Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие у младших школьников сотрудничества со сверстниками во внеурочной деятельности

Работа №98420

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
67
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития сотрудничества младших школьников со сверстниками
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного
возраста 7
1.2.Определение понятия «сотрудничество» в психолого-педагогической литературе 13
1.3. Внеурочная деятельностькак один из видов деятельности,направленный
на развитие сотрудничества младших школьников со сверстниками 18
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию сотрудничества младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности на примере МБОУ «СОШ №6» г. Артёмовский
2.1. Характеристика деятельности образовательной организации по
развитию сотрудничества младших школьников со сверстниками во
внеурочной деятельности 26
2.2. Диагностика сотрудничества младших школьников со
сверстникамиво внеурочной деятельности 34
2.3. Комплекс мероприятий по развитию сотрудничества младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности 49
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложение 67

Актуальность темы исследования. Российское образование находится на качественно новом этапе своего развития. Повышенный рост требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к выпускнику начальной школы, стал причиной актуальности проблемы сотрудничества.
Сотрудничество как одна из ценностей культуры задает основания жизненно важным способам поведения и деятельности человека, обеспечивает особенности его самореализации, а также позволяет транслировать опыт позитивного, созидательного взаимодействия.
Практика организации сотрудничества младших школьников со сверстниками показала большие возможности. Психологияпризнает сотрудничествосо сверстниками одним из основных факторов психического развития ребенка.
Но современная школьная жизнь устроена так, что такой существенный фактор развития, как сотрудничество, действует слабо, его богатые возможности практически не используются.
Данные накопленные в ходе многочисленных теоретических и научно­методических исследований в значительной степени характеризуют сотрудничество младших школьников со сверстниками изолированно, что не может не затруднять создание единой картины социализации ребенка.
В психолого-педагогической науке проблемаразвития сотрудничества выделилась в самостоятельную сравнительно давно.
Научной базой при выделении этой проблемы как самостоятельной так и дальнейшей её разработки послужили работы Байбородовой Л.В [4],Беловой В.С[8], БодалеваА.А[9],Витковской И.М[11],Выготского Л.С[12], Дежниковой Н.С [19], Кларина М.В[31]Комарова В.П[33]Крушельницкой О.И [36]и т.д.
Многоаспектное освещение в психолого-педагогической литературе получила проблема сотрудничества младших школьников со сверстниками.
Наиболее значимыми вопросами в рамках изучаемой данной проблемы рассматриваются работы следующих авторовАйдаровой Л.И [2] Байбородовой Л.В [4],Бахвалова В.А [6], становление и функционирование детских объединений их мотивационная основа Виноградовой М.Д [10], Витковской И.М [11], становление взаимоотношений в совместной деятельности Крушельницкой О.И [36]взаимоотношения сверстников Цукерман Г.А [65].
Обращает на себя внимание тот факт, что абсолютное большинство исследований такого рода выполнено на материале подросткового возраста. Младший школьный возраст, в плане социального развития требует более глубокого изучения. Между тем в исследованиях отмечено, что младший школьный возраст представляет собой достаточно специфическую ступень детского развития. Особого внимания заслуживает изучение динамики развития отношений сотрудничества детей со сверстниками на протяжении всего младшего школьного возраста.
Наблюдения показали что, в традиционном обучении, даже при использовании групповых форм работы сотрудничество детей чаще декларируется, чем реализуется. Отношения сотрудничества определяются не на основе детских отношений, а по пространственным и временным признакам. Исследования показали что, отношения детского сотрудничества на инновационной основе вовсе отсутствуют, даже при позитивной организации детской деятельности. Их развитию препятствуют отрицательные эмоции мотивы избегания взаимодействия, соперничество на негативной основе.
Противоречие: с одной стороны, во ФГОС НОО заложено, что выпускник начальной школы должен уметь сотрудничать со сверстниками, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, а сдругой стороны, в настоящее время в начальнойшколе уделяется недостаточное внимание этому процессу.
Проблема исследования: какразвивать сотрудничество младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности?
Это определяет темуисследования: «Развитие у младших школьников сотрудничества со сверстниками во внеурочной деятельности».
Объект исследования: процесс развития сотрудничества младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности.
Предмет исследования :комплекс мероприятий, направленный на развитие сотрудничества младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать и обосновать комплекс мероприятий по развитию сотрудничества младших школьников со сверстниками, которую можно реализовать во внеурочной деятельности с ними.
Гипотеза исследования: вероятно, развивать сотрудничество младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности необходимо с помощью специально разработанного комплекса мероприятий.
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику младшему школьному возрасту.
2. Определить понятие «сотрудничество», представленное в психолого­педагогической литературе.
3. Дать характеристику внеурочной деятельности направленной на развитие сотрудничества младших школьников со сверстниками.
4. Дать характеристику деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 6 г. Артёмовскогопо развитию сотрудничества младших школьников со сверстниками.
5. Осуществить первичную диагностикусотрудничествамладших школьников со сверстниками.
6. Разработать и обосновать комплекс мероприятийпо развитию сотрудничества младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, описание, обобщение
классификациясравнение.
2. Эмпирические: анализ документов, наблюдение, диагностический метод, реализованный в следующих методиках: «Рукавички» (Цукерман Г.А.)«Левая и правая сторона» (Пиаже.Ж.)«Качества настоящего друга» (Крушельницкая О.И.)«Дорога к дому»(Цукерман Г.А.) «Незавершённая сказка» (Эльконин Д.Б.,Венгер А.Л.)
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы и приложениями.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 города Артемовского.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное теоретико-эмпирическое изучение развития сотрудничества младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности позволило сделать следующие выводы:
1. Анализ работ Мухиной В.С., Давыдова В.В., Кулагиной И.Ю. Первина И.Б., Бодалева А.А., Беловой В.С., Слободчикова В.И., Леонтьева А.А., Аверина В.А., Безруких М.М.,Айдарова Л.И., Витковской И.М. Дьяченко В.К., показал, что задачу развития сотрудничества младших школьников со сверстниками ставит возможным и она может быть успешно решена, так как младший школьник активный (Кулагина И.Ю.) любознательный (Первин И.Б.) самостоятельный (Бодалев А.А.) ответственный за свои поступки (Белова В.С.), способен оценить свой поступок.
2. Анализ работ Косолапова Л.А., Шведовой Н.Ю., Дьяченко В.К., Зимней И.А., Леонтьева А.А., Кагана М.С., Ефремовой Т.Ф., Кан-Калика В.А.Бахвалова В.В., Подласова И.П.,Руновой Т.А., показал, что под сотрудничеством мы понимаем позитивное взаимодействие, в котором цели и интересы участников совпадают, либо достижение целей одних участников возможно только через обеспечение интересов и устремлений других его участников. Сотрудничество младших школьников со сверстниками это определенный уровень отношений между младшими школьниками, который характеризуется умением договариваться со сверстниками, умением услышать другую точку зрения, даже если она расходится со своей собственной , умением поставить общую цель совместной работы и получить результат совместной деятельности.
3. Анализ нормативно- правовых документов показал, что внеурочная деятельностьэто образовательная деятельность, осуществляемая в формах отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
4. Анализ деятельности образовательной организации показал, что в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении № 6 уделяется внимание внеурочной деятельности, но недостаточное внимание уделяется проектной деятельности для развития сотрудничества младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности.
5. Первичная диагностика показала что, неразвитыми компонентами являются:
-неумение договариваться со сверстниками.
-неумение услышать другую точку зрения.
-неумение поставить общую цель совместной работы.
-неумение получить результат совместной деятельности.
б.Комплекс мероприятий способствует развитию сотрудничества младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности.
Таким образом, задачи исследования решены, его цель достигнута. Гипотеза нашла свое подтверждение.


1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: учёб.пособие. 2-е изд.перераб.
В.А. Аверин. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.89с.
2. Айдарова Л.И. Младшие школьники и родной язык. М., Педагогика 1993.95с.
3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
4. Байбородова Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. Ярославль: Изд-во ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 1991. 112 с.
5. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию. М. Издательский дом «Академия» 1998, 176с.
6. Бахвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 144 с.
7. Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учебное пособие для студентов высших учебных заведений М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, А.Д. Фабер. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 416 с.
8. Белова Е.С. Развитие диалога в процессе решения школьниками мыслительных задач дис. кандидата психологических наук: НИИ общ.ипед. психологии. Москва, 1990.21 с.
9. БодалевА.А., Ковалёв Г.А. Психологические трудности общения и их преодоление. М.: Издательство Институт практической психологии, Воронеж:НПО МОДЭК 1999.-256 страниц.
10. Виноградова М.Д. «Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников» М., Просвещение 2000.112с.
11. Витковская И.М.. В Обучение младших школьников в совместной деятельности. Псков, 2000. 96 с.
12. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.,АПН 1999.130с.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Самара: Бахрах М, 2001.92с.
14. Гаврина С.Е. Готов ли ваш ребенок к школе? С.Е Гаврина Н.Л. Кутявина И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. 80 с.
15. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб.пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов М.В. Гамезо Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ