Развитие у младших школьников сотрудничества со сверстниками во внеурочной деятельности
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития сотрудничества младших школьников со сверстниками
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного
возраста 7
1.2.Определение понятия «сотрудничество» в психолого-педагогической литературе 13
1.3. Внеурочная деятельностькак один из видов деятельности,направленный
на развитие сотрудничества младших школьников со сверстниками 18
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию сотрудничества младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности на примере МБОУ «СОШ №6» г. Артёмовский
2.1. Характеристика деятельности образовательной организации по
развитию сотрудничества младших школьников со сверстниками во
внеурочной деятельности 26
2.2. Диагностика сотрудничества младших школьников со
сверстникамиво внеурочной деятельности 34
2.3. Комплекс мероприятий по развитию сотрудничества младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности 49
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложение 67
Глава 1. Теоретические основы развития сотрудничества младших школьников со сверстниками
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного
возраста 7
1.2.Определение понятия «сотрудничество» в психолого-педагогической литературе 13
1.3. Внеурочная деятельностькак один из видов деятельности,направленный
на развитие сотрудничества младших школьников со сверстниками 18
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию сотрудничества младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности на примере МБОУ «СОШ №6» г. Артёмовский
2.1. Характеристика деятельности образовательной организации по
развитию сотрудничества младших школьников со сверстниками во
внеурочной деятельности 26
2.2. Диагностика сотрудничества младших школьников со
сверстникамиво внеурочной деятельности 34
2.3. Комплекс мероприятий по развитию сотрудничества младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности 49
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложение 67
Актуальность темы исследования. Российское образование находится на качественно новом этапе своего развития. Повышенный рост требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к выпускнику начальной школы, стал причиной актуальности проблемы сотрудничества.
Сотрудничество как одна из ценностей культуры задает основания жизненно важным способам поведения и деятельности человека, обеспечивает особенности его самореализации, а также позволяет транслировать опыт позитивного, созидательного взаимодействия.
Практика организации сотрудничества младших школьников со сверстниками показала большие возможности. Психологияпризнает сотрудничествосо сверстниками одним из основных факторов психического развития ребенка.
Но современная школьная жизнь устроена так, что такой существенный фактор развития, как сотрудничество, действует слабо, его богатые возможности практически не используются.
Данные накопленные в ходе многочисленных теоретических и научнометодических исследований в значительной степени характеризуют сотрудничество младших школьников со сверстниками изолированно, что не может не затруднять создание единой картины социализации ребенка.
В психолого-педагогической науке проблемаразвития сотрудничества выделилась в самостоятельную сравнительно давно.
Научной базой при выделении этой проблемы как самостоятельной так и дальнейшей её разработки послужили работы Байбородовой Л.В [4],Беловой В.С[8], БодалеваА.А[9],Витковской И.М[11],Выготского Л.С[12], Дежниковой Н.С [19], Кларина М.В[31]Комарова В.П[33]Крушельницкой О.И [36]и т.д.
Многоаспектное освещение в психолого-педагогической литературе получила проблема сотрудничества младших школьников со сверстниками.
Наиболее значимыми вопросами в рамках изучаемой данной проблемы рассматриваются работы следующих авторовАйдаровой Л.И [2] Байбородовой Л.В [4],Бахвалова В.А [6], становление и функционирование детских объединений их мотивационная основа Виноградовой М.Д [10], Витковской И.М [11], становление взаимоотношений в совместной деятельности Крушельницкой О.И [36]взаимоотношения сверстников Цукерман Г.А [65].
Обращает на себя внимание тот факт, что абсолютное большинство исследований такого рода выполнено на материале подросткового возраста. Младший школьный возраст, в плане социального развития требует более глубокого изучения. Между тем в исследованиях отмечено, что младший школьный возраст представляет собой достаточно специфическую ступень детского развития. Особого внимания заслуживает изучение динамики развития отношений сотрудничества детей со сверстниками на протяжении всего младшего школьного возраста.
Наблюдения показали что, в традиционном обучении, даже при использовании групповых форм работы сотрудничество детей чаще декларируется, чем реализуется. Отношения сотрудничества определяются не на основе детских отношений, а по пространственным и временным признакам. Исследования показали что, отношения детского сотрудничества на инновационной основе вовсе отсутствуют, даже при позитивной организации детской деятельности. Их развитию препятствуют отрицательные эмоции мотивы избегания взаимодействия, соперничество на негативной основе.
Противоречие: с одной стороны, во ФГОС НОО заложено, что выпускник начальной школы должен уметь сотрудничать со сверстниками, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, а сдругой стороны, в настоящее время в начальнойшколе уделяется недостаточное внимание этому процессу.
Проблема исследования: какразвивать сотрудничество младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности?
Это определяет темуисследования: «Развитие у младших школьников сотрудничества со сверстниками во внеурочной деятельности».
Объект исследования: процесс развития сотрудничества младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности.
Предмет исследования :комплекс мероприятий, направленный на развитие сотрудничества младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать и обосновать комплекс мероприятий по развитию сотрудничества младших школьников со сверстниками, которую можно реализовать во внеурочной деятельности с ними.
Гипотеза исследования: вероятно, развивать сотрудничество младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности необходимо с помощью специально разработанного комплекса мероприятий.
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику младшему школьному возрасту.
2. Определить понятие «сотрудничество», представленное в психологопедагогической литературе.
3. Дать характеристику внеурочной деятельности направленной на развитие сотрудничества младших школьников со сверстниками.
4. Дать характеристику деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 6 г. Артёмовскогопо развитию сотрудничества младших школьников со сверстниками.
5. Осуществить первичную диагностикусотрудничествамладших школьников со сверстниками.
6. Разработать и обосновать комплекс мероприятийпо развитию сотрудничества младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, описание, обобщение
классификациясравнение.
2. Эмпирические: анализ документов, наблюдение, диагностический метод, реализованный в следующих методиках: «Рукавички» (Цукерман Г.А.)«Левая и правая сторона» (Пиаже.Ж.)«Качества настоящего друга» (Крушельницкая О.И.)«Дорога к дому»(Цукерман Г.А.) «Незавершённая сказка» (Эльконин Д.Б.,Венгер А.Л.)
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы и приложениями.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 города Артемовского.
Сотрудничество как одна из ценностей культуры задает основания жизненно важным способам поведения и деятельности человека, обеспечивает особенности его самореализации, а также позволяет транслировать опыт позитивного, созидательного взаимодействия.
Практика организации сотрудничества младших школьников со сверстниками показала большие возможности. Психологияпризнает сотрудничествосо сверстниками одним из основных факторов психического развития ребенка.
Но современная школьная жизнь устроена так, что такой существенный фактор развития, как сотрудничество, действует слабо, его богатые возможности практически не используются.
Данные накопленные в ходе многочисленных теоретических и научнометодических исследований в значительной степени характеризуют сотрудничество младших школьников со сверстниками изолированно, что не может не затруднять создание единой картины социализации ребенка.
В психолого-педагогической науке проблемаразвития сотрудничества выделилась в самостоятельную сравнительно давно.
Научной базой при выделении этой проблемы как самостоятельной так и дальнейшей её разработки послужили работы Байбородовой Л.В [4],Беловой В.С[8], БодалеваА.А[9],Витковской И.М[11],Выготского Л.С[12], Дежниковой Н.С [19], Кларина М.В[31]Комарова В.П[33]Крушельницкой О.И [36]и т.д.
Многоаспектное освещение в психолого-педагогической литературе получила проблема сотрудничества младших школьников со сверстниками.
Наиболее значимыми вопросами в рамках изучаемой данной проблемы рассматриваются работы следующих авторовАйдаровой Л.И [2] Байбородовой Л.В [4],Бахвалова В.А [6], становление и функционирование детских объединений их мотивационная основа Виноградовой М.Д [10], Витковской И.М [11], становление взаимоотношений в совместной деятельности Крушельницкой О.И [36]взаимоотношения сверстников Цукерман Г.А [65].
Обращает на себя внимание тот факт, что абсолютное большинство исследований такого рода выполнено на материале подросткового возраста. Младший школьный возраст, в плане социального развития требует более глубокого изучения. Между тем в исследованиях отмечено, что младший школьный возраст представляет собой достаточно специфическую ступень детского развития. Особого внимания заслуживает изучение динамики развития отношений сотрудничества детей со сверстниками на протяжении всего младшего школьного возраста.
Наблюдения показали что, в традиционном обучении, даже при использовании групповых форм работы сотрудничество детей чаще декларируется, чем реализуется. Отношения сотрудничества определяются не на основе детских отношений, а по пространственным и временным признакам. Исследования показали что, отношения детского сотрудничества на инновационной основе вовсе отсутствуют, даже при позитивной организации детской деятельности. Их развитию препятствуют отрицательные эмоции мотивы избегания взаимодействия, соперничество на негативной основе.
Противоречие: с одной стороны, во ФГОС НОО заложено, что выпускник начальной школы должен уметь сотрудничать со сверстниками, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, а сдругой стороны, в настоящее время в начальнойшколе уделяется недостаточное внимание этому процессу.
Проблема исследования: какразвивать сотрудничество младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности?
Это определяет темуисследования: «Развитие у младших школьников сотрудничества со сверстниками во внеурочной деятельности».
Объект исследования: процесс развития сотрудничества младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности.
Предмет исследования :комплекс мероприятий, направленный на развитие сотрудничества младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать и обосновать комплекс мероприятий по развитию сотрудничества младших школьников со сверстниками, которую можно реализовать во внеурочной деятельности с ними.
Гипотеза исследования: вероятно, развивать сотрудничество младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности необходимо с помощью специально разработанного комплекса мероприятий.
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику младшему школьному возрасту.
2. Определить понятие «сотрудничество», представленное в психологопедагогической литературе.
3. Дать характеристику внеурочной деятельности направленной на развитие сотрудничества младших школьников со сверстниками.
4. Дать характеристику деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 6 г. Артёмовскогопо развитию сотрудничества младших школьников со сверстниками.
5. Осуществить первичную диагностикусотрудничествамладших школьников со сверстниками.
6. Разработать и обосновать комплекс мероприятийпо развитию сотрудничества младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, описание, обобщение
классификациясравнение.
2. Эмпирические: анализ документов, наблюдение, диагностический метод, реализованный в следующих методиках: «Рукавички» (Цукерман Г.А.)«Левая и правая сторона» (Пиаже.Ж.)«Качества настоящего друга» (Крушельницкая О.И.)«Дорога к дому»(Цукерман Г.А.) «Незавершённая сказка» (Эльконин Д.Б.,Венгер А.Л.)
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы и приложениями.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 города Артемовского.
Проведенное теоретико-эмпирическое изучение развития сотрудничества младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности позволило сделать следующие выводы:
1. Анализ работ Мухиной В.С., Давыдова В.В., Кулагиной И.Ю. Первина И.Б., Бодалева А.А., Беловой В.С., Слободчикова В.И., Леонтьева А.А., Аверина В.А., Безруких М.М.,Айдарова Л.И., Витковской И.М. Дьяченко В.К., показал, что задачу развития сотрудничества младших школьников со сверстниками ставит возможным и она может быть успешно решена, так как младший школьник активный (Кулагина И.Ю.) любознательный (Первин И.Б.) самостоятельный (Бодалев А.А.) ответственный за свои поступки (Белова В.С.), способен оценить свой поступок.
2. Анализ работ Косолапова Л.А., Шведовой Н.Ю., Дьяченко В.К., Зимней И.А., Леонтьева А.А., Кагана М.С., Ефремовой Т.Ф., Кан-Калика В.А.Бахвалова В.В., Подласова И.П.,Руновой Т.А., показал, что под сотрудничеством мы понимаем позитивное взаимодействие, в котором цели и интересы участников совпадают, либо достижение целей одних участников возможно только через обеспечение интересов и устремлений других его участников. Сотрудничество младших школьников со сверстниками это определенный уровень отношений между младшими школьниками, который характеризуется умением договариваться со сверстниками, умением услышать другую точку зрения, даже если она расходится со своей собственной , умением поставить общую цель совместной работы и получить результат совместной деятельности.
3. Анализ нормативно- правовых документов показал, что внеурочная деятельностьэто образовательная деятельность, осуществляемая в формах отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
4. Анализ деятельности образовательной организации показал, что в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении № 6 уделяется внимание внеурочной деятельности, но недостаточное внимание уделяется проектной деятельности для развития сотрудничества младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности.
5. Первичная диагностика показала что, неразвитыми компонентами являются:
-неумение договариваться со сверстниками.
-неумение услышать другую точку зрения.
-неумение поставить общую цель совместной работы.
-неумение получить результат совместной деятельности.
б.Комплекс мероприятий способствует развитию сотрудничества младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности.
Таким образом, задачи исследования решены, его цель достигнута. Гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Анализ работ Мухиной В.С., Давыдова В.В., Кулагиной И.Ю. Первина И.Б., Бодалева А.А., Беловой В.С., Слободчикова В.И., Леонтьева А.А., Аверина В.А., Безруких М.М.,Айдарова Л.И., Витковской И.М. Дьяченко В.К., показал, что задачу развития сотрудничества младших школьников со сверстниками ставит возможным и она может быть успешно решена, так как младший школьник активный (Кулагина И.Ю.) любознательный (Первин И.Б.) самостоятельный (Бодалев А.А.) ответственный за свои поступки (Белова В.С.), способен оценить свой поступок.
2. Анализ работ Косолапова Л.А., Шведовой Н.Ю., Дьяченко В.К., Зимней И.А., Леонтьева А.А., Кагана М.С., Ефремовой Т.Ф., Кан-Калика В.А.Бахвалова В.В., Подласова И.П.,Руновой Т.А., показал, что под сотрудничеством мы понимаем позитивное взаимодействие, в котором цели и интересы участников совпадают, либо достижение целей одних участников возможно только через обеспечение интересов и устремлений других его участников. Сотрудничество младших школьников со сверстниками это определенный уровень отношений между младшими школьниками, который характеризуется умением договариваться со сверстниками, умением услышать другую точку зрения, даже если она расходится со своей собственной , умением поставить общую цель совместной работы и получить результат совместной деятельности.
3. Анализ нормативно- правовых документов показал, что внеурочная деятельностьэто образовательная деятельность, осуществляемая в формах отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
4. Анализ деятельности образовательной организации показал, что в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении № 6 уделяется внимание внеурочной деятельности, но недостаточное внимание уделяется проектной деятельности для развития сотрудничества младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности.
5. Первичная диагностика показала что, неразвитыми компонентами являются:
-неумение договариваться со сверстниками.
-неумение услышать другую точку зрения.
-неумение поставить общую цель совместной работы.
-неумение получить результат совместной деятельности.
б.Комплекс мероприятий способствует развитию сотрудничества младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности.
Таким образом, задачи исследования решены, его цель достигнута. Гипотеза нашла свое подтверждение.
Подобные работы
- Развитие навыков сотрудничества у младших школьников со взрослыми во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ
ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Деятельность классного руководителя по формированию межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - Формирование коллектива младших школьников в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Формирование коммуникативных умений младших школьников в процессе проектной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Организация внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности по формированию коммуникативных УУД младших школьников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КОММУНИКАТИВНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД РУССКОЙ
НАРОДНОЙ ПЕСНЕЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017





