ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО 9
ВОЗРАСТА
1.1Сущность понятия нравственное воспитание детей старшего
дошкольного возраста
1.2 Особенности нравственного воспитания детей старшего
дошкольного возраста 14
1.3. Средства художественной литературы в нравственном
19 воспитании детей старшего дошкольного возраста
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 29
ГЛАВА 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
2.1Организация опытно-поисковой работы 31 2.2.Организация формирующего этапа опытно-поисковой работы по повышению уровня нравственного воспитания детей старшего
дошкольного возраста посредствам художественной литературы 44
2.3.Сравнительный анализ результатов, на первичном и контрольном
этапах опытно-поисковой работы 58
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ДИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Проблема воспитания нравственных качеств в подрастающем поколении не ослабевают вот уже на протяжении долгого времени, а в современном обществе приобретает особую актуальность из-за изменения приоритетов общественного сознания. Отмечается, что в нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок и герои мультфильмов, которые смотрят современные дети, не всегда отличаются нравственной чистотой и духовностью. В современном мире материальные ценности стали возвышаться над духовными, поэтому у большинства детей искажены о нравственности, патриотизме, справедливости, доброте и милосердии. Ставя развитие интеллекта на высшую ступень развития, современные родители упускают необходимости работы над воспитанием души своего ребенка, над развитием его нравственных и духовных качеств. Как следствие это приводит к духовной незрелости во взрослой жизни.
Поэтому на современном этапе развития образования нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании нового подрастающего поколения.
Актуальность данной задачи в современной России находит отражение и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В методологическую основу разработки и реализации ФГОС дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. ФГОС направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка...»
Именно поэтому считается, что дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Именно в этом возрасте ребенок осознанно начинает узнавать и воспринимать окружающий его мир. И именно в этом возрасте начинает закладываться основа нравственных ценностей, которая впоследствии будет определять отношение взрослого человека ко всему миру и его мировоззрению.
Начиная с дошкольного возраста, начинают формироваться основы отношения к себе и к обществу. А уже в процессе нравственного воспитания дошкольников все полученные ранее знания углубляются и по отношению к близкому окружению (семья, дом), и по отношению к сверстникам, и к более объемному, непосредственному отношению (страна).
Следует отметить, что в педагогике понятие нравственное воспитание понимается как формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения. А нравственное воспитание дошкольника как целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности [4].
Нравственное воспитание - сложный педагогический процесс, к которому вот уже на протяжении многого времени проявляют как ученые теоретики , так и работники образования.
Нравственным воспитанием многие тысячелетия назад интересовались философы, педагоги и даже писатели, такие как: А.Я. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Л.Н, Толстой и др., все они освящают в своих работах сущность нравственного воспитания и особенности ее формирования.
Современные же педагоги: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И Божович, А.В. Запорожец и др. начали отмечать агрессивность, замкнутость детей на себе и своих интересах. Именно поэтому они считают, что формирование всех форм нравственности и моральных ценностей является дошкольный возраст, когда дети только начинают открывать для себя такой многообразный мир. И впервые именно они предлагают использовать художественную литературу как выразительное средство, влияющее на становлении личности. Художественная литература обладает большими познавательными, педагогическими и эстетическими возможностями. Благодаря этому она представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания.
Размышляя о нравственном воспитании средствами художественной литературы, русский методист В. Виноградов писал, что «Нравственное воспитание детей совсем не достигается путем рассуждения с ними о морали и добродетели... Нравственно- воспитательная задача при прочтении состоит в том, чтобы заставить детей насколько можно живее и полнее переживать нравственные настроения, чувства и поступки изображаемых героев. Если эти нравственно-эмоциональные состояния пережиты в воображении детей, то воспитательная цель уже достигнута даже в том случае, если после чтения не последует никакой беседы на моральную тему»
Таким образом, возникает явное противоречие между накопленным теоретическим и практическим опытом по нравственному воспитанию и сложившейся ситуацией недостаточного развития и усвоение детьми дошкольного возраста нравственных норм и представлений.
Это и определило выбор темы нашей работы «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»
Цель исследования: повышение уровня нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования мною были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть и проанализировать понятие нравственного воспитания в педагогической литературе;
2. Рассмотреть особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;
3. Проанализировать средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;
4. Определить уровень нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста.
Планируемый результат: действенность подобранных педагогических мероприятий по использованию художественной литературы как средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: если в процессе воспитания детей использовать средства художественной литературы:
1. Литературные произведения, отражающие совокупность нравственных ценностей, доступных восприятию детей старшего дошкольного возраста;
2. Использование элементов художественной литературы в разных видах детской деятельности (игре, беседе, чтении, образовательной деятельности), то уровень нравственного воспитания детей повысится.
Методологическая основа: работы Коломийченко Л.В., Микляевой Н.В., Зорина Н.А. в области нравственного воспитания детей дошкольного возраста; исследования Карпинской Н.С., Стрелковой Л.П. по воспитательному потенциалу воздействия посредствам художественной литературы; психологические исследования Виноградовой А.М., Божович Л.И., Урунгаева Г.А. в области нравственного развития детей старшего дошкольного возраста; работы Безруковой В.С., Солнцевой О.В.в области технологии педагогического проектирования.
Этапы работы:
1. Ориентировочный этап. Определение направления исследования: темы, научной характеристики.
2. Теоретико-аналитический этап. Обоснование актуальности выбранной темы, изучение теории и практики по проблемам формирования нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
3. Организационный этап. Создание условий для внедрения и проведения работы по использованию художественной литературы в качестве средства по формированию нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
4. Поисково-диагностический этап. Определение основных параметров нравственного воспитания и подборка диагностического инструментария по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
5. Начально-диагностический этап. Проведение начальной диагностики уровня нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста. Интерпретация полученных результатов.
6. Разработнический этап. Подборка занятий и мероприятий, направленных на повышение уровня нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
7. Внедренческий этап. Проведение подобранных мероприятий.
8. Итогово-диагностический этап. Проведение итоговой диагностики (качественный и количественный анализ), интерпретация результатов.
9. Оформительский этап. Оформление результатов работы.
Методы исследования: изучение педагогической, психологической и философской литературы: анализ, синтез, классификация; проективно-экспериментальные методы (проектирование педагогических объектов, занятия); практические методы (беседа, социометрия, сбор методической литературы); методы сборки и оформления полученных результатов.
База исследования: исследование проводилось в подготовительной группе детей старшего дошкольного возраста на базе МДОУ «Детский сад № 18». В исследовании приняли 17 человек.
Практическая значимость состоит в разработке, подборке и реализации мероприятий в рамках опытно-поисковой деятельности, направленных на повышение уровня нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: выпускная квалификационная работа общим объемом состоит 76 страниц: оглавления, двух глав, списка использованной литературы, 21 таблицы и 3 приложений.
Значимость поддержания высокого уровня нравственного воспитания у настоящего и будущего поколения заключается в создания необходимых политических, социальных и педагогических условий. Эти условия воспитательного процесса обосновываются в нормативных документах на государственном уровне, в философских и психолого-педагогических исследованиях. Так как в дошкольном возрасте закладываются основы образа мира, одной из составляющей которого является нравственное воспитание, то представляется считать данный возраст как благоприятный период для формирования данного процесса.
Нравственное воспитание, рассматриваемое в педагогическом аспекте применительно к контингенту исследования, включают следующие компоненты и показатели: когнитивный (знания о эмоциональных состояниях, о нравственных нормах, нормах поведения, знания о разрешении разных ситуаций, отношения к окружающим), эмоциональный (проявление сопереживания и сочувствия, стремления помочь окружающим) и поведенческий ( проявление бесконфликтного поведения, положительное отношение к себе и к другим, проявления сопереживания,) компоненты. Исходя из результатов исследования, использование художественной литературы является эффективным средством повышения уровня нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста. Эффективность работы по повышению уровня нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста требует соблюдения следующих условий:
1. Совокупность определенных основных, соответствующих сферам личностного развития параметров (показателей, критериев оценки, уровней) нравственного развития;
2. Разработанности и соотнесенности всех структурных компонентов повышения уровня нравственного воспитания как единой целостной педагогической системы: программно-целевого, технологического, мониторингового;
3. Целенаправленного подбора содержательной основы опытно¬поисковой работы, включающей яркие, образные проявления основных качеств положительно - нравственного героя;
Проведение экспериментальной работы подтвердило правомерность первоначального определения гипотезы, целей, задач, логики и содержания научного исследования.
Полученные результаты являются основой для дальнейшего исследования по данной проблеме.
1. Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5 - 7 лет: Метод. рек. М., 2009.
2. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы.-М.,1968
3. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 1987
4. Бондаренко В.Т. О варьировании пословиц со структурой односоставных предложений //Русский язык в школе 1990 №2.
5. Буре Р.С.,Година Г.Н. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников.-М.,Просвещение,1989
6. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. - М.: Просвещение, 1989.
7. Волков Г.Н Этнопедагогика - М, 1999.
8. Воспитание ребенка в труде /под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Просвещение, 1983.
9. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- Спб., 2004.
10. Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2001
11. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - Спб.: Питер, 2015. - 464с.: ил.- (Серия «Учебник для вузов»).
12. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ.- М.: ТЦ «Сфера», 2008.
13. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника- М.,1985
14. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников//Дошкольное воспитание. 2005 №6.
15. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии СПб: Речь, 200675
16. Иванова Н. В. И др. Социальное развитие детей в ДОУ: Метод. пособие. М., 2008.
17. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.- 4-е изд., пер. и доп. Под ред. Л. А. Парамоновой.- М.: Сфера, 2011.
...