Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование коллектива младших школьников в образовательной организации

Работа №98414

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы98
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
145
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Теоретические основы формирования коллектива младших школьников в образовательной организации 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников 7
1.2. Формирование коллектива обучающихся как социально­
педагогическая проблема 20
1.3. Формы и методы формирования коллектива младших школьников в
образовательной организации во внеурочной деятельности 34
Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию коллектива младших школьников в образовательной организации на примере Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы № 56 г. Артёмовского 46
2.1. Из опыта работы школы №56 по формированию коллектива младших
школьников во внеурочной деятельности 46
2.2. Программа по формированию коллектива младших школьников в
образовательной организации во внеурочной деятельности 55
Заключение 70
Список использованной литературы 73
Приложения 79

Актуальность. Формирование детского коллектива - проблема актуальная во все времена. Это можно объяснить различными причинами. Так, например, в нашей жизни появился компьютер, Интернет, где легко можно добыть разную информацию. (Причем информация, полученная из сети Интернет и других средств массовой информации, не всегда положительно влияет на сознание ребенка.) Это приводит к тому, что дети большую часть времени проводят в общении с машиной, а не в общении со своими сверстниками. Поэтому теряются навыки межличностного взаимодействия, притупляется восприятие другой личности в эмоциональном и ценностном отношении.
Другой причиной можно назвать то, что социально-экономические изменения, происшедшие в последние годы привели к тому, что в обществе появились люди, очень сильно различающиеся по материальному достатку. Бывают случаи, когда положение ребенка в школьном коллективе, отношение к нему со стороны одноклассников во многом определяется его материальным достатком (наличие дорогого мобильного телефона, компьютера, планшета и т.д.). И оттого, насколько ребенку комфортно и уютно в коллективе, зависит его обучение и развитие.
Переход на новые образовательные стандарты - одна из наиболее обсуждаемых тем в последнее время. С 1 сентября 2011 года все первоклассники страны начали учиться по новым стандартам. В условиях модернизации начальное образование призвано обеспечить развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру. Все эти качества можно развить у детей через детский коллектив. Вопросы детского коллектива, характерные особенности и межличностные отношения в коллективе, влияние коллектива на формирование личности отдельных детей - все это представляет исключительный интерес.
Важный период становления личности ребенка приходится на его школьные годы. В детском коллективе, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. Педагог в содружестве с семьей формирует в процессе целенаправленного педагогического воздействия те навыки и привычки поведения ребенка, начала тех личностных качеств, которые определяют характер взаимоотношений ребенка с другими людьми, и тем самым создает предпосылки развития коллективизма как качества личности. Наиболее важным периодом в плане формирования детского коллектива является младшая школа. Именно в младшей школе ребенок впервые знакомится со своими будущими товарищами по учебе, первой учительницей, оценкой со стороны педагога, учащихся, именно в начальной школе определяется его новый социальный статус как на основе собственных достижений в учебе, так и на основе личностных качеств.
Разработанность проблемы в науке. Особенностям формирования детского коллектива посвящены работы многих исследователей в области психолого-педагогической науки. В последние десятилетия психолого­педагогические исследования были направлены на выявление наиболее результативных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов ( Л.И. Новикова, Т. Е. Конникова и др.), на разработку принципов и методов стимулирования коллективной деятельности (О. А. Лепнёва, Л. И. Уманский и др.), развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем (Р. С. Немов ), разработку педагогической инструментовки деятельности коллектива (Н. П. Фетискин ). Современная концепция воспитательного коллектива рассматривает его как своеобразную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята.
Таким образом, проблема формирования коллектива остается актуальной и в наше время.
Коллектив младших школьников формируется в урочной и внеурочной деятельности. В нашей работе введено ограничение: формирование коллектива младших школьников будет рассматриваться во внеурочной деятельности.
Противоречие между важностью формирования коллектива младших школьников для их обучения и недостаточным использованием возможностей внеурочной деятельности для решения этой проблемы в образовательной организации.
Проблема исследования: как использовать возможности внеурочной деятельности для формирования коллектива младших школьников в образовательной организации?
Объект исследования: процесс формирования коллектива младших школьников.
Предмет исследования: содержание процесса формирования коллектива младших школьников во внеурочной деятельности в образовательной организации.
Цель исследования: теоретически обосновать и реализовать программу по формированию коллектива младших школьников во внеурочной деятельности в образовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно,формированию коллектива младших школьников будет способствовать внеурочная деятельность, предполагающая использование разных форм ( массовые, групповые) и методов (формирования сознания, организации деятельности и формирование опыта общественного поведения) работы.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику младших школьников.
2. Рассмотреть формирование коллектива обучающихся как социально­педагогическую проблему.
3. Выделить формы, методы, направления способствующие формированию коллектива младших школьников в образовательной организации.
4. Проанализировать деятельность школы № 56 по формированию коллектива младших школьников во внеурочной деятельности.
Методы исследования:
теоретические: анализ, систематизация, обобщение информации, эмпирические: анализ документов, наблюдение, опрос, обработка данных.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 56 (МАОУ СОШ № 56)
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Важный период становления личности ребенка приходится на его школьные годы. В детском коллективе, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности , создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. Педагог в содружестве с семьей формирует в процессе целенаправленного педагогического воздействия те навыки и привычки поведения ребенка, начала тех личностных качеств, которые определяют характер взаимоотношений ребенка с другими людьми, и тем самым создает предпосылки развития коллективизма как качества личности.
Младший школьный возраст - это период положительных изменений и преобразований. К младшему школьному возрасту относят 7-11-летних детей, учащихся 1-4-х классов начальной школы. Он позволяет:
• формировать мотивы учения, развивать устойчивые познавательные потребности и интересы;
• развивать навыки самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
• усваивать социальные нормы, нравственное развитие;
• воспитывать адекватную самооценку, развивать критичность по отношению к себе и окружающим;
• развивать навыки общения со сверстниками, устанавливать прочные дружеские контакты.
Коллектив имеет большое значение в формировании личности, при условии разумного управления им со стороны педагога. При этом важно соотнести потребность детей в общении и задачи, поставленные перед этим коллективом. Формирование и развитие коллектива младших школьников происходит поэтапно, методически организованно.
Коллектив означает социальную группу, объединенную на общественно­значимых целях, общественных ориентациях и совместной деятельности.
Процесс формирования коллектива рассматривается как развитие социального организма, основные критерии которого - целеустремленность, сплоченность, результативность деятельности .
В данной работе формирование коллектива младших школьников рассматривается через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере. При формировании коллектива младших школьников во внеурочной деятельности используются массовые и групповые формы работы. В настоящее время наиболее удобными для формирования коллектива являются следующие методы:
• методы формирования сознания
• методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения
• методы стимулирования поведения и деятельности.
Опытно-поисковая работа осуществлялась на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 56 г. Артёмовского в течение 2 лет (2015-2017). Приняли участие 26 человек.
Были использованы следующие методики:
1. Методика «Совместная сортировка» (Г.В. Бурменская)
2. Методика «Определение сплоченности группы с помощью индекса групповой сплоченности Сишора» (Е.И. Рогов)
3. Методика «Экспертная оценка сплоченности группы детей» (Е.И. Рогов) На начальном этапе опытно -поисковой работы были выявлены следующие проблемы: отсутствие в данном классе целеустремлённости, сплочённости, результативности совместных действий.
Нами была разработана « Программа по формированию коллектива младших школьников в образовательной организации», включающая этапы:
1. Диагностический.
2. Информационно-просветительский.
3. Развивающий.
4. Аналитический.
Формированию коллектива младших школьников способствовала внеурочная деятельность, предполагающаяиспользование разных форм ( массовые, групповые) иметодов (формирования сознания, организации деятельности и формирование опыта общественного поведения) работы.
В конце первого года реализации программы и на заключительном этапе опытно-поисковой работы также осуществлялась диагностика. Результаты данного мониторинга позволяют сделать следующие выводы: из учебного класса младших школьников сформирован коллектив в силу того, что нами отмечен более высокий уровень целеустремлённости, сплоченности, результативности совместной деятельности среди испытуемых. Можно сказать, что реализованная программа способствовала сплочению ученического класса, так как нами было отмечено более благоприятное оценивание своих одноклассников младшими школьниками; повышению благоприятной атмосферы внутри коллектива.
Всё перечисленное говорит о том, что коллектив младших школьников в данном классе сформирован.
Таким образом, цель опытно-поисковой работы достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза получила подтверждение.


1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 2000. 97 с.
2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 2000.78 c.
3. Амонашвили Ш. Психологические основы педагогики сотрудничества. Киев: 21 ВЕК, 2000.97 c.
4. Бабаян А.В., И. А. Сикорский О нравственном воспитании. Педагогика. 2004. №10. С. 66-74.
5. Беляев, Г.Ю. Детские общности: анализ и диагностика (что обсуждают, слушают, смотрят, кому доверяют, во что верят и как объединяются современные подростки). Классный руководитель, 2009.№8.С.97-110.
6. Болдырева, Л.В. Роль детских общественных объединений в создании единого воспитательного пространства. Воспитание школьников.2012.№10.С. 52-54.
7. Буева, Л.П. Личность и среда. Ребенок в системе коллективных отношений. Санкт- Петербург, 2000. 56 с.
8. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / Сост. Л.В. Ковинько. 4-е изд. М.: Издательский центр «Академия», Издательский дом Шалвы Амонашвили; 1998.76 с.
9. Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6т. М., 2003.Т.З.328 с.
10. Голованова, Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое. Педагогика. 1998. № 5. С. 42-46.
11. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика. Санкт- Петербург: Тезариус, 2005. 6 c.
12. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности. Вопросы психологии. 2002. № 3-4.14-19 с.
13. Данилов М.А., Компов Б.П. Дидактика /Под общей ред. Б.П. Компова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 2007. 518 с.
14. Данилов М.А. Умственное воспитание. Сов. Педагогика. 2004. № 12. 70-86 с.
15. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Москва, 2003.238 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ