ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1.Теоретические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста... 6
1.2. Развитие у детей старшего дошкольного возраста представлений о средствах музыкальной выразительности как педагогическая проблема 12
Темп 14
Ритм и размер 15
Лад 15
Лад в музыке определяет её направление. Если это минор, то она печальная, грустная или задумчиво-мечтательная, может быть ностальгическая. Мажор соответствует веселой, радостной, ясной музыке. Лад может быть и переменным, когда минор сменяется мажором и наоборот. Сочетание мажора и минора воспринимается как сочетание различного настроения. Детям раннего возраста уже доступны такие понятия как, «грустно и весело», «солнышко и туча», «болел и выздоровел». В качестве репертуара для сравнительного показа могут использоваться «Новая кукла» и «Болезнь куклы» П. Чайковского, «Старинная французская песенка» и «Немецкая песенка» П. Чайковского, «Котик заболел» и «Котик выздоровел» А.
Гречанинова, «Весна» и «Зима» А. Вивальди 15
Тембр 15
Регистр 15
Регистр музыки подразделяется на низкий, средний и высокий, но это важно непосредственно
музыкантам, которые исполняют мелодию, или экспертам, которые проводят анализ произведения 15
1.3. Анализ программ музыкального воспитания дошкольников с позиции развития представлений о средствах музыкальной выразительности 22
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ
ИГР В РАЗВИТИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СРЕДСТВАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 29
2.1. Диагностика развития представлений о средствах музыкальной выразительности детей
старшего дошкольного возраста 29
2.2. Использование музыкально - дидактических игр в развитии представлений о средствах
музыкальной выразительности у детей старшего дошкольного возраста 36
2.3. Итоговая диагностика результатов 43
С целью проверки эффективности предложенного комплекса музыкально - дидактических игр
по развитию представлений о средствах музыкальной выразительности детей старшего дошкольного возраста, мы провели диагностику результатов 43
На этом этапе мы использовали те же методы исследования, что и в ходе начальной диагностики 43
Таблица 7 44
Сравнительный анализ развития представлений о средствах музыкальной выразительности....44
Выводы по 2 главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка.
Развитие представлений о средствах музыкальной выразительности всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому, что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Развитие и совершенствование музыкальных видов деятельности является одним из сложных и вместе с тем интереснейших разделов работы педагога по развитию способностей детей дошкольного возраста.
Эта проблема привлекла, и наше внимание и легла в основу темы нашей работы: «Роль музыкально - дидактических игр в развитии представлений о средствах музыкальной выразительности у дошкольников».
Объект исследования: процесс музыкального воспитания дошкольников.
Предмет исследования: развитие у дошкольников представлений о средствах музыкальной выразительности.
Цель исследования: разработать комплекс музыкально - дидактических игр для развития у детей дошкольного возраста представлений о средствах музыкальной выразительности.
Гипотеза исследования: развитие представлений у детей дошкольного возраста о средствах музыкальной выразительности будет проходить успешно если:
1) определены особенности музыкального воспитания дошкольников с позиции развития представлений о средствах музыкальной выразительности;
2) выявлены критерии развития у детей представлений о средствах музыкальной выразительности;
3) разработан комплекс музыкально-дидактических игр.
Гипотеза и цель определили следующие задачи исследования:
1) раскрыть теоретические основы музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста;
2) раскрыть теоретические основы представлений о средствах музыкальной выразительности;
3) провести анализ программ музыкального воспитания с позиции развития представлений о средствах музыкальной выразительности;
4) разработать методический инструментарий для диагностики развития представлений о средствах музыкальной выразительности детей старшего дошкольного возраста;
5) разработать комплекс музыкально - дидактических игр для развития представлений о средствах музыкальной выразительности у детей старшего дошкольного возраста.
Методологической основой работы стали педагогические и психологические исследования в области развития личности (Выготский Л. С., Подьяков Н.Н., Усова А,П., Люблинская А.А., Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Жуковская Р.И.); музыкально-эстетического развития и воспитания дошкольников (Ветлугина Н.А., Дзержинская Л., Метлов Н., Радынова 0., Теплов Б.М., Кабалевский Д.Б., Асафьев Б.В., Неменский Б.М.).
Методы исследования: 1) анализ научно-теоретической, учебной, программно-методической литературы по теме работы; 2) анализ работы дошкольного учреждения по вопросам музыкально-эстетического воспитания дошкольников и организации музыкальных занятий; 3)
наблюдение; 4) беседа.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса музыкально - дидактических игр для развития представлений о средствах музыкальной выразительности у детей старшего дошкольного возраста.
Музыкальное воспитание детей старшего дошкольного возраста определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т.е. развитие художественно-творческих способностей детей.
Понимание художественного образа музыкального произведения невозможно без понимания совокупности выразительных средств. Выразительные средства - это те приемы, которыми пользуются композиторы при построении смысловых элементов произведения и которые способствуют созданию в нашем сознании определенных представлений и ассоциаций, углубляют понимание сути произведения и вызывают личностное отношение к нему.
Представления о средствах музыкальной выразительности это дифференцированное восприятие музыки. Ветлугина Н.А. отмечает, что дети старшего дошкольного возраста способны к целостному восприятию музыки (внимательное слушание и сопереживание художественного образа в его развитии) и дифференцированному (различение средств музыкальной выразительности). Музыка обладает собственным языком. Средства музыкальной выразительности представлены тембром, темпом, ладом, ритмом, размером, регистром, динамикой и мелодией. Кроме того, при анализе музыкального произведения учитываются акцент и пауза, интонация или гармония.
Анализ программ музыкального воспитания с позиции развития представлений о средствах музыкальной выразительности показал, что все программы дошкольного образования и парциальные программы по музыкальному воспитанию дошкольников одной из задач ставят развитие представлений о средствах музыкальной выразительности.
Разработанный методический инструментарий для диагностики развития представлений о средствах музыкальной выразительности детей старшего дошкольного возраста включает в себя диагностику метрического чувства, чувства ритма, звуковысотного слуха, динамического чувства, ладово-мелодического чувства.
Комплекс музыкально - дидактических игр для развития представлений о средствах музыкальной выразительности у детей старшего дошкольного возраста состоит из игр на развитие звуковысотного слуха - «Музыкальные лесенки», «Бубенчики», «Лесенка - чудесенка», «Учёный кузнечик», на развитие чувства ритма «Весёлый поезд», «Наше путешествие», «Выполни задание», игры на различие тембровой окраски - «Музыкальные загадки», «Кого встретил колобок», на различие динамики - «Море», «Кто самый внимательный», на восприятие музыки - «Слушаем внимательно», «Чей это марш?». По результатам итоговой диагностики по развитию представлений о средствах музыкальной выразительности наблюдается положительная динамика.
1. Арисменди А. Л. Дошкольное музыкальное воспитание: Пер. с исп./ общ. ред. М. Шуаре; Вст. Статья Ю. В. Ванникова; Послесл. Л. И. Айдаровой и
Э. Е. Захарова. - М.: Прогресс, 1989. - 176с.: ил.
2. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - 2-е изд. - Л.: Музыка, 1973. - 144с.
3. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. - 415с.
4. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. Изд. 5-е. М., 1989. - 270с.
5. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958. - 360с.
6. Ветлугина Н. А. Система эстетического воспитания в детском саду. Киев: Сов. школа, 1977. - 266с.
7. Ветлугина Н. А., Дзержинская И. Л., Комисарова Л. Н. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. «Дошкольное воспитание»; / Под ред. Ветлугиной Н. А. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 270с.: нот.
8. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / Учеб. пособие для пед. институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». М.: Просвещение, 1983. - 255с.
9. Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. - М.: 1976. - 558с.
10. Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л. А Венгера. - М.: Педагогика, 1976. - 14с.
11. Гродзенская Н. Л. Школьники слушают музыку. - М.: Просвещение, 1969. - 77с.
12. Дзержинская И. Л. Эстетическое воспитание средствами музыки в детском саду. Сб. «Вопросы эстетического воспитания в детском саду». М., Учпедгиз, 1960. - 355с.
13. Евдокимов В. И. Повышение эффективности обучения средствами наглядности: Учеб. пособие. - Харьков: ХГПИ, 1989. - 72с.
14. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 304с.: ноты.
15. Игры и игровые упражнения / Под ред. Е. И. Коваленко. - К.: 1987. - 266с.
16. Ильина Г. А. Развитие музыкальных представлений у детей дошкольного возраста. К., Сов. школа, 1958. - 87с.: ноты.
...