Warning: filesize(): stat failed for files/screen/99/99267/2022-11-29_18-06-58.png in /var/www/html/workspay.ru/module/work/work_function.php on line 402 Warning: filesize(): stat failed for files/screen/99/99267/2022-11-29_18-06-58.png in /var/www/html/workspay.ru/module/work/work_function.php on line 402 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СТАГНАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, - магистерская диссертация

Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СТАГНАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №99267

Тип работы

Главы к дипломным работам

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
98
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ 9
1.1. Особенности профессионального становления личности
педагогов 9
1.2. Профессиональная стагнация педагогов как одна из форм деструктивного изменения личности в процессе профессионального
становления 18
1.3. Комплекс организационно-педагогических условий,
направленных на профилактику профессиональной стагнации педагогов 27
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СТАГНАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 39
2.1. Результаты диагностики профессиональной стагнации педагогов 39
2.2. Реализация содержания организационно-педагогической
деятельности руководителя, направленной на профилактику
профессиональной стагнации педагогов ДОО 48
2.3. Анализ эффективности организационно-педагогической
деятельности, направленной на профилактику профессиональной стагнации педагогов ДОО 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70



Актуальность исследования. В настоящее время система дошкольного образования переживает этап реформирования. Дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. [62]. Это свидетельствует, с одной стороны, о повышении статуса дошкольного образования и признании самоценности периода дошкольного детства, с другой - о предъявлении принципиально новых, специфичных требований, регламентированных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) (Приказ Министерства образования и науки РФ №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013г.).
В связи с этим в центре внимания оказывается педагог, непосредственно реализующий в практике положения, предлагаемые ФГОС ДО. Возникает вопрос: может ли педагог оставаться прежним при столь существенных изменениях в системе дошкольного образования? Какой квалификацией и какими компетенциями должен обладать педагог для наиболее эффективного решения задач образования детей дошкольного возраста?
Обусловленный необходимостью единого подхода к определению профессиональных компетенций педагога, Приказом Министерства труда России №544н от 18 октября 2013 г. утверждается Профессиональный стандарт «Педагог» (далее Стандарт) [46].
В большинстве случаях такой педагог имеет категорию, различные звания и представляет собой некий образец педагогической культуры и профессионального мастерства для родителей и молодых специалистов.
Можно назвать это стабильностью, но в широком понимании наступает профессиональная стагнация, как одна из форм деструктивного изменения личности в процессе профессионального становления, когда при достаточно высоком уровне компетентности профессиональная деятельность реализуется одними и теми - же способами, стереотипно и стабильно.
При отсутствии стремления педагога к профессиональному развитию (и активности в этом направлении) процесс разрыва сложившихся ранее связей становится необратимым. Стагнация неизбежно приводит к деградации профессионализма, включая все его проявления на уровне, как личностных характеристик педагога, так и на уровне показателей его деятельности.
Описание проявлений профессиональной стагнации получило наибольшую разработку в трудах Н.В. Кузьминой, Л.М. Митиной, Э.Ф. Зеера, Э.Э. Сыманюк и др.
Н.В. Кузьмина, исследовав профессионализм деятельности и личности, установила, что становление индивидуального стиля деятельности сопровождается снижением уровня профессиональной активности или полной остановкой профессиональной активности. Это приводит к возникновению стагнации профессионального развития, которая в значитель¬ной степени обусловлена особенностями профессиональной деятельности [39].
Решение этой задачи зависит от продвижения в понимании психологического содержания и механизмов того явления, которые, несмотря на значительно возросший в последние годы интерес к данной проблеме, пока остаются дискуссионными.
Проблема стагнации педагогов изучалась Н.Е. Водопьяновой, В. Бойко, Р.М. Грановской, Э.Ф. Зеером, Е.И. Роговым, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Э.Э. Сыманюк. Многообразие точек зрения на природу и сущность профессиональной стагнации, на наш взгляд, является отражением сложности изучаемого явления. К тому же следует отметить, что каждое исследование по-своему интересно и убедительно, однако все они сосредоточены на изучении деформаций, в том числе стагнации, у учителей школы, преподавателей средних и высших учебных заведений. Мы не наши ни одного труда, посвященного изучению симптомов профессиональной стагнации воспитателей ДОО и способов их профилактики и преодоления.
Противоречие заключается между необходимостью педагога ДОО сохранять профессиональной долголетие, работоспособность, мобильность и креативность и недостаточной разработанностью в науке комплекса мероприятий, направленных на профилактику профессиональной стагнации воспитателя.
Противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каково содержание организационно-педагогической деятельности руководителя ДОО, направленной на профилактику профессиональной стагнации педагогов?
Наличие проблемы и противоречия определили выбор темы исследования «Организационно-педагогическая деятельность как условие профилактики профессиональной стагнации педагогов ДОО».
Объект исследования: процесс профилактики (и преодоления) профессиональной стагнации педагогов ДОО.
Предмет исследования: организационно-педагогическая деятельность руководителя ДОО, направленная на профилактику профессиональной стагнации педагогов.
Цель исследования: разработать и обосновать содержание организационно-педагогической деятельности руководителя по профилактике профессиональной стагнации педагогов и апробировать его в практике работы дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологические и педагогические труды по теме профессиональной стагнации педагогов.
2. Выявить факторы, способствующие профессиональной стагнации педагогов ДОО, а также изучить способы преодоления стагнации с точки зрения разных авторов.
3. Сформулировать критерии, по которым можно определить состояние стагнации у воспитателей ДОО, подобрать соответствующие им диагностические методики и методы и провести диагностику педагогов МАДОУ - детский сад № 80.
4. Разработать содержание организационно-педагогической
деятельности руководителя по профилактике профессиональной стагнации педагогов и апробировать его в практике работы дошкольной образовательной организации.
5. Провести сравнительный анализ результатов диагностики профессиональной стагнации и сделать выводы об эффективности проведенной работы.
Гипотезы исследования: профилактика профессиональной стагнации будет эффективной, если организационно-педагогическая деятельность руководителя направлена на создание следующих условий работы:
• формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности;
• создание условий повышения уровня педагогического мастерства;
• создание нормативно-правовой базы материального и морального стимулирования;
• создание службы медиации (примирения) в организации;
• привлечение педагогов к принятию коллегиальных решений;
• организация коллективных форм работы;
• создание условий для продвижения по должности перспективных педагогов.
• внедрение коучинг-технологий для педагогов;
• организация активного отдыха педагогов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Характеристика понятия «профессиональная стагнация» и факторы, способствующие стагнации воспитателя ДОО.
2. Критерии профессиональной стагнации воспитателя ДОО и результаты диагностики.
3. Содержание организационно-педагогической деятельности
руководителя ДОО по профилактике профессиональной стагнации педагогов и результаты апробации его в практике работы с педагогами МАДОУ - детский сад № 80 города Екатеринбурга.
Методы и методики исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотез исследования нами были использованы: теоретический анализ научной литературы, эмпирические методы, представленные констатирующим, формирующим и контрольным экспериментом; анализ кадрового состава МАДОУ - детский сад № 80, «Методика оценки психологической атмосферы в коллективе» А.Ф. Фидпера, наблюдение за профессиональной деятельностью педагогов, работа с личными делами педагогов.
Теоретическую основу исследования составили: концептуальные работы, раскрывающие идеи: профессионального становления личности педагога (И.А. Зимняя, А.К. Маркова, А.Б. Орлов, В.Т. Фоменко); влияния профессиональной деятельности на формирование личности (И.В. Абакумова, С.П. Безносов, А.А. Волков, С.А. Дружилов, П.Н. Ермаков, Ю.П. Поваренков, Н.С. Пряжников); особенности проявления профессиональных деструкций личности педагогов (Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина, Е.И. Рогов, Э.Э. Сыманюк).
Научная новизна исследования заключается в установлении критериев профессиональной стагнации воспитателей ДОО и обосновании содержания организационно-педагогической деятельности руководителя ДОО, направленной на профилактику профессиональной стагнации педагогов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и реализации организационно-педагогической деятельности руководителя ДОО, направленной на профилактику профессиональной стагнации педагогов.
Данные материалы могут быть использованы как заведующими и методистами в управленческой деятельности, так и самими педагогами в выстраивании многолетней профессиональной карьеры.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы («Теоретические основы профессионального становления личности педагога», «Описание опытно-поисковой работы по профилактике профессиональной стагнации»), заключение, список литературы, приложения.
Достоверность основных положений диссертации подтверждена опубликованными автором научными трудами. По теме научного исследования опубликовано две научные работы:
Бакшаева, Г.Л. Условия профилактики профессиональной стагнации педагогов дошкольного образования [Текст] / Г. Л. Бакшаева, М. Н. Емельянова // Детство, открытое миру: актуальные вопросы образования : сб. ст. / гл. ред. Е. В. Коротаева. - Екатеринбург, 2016. - С.9-11. Бакшаева, Г.Л. Негативные факторы, способствующие
профессиональной стагнации педагогов дошкольной образовательной организации [Текст] / Г. Л. Бакшаева // Традиции и инновации в педагогическом образовании : сб. ст. / науч. ред. Ю. Н. Галагузова. - Екатеринбург, 2017. - С.8-13.
База исследования. Исследование проводилось на базе МАДОУ - детский сад № 80 города Екатеринбурга. В исследовании участвовали 16 педагогов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Профессиональное становление личности педагога можно определить как процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление. Процесс профессионального становления личности содержит несколько стадий.
В процессе освоения профессиональной деятельности, личность претерпевает различные изменения, которые носят не всегда положительный характер, а наоборот - разрушают личность, приобретая форму профессиональных и личностных деструкций.
Основными видами профессиональных деструкций являются: профессиональные деформации, профессиональные акцентуации, выученная беспомощность, профессиональная отчужденность, стагнация. Условиями возникновения профессиональной стагнации является ряд факторов:
Объективные. Это факторы, связанные с социально-профессиональной средой, социально-экономической ситуацией, имиджем и характером профессии, профессионально-пространственной средой.
Субъективные. Это факторы, обусловленные особенностью личности и характером профессиональных взаимоотношений.
Объективно-субъективные. Факторы, порождаемые системой и организацией профессионального процесса и авторитарный стиль управления администрации [31].
С целью оказания профессиональной помощи педагогам ДОО руководителю необходимо разработать содержание организационно-педагогической деятельности по профилактике профессиональной стагнации и апробировать его в практике работы дошкольной образовательной организации.
На начальном этапе нашего исследования, были определены критерии выявления профессиональной стагнации педагогов в дошкольной
образовательной организации, проведена констатирующая диагностика степени выраженности признаков профессиональной стагнации. В формирующем этапе нашей работы разработано содержание организационно-педагогической деятельности руководителя по профилактике профессиональной стагнации педагогов и апробировано в практике работы дошкольной образовательной организации.
Затем проведена контрольная диагностика и выявлена положительная динамика снижения степени выраженности профессиональной стагнации педагогов ДОО.
Результаты проведенного исследования доказали: содержание организационно-педагогической деятельности руководителя по профилактике профессиональной стагнации педагогов дошкольной образовательной организации результативно.
Положительная динамика результатов, полученная в МАДОУ - детский сад № 80 в ходе создания условий по профилактике профессиональной стагнации педагогов, подтвердила результативность проведенной работы.
Поставленные в исследовании задачи были решены:
1. Проанализированы психологические и педагогические труды по теме профессиональной стагнации педагогов.
2. Выявлены факторы, способствующие профессиональной стагнации педагогов ДОО, а также изучены способы преодоления стагнации с точки зрения разных авторов.
3. Сформулированы критерии, по которым можно определить состояние стагнации у воспитателей ДОО, подобраны соответствующие им диагностические методики и методы и проведена диагностика педагогов МАДОУ - детский сад № 80.
4. Разработано содержание организационно-педагогической
деятельности руководителя по профилактике профессиональной стагнации
педагогов и апробировано в практике работы дошкольной образовательной организации.
5. Проведён сравнительный анализ результатов диагностики профессиональной стагнации и сделаны выводы об эффективности проведенной работы.
Результативность организационно-педагогической деятельности руководителя можно оценить при сравнении результатов констатирующей и контрольной диагностики, которые наглядно демонстрируют положительную динамику условий, направленных на профилактику профессиональной стагнации педагогов в дошкольной образовательной организации.
Выдвинутая гипотеза о том, что профилактика профессиональной стагнации будет эффективной, если организационно-педагогическая деятельность руководителя будет направлена на создание следующих условий работы:
• формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности;
• создание условий повышения уровня педагогического мастерства;
• создание нормативно-правовой базы материального и морального стимулирования;
• создание службы медиации (примирения) в организации;
• привлечение педагогов к принятию коллегиальных решений;
• организация коллективных форм работы;
• создание условий для продвижения по должности перспективных педагогов.
• внедрение коучинг-технологий для педагогов;
• организация активного отдыха педагогов.
Таким образом, содержание организационно-педагогической деятельности руководителя может рассматриваться как условие профилактики профессиональной стагнации педагогов ДОО, которое поможет сохранить профессиональное долголетие, работоспособность, мобильность и креативность педагогов.



1. Абельбейсов В. А. Сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в современной России // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. №3. С. 82-86.
2. Афасижева С. С. Социальная проблема сиротства в условиях становления института социальной работы // Новые технологии. 2007. №4. С. 19-20.
3. Аксенов А. М. Защита прав выпускников организаций для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в постинтернатный период // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 5-10.
4. Абрашитова И. И., Паточкина Н. А. Проблемы социальной адаптации выпускников детских домов и интернатов // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. 2015. №1 (8). С. 3-5.
5. Бобылева И. А. Подготовка кадров для постинтернатного сопровождения сирот: анализ опыта // ИСОМ. 2015. № 2. С. 57-67.
6. Бревнова В. М. Социальная адаптация воспитанников детского дома средствами социально-педагогической деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук., 2008. 24 с.
7. Бабанский Ю. К. Педагогика. М.: Просвещение, 2012. 479 с.
8. Григорьева М. И. Технологический подход к социальной работе как деятельности // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2011. №1. С. 111-117.
9. Горнова Т. С. Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2011. №2. С. 192-196.
10. Донина О. И., Вагина Е. Е. Характеристика современных технологий социально-психологической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей // Современные исследования социальных проблем. 2011. №4. С. 38.
11. Деева Е. В. Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе подготовки к самостоятельной жизни // Вестник ТГУ. 2015. №9 (149). С. 101-107.
12. Дружинина А. А. Инновационный опыт решения проблем формирования навыков самостоятельной жизни у воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник ТГУ. 2015. №9 (149). С. 50-56.
13. Зотова Ю. И. Особенности организации досуга детей и подростков // Международный студенческий научный вестник. 2016 URL: http://www.scienceforum.ru/2016/2080/17986 (дата обращения: 21.10.2017).
14. Ишматова А. Р., Бондарчук Т. В. Постинтернатное сопровождение выпускников как технология социальной работы с детьми // Человек. Спорт. Медицина. 2014. №2. С. 19-25.
15. Конституция Российской Федерации: офиц. текст от 12.12.1993 г. // Российская газета. 1993. № 237.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ