ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ 9
1.1.Значение формирования коммуникативной компетенции у дошкольников в соответствии с ФГОС нового поколения 9
1.2. Условия и средства формирования коммуникативной компетенции у дошкольников 15
1.3. Роль сюжетно ролевой игры для формирования коммуникативной компетенции у
дошкольников 25
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ №71 38
2.1. Анализ сформированности коммуникативной компетенции у дошкольников в ДОУ
№71 39
2.2. Использование сюжетно - ролевых игр для формирования коммуникативной
компетенции у дошкольников 42
2.3. Методические рекомендации воспитателю по использованию сюжетно-ролевых игр
для формирования коммуникативной компетенции дошкольников 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
Интенсивные изменения, происходящие в последнее десятилетие в российском обществе, задают новые требования к личности.
Главной задачей российской образовательной политики в условиях модернизации образования является обеспечение качества образования на основе содержания его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В дошкольном образовании - это достижение должного качества образования, достигаемое через обновление содержания образования, средств, методов, технологий в условиях инноваций, роста определенных значимых компетенций детей дошкольного возраста, зафиксированного в государственных документах: Законе РФ «Об образовании в РФ» [75], «Концепции дошкольного воспитания» [31], «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» [51]. Так в последнем четко определены требования: «...развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками,., формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.» [51].
В трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов коммуникативная компетенция дошкольников выступает как наиболее значимая и важная характеристика, отличающая его и определяющая должный уровень развития личности.
Идеи о коммуникативной компетенции, как важной и значимой для развития дошкольников разрабатывались в трудах Е.О. Смирновой [61],
Э.И. Бахтеева [4], Е.В. Красовская [35], Л.А. Дубинина [20] и многих других. Среди работ, посвященным вопросам формирования коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру следует отметить работы Т.И. Бабаевой [3], З.М. Богусловская [7], О.А. Клименкова [28], Н.А. Короткова [33] и другие.
Есть много работ, посвященных формированию коммуникативной компетенции в разных направлениях, например, «Формы, методы и средства формирования коммуникативной компетенции дошкольников в процессе сотрудничества» М.С. Авагян [1], «Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста» Е.О. Смирновой [64], «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема» Э.С. Меджидова [41].
Таким образом, изучение формирования и развития коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста является одной из исследуемых педагогических проблем.
Но в тоже время, осознание недостаточной теоретической и практической разработанности проблемы, решение которой отвечало бы потребностям современного общества и потребностям личности детей дошкольного возраста, может быть рассмотрено в качестве обоснования необходимости ее исследования.
Актуальность исследования определяется тем, что необходимо изучить применение сюжетно-ролевой игры как важное организационно¬педагогическое условие в дошкольной образовательной организации (ДОО) для работы с детьми по формированию коммуникативной компетенции, чтобы это способствовало развитию умений строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. А так как приоритетным видом деятельности детей в ДОО является игровая, то можно предположить, что именно через сюжетно-ролевую игру как наиболее важное и значимое условие организационно-педагогической деятельности ребенка в детском саду будут происходить положительные изменения в формировании коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста.
Сюжетно-ролевая игра - наиболее привлекательная для детей дошкольного возраста. Трудно ее переоценить. Это объясняется спецификой предметной ролевой игры - действия в воображаемой условной ситуации. Такая игра для дошкольного ребенка условна, «для удовольствия». Однако современные дошкольники не всегда могут выразить мысли, чувства, чувства, которые, в свою очередь, могут служить препятствием для установления полного контакта между ребенком и взрослым, другими детьми. Ввиду особенностей развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста необходимо подобрать такие формы, методы и средства, при которых наиболее успешно формировались коммуникативные способности. По этой причине предметная ролевая игра должна стать основным инструментом педагогического воздействия на дошкольного ребенка.
Игра в свете ФГОС ДО [51] действует как особая форма социализации ребенка. С помощью игрового общения дети учатся легче, игра освобождает ребенка, раскрывает его как самостоятельную личность. Игра - не развлечение, а особый метод вовлечения детей в деятельность, способ стимулирования их деятельности.
Актуальность социально-педагогического уровня определяется противоречиями между требованиями ФГОС ДО и требованиями родителей (законных представителей) в системе дошкольного образования к формированию коммуникативной компетенции. Родители не понимают роли формирования коммуникативной компетенции, это зависит от того, как мы «диктуем» требования к их присутствию у детей. Быстрое развитие, формирование личности детей в социальных условиях, в связи с динамическими преобразованиями, которые в современном обществе вызывают высокие требования к личности ребенка, но стоит помнить, что помимо ориентации в современном образовательном пространстве, мышления полифункциональности, для ребенка дошкольного возраста просто необходимо сформировать ряд важных компетенций. Важно не пропустить благоприятный период для развития и обогащения личного опыта ребенка, речевых способностей, для дальнейшего обучения в школе.
Актуальность на научно-методическом уровне определяется несоответствием теоретической готовности этой проблемы требованиям практики учебных заведений. Многие воспитатели знают, что игра является мощным инструментом для развития детей дошкольного возраста, но не может применять игру в нужном направлении и конкретна для формирования коммуникативной компетенции, поэтому методические рекомендации необходимо для преподавателя по использованию тематические ролевые игры для формирования коммуникативной компетентности дошкольников в ДОС.
Поэтому актуальным является изучение особенностей и уровня формирования коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста, с целью создания условий для ее развития.
В ходе исследования мы выявили противоречия между необходимостью формирования коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста и недостаточным применением наставником ДСС предметных ролевых игр в деятельности дошкольников.
Распределенные противоречия позволили нам сформулировать исследовательскую проблему, которая заключается в том, что невозможно создать коммуникативную компетентность без применения в работе воспитателя ДОО специальных и организованных сюжетно-ролевых игр в деятельности детей дошкольного возраста.
Выделенные противоречия и проблема позволили нам сформулировать тему исследования: «Сюжетно-ролевая игра как условие формирования коммуникативной компетенции дошкольников ».
Степень разработанности проблемы. Проблема развития коммуникативных навыков средствами сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте рассматривались многими зарубежными (Ж. Пиаже, Л. Экки) и российскими психологами (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В.Запорожец), а также педагогами-исследователями (Л.А. Венгер, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко, А.Н. Гвоздев, Е.П. Кравцова, Г.Б. Яскевич и др.) [13, 16, 22, 34, 42, 44, 85]. Методологической основой исследования послужили идеи о ведущей роли общения в формировании личности: положения психологии и педагогики о единстве мышления и речи (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, В.И. Лубовский), исследования М.И. Лисиной, демонстрирующие, что общение - решающий фактор, оказывающий влияние на психическое развитие ребенка, концепция периодизации психического развития в онтогенезе, психологическая теория игры (Д.Б. Эльконин) [18, 38, 57, 83].
Объект исследования - формирование коммуникативной компетенции дошкольников.
Предмет исследования - сюжетно-ролевые игры как условие формирования коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: обосновать и практически доказать важность сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы, посвященной проблеме формирования коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста.
2. Выявить условия и средства формирования коммуникативной компетенции у дошкольников.
3. Выявить роль сюжетно ролевой игры для формирования коммуникативной компетенции у дошкольников.
4. Разработать модель формирования коммуникативной компетенции у дошкольников в процессе игровой деятельности.
5. Провести анализ сформированности коммуникативной компетенции у дошкольников в ДОУ №71.
База исследования. Опытно-поисковая работа выполнялась на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения - детского сада № 71 г. Екатеринбурга (бульвар Денисова-Уральского, 10). Всего в опытно¬поисковой работе приняли участие 56 детей.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработаны методические рекомендации для воспитателей ДОО для использования сюжетно-ролевых игр при формировании коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста.
Полученные результаты исследования могут быть использованы в работе всех педагогов ДОО и родителей при решении проблем общения в дошкольном возрасте.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, сравнение, обобщение, наблюдение, диагностические методики изучения формирования коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы в количестве 87 источников. Общий объем ВКР составляет 67 страниц, из них 59 страниц основного текста.
ФГОС ДО предъявляет требования педагогам к организации условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, среди которых: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности. Сейчас перед дошкольными педагогами стоит новая задача: сформировать компетентную, креативную, социально-адаптированную личность, способную ориентироваться в информационном пространстве. Именно поэтому ребенку-дошкольнику необходимо научиться играть, а играя формировать коммуникативную компетенцию, как важную составляющую коммуникативного, социально-личностного и других видов развития ребенка.
Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации является одной из актуальных проблем теории и практики современной педагогической науки. Формирование, развитие умений и навыков в системе дошкольного образования и требует серьезного теоретического переосмысления.
Формирование коммуникативной компетенции у детей в период дошкольного детства решает проблему успешного приобщения малыша к социальному миру. Дошкольник начинает осознавать себя как социальную личность и учится целенаправленному контролю своего поведения с окружающими. У ребенка появляется возможность саморегуляции своих поступков на основе знания нравственных норм и правил умения анализировать ситуации, заключающие в себе моральный смысл, а также предвосхищать последствия предполагаемого собственного поступка для себя и окружающих.
Сформированная коммуникативная компетенция позволяет дошкольнику адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, помогает ребенку расширить круг общения, способствует оптимальному выбору форм и методов сотрудничества, развитию гибкости коммуникативных умений.
Таким образом, в ходе исследования поставленная цель достигнута посредством решения всех задач, доказано, что сюжетно-ролевая игра - благоприятное условие для развития коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста.
Четко выстроенная педагогом работа по организации сюжетно-ролевых игр содействует решению проблем, связанных с коммуникативными барьерами.
Проведенное исследование позволило констатировать значимость для дошкольников потребности в коммуникативном взаимодействии. Это обязывает педагога к выбору и реализации средств, направленных на удовлетворение потребности ребенка в общении.
Практическая значимость работы имеет исключительное значение. Полученные результаты исследования могут быть использованы в работе всех педагогов ДОО и родителей при решении проблем общения в дошкольном возрасте. Также результаты исследования могут помочь решению проблем, связанных с коммуникативными барьерами.
Значимость выполненной работы заключается в обращении, как к теоретическим, так и практическим аспектам рассматриваемой проблематики. Практические аспекты решения были связаны с функционированием МБДОУ - детского сада № 71. Результаты анализа свидетельствуют о том, что в образовательной среде конкретного дошкольного учреждения созданы условия для формирования коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста.
Подводя итог, необходимо еще раз обратить внимание, что сюжетно¬ролевые игры являются эффективным средством формирования коммуникативной компетенции дошкольников, помогают не только адаптироваться в коллективе, но и активно его осваивать через формирование и развитие коммуникативной компетенции.