Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация деятельности педагога по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста

Работа №98678

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2017
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
104
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психолого-педагогические основы организации деятельности
педагога по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста 7
1.2. Лингвистические основы организации деятельности педагога по
формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста 13
1.3. Методические основы организации деятельности педагога
по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста 20
1.3.1. Методы и приемы формирования умений диалогической речи
у детей среднего дошкольного возраста 20
1.3.2. Анализ ФГОС ДО, образовательных программ ДО и
методической литературы с точки зрения возможностей формирования умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста 24
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1. Диагностика сформированности умений диалогической речи у
детей среднего дошкольного возраста 30
2.2. Комплекс игр, направленных на формирование умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 69


Актуальность исследования. Новые социально-экономические условия развития России обусловили необходимость преобразования различных сфер деятельности. Вследствие этого насущными являются социально-педагогические проблемы, касающиеся процесса общения, в особенности его речевой стороны (М. М. Алексеева, А. Г. Арушанова, О. А. Бизикова, А. М. Бородич, В. В. Гербова, Н. В. Елкина, М. Н. Кожина).
Проведенные специальные исследования и практика (Т. Н. Колокольцева, С. В. Коноваленко, С. И. Поздеева) позволяют констатировать, что у детей дошкольного возраста важно, в первую очередь, развивать ту область коммуникативно-речевых умений, которые не могут быть сформированы самостоятельно, а только с помощью и при воздействии взрослого.
Под диалогической речью понимаются определенные умения, которые включают в себя: умение вести диалоговое взаимодействие; умение воспринимать (слушать) и понимать обращенную речь; умение вступать в диалог и поддерживать его; умение отвечать на заданные вопросы и самостоятельно задавать вопросы собеседнику; умение объяснить (донести) свою мысль собеседнику; умение использовать разнообразные речевые и языковые средства; адекватно вести себя с учетом коммуникативно-диалогической ситуации.
По мнению ученых (Ю. Н. Емельянов, С. В. Коноваленко, Н. Г. Куприна), диалогическое общение детей дошкольного возраста превращается в самостоятельный вид деятельности, в процессе которого они усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения, повышают свой уровень сформированности коммуникативно-диалогических умений. Неблагополучные взаимоотношения со сверстниками, складывающиеся в силу недостаточно развитых коммуникативно-диалогических умений, негативно отражаются на эмоциональном состоянии дошкольников. В этом случае исследователи (К. А. Абульханова-Славская, С. И. Мерзлякова, Г. С. Тарасов) ставят перед образовательным дошкольным учреждением особую задачу -сформировать необходимый уровень коммуникативно-диалогических умений воспитанников на этапе подготовки и перехода к школьной форме обучения.
Большинство исследователей (А. Г. Арушанова, Н. В. Дурова, Е. С. Рычагова) выделяют средний дошкольный возраст как сензитивный для формирования диалогической речи. Благоприятные условия для формирования коммуникативно-диалогических умений создаются в условиях ведущей деятельности дошкольного возраста - игровой [5, с. 84]. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) записано, что «развитие игровой деятельности детей направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера», каковыми и являются диалогические умения [47, с. 19].
Проблема формирования диалогической речи у дошкольников описана в работах А. Г. Арушановой, О. П. Гаврилушкиной, Н. В. Елкиной, А. Н. Леонтьева, Ф. А. Сохина. С точки зрения этих авторов, формирование диалогической речи в структуре личности дошкольника происходит в разных видах деятельности детей и, прежде всего, в игровой, которая является ведущей в период дошкольного детства. Изучению игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста и ее влиянию на общение детей посвящены работы Т. И. Бабаевой, А. В. Запорожца, О. В. Хухлаевой, Д. Б. Эльконина и других.
Однако, несмотря на достаточно большое количество работ по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста, недостаточно хорошо изученной остается проблема формирования диалогической речи детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: деятельность педагога по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста. 
Цель исследования: теоретически обосновать и создать комплекс игр, направленных на формирование умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Описать психолого-педагогические, лингвистические и методические основы организации деятельности педагога по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
2. Произвести анализ программ и методических пособий ДОУ с точки зрения возможности формирования умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
3. Провести диагностику сформированности умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста;
4. Составить комплекс игр, направленных на формирование умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались две группы методов исследования:
1) теоретические методы: анализ научной и методической литературы, сравнение, обобщение, синтез педагогических взглядов на проблему исследования;
2) практические методы: тестирование детей, качественная и количественная обработка полученных данных.
База исследования: г. Екатеринбург, МБДОУ детский сад №322, средняя группа, 20 детей.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время, чтобы быть успешным человеком, необходим высокий уровень развития коммуникативно-диалогических умений, основы которых закладываются в дошкольном возрасте.
Диалогические умения рассматриваются как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Следует отметить, что диалогические умения являются необходимым условием успешной реализации личности. Дошкольный возраст является сенситивным для социального и эмоционального, интенсивного личностного развития.
Критериями диалогических умений детей среднего дошкольного возраста выступают: предпочтение и симпатия, сочувствие и отзывчивость, интерес к деятельности сверстников, желание и умение договориться с ними, проявление заботы о товарище, объективность оценок и самооценок.
Педагогическими условиями формирования диалогических умений детей среднего дошкольного возраста являются:
1) развитие у детей самостоятельности и активности в установлении дружеских взаимоотношений;
2) включение детей в специально организованную совместную игровую деятельность.
Условия организации работы с детьми по формированию диалогических умений детей среднего дошкольного возраста должны строиться на проигрывании педагогических ситуаций, выполнении игровых заданий, включении детей в игры-драматизации и беседы, проведение досуга и развлечений. Успешное решение задачи овладения связной диалогической речью зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребёнка и т. п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
На основании проведенного теоретического анализа проблемы организации деятельности педагога по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста была проведена проектировочная деятельность, целью которой явилось создание комплекса игр, направленных на формирование умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Для диагностики сформированности умений диалогической речи средних дошкольников нами были подобраны 3 методики:
1. Диагностика собственно речевых умений: Метод наблюдения за игровой деятельностью детей в сюжетно-ролевых играх «Магазин», «Стройка» и «Семья»;
2. Диагностика интерактивных умений: Методика «Необитаемый остров» О. В. Дыбиной;
3. Диагностика перцептивных умений: Методика «Не поделили игрушку» И. И. Лосевой.
В ходе исследования было установлено, что 12 детей (60%) находятся на среднем уровне сформированности собственно речевых умений, 6 детей (30%) - на низком уровне и 2 ребенка (10%) - на высоком.
Изучение интерактивных умений показало, что 45% (9 человек) показали низкий уровень развития интерактивных умений. Такие дети не умеют договариваться, с трудом делят средства деятельности, плохо помогают друг другу; 35% (7 человек) имеют средний уровень развития интерактивных умений. Данные дети иногда договариваются, но чаще настаивают на своем, либо бьют партнера; 20% детей (4 человека) показали высокий уровень развития интерактивных умений. Данные дети способны договориться, поделиться средствами деятельности, терпимы к неудачам своим и партнера.
По результатам исследования было диагностировано, что у 14 детей (70%) имеется низкий уровень сформированности перцептивных умений, у 6 детей (30%) - средний уровень, детей с высоким уровнем не было выявлено.
В целом результаты диагностики дошкольников показали, что у большинства из них имеется средний уровень развития умений диалогической речи (11 детей (55%). Низкий уровень имеется у 8 детей (40%). Высокий уровень представлен у 1 ребенка (5%). Это говорит о недостаточном развитии умений диалогической речи, что затрудняет социализацию и личностное развитие детей.
Полученные результаты подтвердили необходимость создания комплекса мероприятий для совершенствования умений диалогической речи детей среднего дошкольного возраста. Цель комплекса игр - формирование умений диалогической речи детей среднего дошкольного возраста средствами игровой деятельности. В ходе проектировочной деятельности были отобраны 10 сюжетно-ролевых игр, каждая из которых имеет определенную цель по следующим темам: «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Почта», «Аптека», «Зоопарк», «Больница», «Парикмахерская»,
«Театр», «Школа». Каждая из сюжетно-ролевых игр включает предварительную работу, организацию предметно-развивающей среды, изготовление атрибутов и индивидуальную работу с теми детьми, у которых степень овладения ролью находится на низком уровне.



1. Алексеева, М. М. Методика развития и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - 2-е изд., испр. - М. : Издательский центр «Академия», 2015. - 400 с.
2. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева,
B. И. Яшина. - 2-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 160 с.
3. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды. Т. 2. [Текст] / Б. Г. Ананьева. - М. : Педагогика, 1980. - 569 с.
4. Антонова, Т. В. Актуальные проблемы социального развития в дошкольном возрасте. Как помочь ребенку войти в современный мир? [Текст] / под ред. Т. В. Антоновой. - М. : Издательский центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца. - 2015. - 168 с.
5. Арушанова, А. Г. Истоки диалога [Текст] / А. Г. Арушанова, Е. С. Рычагова, Н. В. Дурова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 2. -
C.33-39. [Электронный ресурс]. URL :https://elibrary.ru/item.asp?id=9921141(дата обращения: 28.10.2017).
6. Арушанова, А. Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками [Текст] / А. Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 5. - С. 51-61.
7. Бабаева, Т. И. Социализация. Как работать по программе «Детство» [Текст] : учебно-методическое пособие / Т. И. Бабаева ; науч. ред.
А. Г. Гогоберидзе. - СПб. : Детство-пресс, 2012. - 256 с.
8. Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре [Текст] / О. А. Бизикова. - М. : Скрипторий 2003, 2014. - 136 с.
9. Бодалёв, А. А. Личность и общение [Текст] : избранные психологические труды / А. А. Бодалёв. - М. : Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с.
10. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 2009. - 355 с.
11. Бородич, А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / А. М. Бородич. - М. : Просвещение, 2014. - 255 с.
12. Волков, Б. С. Психология развития человека [Текст] /
Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М. : Академический проект, 2014. - 224 с.
13. Воронова, А. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / А. Воронова. - М. : Детство-Пресс, 2014. - 243 с.
14. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Изд-во АН, 1956. - 350 с.
15. Гаврилушкина, О. П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада [Текст] / О. П. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. - 2013. - № 2. - С. 78-82. [Электронный ресурс]. URL :http://psychlib.ru/mgppu/periodica/rvds022003/grk-012.htm#(дата обращения: 28.10.2017).
16. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. - М. : Педагогическое общество России, 2015. - 219 с.
17. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду [Текст] /
В. В. Гербова. - М. : изд-во «Мозаика-Синтез», 2014. - 144 с.
18. Гербова, В. В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок [Текст] / В. В. Гербова // Дошкольное воспитание. -
2011.- № 8. - С. 11-24.
19. Грехнев, В. С. Культура педагогического общения [Текст] / В. С. Грехнев. - М. : Просвещение, 2013. - 185 с.
20. Дыбина, О. В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет [Текст] / О. В. Дыбина. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 64 с.
21. Ежова, Н. Н. Рабочая книга практического психолога [Текст] / Н. Н. Ежова. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 314 с.
22. Елкина, Н. В. Формирование связности речи у детей среднего дошкольного возраста [Текст] : Автореф. дис. канд. пед. наук / Н. В. Елкина. - М., 2004. - 107 с.
23. Ельцова, О. М. Организация диалогической речевой деятельности в дошкольном возрасте [Текст] / О. М. Ельцова, Н. Н. Горбаческая, А. Н. Терехова. - СПб : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. - 215 с.
24. Ельцова, О. М. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду [Текст] / О. М. Ельцова, Н. Н. Горбачевская, А. Н. Терехова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. - 192 с.
25. Емельянов, Ю. Н. Руководство коллективом как проблема социальной психологии [Текст] / Ю. Н. Емельянов. - М. : Просвещение,2012.- 163 с.
26. Жуков, Ю. М. Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности [Текст] / Ю. М. Жуков. - М. : Просвещение, 2013. - 84 с.
27. Занятия по развитию речи в детском саду: книга для воспитателя детского сада [Текст] / Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова и др. ; под ред. О. С. Ушаковой. - М. : Просвещение, 2016. - 271 с.
28. Запорожец, А. В. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов [Текст] / А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. - М. : Просвещение, 1964. - 350 с.
29. Кодухов, В. И. Общее языкознание: [Текст] : учебник для студентов филол. специальностей / В. И. Кодухов. - М. : Высшая школа, 1974. - 303 с.
30. Кожина, М. Н. Диалогичность как категориальный признак письменного научного текста [Текст] / М. Н. Кожина // Очерки научного стиля русского литературного языка ХУШ - ХХ вв. Т. 2: Стилистика научного текста (общие параметры). Ч. 2: Категории научного текста: функционально-стилистический аспект. - Пермь, 2016. - 389 с.
31. Колокольцева, Т. Н. Специфические коммуникативные единицы диалогической речи [Текст] / Т. Н. Колокольцева. - Волгоград : Изд-во Волгогр. гос. ун-та , 2001. - 257 с.
32. Коноваленко, С. В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет [Текст] / С. В. Коноваленко. - М. : Эксмо, 2014.-240 с.
33. Короткова, Н. А. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. А. Короткова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 8. - С. 36-41.
34. Красильникова, Е. В. О соотношении монолога и диалога [Текст] / Е. В. Красильникова // Поэтика. Стилистика. Язык и культура. - М. : Наука, 1996. - С. 136-142 с.
35. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. - М. : Просвещение, 2011. - 296 с.
36. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Просвещение, 1981. - 212 с.
37. Леушина А. М. Развитие связной речи у дошкольников [Текст] / А. М. Леушина // Ученые записки ЛГПИ им А. И. Герцена. - 1941. - Т. 30. -С. 58-65.
38. Лосева И. И. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / И. И. Лосева. - Ростов-н/Д. : ПИ ЮФУ, 2009.- 324 с.
39. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст] : учебник для бакалавров / Л. Ф. Обухова. - М. : Юрайт, 2013. - 460 с.
40. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 334 с.
41. Поздеева, С. И. Открытое совместное действие педагога и ребёнка как условие формирования коммуникативной компетентности детей [Текст] / С. И. Поздеева // Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 3. - С. 17-25.
42. Реан, А. А. Психология и педагогика [Текст] / А. А. Реан и др. - СПб, 2012. - 423 с.
43. Солганик, Г. Я. Синтаксическая стилистика [Текст] / Г. Я. Солганик. - М. : Высшая школа, 1973. - 214 с.
44. Сомкова, О. Н. Образовательная область «Коммуникация». Методический комплект программы «Детство» [Текст] / О. Н. Сомкова. - М. : Детство-Пресс, Сфера, 2013. - 208 с.
45. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников [Текст] / Ф. А. Сохин // Вопросы психологии. - 1989. - № 3. - С. 21-24.
46. Ушакова, О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду [Текст] / О. С. Ушакова. - М. : Творческий центр «Сфера», 2010. - 56 с.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. - М. : Просвещение, 2015. - 34 с.
48. Хухлаева, О. В. Маленькие игры в большое счастье [Текст] / О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев, И. М. Первушина. - М. : ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. - 223 с.
49. Шарафутдинова, Н. С. Теория и история лингвистической науки [Текст] / Н. С. Шарафутдинова. - М. : Восток-Запад Год, 2012 - 346 с.
50. Якубинский, Л. П. О диалогической речи: Язык и его функционирование [Текст] / Л. П. Якубинский // Избранные работы. - М. : Наука, 1986. - 175 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ