Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация деятельности педагога по нравственному воспитанию детей среднего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности

Работа №98427

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2017
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
109
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Сущность понятия «нравственное воспитание» 7
1.2. Психолого-педагогические особенности нравственного воспитания
детей среднего дошкольного возраста 13
1.3. Художественно-творческая деятельность детей среднего
дошкольного возраста как средство нравственного воспитания 18
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДЕНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26
2.1. Диагностическое исследование нравственной воспитанности
у детей среднего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 26
2.2. Содержание работы организации деятельности педагога по нравственному воспитанию детей среднего дошкольного возраста
в художественно-творческой деятельности 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58


Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас пересматривать вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения. По мнению экспертов, у подрастающего поколения не редко проявляются безверие, агрессивность, отсутствие осознанных нравственных ориентиров. Государством, обществом ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием нравственных качеств личности дошкольника.
У детей в дошкольном возрасте в активной форме проявляется желание и стремление трудиться, помогать родителям, воспитателям, другим людям. Дети охотно стремятся открыть для себя мир человеческих отношений, способны понять, что происходит с другим человеком и сопереживать, у них возрастает уровень самооценки собственных поступков, поэтому они все чаще обращаются к образцам для сравнения и подражания. Таким образом, повышается актуальность целенаправленного нравственного воспитания в образовательном процессе.
С этой целью педагогам необходимо способствовать формированию личного отношения к соблюдению (и нарушению) нравственных норм, продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок.
Одним из эффективных средств воспитания личности является художественно-творческая деятельность, которая способствует пониманию различных положительных и отрицательных, ярких и переходных эмоциональных состояний, проявляемых не только близкими, но и окружающими ребенка людьми, умению соответственно реагировать на них, сопереживая и высказывая к ним свое отношение.
Анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между востребованностью и необходимостью создания методических разработок по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности и недостаточности методического обеспечения организации данного процесса.
Все вышесказанное определило выбор данной темы работы: «Организация деятельности педагога по нравственному воспитанию детей среднего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности».
Объектом исследования является педагогический процесс нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Предметом исследования является организация деятельности педагога, направленной на нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности.
Исходя из проблемы, объекта и предмета исследования мы определили цель исследования: теоретически обосновать, разработать тематический план и провести комплекс занятий, направленный на нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, на основании изученной литературы уточнить понятие «нравственное воспитание»;
2. Проанализировать психолого-педагогические особенности нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста;
3. Рассмотреть возможности художественно-творческой деятельности в процессе нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста;
4. В ходе опытно-поисковой работы разработать тематический план и провести комплекс занятий по художественно-творческой деятельности, направленный на нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования являются: исследования по проблеме нравственного воспитания Г.Ю. Айзенк, O. С. Богдановой, Н.И. И.А. Каптерева, И.С. Марьяненко, И.Ф. Свадковского, Л.Ю. Соломиной, Е.В. Чекиной); психологические исследования нравственного становления личности Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, Н.В. Мельникова, И.Ф. Мулько, Ж. Пиаже, Б.М. Теплова, И.Ф. Харламова, Д.Б. Эльконина; педагогические основы нравственного воспитания изложены в публикациях Л.М. Архангельского, Л.А. Высотиной, С.А. Козловой, Б.Т. Лихачева, И.П. Подласого, Г.А. Урунтаевой; методические основы нравственного воспитания заложены в трудах Е.И. Апряткиной, Р.М. Кадыровой, Н.В. Рыбаковой, Е.В. Субботского; исследования, связанные с развивающе-воспитывающей функцией художественной деятельности (Е.А. Алябьев, Л.С. Выготский, P. М. Кадыров, Р.П. Шульга), исследования условий нравственного воспитания и формирования отдельных нравственных качеств личности проводили В.П. Дуброва, Е.А. Мартынова, Л.Ф Чекина, П.М. Якобсон и др.
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов художественно-творческой деятельности детей, анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов по нравственному воспитанию детей. Также следует отметить практическую значимость продукта, который также может использоваться на практике или организации досуговой деятельности.
База опытно-поисковой работы: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 47 г. Верхняя Пышма. В опытно-поисковой работе приняло участие 20 воспитанников средней группы с 4 до 4,7 лет.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста; определялись психолого-педагогические особенности детей среднего дошкольного возраста, выявлялся потенциал художественно-творческой деятельности в нравственном воспитании, разрабатывался диагностический инструментарий для выявления уровня нравственной воспитанности детей среднего дошкольного возраста.
На втором этапе проводилось диагностическое исследование по выявлению исходного уровня нравственной воспитанности детей среднего дошкольного возраста, разрабатывалось содержание тематического плана, комплекса занятий, определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами критериев нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста, осуществлялось проведение разработанного комплекса занятий.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современных условиях, когда остро стоит проблема размытости нравственных ориентиров подрастающего поколения, одним их центральных направлений работы является нравственное воспитание. Средний дошкольный возраст представляет большие возможности для формирования нравственных качеств, и роль детского сада в процессе социализации личности, становления нравственного поведения огромна. Теоретический анализ литературы таких ученых, как А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, Б.Т. Лихачева, Л.М. Архангельского, И.С. Марьенко, Т.Д. Марцинковской, И.Ф. Мулько, И.Ф. Свадковского, и др., а также проведенное опытно-поисковое исследование подтвердили значимость проблемы и темы исследования, позволил сделать следующие выводы:
1. На основании психолого-педагогической литературы по теме исследования, раскрыто понятие «Нравственное воспитание» - это целенаправленный процесс приобщения детей к базовым национальным ценностям, формирование нравственных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.
Опираясь на позиции авторов, таких как Л.М. Архангельский, Е.Н Апряткина, Е.В. Субботский, Е.Н. Бородина и др., мы определяем нравственную воспитанность детей среднего дошкольного возраста в единстве трех критериев: когнитивного, проявляющегося на основании нравственных знаний, суждений ребенок овладевает различными сторонами общественного нравственного сознания; эмоционально-мотивационного, проявляющегося на основе нравственно-ценных переживаний у ребенка складывается нравственно-одобряемые отношения к другим людям; поведенческого, проявляющегося в том, что все нравственные нормы закрепляют социальный способ поведения, заключающийся в том, что можно делать, а что нельзя. Ребенок проявляет нравственную воспитанность в свободном поведении, без непосредственного контроля со стороны взрослого.
2. Мы выяснили, что средний дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, т. к., в этот период в ребенке происходит те значительные изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции. На основании нравственных знаний, суждений ребенок овладевает различными сторонами общественного нравственного сознания. Ребенок начинает осознавать причины следования нормам нравственности, а затем следует им, даже если при этом он действует не выгодно по отношению к себе. Таким образом, овладев нравственным поведением, ребенок способен сделать правильный нравственный выбор не только на словах, но еще и в действии. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить тогда, когда ребенок объясняет, почему необходимо соблюдать ту или иную норму (когнитивный критерий). На основе нравственно-ценных переживаний у ребенка складывается нравственно одобряемые отношения к другим людям, формируются альтруистические чувства и отношения (помощь окружающим, способность к сопереживанию, переживанию вины) (эмоционально-мотивационный критерий). Все нравственные нормы закрепляют социальный способ поведения, заключающийся в том, что можно делать, а что нельзя. Ребенок проявляет нравственную воспитанность в свободном поведении, без непосредственного контроля со стороны взрослого (поведенческий критерий) - все это необходимо учитывать при выборе тематики занятий.
3. Рассмотрев сущность художественно-творческой деятельности, ее роль, можно сделать вывод, что художественно-творческая деятельность является эффективным средством нравственного воспитания и личностного развития дошкольника, формирования его представлений о нравственных законах окружающей действительности, приобщения к духовным ценностям, формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.
4. В ходе опытно-поисковой работы нами был разработан тематический план, с учетом психолого-педагогических особенностей среднего дошкольного возраста и задач нравственного воспитания, проведен комплекс занятий по нравственному воспитанию в художественно-творческой деятельности. В содержание комплекса занятий вошли художественные, литературные и музыкальные произведения нравственной направленности. Выбор содержания и форм организации образовательной деятельности обеспечил положительный результат в развитии показателей нравственной воспитанности, что было выявлено в процессе опытно-поисковой работы.



1. Авдулова, Т.П. Нравственное становление личности дошкольника [Текст]: разбираем ФГОС ДО вместе / Т.П. Авдулова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2015. - № 2. - С. 12-22.
2. Айзенк, Г.Ю. Проверьте свои способности. М., 1992. - 173 с.
[Электронный ресурс] Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогикеhttp://nauka-pedagogika.com/pedagogika- 13-00-02/dissertaciyahudozhestvennoe-vospitanie-detey-v-uchrezhdeniyah-dopolnitelnogo-obrazovaniya#ixzz4tC2oKocG (Дата обращения 16.05. 2017).
3. Алябьева, Е.А. Нравственно-этические беседы и игры
с дошкольниками [Текст]: М.: ТЦ Сфера, 2003.128 с.
4. Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии [Текст] / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2007. - 452 с.
5. Апряткина, Е.Н. Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и пути их решения [Текст] / Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. - С. 35-37.
6. Архангельский, Л.М. Соципально-этические проблемы теории личности [Текст] / Л.М. Архангельский. - М.: Мысль, 1974. - 221 с.
7. Бородина, Е.Н. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание
детей в период детства в художественно-игровой деятельности [Электронный ресурс] / Е.Н. Бородина // Воспитание и обучение детей младшего возраста: сб. мат. Ежегодной международной научно-практической конференции, 2016. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-i-
patrioticheskoe-vospitanie-detey-v-period-detstva-v-hudozhestvenno-igrovoy- deyatelnosti (дата обращения: 26.12.2016).
8. Бородина, Е.Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности [Текст] : моногр. / Е.Н. Бородина; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». Екатеринбург, 2015. 176 с.
9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2010. - 400с.
10. Бабаян, А.В., П.Ф. Каптерев О нравственном воспитании детей [Текст] / А.В. Бабаян // Наука и образование: новое время. - 2015. - №6. - С. 12-18.
11. Богданова, О.С. О нравственном воспитании детей [Текст] / О.С. Богданова, Л.И. Катаева. - М.: Просвещение, 2013. - 213 с.
12. Волков, Б.С. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Академический проект, 2008. - 668 с.
13. Выготский, Л.С. Психология искусств [Текст] / Л.С. Выготский.
- М.: Эксмо, 2005. - 478 с.
14. Высотина, Л.А. Нравственное воспитание младших школьников [Текст] / М.: Изд-во Акад. Наук РСФСР, 1960. 151 с.
15. Герасина,Е.В. Детская психология [Текст] / Е.В. Герасина. - М.: Владос-Пресс, 2010. - 288 с.
16. Григорович, Л.А. Педагогика и психология [Текст]: учеб. пособие / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. - М. : Гардарики, 2011. - 480 с.
17. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст]. В 4-х т. Т. 1. / В.И. Даль. М. : Русский язык, 2006. - 699 с.
18. Дандарова, Ж.К. Психология детства: учебник [Текст] / Ж.К.
Дандарова [и др.]; под ред. А.А. Реана. - М. : Олма-Пресс, 2007. - 368 с.
19. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.
- СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»»; Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014.
20. Диагностика воспитанности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]https://xreferat.eom/71/740-2-diagnostika-vospitannosti-deteiy-doshkol-nogo-vozrasta.html (Дата обращения 14.09.2017).
21. Дуброва, В.П. Педагогическая практика в детском саду [Текст] / В.П. Дуброва, Е.П. Милашевич. - М. : Издат. центр «Академия», 2011. - 216 с.
22. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст] / В 2-х томах. Том 1. Психическое развитие ребенка / А.В. Запорожец. - М. : Издательство «Педагогика», 1986. - 548 с.
23. Кадырова, Р.М. Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы [Текст] / Р.М. Кадырова // Молодой ученый. - 2015. - №7. - С. 762-766.
24. Колдунов, Я.И. Нравственное воспитание личности школьника [Текст] / Я.И. Колдунова. - Калуга, 2007. - 197 с.
25. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика [Текст] / - М.: Академия, 2002. - 415 с.
26. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека [Текст] / учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М. : ТЦ «Сфера», 2012. - 464 с.
27. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. - М. : Московский психолого-соц. институт, Воронеж : НПО «МОДЭК», 2012. - 384 с.
28. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций [Текст] / Б.Т.Лихачев. - М. : Юрайт - М, 2001. - 607 с.
29. Макаренко, А.С. О воспитании [Текст] / А.С. Макаренко. - М. : Издательство политической литературы, 1990. - 416 с.
30. Мартынова, Е.А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий [Текст] / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. - Волгоград : Учитель, 2011. - 96 с.
31. Марьенко, И.С. Нравственное становление личности школьника [Текст] / И.С. Марьенко. - М. : Педагогика, 1985. - 368 с.
32. Мельников, Н.В. Психология нравственности [Текст] / Н.В. Мельникова, О.В. Коновалова. - Шадринск : Издательство ПО «Исеть», 2004. - 158 с.
33. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь
[Электронный ресурс] / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/index.php./2016 (Дата
обращения 19.06.17).
34. Мулько, И.Ф. Социально-нравственное воспитание
дошкольников 5-7 лет [Текст] / И.Ф. Мулько. - М. : Детство-Пресс, 2010. - 96 с.
35. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 456 с.
36. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 333 с.
37. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 120 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М. : А Темп, 2015. 896 с.
38. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды [Текст] / Ж. Пиаже - М. : Международная педагогическая академия, 1994. - 680 с.
39. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы [Текст] / учеб. пособие для студ. пед. колледжей / И.П. Подласый. - М. : Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2011. - 400 с.
40. Пономаренко, Т.О. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей [Текст] / Пономаренко Т.О. // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 4. - С.10-14.
41. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] - Режим доступа: минобрауки.рф.
42. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] /
С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2012. - 720 с.
43. Рыбакова, Н.В., Протанская, Е.С. Воспитание нравственных
чувств [Текст] / - М.: Знание, 1979. 319 с.
44. Свадковский, И.Ф. Нравственное воспитание [Текст] /
И.Ф. Свадковский. - М. : Академия, 2011. - 144 с.
45. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф.
Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М. : Школьная пресса, 2012. - 512 с.
46. Соломина, Л.Ю. Развитие категориальной структуры нравственного сознания дошкольников [Текст] / Дисс. канд. психол. наук: 19.00.07 / Л.Ю. Соломина; Российский гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб., 1995. - 190 с.
47. Субботский, Е.В. Ребенок открывает мир [Текст] / Е.В. Субботский - М.: Высшая школа, 1991. - 158 с.
48. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А. Сухомлинский. - М. : Академия, 2014. - 362 с.
49. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий [Текст] / Избранные психологические труды / Б.М. Теплов. - М. : НПО «МОДЭК», 2009. - 640 с.
50. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева - М. : Издательский центр «Академия», 2010. - 336 с.
51. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения [Текст]. В 6-ти т. Т. 1 / сост. С.Ф. Егоров. М. : Педагогика, 1990. 416 с.
52. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]http://base.garant.rU/70291362/#ixzz46oyy4Lpw.(дата обращения 19.06.17).
53. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст] / учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. / И.Ф. Харламов, М. : Гардарики, 2003. 519 с.
54. Хвостов, А.А. Возрастная психология [Текст] / детство, отрочество, юность : хрестоматия / А.А. Хвостов, В.С. Мухина. - М. : Академия, 2012. 624 с.
55. Чекина, Е.В. Теория нравственного воспитания: история развития и современное состояние [Текст] : монография / Е.В. Чекина. - Гродно : ГрГУ, 2011. - 119 с.
56. Чекина, Л.Ф. Педагогическая диагностика нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста // Научная библиотека диссертаций и авторефератов [Электронный ресурс] disser Cat http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskaya-diagnostika-nravstvennoi-vospitannosti-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta#ixzz4sZ7m6gqZ/2016 (Дата обращения 14.09.2017).
57. Чумичова, Р.М Дошкольникам о живописи [Текст] / Р.М. Чумичева - М.,1992. - 158 с.
58. Шульга, Р.П. Роль художественной культуры в формировании
ценностных ориентаций личности: Автореф. дис канд.пед.наук. Киев,
1985. 16 с. [Электронный ресурс] Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогикеhttp://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-hUdozhestvennoe-vospitanie-detey-v-Uchrezhdeniyah-dopolnitelnogo-obrazovaniya#ixzz4tC1zmLHZ (Дата обращения 18.04.2016).
59. Щуркова, Н.Е. Нравственное воспитание школьников [Текст] // Воспитание школьников. - 1990. - № 3. - С. 13-15.
60. Эльконин, Д.Б. Психология развития [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. - М. : «Издательский центр «Академия», 2001. - 144 с.
61. Якобсон, П.М. Психология чувств и мотивации [Текст] / П.М.
Якобсон; под ред. Е.М. Борисовой. - М. : Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК», 2008. - 366 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ