Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы

Работа №98435

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
277
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО 9
ВОЗРАСТА
1.1Сущность понятия нравственное воспитание детей старшего
дошкольного возраста
1.2 Особенности нравственного воспитания детей старшего
дошкольного возраста 14
1.3. Средства художественной литературы в нравственном
19 воспитании детей старшего дошкольного возраста
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 29
ГЛАВА 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
2.1Организация опытно-поисковой работы 31 2.2.Организация формирующего этапа опытно-поисковой работы по повышению уровня нравственного воспитания детей старшего
дошкольного возраста посредствам художественной литературы 44
2.3.Сравнительный анализ результатов, на первичном и контрольном
этапах опытно-поисковой работы 58
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ДИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 78


Проблема воспитания нравственных качеств в подрастающем поколении не ослабевают вот уже на протяжении долгого времени, а в современном обществе приобретает особую актуальность из-за изменения приоритетов общественного сознания. Отмечается, что в нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок и герои мультфильмов, которые смотрят современные дети, не всегда отличаются нравственной чистотой и духовностью. В современном мире материальные ценности стали возвышаться над духовными, поэтому у большинства детей искажены о нравственности, патриотизме, справедливости, доброте и милосердии. Ставя развитие интеллекта на высшую ступень развития, современные родители упускают необходимости работы над воспитанием души своего ребенка, над развитием его нравственных и духовных качеств. Как следствие это приводит к духовной незрелости во взрослой жизни.
Поэтому на современном этапе развития образования нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании нового подрастающего поколения.
Актуальность данной задачи в современной России находит отражение и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В методологическую основу разработки и реализации ФГОС дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. ФГОС направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка...»
Именно поэтому считается, что дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Именно в этом возрасте ребенок осознанно начинает узнавать и воспринимать окружающий его мир. И именно в этом возрасте начинает закладываться основа нравственных ценностей, которая впоследствии будет определять отношение взрослого человека ко всему миру и его мировоззрению.
Начиная с дошкольного возраста, начинают формироваться основы отношения к себе и к обществу. А уже в процессе нравственного воспитания дошкольников все полученные ранее знания углубляются и по отношению к близкому окружению (семья, дом), и по отношению к сверстникам, и к более объемному, непосредственному отношению (страна).
Следует отметить, что в педагогике понятие нравственное воспитание понимается как формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения. А нравственное воспитание дошкольника как целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности [4].
Нравственное воспитание - сложный педагогический процесс, к которому вот уже на протяжении многого времени проявляют как ученые теоретики , так и работники образования.
Нравственным воспитанием многие тысячелетия назад интересовались философы, педагоги и даже писатели, такие как: А.Я. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Л.Н, Толстой и др., все они освящают в своих работах сущность нравственного воспитания и особенности ее формирования.
Современные же педагоги: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И Божович, А.В. Запорожец и др. начали отмечать агрессивность, замкнутость детей на себе и своих интересах. Именно поэтому они считают, что формирование всех форм нравственности и моральных ценностей является дошкольный возраст, когда дети только начинают открывать для себя такой многообразный мир. И впервые именно они предлагают использовать художественную литературу как выразительное средство, влияющее на становлении личности. Художественная литература обладает большими познавательными, педагогическими и эстетическими возможностями. Благодаря этому она представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания.
Размышляя о нравственном воспитании средствами художественной литературы, русский методист В. Виноградов писал, что «Нравственное воспитание детей совсем не достигается путем рассуждения с ними о морали и добродетели... Нравственно- воспитательная задача при прочтении состоит в том, чтобы заставить детей насколько можно живее и полнее переживать нравственные настроения, чувства и поступки изображаемых героев. Если эти нравственно-эмоциональные состояния пережиты в воображении детей, то воспитательная цель уже достигнута даже в том случае, если после чтения не последует никакой беседы на моральную тему»
Таким образом, возникает явное противоречие между накопленным теоретическим и практическим опытом по нравственному воспитанию и сложившейся ситуацией недостаточного развития и усвоение детьми дошкольного возраста нравственных норм и представлений.
Это и определило выбор темы нашей работы «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»
Цель исследования: повышение уровня нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования мною были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть и проанализировать понятие нравственного воспитания в педагогической литературе;
2. Рассмотреть особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;
3. Проанализировать средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;
4. Определить уровень нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста.
Планируемый результат: действенность подобранных педагогических мероприятий по использованию художественной литературы как средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: если в процессе воспитания детей использовать средства художественной литературы:
1. Литературные произведения, отражающие совокупность нравственных ценностей, доступных восприятию детей старшего дошкольного возраста;
2. Использование элементов художественной литературы в разных видах детской деятельности (игре, беседе, чтении, образовательной деятельности), то уровень нравственного воспитания детей повысится.
Методологическая основа: работы Коломийченко Л.В., Микляевой Н.В., Зорина Н.А. в области нравственного воспитания детей дошкольного возраста; исследования Карпинской Н.С., Стрелковой Л.П. по воспитательному потенциалу воздействия посредствам художественной литературы; психологические исследования Виноградовой А.М., Божович Л.И., Урунгаева Г.А. в области нравственного развития детей старшего дошкольного возраста; работы Безруковой В.С., Солнцевой О.В.в области технологии педагогического проектирования.
Этапы работы:
1. Ориентировочный этап. Определение направления исследования: темы, научной характеристики.
2. Теоретико-аналитический этап. Обоснование актуальности выбранной темы, изучение теории и практики по проблемам формирования нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
3. Организационный этап. Создание условий для внедрения и проведения работы по использованию художественной литературы в качестве средства по формированию нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
4. Поисково-диагностический этап. Определение основных параметров нравственного воспитания и подборка диагностического инструментария по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
5. Начально-диагностический этап. Проведение начальной диагностики уровня нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста. Интерпретация полученных результатов.
6. Разработнический этап. Подборка занятий и мероприятий, направленных на повышение уровня нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
7. Внедренческий этап. Проведение подобранных мероприятий.
8. Итогово-диагностический этап. Проведение итоговой диагностики (качественный и количественный анализ), интерпретация результатов.
9. Оформительский этап. Оформление результатов работы.
Методы исследования: изучение педагогической, психологической и философской литературы: анализ, синтез, классификация; проективно-экспериментальные методы (проектирование педагогических объектов, занятия); практические методы (беседа, социометрия, сбор методической литературы); методы сборки и оформления полученных результатов.
База исследования: исследование проводилось в подготовительной группе детей старшего дошкольного возраста на базе МДОУ «Детский сад № 18». В исследовании приняли 17 человек.
Практическая значимость состоит в разработке, подборке и реализации мероприятий в рамках опытно-поисковой деятельности, направленных на повышение уровня нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: выпускная квалификационная работа общим объемом состоит 76 страниц: оглавления, двух глав, списка использованной литературы, 21 таблицы и 3 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Значимость поддержания высокого уровня нравственного воспитания у настоящего и будущего поколения заключается в создания необходимых политических, социальных и педагогических условий. Эти условия воспитательного процесса обосновываются в нормативных документах на государственном уровне, в философских и психолого-педагогических исследованиях. Так как в дошкольном возрасте закладываются основы образа мира, одной из составляющей которого является нравственное воспитание, то представляется считать данный возраст как благоприятный период для формирования данного процесса.
Нравственное воспитание, рассматриваемое в педагогическом аспекте применительно к контингенту исследования, включают следующие компоненты и показатели: когнитивный (знания о эмоциональных состояниях, о нравственных нормах, нормах поведения, знания о разрешении разных ситуаций, отношения к окружающим), эмоциональный (проявление сопереживания и сочувствия, стремления помочь окружающим) и поведенческий ( проявление бесконфликтного поведения, положительное отношение к себе и к другим, проявления сопереживания,) компоненты. Исходя из результатов исследования, использование художественной литературы является эффективным средством повышения уровня нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста. Эффективность работы по повышению уровня нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста требует соблюдения следующих условий:
1. Совокупность определенных основных, соответствующих сферам личностного развития параметров (показателей, критериев оценки, уровней) нравственного развития;
2. Разработанности и соотнесенности всех структурных компонентов повышения уровня нравственного воспитания как единой целостной педагогической системы: программно-целевого, технологического, мониторингового;
3. Целенаправленного подбора содержательной основы опытно¬поисковой работы, включающей яркие, образные проявления основных качеств положительно - нравственного героя;
Проведение экспериментальной работы подтвердило правомерность первоначального определения гипотезы, целей, задач, логики и содержания научного исследования.
Полученные результаты являются основой для дальнейшего исследования по данной проблеме.



1. Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5 - 7 лет: Метод. рек. М., 2009.
2. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы.-М.,1968
3. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 1987
4. Бондаренко В.Т. О варьировании пословиц со структурой односоставных предложений //Русский язык в школе 1990 №2.
5. Буре Р.С.,Година Г.Н. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников.-М.,Просвещение,1989
6. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. - М.: Просвещение, 1989.
7. Волков Г.Н Этнопедагогика - М, 1999.
8. Воспитание ребенка в труде /под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Просвещение, 1983.
9. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- Спб., 2004.
10. Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2001
11. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - Спб.: Питер, 2015. - 464с.: ил.- (Серия «Учебник для вузов»).
12. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ.- М.: ТЦ «Сфера», 2008.
13. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника- М.,1985
14. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников//Дошкольное воспитание. 2005 №6.
15. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии СПб: Речь, 200675
16. Иванова Н. В. И др. Социальное развитие детей в ДОУ: Метод. пособие. М., 2008.
17. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.- 4-е изд., пер. и доп. Под ред. Л. А. Парамоновой.- М.: Сфера, 2011.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ