самостоятельно мыслить и действовать в соответствии со своими интересами и желаниями, опираясь на собственный опыт.
Таким образом, возникает противоречие:
- между заказом общества и государства на творческую и инициативную личность, способную самостоятельно применять знания на практике и недостаточностью использования метода проектов;
- между традиционной формой обучения и требованиями государства к организации образовательного процесса.
Исходя из выявленного противоречия, определилась проблема: недостаточно эффективное использование метода проектов, как формы построения образовательного процесса, соответствующей ФГОС дошкольного образования.
Объект исследования: процесс реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: метод проектов как условие реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении.
Цель: формирование субъектной позиции детей дошкольного возраста средствами метода проектов, как формы организации построения образовательного процесса, соответствующей ФГОС дошкольного образования.
Задачи:
- изучить нормативно-правовую, психолого-педагогическую литературу по данной теме;
- выявить значение метода проектов в реализации ФГОС дошкольного образования;
- разработать и реализовать проекты;
- создать условия для реализации проектов;
- провести анализ внедрения метода проектов в образовательный процесс.
Гипотеза: если в процессе реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении использовать метод проектов, то это позволит формировать субъектную позицию воспитанников.
С целью изучения внедрения проектной деятельности в образовательный процесс, как формы организации построения
образовательного процесса соответствующей ФГОС дошкольного образования было проведено исследование данной проблемы.
Практическая значимость: исследование показало, что метод проектов является формой организации построения образовательного процесса,
соответствующим ФГОС дошкольного образования, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка используемой литературы.
В жизни современного общества происходят постоянные перемены, и это свою очередь изменило требования общества к воспитанию и обучению дошкольников. В связи с этим возникла необходимость нового подхода к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Одной из задач, прописанных в федеральном государственном стандарте дошкольного образования, является - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования [25]. Использование метода проектов в дошкольном учреждении поможет педагогам организовать педагогический процесс в дошкольном учреждении в соответствии с современными требованиями.
Основа метода проектов в концептуальной идее доверия к природе ребёнка, его познавательной потребности, любознательности и в прагматической направленности технологии проектирования на результат (продукт проектной деятельности). Особенности проектной технологии заключаются в том, что она предоставляет детям возможности реализовывать собственные потребности и интересы, решая самостоятельно поставленные задачи, выбранными способами, получая при этом знания, умения, навыки, обогащая свой жизненный опыт.
Следовательно, внедрение в педагогический процесс ДОУ современных образовательных технологий даёт возможность формирования субъектной позиции у ребенка, раскрывает его индивидуальность, реализует интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию детей.
Метод проектов позволяет достигать высоких результатов в воспитании и обучении дошкольников, так как основывается на интересах детей и активной самостоятельной деятельности.
Проект в дошкольном учреждении - это специально организованный воспитателем и самостоятельно(совместно) выполняемый воспитанниками комплекс действий, которые направленны на решение проблемной ситуации и завершаются созданием какого-либо творческого продукта.
Особенность проектной деятельности в детском саду, заключается в том, что ребенок еще не может самостоятельно увидеть и сформулировать проблему и определить цель, самостоятельно создать собственный проект от начала и до конца. Поэтому обучение проектным действиям является главной задачей воспитателя.
Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие все участники образовательного процесса: дети и педагоги ДОУ, а также родители. Родители являются не только источниками информации, а становятся активными участниками образовательного процесса.
Метод проектов является структурированной деятельностью. Основные этапы проектирования заключаются в разработке плана, целеполагании, подбора материалов и средств для дальнейших действий, практического и заключительного этапа. Классификация проектов производится по доминирующему виду деятельности.
Проектная деятельность в ДОУ будет успешной, если каждый проект имеет четкую структуру, ясные цели, будет актуальным и социально значимым.
Также важными условиями реализации проектного метода является применение целостной системы, а не отдельных методов, включающую в себя: работу с педагогическими кадрами, просветительскую работу с родителями и создание развивающей предметно-пространственной среды.
Грамотное применение метода проектов в совместной деятельности воспитанников, педагогов и родителей может внести в воспитательно-образовательный процесс совершенно другую систему взаимоотношений, отличную от традиционной, основанную на интеллектуальных и творческих возможностях, желаниях и интересах воспитанников, сотрудничестве.
В соответствии с современными требованиями проектная деятельность должна занять достойное место, как в образовательном процессе каждого дошкольного учреждения, так и в работе современного педагога.
1. Афонькина Ю.А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Старшая группа // Волгоград: Учитель, 2016. - 59с.
2. Афонькина Ю.А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Подготовительная к школе группа // Волгоград: Учитель, 2016. -61с.
3. Белкина В.Н. Особенности проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении / В.Н. Белкина, Т.Н. Захарова// Ярославский педагогический вестник. - Ярослав, 2011. - Т. II. - №4. - С. 131¬135.
4. Белякова Е.М., Воскресенская Н.М., Иоффе А.И. «Проектная деятельность в образовании» «Проблемы современного образования», 2011, №3 [Электронный ресурс] / https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya- deyatelnost-v-obrazovanii
5. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников», Пособие для педагогов дошкольных учреждений» // М., Мозаика -Синтез, 2008. - 59 с.
6. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. «Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей» // М.: Айрис-пресс, 2008.- 208 с.
7. Гилева, А. В. "Формирование позиции субъекта учебной
деятельности как компонента школьной готовности старших
дошкольников» //«Наука/Педагогика — библиотека научных работ», 2001, [Электронный ресурс] / http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-
07/dissertaciya-formirovanie-pozitsii-subekta-uchebnoy-deyatelnosti-kak- komponenta-shkolnoy-gotovnosti-starshih-doshkolnikov
8. Гончарова Е.В. , Левашова И.И. «Формирование учебно¬
познавательной компетенции дошкольников как основы подготовки к учебной деятельности на этапе предшкольного образования»// Вестник Нижневартовского государственного университета, № 4 / 2016
[Электронный ресурс] / http://vestnik.nvsu.ru
9. Дьюи Д. Школа и общество // Пер. с англ. ГА. Лучинского. Изд. 2¬ое. - М., 1924. - С. 7-9,16-24, 32-33, 38,40-41. [Электронный ресурс]// https://sites.google.com/site/istoriapedagogiki/dzon-dui
10. Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в ДОУ»// М.: ТЦ «Сфера», 2006. - 64 с.
11. Кадола Е. В. Особенности общения старших дошкольников в проектной деятельности // Омский научный вестник, № 4(89)/2010 [Электронный ресурс] / http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obscheniya- starshih-doshkolnikov-v-proektnoy-deyatelnosti
12. Карих В.В., Зайцева О.Ю. «Формирование субъектной позиции
ребенка-дошкольника в контексте социокультурного компонента образования» // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология 2014, 1(16) [Электронный ресурс] /https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-subektnoy-pozitsii-rebenka- doshkolnika-v-kontekste-sotsiokulturnogo-komponenta-obrazovaniya
13. Киселева,Т. А., Данилин Т. С., Лагода М. Б., Зуйкова.Л.С. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ»// М.: АРКТИ, 2003. - 96 с.
14. Колесникова И. А. «Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений» И.А.Колесникова, М.П.Горчакова- Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. // М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.
15. Кочкина Н. А. «Метод проектов в дошкольном образовании» // М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 72 с.
...